Левитан Серов

Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891).

Лучший прижизненный портрет Левитана, выполненный в его мастерской его другом и соратником Валентином Серовым, знаменитым русским портретистом. Серов был хорошо знаком с Левитаном — они неоднократно встречались в Абрамцево, вместе писали этюды, в вопросах искусства они во многом были единомышленниками. Работы Серова находятся в основном в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее, Москва, в том числе портреты Мамонтова, Иды Рубинштейн, Исаака Левитана и его шедевр «Девочка с персиками» (1888)- портрет дочери Мамонтова Веры. Исаак Левитан дружил и общался с очень многими талантлевейшими художниками: Алексеем Саврасовым, Михаилом Нестеровым, Валентином Серовым, Александром Бенуа, Константином Коровиным и другими.

Они дружили – и были разными, в жизни и, конечно, в искусстве: издавна любимые, с детства знакомые Серов, Коровин, Левитан.

Для него страшнее, всвоей прямой обнаженности, было осознание смерти как предельного конца. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Работа над полотном шла три месяца. Следовательно, волновался он не опосмертной участи души. Он был совершенно самодостаточным пейзажистом, почти не обращался кдругим жанрам. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника.

Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Окончить картину иногда очень трудно.

А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Даже внешне Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей училища. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. Я хочу, хочу отрадного. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.

До конца донести и выполнить своё призвание. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Известный пейзажист даже внешне, как отмечали его современники, «жил так красиво, как никто из художников его поколения» 14. Это он – певец любви, певец печали.

  • Описание картины Валентина Серова «Портрет Левитана»
  • Описание картины Серова «Портрет Левитана»
  • Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью
  • Валентин Серов — Портрет Левитана, 1893
  • Портрет художника Исаака Ильича Левитана

Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин.

Это наполняет картину теплом домашнего уюта. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном.

«Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III. Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения. " я почти всегда думаю о Левитане. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Новой и хорошей струйкой пахнуло от этого элемента» 17. Чистяков увидел в Серове большой талант. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

  • Левитан в кругу своих современников
  • Описание картины Валентина Серова «Портрет художника Левитана»
  • Серов Валентин АлександровичКартины и биография
  • Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  • Серов Валентин Александрович (1865-1911)
  • Серов Валентин Александрович (художник)
  • Добавить комментарий Отменить ответ

Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. Как писал Александр Ростиславов, «как бы внасмешку над национализмом именно бедному еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты». Александр Бенуа замечал, что «лишь споявлением картин Левитана» он поверил вкрасоту, ане в«красоты русской природы». Свой художественный дар Левитан действительно отдал русской природе. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний.

Это одинаковая вера и понимание «сути» живописи, которая и есть непременное качество, решающее качество великих художников. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом.

Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. И здесь великая тайна общения Бога ичеловеческой души— вприкосновении ккрасоте Божественного мира душа «просветляется». Художник Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились.

Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Я видел, что унего не было рубашки. — говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит.

  1. «Взмахивал карандашом решительно исмело»
  2. «Все, чего ядобивался, — это свежести»
  3. Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
  4. Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи
  5. Самое интересное в виде мозаики

Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Однако, вотличие от Шагала, который, по сути, стал «гением местечка» ивсю жизнь рисовал провинциальный Витебск, Левитан вживописи не возвращался квпечатлениям детства. Его тоска глубже икорнями уходит вто самое «агасферовское проклятие», которое не случайно упоминает сам художник. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Впоследствии в своей педагогической деятельности Левитан во многом опирался на его опыт.

Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. Однако как пейзажист Левитан не останавливается на уровне лирика. Создав несколько самостоятельных эскизов и написав некоторые картины по эскизам В. М. Васнецова к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», пейзажист практически не возвращался к этому делу, хотя постановка имела потрясающий успех, впервые за всю историю оперы публика аплодировала именно декорациям11.

в зеркале у края холста). Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Масса вариантов пограничных техник — важнейшая особенность этой выставки. Художник особое внимание обращает на психологическую характеристику человека.

  1. Записки переводчика с Андреем Десницким
  2. Валентин Серов: последние новости

Динамика эволюции стиля Серова отражена в самой экспозиции, которая начинается с пленэрных полотен второй половины 1880-х годов, написанных по-своему, но в манере близкой импрессионистам, продолжается в портретах модерна и декоративных портретах 1900-х годов, а завершается произведениями 1911 года, в которых мастер приближается к выразительности экспрессионизма. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». Домотканово» (1888). Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Быть может, потому, что даже лучшие из них— собственники. На картинах Серова все ясно, светло и по тому самому хорошо, красиво. Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника.

В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. В его глазах нет радости, они наполнены тоской. Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. Пейзажу, батенька, крышка. Но лишь об одной картине он написал вписьме кТретьякову: «моих вещей уВас достаточно, — но что эта последняя попала кВам, трогает меня потому так сильно, что вней явесь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Левитан тот самый, которого этюды так понравились Василью и Наташе.

С начала 1900-х гг. Портрет меланхоличен, в нём есть что-то закрытое, навсегда тайное. «Видно, агасферовское проклятие тяготеет инадо мною, но так идолжно быть— ятоже семит», — пишет он Чехову. Тогда Чехов увез его ксебе на дачу на реке Истре. Серов.

Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Мне ужасно тяжело, как никогда». Какая тайна мира— земля инебо.

Наиболее острой оказалась пастель «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава». В последние годы жизни Серов был увлечен поисками большого стиля. И, конечно, Левитан был первейшим из первых певцом-поэтом в живописи природы. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. Даже свой портрет Серов писал больше месяца. Первыми моделями Серова становились близкие и знакомые ему люди: артисты, художники, писатели. В этих полотнах он сумел сформулировать то, к чему стремилось новое поколение художников. Им нужно все или ничего. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.

Для русского искусства Серов стал формообразующим художником. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. В самом деле, какое глубокое впечатление могли производить низвергающиеся среди скал громогласные, величественные «романтические» водопады, которые в большинстве своем зритель не видел в натуре или же вершины гор, освещенные малиновым светом, который зритель тоже не видал. Полюбила как-то ошалело, безудержно. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.

Здесь художник создал немало интересных произведений. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Стога».

Описание картины 
Валентина Серова 
«Портрет Левитана»

За исключением авангарда XX века. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Так же проста и поэтична пастель «В деревне. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. художникам, выросшим на подражании старым мастерам, почти на плагиате. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой.

Поражает ювелирная разработка каждого сантиметра холста и удивительная свежесть живописи. В 1887 году в Абрамцеве двадцатидвухлетний художник создал одно из замечательнейших произведений русской школы живописи — «Девочку с персиками». В течение сезона он оформил декор для оперы отца Юдит, представленной Дягилевым в Париже, с костюмами Бакста, а в 1911 году он написал занавес для балета Шахерезада, поставленным его другом Бакстом. Это кажется никогда не будет, вот вчем мое проклятье». Душа внемощи ищет целостности ипока не находит, захлестывают страсти, хандра. В молодости вприступе такой хандры Левитан совершил попытку самоубийства. В 1874 году мать и сын переехали в Париж. Спустя много лет уже зрелый Левитан запутался вчеловеческих отношениях.

Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Как это хорошо. Конечно, это школа целой жизни.

И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге, в семье известного композитора и музыкального деятеля Александра Николаевича Серова. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана». И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. – В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. На выставке собраны работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю.

К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Никогда Серов не пытался рассказывать, пояснять, забавлять.

Тщетность, ненужность всего очевидна». В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость.

Можно положительно сказать, что то, что мог дать и чего не дал Репин, обладающий не меньшим чисто живописным даром, но всю свою жизнь сбивавшимся с толку, то самое дал Серов, являющийся рядом с Левитаном самым красивым и даже самым поэтичным художником конца XIX века. Нет ничего труднее, как говорить о таких художниках, каковы Левитан и Серов. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Это создает пространство и величайшее разнообразие оттенков цветов. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.

Важное место здесь занимает цикл портретов семьи Юсуповых. Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. Декоративное панно «Похищение Европы» (1910, ГТГ) представляет идеальный образ мира архаики и его героев. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.

Эту работу особо выделял иЛев Николаевич Толстой. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма.

Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощекую бабу с кудлатой лошадью – его обступили мужики, ахавшие от восхищения. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.

Не смотрите на меня, Костя. Но зато практика ежедневного писания с натуры углубляла познание «сути» живописи, вырабатывала мастерство». Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Это отех годах вспоминает Коровин:«Ложась спать, Левитан не снял синюю суконную курточку, застегнутую до горла. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут исмерть». Есть эта тайна ипечаль внеподвижной дреме бескрайней Волги вкартине «Вечер на Волге» ив преддверии ночной мглы впейзаже «Последние лучи солнца.

Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

В этом же году он создал первую небольшую картину «Волы». Помимо Абрамцева, Серов очень любил Домотканово — имение в Тверской губернии своего товарища по Академии художеств Дервиза. Поленов очень любил эти этюды, полагая, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерньгх изображений Крыма, как Левитан» 19. Нам кажется, что это просто: увидел художник – так и спел.

Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. Рафинированно-изысканный образ — свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

Не есть ли прекрасное, как говорил Данилевский, духовное начало вматерии. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. Используя формальные схемы светского портрета, Серов трансформирует их и добивается не свойственной салонным работам глубины постижения человека. Коровин с горечью писал впоследствии: «Отец, мать ничуть не заботились дать мне какое бы то ни было направление» 1.

Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». О развитии дарования сына позаботилась мать. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.

Он также увлеченно пишет детские портреты. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. Пожалуй именно вэтом суть творчества Левитана. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.

В то же время старшая дочь Анны Николаевны, двадцатилетняя Варя, полюбила Левитана. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. В 1886 году он пишет тонкую по настроению картину «Осенний вечер. Иногда Левитан присутствовал на устраиваемых ею керамических четвергах. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).

1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. сохранялась вся свежесть одного». Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).

Эти поиски привели его к созданию прекрасных картин на мифологические и исторические темы. В 1907-м году Серов осуществил свою давнишнюю мечту — он поехал в Грецию, где его пленило «удивительное ощущение от света, легкого легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив и зигзаги холмов». В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.

Вместе с женой Ольгой Федоровной (урожденной Трубниковой) они воспитывали шестерых детей (из них четыре мальчика). Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком. От нее веет здоровьем, безмятежностью.

И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.

Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. Нельзя вот таким образом описать ни его гамму красок, ни его колористическую систему. Как в античном фризе, движение развивается вдоль плоскости, язык художника скуп и выразителен изумительно богатство серых тонов. Свои исторические картины художник создал в основном в последние годы: «Юный Петр на псовой охоте», «Выезд Екатерины на охоту», «Кубок большого орла», «Петр Великий на работах», «Петр I в Монплезире» (1911). По воспоминаниям Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц. Следом за этой картиной в 1888 году Серов пишет другой свой шедевр — «Девушка, освещенная солнцем». В девяностые годы все больше растет и крепнет мастерство Серова портретиста. Иначе говоря, они были колористами.

Саша и Юра были разными по натуре, несмотря на внешнюю схожесть и художник сумел это передать в своей картине. Вы это в природе видели точь-в-точь своими глазами. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».

Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Он принимает иславит красоту божественного мира— здесь именно «мироприятие имироблагословение». Весь ямогу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное— суета сует»Только вработе он очищается от этой «суеты сует», от темных страстей, от черной тоски. В мастерской К. Коровин наталкивал нас на понимание сути живописи. Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века.

Посинели снега ипоследние лучи солнца втемном лесу были таинственны. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Этим подчеркнута значительность личности Петра.

Не тратить времени, а писать, творить. Мать художника Валентина Семеновна Серова была пианисткой и автором нескольких опер. Осиновый лес» ив лунном свете вкартине «Сумерки. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20.

Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным. Так началась целая серия портретов императорской семьи. за этюд с натуры».

Почему женщины, бывшие вмоей жизни, не принесли мне покоя исчастья. Но над всем этим словно слышится христианский вздох об утешении. Но нехватка денег не сделала художника их рабом, не смогла заставить раболепствовать перед заказчик — его полотна всегда были честны и правдивы. Серова до глубины души потряс расстрел 9 января 1905 года безоружной толпы идущей к царю «искать правды». А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками.

Там, дальше, нет ничего. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца».

Позднее он создает портреты Остроухова, Горького, Чехова, Шаляпина, Федотовой, Ермоловой. О тонком своеобразии серовского портрета ярко свидетельствуют портреты художников Коровина и Левитана (1893-го года). Пейзажам Серова того времени присущ лаконизм. Душа всвоей неизбывной раздвоенности между высшим инизшим поднимается ввысь. Это глаза и взгляд художника. Илья Ефимович сразу оценил недюжинные способности своего ученика. Сила молодости брала свое и мы не погибли.

Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. Красочные созвучия еще менее, нежели музыкальные, поддаются описанию и определению. Ты просто глупость делаешь. Описывать словами прелесть их живописи невозможно.

В жизни Левитана эта деятельность была кратким и незначительным эпизодом. Особенно полюбилась ему средняя полоса России, которую он отобразил в картинах: «Октябрь», «Баба в телеге», «Зимой», «Баба с лошадью», «Полосканье белья», «Стригуны на водопое». Возросшая популярность и радует художника и огорчает. Ответ всамом духе левитановской живописи.

1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Коровин писал масляными красками (покуда он один), а Левитан сделал акварель – разовую голову, – прелесть что такое. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Соперничество между матерью идочерью очень тяжело переживал виновник этой драмы. Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. В меньшем составе основной корпус этих произведений был показан в Третьяковской галерее на выставке 1991 года и графической выставке в 2011 году.

В ней, в окружающей жизни художники черпали свое вдохновение. Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова — портрет Иды Рубинштейн. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8.

До конца донести и выполнить своё призвание. Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне». Подобно Цорну, отчасти Сардженту, Даньяну, Лейблю, Либерману, Серов представляет всей своей ясностью, всей своей безграничной любовью к простоте, всем своим отвращением к какой-либо формуле самый разительный контраст «живописным кухмистерам»: Ленбаху, Бодри, Констану и т. п. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».

Но что соединяло трех художников – Левитана, Серова и К. Коровина. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Иными словами, не заслоняет своим творческим «я» изначальную гармонию творения. Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все.

Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда.

И такие молодые, свежие, верующие в будущее. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Но дни его уже сочтены.

В изобразительном искусстве появились новые направления. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.

Если бы вы были художником, то написали бы так же. В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов.

С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. Мысль эта старая иболезнь эта старая, но, тем не менее, уменя трещит череп от нее.

И. И. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Мало того, что видели, вы пережили то же самое ощущение. Был написан портрет императора Николая II.

Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». Существует множество произведений, которые находятся в пограничной зоне между живописью и графикой, когда в живописи начинает доминировать контур, силуэт, а в рисунке происходит работа цветом. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел.

В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Широко демонстрируются портреты царственных особ. В знаменитой картине «Пётр I» (1907, ГТГ) Серов проявил себя как вдумчивый исследователь. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. Через два года в этом же имении Серов создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд.

В результате живого прикосновения к античности появились такие произведения, как «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Поленов очень серьезно относился к вопросам технологии живописи изучал характер поведения красок в зависимости от состава грунта, связующего, а также степени освещения. Скажем, необъятное поле ржи с раскидистым дубом на холме или же лесные дали с огромной перспективой, уходящей в голубизну «за далью даль» или же мачтовый сосновый бор, раскинувший свою громаду.

Его основные черты: простота и непосредственность. Этот портрет выполнен в коричневых и серых тонах, даже в какой-то степени мрачный и печальный.

А вскоре покинул академию. Кроме портретов— М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной— работал над иллюстрациями к басням Крылова. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). А. Н. Радищева).

Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Родился сын Георгий. И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. В евреях видели людей, обреченных на скитания, не имеющих родины, вних видели людей, которые распяли Христа иосквернили «завет сБогом». «У Поленова в большой комнате, – писал Коровин, – было особенно нарядно. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера.

В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения.

Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.

Среди них выделяется «Петр I». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. Сам Серов, ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова, признавал лучшими свои ранние пленэрные картины — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ). Домотканово». В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20.

После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Человек на картине такой же как и обстановка вокруг: грустный, печальный, уставший от жизни. Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. Речь идет окартине «Над вечным покоем».

Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Эти слова — прекрасная эпитафия жизни и творчеству великого живописца – Валентина Серова. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм.

Картина Саврасова «Грачи прилетели» положила начало новому отношению к родному, русскому. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне. В конце лета принял предложение руководить натурной мастерской в МУЖВЗ, хотя ещё в 1894 году признавался в письме П. П. Чистякову: «преподавание вообще я не люблю— учеников и бездарных и талантливых всех не люблю— серьезно.

Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Слава Богу, рана от пули оказалась не смертельной. Неслучайно люди по несколько раз возвращались на выставку, где была представлена картина Левитана «Тихая обитель». Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.

В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Это— как музыка.

1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. Хотя, по словам Чехова, он «не верил ни во что тамошнее».

Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Приобретя известность, художник поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Одни восхищаются эффектами освещения, закатами, силою солнечного света, эффектом «лунного серебра» играющего длинною дорожкою на необъятной шири Днепра.

Я так не могу. Исаак Левитан и Константин Коровин оказались в училище по примеру старших братьев. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости.

Он писал камерные, парадные, психологические, почти гротескные портреты. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Только плохие подделки под Левитана"». Левитана 1893 года. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Художник работает преимущественно над образом русской деревни.

Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). – А на Западе Серова знают. То же самое мы видим в картине Левитана. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. И вновь упадочные настроения ипопытка разрешить все спомощью выстрела.

Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна – большая вода» (1897, Третьяковская галерея). Часто вписьмах Левитана кЧехову звучит этот стон: «Вновь язахандрил изахандрил без меры играни, захандрил до одури, до ужаса», «Господи, когда же не будет уменя разлада, когда ястану жить владу ссамим ссобой. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Таким образом, Серов является как бы плотью от плоти реальной школы 70-х годов, «стасовской» школы и, однако же, стасовского, передвижнического в нем никогда не было ни на йоту.

Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Если поискать в старом искусстве художников, однородных с Серовым, то не придется останавливаться на Рембрандте, на Тициане и тому подобных субъективистах, создавших себе вполне определенную красочную систему, а невольно придут на ум (tote proportion gardee) Хале или Веласкес их отнюдь не предвзятое отношение к видимому миру их объективный взгляд на жизнь их увлечение одной красочной действительностью. Художник показывает Петра как хозяина строителя новой столицы. Должна быть отмечена педагогическая деятельность Серова. Вот таким был Валентин Серов. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.

Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. я почти всегда думаю о Левитане. На полотне изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы.

В нем отразились поиски Серовым идеала, гармонии, полноты бытия. К концу XIX в. влияние передвижников упало. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Все это он привез с Востока. Это очень ровный художник, почти каждая его работа может по праву считаться шедевром. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой. Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром.

Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Левитан утверждал, что только вРоссии может быть настоящий пейзаж. Через пейзаж художник говорит ио жизни ио смерти. Левитан боялся смерти. Мне показалось это каким-то чудом.

Еще ребенком он любил изображать животных, особенно лошадей. После потери отца Тоша живет с 1872 по 1874 год в Мюнхене. Если мастер не был увлечен личностью персонажа, окружение портрета, его живописная «оркестровка» начинали доминировать в работе. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.

Левитан в этом отношении не был похож на Константина Коровина. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.

были связаны крепким духовным, художественным родством. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». В 19 лет Левитана первый раз выселили из Москвы. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Левитан отходил душой среди многолюдного, веселого чеховского семейства. По словам Нестерова, Левитан, «красивый своей серьезной восточной красотой», неоднократно служил моделью на поленовских рисовальных вечерах.

Вышел царский указ, запрещавший евреям жить встолице. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Его портреты— незначительная часть его наследия, можно сказать, «художественная периферия». Он назвал ее по-своему— «молитвой немой души». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

В своей педагогической деятельности он продолжал развивать традиции лирического пейзажа настроения, заложенные А. К. Саврасовым, – самым дорогим, по выражению Коровина, человеком, открывшим для них с Левитаном «неведомое, как райское блаженство» 4. Я не могу, не могу. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Более 1000 картин оставил нам Исаак Левитан. Его моделями часто были художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891, все — ГТГ). В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.

К счастью, благодаря ходатайству из училища, вскоре ему удалось вернуться. А спустя 12 лет все повторилось. Ты просто глупость делаешь. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Здесь Серов познакомился с Ильёй Репиным, ставшим его подлинным учителем.

Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. После целого века блуждания по археологии и истории, после долгого рабства в плену у «передового» войска и после всех грустных обстоятельств, не давших живописи XIX века вырасти и развиться нормальным образом искусство Серова и ему подобных художников является как бы давно желанным выздоровлением, как бы ясным, освежающим утром, сменившим душную грозовую ночь.

В 1882 году он вернулся из Палестины, привезя с собой чудные восточные этюды, которые потрясали новизной и свежестью живописи. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Словно внезапно, после грохочущего, сумасшедшего ритма вступает человек втишину.

Содержать их и большую квартиру, где художник мог бы творить, было трудно. Левитан родился вбедной семье, вЛитве, вместечке Кибартай. Серия «Царских охот» близка историко-бытовому жанру, который культивировался художниками объединения «Мир искусства».

Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Каждому свое. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным.

В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. 1891 год— еще один указ овыселении евреев. Всегда подтянутый, корректный, опрятно одетый, обращавшийся к ученикам на «Вы», – он, по словам А. Я. Головина, располагал к себе как человек «всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный» 6. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.

Разделяя графическую линию, которая работает контуром, локальным цветом и живописную, где доминирует вещность, материальность, фактура, экспозиция демонстрирует, как одинаково мастерски Серов владел и тем и другим, но целенаправленно стремился их соединить. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Этот особый печальный русский колорит есть ив картинах «Весна. Была печаль ввечернем свете. — Что свами.

Именно в России. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. В феврале родилась дочь Ольга.

Став основоположником пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве, Поленов, как и его предшественник, продолжал воспитывать возвышенное, поэтическое отношение к природе. С 1897-го по 1909-й год он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Рядом с Левитаном самым замечательным по величине таланта и по цельности своей художественной личности среди современных «чистых», непосредственных реалистов представляется Валентин Серов. Первые шаги в искусстве Серов сделал под руководством Репина и целых десять лет был одним из деятельнейших участников передвижных выставок.

1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Левитан – певец русской природы, глубоко национальный, русский художник. Так мы на том и расстались» 23. Картина «Тихая обитель» принесла Левитану славу. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова.

Эти работы оказались настоящим прорывом, кардинальным поворотом в русском искусстве. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В поленовской семье яркий и самобытный талант Левитана приводил всех в восхищение. Большая вода», «Деревня», «Ветхий дворик», «Половодье»: эти оголенные беззащитные березки на фоне нежно-голубого неба бедные избы под соломенной крышей— здесь все пронизано сердечной тихой печалью, щемящим чувством земного сиротства. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Здесь мальчик учился рисованию у немецкого художника Кеппинга.

Он не стыдился своего призвания живописца он не порывался к более «полезной» деятельности, а весь отдался разрешению чисто живописных задач, зато и достиг в этом направлении полного успеха. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».

Но какая грусть влучах, впоследних лучах». В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. На выставке сделан значительный акцент на светском парадном портрете. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. И вот, представьте себе, вы, обыкновенный советский труженик, в часы отдыха, возможно, охотник, рыболов, вы не раз стояли на весенней «тяге», переходили шумные весенние ручьи, бродили по лесу во все времена года, сидели у реки и на заре и в полдень и на закате – попали на художественную выставку или в картинную галерею. Это не просто физическая тишина.

Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. А интерес к рисованию проявился у Тоши, как его звала Валентина Семеновна, очень рано. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Здесь было его сердце и здесь были все его художественные помыслы.

Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года — выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени.

О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний. Свое отношение к событию 9 января он отразил и в рисунках, носящих политическую окраску. Отец умер, когда мальчику было шесть лет. Есть вего пейзажах то особое чувство, которое философ Иван Ильин называл христианским «мироприятием имироблагословением».

В легенде об Агасфере вкакой-то мере отразилось иотношение средневековых христиан кевреям. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова).

«Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. Художник пишет портреты представителей крупной буржуазии, высшей знати, в том числе Мамонтова, Бахрушина, Победоносцева, Морозова, Витте, князя Голицына, Нобеля, Морозова, Гиршман, членов царской фамилии. Один из первых парадных портретов, «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897-го года), принес художнику золотую медаль «Гран при» на Парижской всемирной выставке 1900-го года. Серов также создал галерею светских полотен: Боткиной, Сумарокова Эльстон, Гиршман, Позднякова, Морозовой, Олив, Ливен, Иды Рубинштейн. К числу подлинных шедевров мастера следует отнести портреты детей: «Саша Серов», «Мика Морозов», графические листы — «Дети Боткины», «Юра Морозов», «Девочки Касьяновы». У Серова была большая семья. Безусловно, творческая атмосфера с особым «культом рыцарства и красоты», которую создавали вокруг себя Поленов и Мамонтов, благотворно влияла на молодых художников. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Намерение Серова писать «только отрадное» вместо отображения «язв общества» обозначило изменение вектора актуального в живописи.

1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь. Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А.

Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж.