Левицкий Портрет Демидова

Портрет П. А. Демидова — наиболее «картинный» из всех произведений Дмитрия Левицкого. Портрет Прокопия Акинфиевича Демидова является лучшим произведением выдающегося мастера живописи Дмитрия Григорьевича Левицкого в так называемой опекунской серии. В своей картине Левицкий используя позу Демидова, его одеяние предельно возможную для парадного портрета выразительность лица (в котором – насмешка и величие, мудрость и грусть), набор предметов-аллегорий составляет развернутое повествование о яркой, неоднозначной личности.

Левицкий Дмитрий Григорьевич – русский художник-портретист

Вмиг изображение переносит нас через два столетия. А. Демидова) – уже четыреста. Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами.

Миниатюрность формы не исключает, однако, некоторой эскизности, благодаря которой мы видим, как красно-коричневый грунт просвечивает в волосах, шарфе, кафтане. В центре расположена фигура портретируемого, четко и объемно рисующаяся на фоне.

110 х 77 см. Художник представил в нем старость как жизненный этап имеющий самостоятельную нравственную ценность. Он знает, что внизу ее ждет карета. СПб., 1864). камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной — крупной и двух — мелкой породы) и форейторов — карлика и великана.

С началом нового столетия первенствующую роль предстояло сыграть уже другим мастерам.

Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления. Д. Левицкий. Художник стремился придать образу девушки большую значимость и выбрал народный костюм. Левицкий – верный ученик Антропова, живописца, который прямо говорил, что не любит писать молодые лица (они кажутся ему кукольными) и предпочитает лица стариков, наделенных всеми приметами времени. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной.

Гордо посаженная головка. Ясность характеристики вполне соответствует реальному облику модели, решительной и энергичной, смело распорядившейся (как мы увидим ниже) своей судьбой.

Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника». Чувствуется, что Левицкий был очарован этой личностью. Дидро пробыл в Петербурге полгода. отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. Екатерина II еще в 1765 г. купила личную библиотеку Дидро, при этом назначила его библиотекарем и выплатила жалованье за 50 лет вперед.

Он был знаменит своими чудачествами. Похоронен Демидов был в соседнем с усадьбой Донском монастыре. С 1779 преподавал в портретном классе Академии Художеств. Портрет П. А. Демидова (1773). П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. В том же году за портрет А. Ф. Кокоринова он получил звание академика (ему было в то время 35 лет).

«Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Художник добивается здесь большой полноты характеристики портретируемого. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. У меня лицо, которое обманывает художника». Демидова.

Дмитрий Левицкий 
– мастер парадных 
и камерных портретов

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Именно за это десятилетие он и "переписал" в основном весь петербургский свет. Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью. Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок». «У меня было сто различных физиономий на день, смотря по предмету, каким я был занят. Этот период (1771–1787), когда проявились и прекрасные педагогические способности мастера, – как раз наиболее плодотворный и интенсивный этап его творческой жизни. Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования избегая огласки. Судьба Левицкого не была иной.

Очевидно, портрет Сеземова создан для того, чтобы рассказать об общественных добродетелях богатого откупщика — его щедрой благотворительности, его заботе о «сирых и бездомных». Первая попытка определить художника "во времени и пространстве" предпринимается в работах "История русского искусства XVIII века" Н. Н. Коваленской (1940) и "История русского искусства XVIII века" Г. В. Жидкова (1951). Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи абсолютно неожиданно. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ).

В итоге получился единый художественный ансамбль, объединенный и одним светлым чувством радости бытия и общим декоративным строем. Неподдельное удовольствие, которое испытывают сами девушки от сознания собственной привлекательности, придает их образам искренность и естественность.

  1. Портрет Демидова кисти художника Левицкого
  2. Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)
  3. Картины – Третьяковская галерея – фото
  4. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий – Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова 900 Картин самых известных русских художников
  5. Дмитрий Левицкий, Портрет Демидова
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Д. Левицкий. Современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». Здесь уместно добавить, что Мария Алексеевна была одной из дочерей обер-прокурора Сената две из ее сестер также оказались замужем за поэтами: Александра Алексеевна – за В. В. Капнистом, а Дарья Алексеевна была второй женой Г. Р. Державина.

Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ). Но это большое однотонное пятно (особенно в портретах Молчановой и Алымовой) полно тончайшей игры оттенков и света. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников
  2. Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Демидова»

Среди портретов 1780-х гг. Он не уставал повторять, что происходит от кузнеца и не совсем доверял чиновным дворянам, которые (по его выражению) «водят за нос» таких, как он, «мохнорылых»5. Живопись сочная, материальная, плотная, на рентгенограмме видно множество правок. Поза его торжественна и величава. Но эти приметы возраста не лишают лицо значительности и достоинства. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия».

Портрет Демидова 
кисти художника 
Левицкого

— портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). В 1771 году президент Академии художеств И. И. Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г. ). Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым. Большинство искусствоведов предполагает, что центральным пятном был портрет Левшиной (любимицы императрицы), с одной стороны от него располагались портреты Ржевской и Давыдовой, Нелидовой, Хованской и Хрущевой, по другую сторону – портреты Борщевой, Молчановой, Алымовой. Серия «Смольнянок» – шедевр мирового искусства.

На портрете в полный рост изображен пожилой человек в роскошном домашнем одеянии. Возможно именно таким и видел его художник, когда Дидро возвращался из дворца после длительных бесед с императрицей. Улыбка Урсулы означает конец сеанса. А «простонародная» одежда из голубовато-зеленоватого шелка, отделанная золотисто-коричневым мехом, выглядит не менее дорогой и нарядной, чем любой роскошный костюм аристократа.

С. 105). — неизвестно. Непринужденный стиль одежды провозглашает: «Жить можно и частной жизнью, но при этом быть достойным гражданином своего отечества». Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. В конце концов ее настойчивость победила. Но уже в 1840-е гг.

Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов. Костюм парадный, но на голове домашний колпак насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе. Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом. Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт.

Холст, масло, 134 х 102 см. Мнимая простота роскошного атласного туалета как нельзя лучше оттеняет почти неуловимую нарочитость в выражении слишком ярко нагримированного лица с любезной улыбкой. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета.

Возможно, отец и был первым учителем Левицкого. Эта задача определила и выбор тех выразительных средств, которыми художники пользовались при создании парадных портретов.

Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет. Высокая напудренная прическа.

Государственная Третьяковская галерея (Москва). живое, постоянно меняющееся выражение его лица, удалось схватить только этим художникам.

Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. Девочки разных возрастов изображены и просто позирующими (таков первый портрет самых маленьких – Н. М. Давыдовой и Ф. С. Ржевской художник словно нащупывает свой путь) и танцующими (Е. Он покидает Петербург ради Москвы лишь дважды. В то же время сам великий философ отмечал, что написать его портрет чрезвычайно трудно. Ощущение собственного достоинства, сознание своих положительных качеств пронизывают женские образы, которые нередко приобретают подчеркнуто аристократический характер.

Некрасивое толстогубое лицо (сколькими сетованиями на свою наружность из-за которой его называли "губаном", "разиней" и пр., полны благоуханные его мемуары "Капище моего сердца". ) отражает те черты, которыми Долгорукий определил самого себя: "По наружности я был чист, румян, но дурен лицом и обезображен от природы. Он говорил, что придет время – из-за границы будут ездить к нам учиться. Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного.

Именно такой изображена на портрете Мария Алексеевна Дьякова (1778, ГТГ на обороте холста по-французски выраженное графом Сегюром восхищение моделью), будущая жена архитектора Н. А. Львова, к кругу которого принадлежал художник. В портретной живописи сложились определенные образные каноны.

Большинство изображенных девушек были назначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, великой княгини Наталии Алексеевны. Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой. Но советы и планы Дидро императрица отвергла. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) происходил из семьи крупнейшего уральского горнозаводчика А. Н. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели.

Он воплощает уже совсем новый тип живописца, с другим художественным мировоззрением. Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. То же прославление жизни, то же восхищение молодым существом. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств. Петров назвал его "великим художником". Левицкий стар, болен и катастрофически теряет зрение.

Кроме того, в них прослеживается единый декоративный замысел и все они как бы освещены одним большим чувством художника, большой его теплотой, редко потом встречающейся в других его произведениях. Второй этап – выработка навыков самостоятельного композиционного мышления. Левицкий остается незаурядным психологом и блестящим живописцем, но по отношению к модели становится теперь в большей степени сторонним наблюдателем. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым.

А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки. Подчеркнуто неофициальный костюм Демидова говорит о его причастности к широкой общественной благотворительной деятельности, не зависящий от государства. Богатство сделало из Демидова самодура, угождавшего всякой своей прихоти. В схеме репрезентативного портрета решен Левицким и другой образ – Прокофия Акинфиевича Демидова (1773, ГТГ). Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Д. Левицкий. Преподавал в Академии художеств, 17 лет был руководителем портретного класса.

Из сери портретов «Попечители Воспитательного дома»Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. И. Алымова), с книгой в руках (Е. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В 1787 г. Левицкий уходит в отставку в результате неурядиц и конфликтов с академическим начальством, прежде всего с И. И. Бецким.

Но, в первую очередь, он был большой чудак. Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя. 1773. Был директором Академии художеств. Левицкий – тонкий мастер передачи фактуры предметов. В портрете дочери он демонстрирует мастерство живописца эпохи классицизма и воспевает простоту и естественность народных русских обычаев. Он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени и многих из них запечатлел на своих полотнах: Екатерину II (1783) Дени Дидро (1773), французского философа-энциклопедиста, писателя зодчего А. Кокоринова публициста, просветителя и издателя Н. Новикова.

Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. преобладают различные варианты парадных портретов. Новой чертой для XVIII в. представляется постановка фигуры, ее резкий разворот, свободное движение, создающие впечатление беседы со зрителем, которое еще усиливается тем, что рот модели слегка приоткрыт.

М. Долгорукий" (1782, Киевский музей русского искусства), написанный в год, когда простого армейского прапорщика перевели в гвардейский Семеновский полк, в мундире которого модель и запечатлена на холсте. Учился в Академии Художеств. Теперь понятна и программа парадного портрета.

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос или Носов) известного также как художник-гравёр.

Но это и шаг на пути углубления характеристики. На столе – приготовленные для гостей хлеб, соль в изящной солонке и кубок с питьем. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств.

Да и одет Демидов по-домашнему. За портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова (1769, ГРМ) Левицкий получил звание академика. Это портрет-аллегория образа справедливой правительницы.

Формально сохраняя в портрете П. А. Сергеем Дягилевым, ставшим серьезным знатоком и исследователем русского искусства XVIII века, была написана первая монография о творчестве Дмитрия Левицкого, вышедшая в свет в 1902 году. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. Анна занималась рисованием и живописью, брала уроки миниатюрной живописи. Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур.

На нем халат и ночной колпак. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен. Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма. Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов "указует" на горшок с цветами.

Музей искусства и истории (Женева)Эта работа – опыт камерного портрета, который написан во время приезда французского философа в Россию по приглашению Екатерины II. Между 1772 и 1776 гг. Такой портрет называют парадным. Изменилась цветовая гамма.

«Этот портрет параден по своим задачам. В 1790-е гг.

Очень интересны с этой точки зрения портреты А. Ф. Кокоринова (1769), Б. В. Умского (1770), Н. А. Сеземова (1770). Тогда они тайно обвенчались. Его московский дом был заполнен растениями.

Живавший за границей и принимавший в своём доме императора Священной Римской империи, П. А. Демидов тем не менее бравировал своей рускостью, уснащал свои письма словечками вроде «таперя», «войтить», «коностас», а ещё более того едкими и не всегда пристойными шутками5. Левицкий же создал целую живописную поэму юности, "оду радости" юных. Даже такая внешне далекая от привычных представлений о даме-аристократке особа, как Бакунина, супруга члена Иностранной коллегии П. В. Бакунина Старшего, не лишена на портрете горделивого спокойствия и любезности.

Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия (1783). О московских чудачествах Демидова ходили легенды. На первом этапе – копирование известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко).

Д. Левицкий. По-видимому, Левицкий провел в Москве еще несколько лет: из документов известно, что он участвовал в создании икон для двух только что отстроенных московских церквей.

В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами». Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Ведь и цветы и обитатели Воспитательного дома нуждаются в нежнейшем уходе. Но портрет вызывает неизменный интерес. Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные.

Силуэт скульптурнее, а цвет приближен к локальному, это крупные цветовые пятна: жемчужного тона жилет, панталоны, оторочка шлафрока, белые чулки резче контрастируют с теплым по тону оранжевым халатом. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. Екатерина сумела расположить в свою пользу и Елизавету и двор и 21 августа 1745 г. была обвенчана с великим князем Петром. Портрет написан в контрасте белого и красного. В 1775 г. он произведен в советники Академии.

Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости. И. Молчанова). Художник восхищен очарованием и юностью девушек.

Сеземов широким жестом указывает на бумагу, которую держит в руке. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. Видимо, портрет создавался именно там. Дидро изображён в домашнем халате и без парика. В пары объединялись обычно портреты супругов иногда братьев и сестер. Либо, как в портрете старика-священника, они вызывают щемящую жалость и нежность (потому и допускают исследователи мысль, что это изображение отца художника, хотя тот умер за 10 лет до времени создания портрета).

Все они построены по уже сложившейся схеме решения парадного портрета. Левицкий же, как и Рокотов, – только портретист. Атласная одежда Демидова сверкает и переливается алыми и серебристыми оттенками. Он одел Агашу в русское платье и кокошник и поместил в интерьер бревенчатой избы.

Кроме того, передавая «демократические» черты облика Сеземова, художник в то же время дает нам почувствовать, что хотя перед нами и мужик, но мужик необыкновенный. Правда, в данном случае Левицкому дали возможность отойти от традиционных приемов парадного изображения особенности биографии и личности Сеземова. В 1776 г. был первый выпуск учениц.

Художник спешит. Д. Г. Отставка его была тут же принята и он тоже вышел "без достойного вознаграждения". Бьют часы.

Только в 1964 г. Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ). Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования избегая огласки.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Считается, что этот портрет связан с её замужеством. Непосредственность поведения, уже наметившиеся различия характеров, внутреннее состояние каждой девочки в момент позирования тонко и с глубокой симпатией переданы портретистом. Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет. Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. широкой и толстой губой, по которой.

У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В. Н. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. Они (а это были в основном совсем не богатые дети среднего и мелкопоместного дворянства) приглашались во дворец или в дом попечителя института Бецкого.

Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – "смольнянок" (семь портретов, все – ГРМ). / В него с искусством ум Левицкого вложен". Обстоятельно, подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. ВглядимсяОвал.

Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов. Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. Д. Левицкий.

Образование П. А. Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. есть большие творческие удачи художника. В некоторых портретах модели помещены на нейтральном фоне ("Ржевская и Давыдова", "Алымова"), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. В ряду камерных портретов 1770-х гг.

Сохранился и портрет мужа Бакуниной. Портрет Дени Дидро (1773-1774). по заказу императрицы Екатерины II.

Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг. Он ни с кем не считался, оскорблял и унижал людей. Но вначале он был известен как мастер парадного портрета. 1735-1822) родился в Киеве в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос) известного как художник-гравёр.

В творчестве Левицкого есть область, в которой он не имеет себе равных среди современников по способности проникнуть в индивидуальность человека, — камерный портрет: небольшое по формату погрудное или поясное изображение с нейтральным фоном. Одни из них покоряют образом пленительной юности, как "И. Благородный овал лица. Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Но не только своими щедрыми подношениями прославился герой портрета. 1780-х, Нижегородский художественный музей).

Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной — крупной и двух — мелкой породы) и форейторов — карлика и великана. Характерна его фигура, уже заметно отяжелевшая. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. Его увлекла непосредственность девушек искренность, с которой они играли свою роль.

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль. Демидова окружают предметы его любимого занятия: луковицы цветов, ботанические трактаты, растения в больших горшках, на которые направлен указующий жест его правой руки. Академик Паллас целый месяц прожил в его подмосковном доме, составляя «Каталог растениям находящимся в Москве в саду его превосходительства, действительнаго статскаго советника и Императорскаго Воспитательнаго дома знаменитаго благодетеля, Прокопия Акинфиевича Демидова» (1781)4. Первые биографические сведения о нем принадлежат Якобу Штелину. Глядя на это лицо, начинаешь понимать и покаянные мысли Прокофия Акинфиевича и его тайную благотворительность, весь его непростой внутренний мир, который он так тщательно оберегал от посторонних глаз за ширмой чудачеств и в высшей степени экстравагантных поступков. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь – от гербария и лейки на столе до фасада здания – свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.

Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью. В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь.

Колористически портрет построен так, как художник писал в 1770-е гг., – на сочетании зеленоватых, голубых, золотистых, жемчужно-серых оттенков с излюбленными розоватыми. Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783.

Такую "гармонию души и тела" и хочет передать художник. Демидова. Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. ГРМ). Очень выразительна поза Демидова, в ней ощущается какое-то небрежное изящество. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы.

П. А. И. Нелидова, Н. С. Борщова, А. П. Левшина), в пасторали (Е. Через 20 лет, уступая настойчивым просьбам друзей, он вошел в художественный совет Академии (1807), но к службе в ней уже не вернулся. Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника.

На столе луковицы и гербарий — предметы страсти любителя ботаники. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Екатерина II Алексеевна родилась в 1729 г. в небогатой семье и получила посредственное воспитание.

Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах.

Портрет Анны Воронцовой в детстве (конец 1780-х-начало 1790-х). Постепенно происходит открытие истинно детского портрета. Он собрал редкостный гербарий изучал жизнь пчел.

Его фигура свободно размещена на холсте, вокруг нее оставлено широкое пространство нейтрального фона. Нестор Кукольник призывал спасать забытые и полузабытые имена русских художников XVIII в. Левицкому, правда и в XIX в. повезло более других именитых современников: на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. было представлено пять его портретов ("Екатерина-законодательница", портрет старика-священника и три портрета "смольнянок"), вызвавших отклик в Европе, а первый серьезный отечественный исследователь искусства XVIII в. П. Н. Этот "разговорный" прием художник использовал еще раз в конце своего творческого пути в портрете А. С. Протасовой, но он станет часто употребим в искусстве следующего столетия. Левицкий был одним из тех немногих (если не единственным) живописцев XVIII в., о ком заговорили еще при жизни (правда, в основном иностранцы: путешественники Иоганн Бернулли III и граф Фортиа де Пиль историк искусства Фиорилло) из соотечественников – поэты К. Н. Батюшков и М. Н. Муравьев, коллекционер Павел Свиньин. Не знает и не помышляет он, что через 2 года его жизнь трагически оборвётся. Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе.

черты образного строя. На его заводах беспощадно угнетали рабочих.

Она даже предлагала ему перенести в Петербург издание его «Энциклопедии». Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М. Мнишека (1782 г. ). От позднего творчества Левицкого осталось немного произведений, во всем уступающих прежним.

Кокоринов не был знатным человеком, принадлежащим к верхушке правящего сословия. Холст, масло. Здесь на помощь художнику не приходят ни танец, ни пастораль, ни арфа, ни даже книга.

На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей. Д. Левицкий. Холст, масло. Серия из 7 портретов написана в 1773-1776 гг. В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств. ГТГ. Сеземов — «села Выжигина поселянин», — как сообщает надпись, сделанная на обороте холста, на котором написан портрет, был крепостным графа П. Б. Шереметева.

Вокруг аксессуары, которые несут большую смысловую нагрузку. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Д. Левицкий. В построении композиции портрета просле живаются традиции парадного изображения. Все портреты находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Первоначально портреты были помещены в резиденции императрицы – Петергофe после Февральской революции 1917 г. цикл поступил в Русский музей.

Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Взрослые ситуации, в которые они поставлены, дают художнику возможность раскрыть истинные свойства, в том числе и возрастные, через призму поведения в заданной роли. Знатных людей обычно изображали в величественной позе, наряженными в богатые одежды. В 1780-е гг.

На портрете Дени Дидро (1773–1774 Музей искусства и истории, Женева) изображен в домашнем одеянии кирпично-красного тона, без парика, с лицом немолодым и усталым. Например, выезжал на потеху всему Замоскворечью в колымаге, запряженной цугом и выкрашенной в дикие цвета, с форейторами разного роста (от великана до карлика), обряженными так же фантастически или заключал немыслимые пари (кто пролежит на спине год, не вставая целый час не моргнет, пока ему "меж глаз будут тыкать" и пр. ). Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери. «Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах.

Демидов очень любил природу, подолгу работал в своем саду. Одет в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм. Четкость пластических объемов, определенность линейных контуров, большую гладкость живописи по сравнению с абсолютно иными принципами живописи Рокотова мы видим и в портрете Ивана Ларионовича Воронцова (правда, рокотовский портрет не окончен, но мы уже ощущаем неопределенность состояния модели, ее задумчивость, мечтательность). В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А. М. Голицына (1772 г. ) и А. Д. Ланского (1782 г. ). «Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези»Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним.

О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй (П. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) – талантливый архитектор. Автопортрет (1783)Дмитрий Григорьевич Левицкий (ок.

61 x 50 см (овал, вписанный в прямоугольник). Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Демидов получил в Гамбурге. Возможно интимность, которая привлекала Дидро в миниатюре Гарана, нравилась ему и у Левицкого (хотя документальных свидетельств оценки самого философа мы не имеем кроме того, портрет не был им увезен в Париж, как считалось ранее, а согласно новым исследованиям, попал в Женеву много позже, в XIX в. ).

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, в нарушение традиций большого парадного портрета представлен в домашнем шелковом халате в образе садовника, указывающего на оранжерейные цветы. В течение всего своего визита в Петербург Дидро жил в доме князя Нарышкина. Своей открытостью образ Долгорукого как бы продолжает образы "смольнянок", душевной тонкостью, умом – портреты Дьяковой и молодого Львова (к кружку которого Долгорукий, кстати, был близок в силу литературных интересов). Портрет Агаши Левицкой, дочери художника (1785).

Многое, конечно, было и абсурдным в этом воспитании (за все время обучения их не отпускали домой, они редко могли видеться с родными и лишь в присутствии воспитательницы их представления были далеки от реальной жизни, недаром ходил анекдот о "смольнянках", спрашивающих, на каком дереве растут булки). Бецкой заказал художнику портрет промышленника П. А. М., 1964).

Девочки-подростки Е. Н. Хованская и Е. Н. Хрущева, наряженные пастушкой и пастушком, разыгрывают сценку из пасторали. Началась самая плодотворная полоса его творчества. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть. Левицкий родился на Украине, в семье священника и гравера, близкого к кругам Киевской духовной академии ("русской Сорбонны, которая блестяще расцвела в борьбе с католичеством, так остроумно пользуясь при этом опаснейшими орудиями противников – наукой и образованностью", – как писал А. Н. Бенуа в своей "Истории русской живописи в XIX веке") и Киево-Печерской типографии. В варьированной копии у Левицкого (конец 1780-х – нач. В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности. Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг.

Холст, масло. Строится он по традиционной схеме камерного портрета одной модели: центральное место занимает женское изображение, а мужское словно втиснуто в оставшийся свободным участок фона. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове. Вышла замуж за графа Д. П. Сам же герой поражает своей человеческой незначительностью и почти кукольной прилизанной красивостью внешнего облика. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770 П. Демидова, 1773).

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) родился на Украине. Живописная маэстрия усиливает сложность характеристики модели (Кокоринов после смерти Шувалова обострил до крайности отношения с Бецким, отсюда не подкрепленная документально версия о самоубийстве Кокоринова на чердаке здания Академии им же построенного во всяком случае, факт достоверный, что Бецкой запретил студентам идти на похороны Кокоринова). Примерно в эти же годы Левицкий выполнил почти миниатюрный портрет Николая Александровича Львова (конец 1770-х Москва, Литературный музей). Скованные различными рамками условностей, строгости иногда излишней, в которой они жили в пансионе, девушки могли раскрыть полностью свой характер, свои чувства лишь на сцене. Разработал трехступенчатую систему обучения. Чем-то неуловимо похожими между собой становятся на портретах жизнерадостная, беспорядочная барыня Е. А. Бакунина (1782, ГТГ) и по-немецки чопорная и сдержанная Доротея Шмидт (нач.

Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г. ). С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. Лицо написано крупным планом, приближенным к зрителю.

Вот портрет М. А. Львовой (1781 г. ), рожденной Дьяковой, жены Н. А. Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени. Изобразительному искусству учился у отца и у живописца А. П. Антропова. Время наибольшей славы Левицкого приходится на 1780-е гг. Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783. Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе. Портрет Дьяковой – как бы продолжение развития образов "смольнянок".

Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей. У основания колонн стоят горшки с растениями, составляющими, по-видимому, предмет особой заботы и гордости хозяина ибо на них, а не на Воспитательный дом указывает Демидов.

Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Таковы портреты фрейлины Екатерины II П. Н. Репниной (1781 г. ), жены директора придворной певческой капеллы А. А. Полторацкой (около 1780 г. ) и другие. Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки.

Портрет А. Ф.

Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества. Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования избегая огласки. Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения. Но вместо расшитого золотом, увешанного орденами и лентами кафтана, вместо пудреного парика на нем домашний халат и колпак.

Но все это скрывается под маской светской любезности и величавости. ГРМ). Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета. Левицкий создал обширную галерею портретов: от известных людей до детских лиц.

В 1766–1768 гг. Н. Хованская и Е. Н. Хрущова), музицирующими (Г. он участвует в создании иконостаса двух московских храмов, также связанных с Екатериной, – церкви Кира и Иоанна на Солянке (в праздник этих святых произошел переворот 1762 г. ) и церкви великомученицы Екатерины на Большой Ордынке (святой патронессы императрицы).

В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге. К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. Эти атрибуты деятельности и обстановка дополняют образ снисходительного, чуть утомленного сановника, погруженного в заботы государственной важности.

Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (на столе лежат очень дорогие по тем временам луковицы тюльпанов и раскрытая научная книга). Как в волшебное зеркало глядим в полотно. И все-таки этот портрет — парадное, торжественное изображение человека. Такая сознательная, чуть ироническая "неправда маскарада", "ненастоящность" придает еще больше очарования этим "очаровательным дурнушкам", некрасивым красавицам с милыми неправильными чертами лица, "в заученных позах нелепого танца на дорожках парка", как писал А. Н. Бенуа.

Художественный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью. Кокоринов изображён человеком с мужественным и спокойным лицом истинным вельможей «во славе». Сохраняя еще оливковые оттенки в фоне, Левицкий находит звучную гамму в передаче блестящих атласов одежды Демидова, где серебристо-серые, чуть зеленоватые оттенки кафтана смело оттеняются красновато-брусничным цветом халата». Художнику позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. Не связанный никаким композиционным каноном, художник старался изобразить свои модели в наиболее выражающих их позах, ролях и образах.

В портрете Демидова Левицкий как бы расширил возможности парадного портрета, создав в его рамках внесословный тип.

Портрет П. А. Старческие лица у него – "нечто исчерпанное, как обесцвеченная и почти изжившая себя материя" (слова О. С. Евангуловой и А. А. Карева о портрете Васильевой). Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. Он сотнями продавал крепостных крестьян. Ровный свет заливает передний план портрета, выделяет лицо и особенно высокий лоб, придавая облику подчеркнутое благородство.

Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной – крупной и двух – мелкой породы) и форейторов – карлика и великана. Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. имеется один, стоящий несколько особняком и называемый по-разному: портретом священника или портретом Г. К. Левицкого, отца художника (1779, ГТГ). Пора.

и М. А. Митрофановых (1790-е гг. ). Вот какой непростой человек заказал свой портрет художнику Левицкому. называли меня часто разиней. Кокоринова (1769). Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, огромные пожертвования на который, сделанные Демидовым, были известны в обществе) Однако, в лице изображенного проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.

Его взгляд несколько мечтателен, но мягок и простодушен, с лёгкой улыбкой. Об умении художника "воссоздавать людей" писал А. М. Эфрос. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Портреты девочек Воронцовых трогают вниманием к внутреннему миру детей, мастерством в передаче фактур различных тканей и тонкой гармонией цветовых отношений. Анна Артемьевна Воронцова (1777-1854) – вторая дочь графа Воронцова и его жены, графини Прасковьи Федоровны.

Холст, масло, 118 x 90 см. В конце 1920-х и в 1930-е гг. Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей. Демидов изображен во весь рост на фоне величавой архитектуры, в алом халате.

Среди художников, которые вели наблюдение за ходом работ, был и подмастерье Левицкий, работавший вместе со своим прежним учителем А. П. Антроповым. Зимой 1773/74 г. в Петербург приехал приглашенный императрицей и обласканный ею Дени Дидро. Певица изображена в костюме поселянки.

Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу. Этот портрет – развернутая просветительская программа.