Лукас Кранах Мадонна С Младенцем Под Яблоней
«мадонна с Младенцем под яблоней» — картина немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего из собрания Государственного Эрмитажа.
Мадонна с Младенцем под яблоней
Это тип протестантской Мадонны, олицетворяющей истинную земную церковь. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Они дружили.
Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Церковная символика (яблоня – дерево Евы, первородный грех которой искупает Мария корочка хлеба в руке младенца – обозначение тела Христа) не снижает общего гедонистического характера произведения, где молодая красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно царит в природе. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Мадонна с Младенцем под яблоней, Лукас Кранах Старший
В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного.
Ренессансиое мироощущение пронизывает и картину «Мадонна с младенцем под яблоней». Холст, масло, переведено с дерева. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Лукас Кранах старший (1472-1553) Мадонна с Младенцем под яблоней 1520-1530. Слева от Мадонны виден пейзаж с горным озером и небольшим замком на скале. С другой стороны – комичное в своей дидактической прямолинейности сочинение, буквально иллюстрирующее основные положения лютерова учения и устрашающее зрителя при помощи босховской (Кранах бывал в Нидерландах с дипломатической миссией и явно знал живопись Босха не только по гравюрам) чертовщины и соответствующих цитат, для вящей убедительности пущенных по низу картины.
Мадонна с младенцем под яблоней
Путь Кранаха к Лютеру был в некотором смысле предопределен. Но тут на помощь интерпретатору должны прийти протестантская этика и дух капитализма. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Она находится в яблоневом саду на фоне пейзажа с видом Саксонии – замком и горами. Вошел в городской совет и дважды избирался бургомистром. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Впрочем, в историю немецкой культуры Кранах Старший вошел все же не столько как придворный портретист саксонских курфюрстов, сколько как портретист Мартина Лютера (к сожалению, ни одного портрета Лютера нет на московской выставке). В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
Легендарная мастерская, просуществовавшая целое столетие (семейный бизнес унаследовал сын, Лукас Кранах Младший, потом внук, Августин Кранах, а после – правнук ЛукасIII и последний), работала на пределе мощностей, держа по дюжине подмастерьев единовременно и не гнушалась никакими заказами. С годами Кранах Старший, обзаведясь, помимо основного, сопутствующими предприятиями душеспасительного назначения – пивоварней с кабаком (а где еще, по-вашему, должны собираться интеллектуалы. ), аптекой (в рассуждении сэкономить на красках собственного производства) и типографией с книжной лавкой (не только для своих граверных нужд – там, собственно и был впервые отпечатан лютеров перевод Нового Завета на немецкий), – стал городским богатеем. Автор: Кранах Лукас.
Одежда Мадонны соответствует одежде немецких аристократок. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Так репрессированные еще в сталинские годы Кранахи наконец-то реабилитированы. Сейчас выставлены не только все невозвращенные готские вещи, но и четыре рисунка Кранаха Старшего из Дрезденского гравюрного кабинета, тоже почему-то осевшие в Пушкинском музее, в том числе – очаровательный Черный кабан.
Описание картины «Мадонна с младенцем под яблоней»
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал. Методы, техника: холст (перев с дерева), масло 87х59 см. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
«Лукас Кранах — персонаж в некоторой степени более досягаемый»
С одной стороны, это историческая картина, так как изображает конкретный случай – охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Годы создания: между 1520-1526. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Эта духовная и дружеская связь с Лютером в конце концов ввела Лукаса Кранаха Старшего в пантеон ренессансных гениев Германии наряду с Альбрехтом Дюрером, Гансом Гольбейном Младшим и Маттиасом Грюневальдом.
Не просто иллюстрировал его сочинения. А могли бы отметить и в США и в России. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Картина «Адам и Ева.
Словом идеи Реформации Кранах получил из самых первых, дружеских рук. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. И всеми своими успехами в делах мирских свидетельствовал, что Бог – на стороне сподвижников Лютера. Постарались романтики: не то чтобы заново открывшие Кранаха (его не настолько забыли – он просто надоел), но взглянувшие свежим глазом, они увидели в пионере лютеранства, с которым Гете к тому же состоял в дальнем родстве, подлинно национальное начало.