Левитан Картина Озеро
Картина Исаака Левитана Озеро. «озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. «озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах.
Сегодня картина Левитана Озеро. Левитан картина Озеро. «озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. «свою большую последнюю картину художник Левитан назвал «Озеро.
Анализ и описание картины Левитана Лесное озеро
Мне, несомненно, нравится эта картина. Последняя работа художника. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324.
По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43. Деревня» и «Тишина». Русь» была очень высоко оценена критиками. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Слободка», «Лунная ночь.
Описание картины Исаака Левитана «На озере»
Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. Картина передает редкие минуты счастья природы. Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок.
Спокойное безвестное озеро в какой-то глуши. Небо также превосходное. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть».
Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. На картине «Лесное озеро» изображен тихий безлюдный уголок осенней природы. Такой уголок Отчизны показывает художник своим зрителям. Плёс». И это тем более странно, что тайну русской природы русским людям открыл бедный еврейский юноша, которому одно время даже было запрещено проживать в «исконно русской столице»: в1892 г. Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москвуи некоторое время жил вТверскойи Владимирскойгуберниях. До конца жизни клеймо его происхождения угнетало его.
В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Композиция построена по трём планам. Картина «Озеро» производит неожиданное яркое впечатление.
Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения
Русь» (1900). Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай.
Исаак Ильич Левитан – один из самых тонких и глубоких пейзажистов в русском искусстве. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью».
Более того, в какой-то мере синтезированным оказалось и состояние природы: с одной стороны, жёлтый цвет листвы деревьев и сжатых полей указывает на то, что дело происходит осенью, а с другой — освещение и облака выглядят совсем по-летнему. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, ). Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака.
По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». Вдали золотятся охрой березы. Слободка», «Лунная ночь. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны.
Описание картины Левитана Озеро
А ведь лес в картине Лесное озеро именно сосновый. Картина «Озеро. Поленова.
Ж-552). Впервые она была представлена общественности на посмертной выставке в Санкт-Петербурге. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Литературовед Андрей Турков писал, что замысел Левитана был, возможно, в какой-то мере связан с его работой над иллюстрированием собрания сочинений Пушкина издание которого к 100-летию со дня рождения поэта готовил Пётр Кончаловский.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Выше: что вы искали. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см, 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см, Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова). В работе над полотном художник использовал большое количество зарисовок и этюдов. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». Итак, Левитан, «Лесное озеро».
Потому мысль о смерти и тлене вряд ли связывается у зрителя с картиной. Природа простая, неброская, совсем не похожая на яркие пейзажи Италии или Франции. Стремление отыскать поэзию «в самом простом и обыкновенном», унаследованное им от А. К. Он не искал особых красот. Позже его могилу перенесли.
Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516. Работа «Озеро. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов.
Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Ни ветерка. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47. Не таков был Левитан. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. Исаак Левитан написал полотно на холсте маслом.
Описание картины не передаст всей прелести исхода лета. Русь» считается одной из самых крупных картин художника. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Но ребенка в 13 лет отдают учиться живописи. В простор русского лета тонко вкраплены оттенки наступающей осени.
Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета. Существует один законченный этюд этой картины, он экспонируется в Художественном музее в Нижнем Новгороде и первый вариант, который храниться в частной московской коллекции.
Образ озера в живописи Левитана
Особенно явно это читается в образе такого хвойного дерева, как сосна. От него не скрывали серьезности положения. На картине изображен солнечный осенний день.
В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба». Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. «Озеро.
Левитан работал очень вдохновенно. Основу цветовой гаммы картины составляют сине-голубые, коричнево-зелёные, жёлтые и фиолетовые тона.
Ему пришлось уехать лечиться в Крым, но к 1900 году он вернулся в Москву. Жизнь его была тяжелой.
Напишите отзыв о статье Озеро (картина Левитана)
По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Тихая гладь великолепного озера зеркально отражает безоблачное небо. А какие еще работы написал художник. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем».
Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины. В настоящее время она хранится в Московской Третьяковской галереи. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52. Левитан и не искал в ней внешней эффектности. Данная картина заражает своей лиричностью.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения» (Исаак Левитан). Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл. Ещё один этюд, «Озеро.
Единственно близкой душой была сестра Чехова, Мария, с которой он вел переписку. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132. Все это не сломило дух художника. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435. В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека.
В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Именно от леса идет тишина и покой. Картину «Озеро» известный русский художник Исаак Левитан написал в свой поздний период творчества – с 1899 по 1900 год, незадолго до смерти. Прежде всего, надо узнать, когда родился и работал И. И. Использовать эпитеты и определения, передавая на словах палитру этого пейзажа.
Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Этот пейзаж не относят к самым выдающимся произведениям художника, таким как «Березовая роща», «Над вечным покоем», «Владимирка», «После дождя. Композиция построена по трём планам. В них раскрывается не только красота мотива, но и мир переживаний художника.
Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно. Ветреный день», находится в собрании. На портрете кисти В. А. Серова, написанном в первой половине 90-х гг., у Левитана утомленное лицо и очень печальные глаза, его рука бессильно лежит на спинке кресла. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури.
Отрывок, характеризующий Озеро (картина Левитана)
На картине так же изображены деревья и сочные луга. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см, 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи.
Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. В этом полотне столь свойственное автору настроение тишины, умиротворенности выражено пейзажными средствами: поверхностью воды, солнечным светом, прозрачным воздухом. И не случайно «левитановский пейзаж» воспринимается как синоним всего русского пейзажа. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.
Как написать сочинение по картине Левитана
Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. вы можете запросить все в системе с коробкой. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. «Озеро» является одним из трех самых масштабных картин Исаака Левитана.
Саврасова, он соединил с высокой колористической культурой, воспринятой от В. Д. Картины природы у него всегда поэтически одушевлены. Описание картины: на переднем плане панорамная композиция усложняется.
Озеро (картина Левитана) Информацию О
Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44. Попытаться понять, какое настроение было у художника в этом пустынном и безлюдном уголке. Впоследствии полотно неоднократно реставрировалось— в частности, перед персональной выставкой Левитана 1938 года, проходившей в Москве, а также в 1958 году, когда работу по восстановлению картины проводил ведущий реставратор Государственного Русского музея.
По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. Но это его не согнуло и не сломало. Когда ему было лет десять, семья переезжает в Москву, где живет совсем бедно. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»).
Художник умер, не успев завершить данную работу. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. Левитана так и называют – мастером «пейзажанастроения». Отражение ярко-белой колокольни плывет вместе с облаками в обеих стихиях. Он родился в 1860 году в Ковенской губернии в Литве.
По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни».
В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. Оно звучит как невероятно лирическая песня. Невидимое солнце светит справа и на деревья падают сиренево-сизые тени. Не зря Левитан очень любил свою родину и воспевал ее в своих пейзажах.
В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, ). Именно ей он поверяет в письмах свой страх смерти. Я, например, нахожу эту картину романтичной. Картина написана в 1895году.
Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ). В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Что может он в нем понимать. Они выкрашены в золотистый цвет.
Возможно, это будет примерно так. Кажется, еще немного и услышишь пение птиц, свивших гнездо в зарослях густого кустарника. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание.
Сочинение: описание картины Левитана «Березовая роща»
По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». На написание данной картины было потрачено много времени. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.
Появляется высокий кривоватый обрыв по контрасту с плавными линиями всего изображения. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»).
- Образ леса в творчестве Левитана
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Сочинение на тему: «Лето — это маленькая жизнь»
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Там он умер и был похоронен на маленьком еврейском кладбище. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода». Они – благоразумие Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Картина была написана маслом на холсте в 1893 году, когда Левитан находился в Твери.
Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. «Озеро. Цвета художник использовал очень яркие и сочные. Известный искусствовед В. Манин отметил, что это полотно знаменует новый этап в развитии российской живописи. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего».
Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». В Богородском Левитан написал ряд пейзажей, среди которых, в частности, была картина «Озеро. Так видит и пишет Левитан «Лесное озеро». Нигде ни звука.
Ещё один этюд, «Озеро. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22.
Левитан простудился на этюдах на Волге и заболел чахоткой. Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. Но в этой картине ярко проявлено само настроение – тишина и покой, блаженство природы, которые видны в озере и в подёрнутом облаками небе. По сути, она незакончена. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень.
В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.
Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью. Стоит звенящая тишина, которой больше нигде и не услышишь. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро».
На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Ясным радостным лиризмом веет и от его картины «На озере». Над ней плывут мягкие облака, небо кажется особенно синим и глубоким и вместе с облаками отражается в глубокой воде озера. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета». Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв. Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее.
Хочется оказаться на дальнем берегу и прыгать, резвиться на солнышке. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. Умирает мать, затем отец. Картина напоминает окно, с которого сняли ставни, в настоящий мир.
Это заповедные, бесконечно красивые места с переливчатыми голубоватыми тенями. Ранняя тихая осень. Полотно «Озеро» Исаака Левитана наполняет верой в бесконечную историю Святой Руси. Одна ты несёшься по ясной глазури»).
Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53. И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды. Слева они светлеют.
Деревня» и «Тишина»40. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Можно окунуться в прохладное озеро, а потом бежать домой, не смотря под ноги. Он отметил стремление художника запечатлеть переменчивость мира игру красок, движение воздуха.
В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной.
В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. «Озеро» является частью собрания Государственного русского музея. Почему он ему понравился.
Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник. Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, ), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро». После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Описание картины – бледная копия того, что передает художник. Это полотно стало лебединой песнью Левитана. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. Однако именно Левитан откроет всему миру обаяние русской природы.
По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27. Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728.
Еврейский мальчик учился в Московском училище. Но полотно считается вершиной творчества художника. Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Одновременно основная для позднего периода Левитана. Контраст цветов используемых в полотне, создает противоречивые настроения.
От нее веет ароматом полей и лугов, дует свежий ветер свободы. Без этого чувства не может быть истинный художник. Краски непосредственны импрессионистичны и легки.
По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде.