Левитан Автопортрет

Рассмотрим, как пример, два автопортрета гениального пейзажиста Исаака Ильича Левитана, человека, поднявшего «русский пейзаж» до понятия мировой значимости.

Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877)— из раввинской семьи из Кайданова, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Он пригласил тех, с кем работал в «Будильнике» : в литературный отдел – А. П. Чехова18, в качестве художников – Н. П. Чехова и А. И. Левитана. Дело плохо. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Когда мне сестра говорит: Зачем ты пишешь серый день, грязную дорогу.

Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. по старому стилю)8. Рисунок «Дедушка-мороз», начатый молодым художником и не одобренный издателем, заканчивал другой иллюстратор, поставивший затем на нем свою подпись. Поссорившись со Сталинским, в собственности которого остался этот журнал, Кланг начал издавать новый – «Волну» 23.

Хотя литографии служили иллюстрациями к посвященной Звенигороду статье Н. П. Бочарова «Подмосковная Швейцария» в 28, публиковались они как авторские работы – приложения к журналу. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. серое небо, сильный ветер. » Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер.

  • Исаак Левитан» Малоизвестные пейзажи, картины» Автопортрет
  • Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью
  • «Пейзажи настроения» молодого живописца
  • «Тихая обитель» в предзакатном свете

Возможно, Дейша не ошиблась и Левитан все-таки сотрудничал с «Будильником» исполнив для него две иллюстрации. Плес» и «Вечер. Плес, 1889 а также тематически примыкающая к ним картина Свежий ветер. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. Художник мечтал создать «Дом пейзажей»— большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. В ноябре 2010года обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. Большая вода», «Цветущие яблони».

Врачи направляют Левитана в Италию. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». Составители сборника, в котором были напечатаны воспоминания Дейши, сочли эти сведения неточностью15, но описание рисунка, сделанное Еленой Федоровной, настолько выразительно и конкретно, что заставило внимательно просмотреть все иллюстрации в «Будильнике» за 1880 – 1882 годы. Саввинская слобода, 1884). Исаак Ильич Левитан, русский художник-пейзажист.

Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. В этом случае, как представляется М. А. Рогову, выбор даты рождения художника, указанной в воинском документе училища (в котором учились Авель и Исаак), в августе обусловлен требованием его абсолютнолетия бар-мицва к началу первого учебного года и как дата рождения было указано 18 августа, так как документы на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества были поданы накануне, 17 августа, кроме того, 18— счастливое число по иудейским представлениям. На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» (1879, частное собрание)12, Левитан спустя год снял меблированную комнату на Большой Лубянке13. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико.

  • Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Наиболее известные произведения
  • Напишите отзыв о статье Левитан, Исаак Ильич
  • Отрывок, характеризующий Левитан, Исаак Ильич

Волга, 1891 — 1895). Учился в МУЖВЗ (1873-1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова преподавал там же (с 1898). Считается, что литографии Левитана в журнале «Москва» за 1882 год являются наиболее ранними его работами в области печатной графики13.

1791—1841гг. ), в свидетельствах о рождении детей Эльяша: дочери Михле (родилась 18. 07. 1859) и сына, Авеля Лейба (родился 09. 01. 1861г. Это портрет чрезвычайно популярной в те годы молодой актрисы Александры Яковлевны Глама-Мещерской (1859 – 1942), выступавшей в Москве с 1880 года: сначала в Пушкинском театре А. А. Бренко, а после его закрытия – в театрах Ф. А. Корша и М. В. Лентовского. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы и он на ближайшие пару лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи)11. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются и немедленно оказывал им помощь. Идея изобразить бутылку с человеческими руками и ногами позаимствована из композиции Кланга, опубликованной в предшествующем номере (два торговца уводят у крестьянина аналогично представленный мешок с урожаем). А вдали догорает вечерняя заря. Портрет исполнен по фотографии, на которой Глама-Мещерская запечатлена в своей «коронной» роли Вари в комедии А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева «Дикарка».

Левитан возвращался сюда еще два года. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876году освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Затея с изданием «Москвы» довольно быстро провалилась. Сокольники, 1879), к тональному, тонко нюансированному колориту (Мостик. Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что. Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года — Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Годы обучения были не из легких.

Я же не знаю, что говорить с ними. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Был членом Товарищества передвижников. В 1882-м совместно с литератором Е. С. Сталинским Кланг затеял собственное издание – большой иллюстрированный журнал «Москва» 17. по старому стилю), — имя их матери Бася Гиршевна Левитан (1830—1875 некоторые источники сообщают о повседневном варианте Берта Моисеевна Левитан), дочь— Зунделе Гирша.

Исаак Левитан» Малоизвестные 
пейзажи, картины» 
Автопортрет

Волга», «Март», «Весна. Исследование этих произведений дает богатейший новый материал к биографии художника. Запись о рождении 03. 10. 1860г. Золотой Плес».

Сердце у него не стучит, а дует. Автор создал свой автопортрет в ранние годы своего творчества. На двух карандашных портретах, один из которых находится в собрании ГТГ, другой – в ГРМ (оба – 1880) изображены девочки из семейства Яковлевых. Портрет максимально приближен к реальности. В это время он рисовал для иллюстрированного журнала "Будильник". В 1875году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец.

И хотя прав Федоров-Давыдов, утверждавший, что жанр и иллюстрация абсолютно очевидно не были призванием Левитана27 и как бы беспомощно, наивно и заурядно не выглядели его рисунки для «Будильника», «Москвы» и «Волны» итогом этих опытов стало появление замечательных пейзажных литографий в журнале «Россия». В уверенно прорисованных чертах лица Деда Мороза и абрисе его фигуры можно увидеть руку самого Кланга. В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья заместителя градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка.

Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, — говорил Левитан. по старому стилю), — имя их матери Бася Гиршевна Левитан (1830—1875 некоторые источники сообщают о повседневном варианте Берта Моисеевна Левитан), дочь— Зунделе Гирша. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской. Смысла в таком предположении гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Волосы также подчеркивают лицо автора.

Образ весьма романтичен, невзирая на его драматичность. Работал также в Останкино (1880 — 1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887 — 1890). Столь длительный роман Софьи Петровны и Левитана объясним не только тем, что она закрывала глаза на параллельные увлечения влюбчивого художника (такой версии придерживается чеховский биограф Дональд Рейфилд), но тем, что Кувшинникова оказалась первой и, возможно, единственной, кто до конца «понимает» и принимает и серый день и грязную дорогую и «серенькую, жалконькую деревеньку», как говаривал Чехов, — всё то, что было дорого Левитану. 3 февраля 1877 года умер от тифа отец. Осиновый лес», «Поезд в пути».

То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И. И. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года: « я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению с негодными средствами или как к трагической комедии». На протяжении 1882 года в журнале было напечатано 12 подписанных Левитаном литографий20. С другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя.

Лицо энергичное, особенно хороши были глаза из-под густых бровей, как у Льва Толстого. 1791—1841гг. ), в свидетельствах о рождении детей Эльяша: дочери Михле (родилась 18. 07. 1859) и сына, Авеля Лейба (родился 09. 01. 1861г. В первой половине 1890-х годов художник создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Какой ужас, какой страх».

В случае с «Дедушкой-морозом» пейзаж органичен для сюжета, способствует созданию образа и определяет в целом удачу композиции. Уже ранние работы художника удивительно лиричны (Осенний день. Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы.

У него очень густая, волнистая шевелюра. Портрет сестры моей ему скоро удался, а с моим пришлось повозиться. Будучи прекрасным художником, Саврасов обладал и замечательными качествами педагога.

С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание. У него особенный наклон головы. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876году освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». Первая поездка не впечатлила художника. Вторая литография, выпадающая из общего ряда, – «Прощаюсь, ангел мой, с тобою» – на обложке 42 имеет беспрецедентную для этого журнала надпись «литогр.

Искусство Левитана составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи. 3 февраля 1877 года умер от тифа отец. Тогда же он стал выступать на выставках московского общества любителей художеств. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в типический образ России, открывается Березовой рощей (1885 — 1889). Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой.

Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». С «Будильником» он сотрудничал в первой половине – середине 1880-х годов сначала в качестве рисовальщика-карикатуриста, а позднее – литографа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». Значительное место в «Волне» занимали анонимные иллюстрации, в ряде случаев – воспроизведения популярных картин с измененными названиями и без указания авторства.

Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. Окончил училище Левитан в 1885г. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками.

В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». Только в России может быть настоящий пейзажист. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. Хацкель проживал вместе с братом Эльяшем как минимум в 1868—1870 годах.

Сокольники, 1879). Помогал он очень тактично, не обижая. Левитан не был портретистом, но, как заметила его друг художница С. П. Кувшинникова, «у него нередко являлось стремление к портретам и они иногда выходили у него интересными. » 5 Он писал их маслом исполнял в разнообразных графических техниках, но относился к ним как к сугубо частному делу и никогда не экспонировал на выставках. Левитан переживал эту трагедию вместе с приветившей его семьей. Поколенный «Портрет Нади Яковлевой» композиционно более сложен, но младшая сестренка Лены изображенная в скованной позе, со сложенными на коленях ручками и приоткрытым от напряжения ртом, выглядит на рисунке беспомощной и неуклюжей.

Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Он нас нарисовал карандашом на желтовато-розовой бумаге. Он уже в то время стремился к самовыражению, но не мог найти себя и свой стиль. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Нет лучше страны, чем Россия. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам.

по старому стилю). Волосы – словно шапка на его голове. Мороз был изображен в виде старика с седой бородой, в мохнатой шапке. Заказано ему было нарисовать "Мороз, Красный нос". Вместо звука тук-тук слышится пф-тук» Но художник не прекращал работать. Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты Мариампольского уезда, Августовской губернии (с 1866 года— Сувалкской губернии), в образованной обедневшей еврейской семье.

Одним из постоянных сотрудников журнала стал и И. И. Левитан. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого. Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской. В 1877 умирает от тифа отец Левитана.

Отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877)— из раввинской семьи из Кайданова, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Золотой Плес, 1889 После дождя. Они показывает зрителю каждую черточку и особенность великого художника. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). И вновь его сотрудниками стали И. И. Левитан и А. П. Чехов24.

Все иллюстрации для «Москвы» исполнялись в технике хромолитографии. Появление же лесного пейзажа в «Прощаюсь, ангел мой, с тобою» сюжетно никак не оправдано. Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей: брат Авель Лейб (позже взял имя Адольф) и сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, родилась в 1856г. ) и Михле (Эмма Ильинична, родилась 18. 07. 1859г. Стальная поверхность реки просматривается с высоты птичьего полета. по старому стилю)45. умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. Он сделал два экземпляра и то остался недоволен. » 10 Детский портрет Елены Федоровны («Портрет Лены Ненароковой»), сохранившийся после революции в ее московском доме, в 1969 году поступил в Третьяковскую галерею в составе коллекции А. А. Сидорова.

Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. Большие и пытливые глаза, пухлые губы, утонченный овал лица.

Это типичный парень, наделенный от природы волевым лицом с южными чертами. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки.

Благодаря пиджаку и темным волосам создается особый, выделяющийся на портрете силуэт. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Интересная литография Левитана, напечатанная в 4 (виньетка к стихотворению «Я у матушки росла»), тоже не имеет подписи, но анонсирована на первой странице журнала. Кроме Исаака, в семье росли ещё трое детей: брат Авель Лейб (позже взял имя Адольф) и сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, родилась в 1856г. ) и Михле (Эмма Ильинична, родилась 18. 07. 1859г.

Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Относительно хорошо известны графический и живописный автопортреты Левитана (первая половина 1880-х 1890-е оба – ГТГ) и те произведения, на которых изображены самые близкие Левитану люди и их родственники – «Портрет художницы Софии Петровны Кувшинниковой» (1888, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), «Портрет Антона Павловича Чехова» (1885 – 1886, ГТГ), «Портрет Николая Павловича Панафидина» (1891, Тверская областная картинная галерея). Финансовые неурядицы Кланга, регулярно задерживавшего выплату гонорара, привели к полному разрыву с ним А. П. Чехова, высмеивавшего незадачливого издателя в юмористическом журнале «Осколки». Датой рождения официально считается 18 (30)августа1860 год.

Это уже произведения «настоящего» Левитана. Глубокие заволжские дали исчезают в лиловых полосах вечернего неба. Начиная работу над ее композицией, Левитан обращается к этюдам заброшенного погоста. В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов. Но если бы мне это сказала она, которую я полюбил бы, моя женщина, — я ушёл бы тотчас же».

Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. От нее же в Третьяковскую галерею попали подаренные семейству Яковлевых Левитаном черно-белые отпечатки литографий «Разрыв-трава», «Гадание на венках» и «Пляска ведьм», которые он создал для иллюстрированного журнала «Москва». Эльяш учился в ешиве в Вильне.

Участник выставок передвижников (с 1884 с 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала Мир искусства (с 1898). Творчески восприняв традиции русской пейзажной живописи предшествующего периода, продолжая вслед за Саврасовым линию глубоко лирического изображения природы, Левитан уже к концу 70-х гг. Однако «Дедушка-мороз» – это только одна из двух иллюстраций, стилистически отличных от общего ряда литографий, воспроизводящих бойкие, преимущественно перовые рисунки постоянных художников «Будильника» : К. Н. Чичагова, Н. П. Чехова (брата А. П. Чехова), А. И. Левитана (брата И. И. Левитана), И. И. Кланга. nikol-49, ТРолли -это люди в интернете, котрые специально, либо в силу характера дурного, "заводят" всех подряд, пишут злобные или язвительные комментарии, хотя вызвать у человека (и часто им это удается) раздражение, обиду, злобные ответные действия. Бываюи среди таких троллей проплаченные люди. Делается это для того, чтобы привлечь внимание к посту, ведь чем больше просмотров, людей, тем лучше можно поживиться за счет рекламы тем, кто за всем этим стоит. Примерно так. Есть среди таких троллей и просто психичемки больные люди, но за монитором не разглядишь-кто перед тобой. В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем.

Здесь видно, что возраст мастерству не помеха. Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этом случае, как представляется М. А. Рогову, выбор даты рождения художника, указанной в воинском документе училища (в котором учились Авель и Исаак), в августе обусловлен требованием его абсолютнолетия бар-мицва к началу первого учебного года и как дата рождения было указано 18 августа, так как документы на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества были поданы накануне, 17 августа, кроме того, 18— счастливое число по иудейским представлениям. Следующей зимой вместе с отцом девочки он ездил в Ларино, откуда привез набросок могилы Нади (1882, ГТГ), по которому сделал для Яковлевых рисунок большего размера (1882, ГРМ).

Датой рождения официально считается 18 (30)августа1860 год. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. До сих пор невозможно даже приблизительно указать, сколько портретов создал мастер.

Картина «Озеро. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». На картине виден человек, обладающий упрямым нравом. Он мне его приносил. Надя погибла летом 1882 года в смоленском имении Яковлевых Ларино11. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды.

В 1880 году юрист, титулярный советник Василий Васильевич Яковлев (1839 – 1912)8, проявлявший интерес к искусству, нанял для своей девятилетней падчерицы Лены учителя рисования – студента МУЖВЗ Исаака Левитана. Проблема лишь в том, что на литографии стоит подпись «И. Кланг». А если интересны публикации, ранее бывшие здесь у того или иного участника, то надо навести на ник, зайти в профиль этого участника и кликнуть на слово "публикации", и далее "листать" ленту с названием тем (постов). Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати. Конечно, как студенту пейзажного класса ему абсолютно не обязательно было досконально знать анатомию, да он и не стремился ее изучить: «. На этом портрете отчетливо видна виртуозность руки художника.

Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Перова. Память Лены (впоследствии Елены Федоровны Дейши) сохранила множество любопытных подробностей о художнике. Расстроенная Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном.

Иван Иванович Кланг (. Для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Его пейзажи настроения обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Так было и летом 1900 года. Описывая посещение с отчимом жилища Левитана, она вспоминала портрет какой-то «бледной старушки» на мольберте, писавшийся с фотографической карточки, гору набросков на кусках полотна: «. всевозможные виды облаков, тучи и белые барашки и темные грозовые тучи и розовые и золотистые облака заката. » 9 «Моя мать заказала ему портреты – мой и моей сестры. В 1875г. Спокойная литературно-художественная направленность «Москвы» более благоприятствовала его дарованию.

Автопортрет с трудом можно назвать картиной. В 1875году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. На рисунке изображен растерянный кабатчик, от которого уходит водочная бутылка, унося с собой вывеску «Питейный дом» 16. Этот психоанализ обычно печален, как в полотне У омута (1892) либо в знаменитой Владимирке (1892), где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму либо вообще к нулю) лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки.

Он больше похож на легкое изображение, написанное кистью и углем. Дебют Левитана в «Будильнике», если таковой имел место, оказался не слишком успешным: сатирический пафос журнала для тонко организованного юноши был невыносим. На следующий год он снова решил ехать на Волгу.

Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Невооруженным глазом видно бедность художника и его еврейские корни. По оценке современника, «это была по тогдашнему времени довольно смелая и оригинальная затея» 19. В разных номерах «России» в 1884 году появились четыре литографии Левитана, на трех из которых – «Лесная тропинка», «Въездные ворота Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода» и «Поселок» – изображены виды окрестностей Звенигорода, созданные по наброскам, сделанным художником во время его пребывания в Саввинской слободе.

Черная бородка делает его более выразительным. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка исчезающая в темной траве. Волга», 1891–95 «Март», 1895 и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки».

Сравнение этих двух работ с произведениями самого Кланга, в большом количестве представленными в «Будильнике», свидетельствует не только об их стилистическом отличии, но и об очевидном влиянии его рисунков на неизвестного автора. Так, ему предоставили возможность «солировать» в одном из летних номеров ( 25), где были напечатаны три литографии художника, посвященные празднику Ивана Купалы: «Разрыв-трава», «Пляска ведьм» и «Гадание на венках». Левитан прожил всего сорок лет. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов.

Многое написано о дружбе Левитана и Чехова. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. «Относительно хорошо известны графический и живописный автопортреты Левитана (первая половина 1880-х 1890-е оба— ГТГ) и те произведения, на которых изображены самые близкие Левитану люди и их родственники— Портрет художницы Софии Петровны Кувшинниковой (1888, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Портрет Антона Павловича Чехова (1885—1886, ГТГ), Портрет Николая Павловича Панафидина (1891, Тверская областная картинная галерея)»22.

В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. Она блистала в амплуа инженю и буквально «сводила с ума» 25 московских театралов. Ученики Левитана поселились в Химках. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико.

Теплый оттенок фона автопортрета передает ощущение истинного творения живописи. Например, «Свежий ветер. Количество известных в настоящее время невелико – немногим более десятка. В ноябре 2010года были обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана2. В имении Ушаковых разыгралась любовная драма.

В 1883 году Иван Иванович организовал новый журнал под названием «Россия» 26. Фон изображен в светлых тонах. В 1898году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи.

На портрете изображен двадцатилетний Левитан. 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства— стрелялся. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». Однако Е. Ф. Дейша сообщает, что ее учитель сотрудничал с журналом «Будильник» : «. иногда он приносил свои собственные рисунки. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана. Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа.

В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца.

— я молчу. Он похож на итальянского гондольера.

По формату и концепции «Волна» стала продолжением «Москвы», но по сравнению с ней общий уровень нового издания был ниже из-за материальных издержек Кланга, вызванных судебным разбирательством со Сталинским. Исаак Левитан в действительности мог быть не родным сыном Эльяша и Баси, а усыновлённым в качестве младшего сына (хотя родной сын Авель был моложе) племянником— старшим сыном младшего брата Эльяша, Хацкеля Левитана7 (родился в 1834г. ) и его жены Добры, по имени Ицик Лейб Левитан (родился 03. 10. 1860г. Эльяш учился в ешиве в Вильне. Жил преимущественно в Москве. Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще. В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий евреям жить в «исконно русской столице».

22 июля 1900 г. Левитан скончался в Москве Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке.