Луна Над Днепром
Куинджи был греком, но он рисовал лунную ночь над Днепром.
Архип Куинджи – Ночь над Днепром
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. дальше просто не помню. Что это такое.
Поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей.
Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. 15129).
- «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
- 11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
- «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
- «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
- Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
- Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
- Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре
Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. 8. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света.
И. С. И. С. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Статья «Перед картиной А. И.
- Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
- Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
- «Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
- 20 картин с медовой полной Луной
- Мистическая слава картины "Лунная ночь на Днепре" (ФОТО)
Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
Что это такое. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».
- Самое интересное в виде мозаики
- Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
- Коллекция Государственного Русского музея
- Описание Картины Куинджи Лунная ночь
- Картина «Лунная ночь на Днепре»
- История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского.
Эдакий молодец-прелесть. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Вы, вероятно, уже слышали.
Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234). Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Лунную ночь на Днепре показывать в темной комнате. Константин Константинович попросил Куинджи отреставрировать полотно и художник взялся за эту работу. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.
- Первая экспозиция и всеобщее признание
- Необъяснимый эффект присутствия
- Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
- Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
- Последние комментарии (всего 0)
Полонский, И. Н. Это говорит о том, что главное в ней – не иллюзорность, не обман зрения, а высокий строй поэтического чувства, ощущение величия мироздания, то внутреннее, в котором видел смысл произведения художник.
Куинджи работал над новой картиной. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Эффект был ошеломительный. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16.
После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Он так увлекся живописью, что стал покупать картины и собрал значительную коллекцию. Город погружён в сладкую дремоту. Перед нами стоял человек небольшого роста, но крупный, плотный, плечистый его большая красивая голова, с черной шапкой длинных волнистых волос и курчавой бородой, с карими блестящими глазами, походила на голову Зевеса.
Правда известно, что эксперименты все-таки были. Картина или действительность. ». Куинджи работал над этой картиной. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты.
Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Интерес к живописи у Куинджи появился в детстве, учился он не очень хорошо, зато рисовал на всем, что попадало под руку – обрывках бумаги, заборах, стенах. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Слухи о тайне художественного метода А. И.
Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. И с этими задачами он справился блестяще. В вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.
Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Мысль, как озарение: А если. Солдатенков.
Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор. Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Отсутствие его произведений было отмечено публикой.
Поэт Я. Полонский, Друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. В дальнейшем, переехав в Петербург, частенько наведывался в знаменитое кафе «Доминик», посетители которого, помимо всего прочего имели возможность сыграть партию в шахматы. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.
Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Что это такое.
Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Это была первая в России выставка одной картины. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени».
Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Что это такое. Что касается Менделеева, то известно, что с шахматами он познакомился еще в детские годы. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Не впадая в восторженное славословие (столь для него не характерное), ученый, в который уже раз, опережая время, выходит на глубокие обобщения и задается вопросом: в чем причина того, что картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушным при созерцании самой лунной ночи. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. Но её не было. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч.
Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Крамской, П. П. Чистяков.
Число искренних почитателей таланта А. И. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. А потом картина была выставлена в Петербурге. И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители.
Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». И с этими задачами он справился блестяще. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Но А. И.
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Но А. И. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.
В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37.
Событие стало настоящей сенсацией. Поэт Я. Полонский, друг А. И.
Просто дьявольщина какая-то»15. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. А. И.
И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Эта картина обрела поистине легендарную славу.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. 2.
Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр. Картина или действительность. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков.
В своих воспоминаниях «Менделеев в жизни», отрывок из которых мы поместили в этом сборнике. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами.
За время путешествия полотно серьёзно пострадало: в частности, это было граничит с тем, что при его создании использовались краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха17. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. Этакий молодец — прелесть»42. Интересны воспоминания жены Куинджи: Куинджи проснулся ночью. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80.
Впрочем, художник уже давно шел собственным путем, а общество передвижников было для него во многом сдерживающим фактором. Оставляю за собой». И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, «достоявшиеся» до картины. Так до А. И.
Именно «достоявшиеся» – в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Картина или действительность. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.
По небу плывёт прозрачная дымка облаков. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Первые две попытки оказались неудачными. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59).
Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. Картина или действительность.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144). Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
В этом тестировании ему не было равных – по словам Репина «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Гоголь. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника.
В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. В мастерскую А. И. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».
В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Но офицер ответил: «Хорошо. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой. Может быть, это происходило потому, что А. И. Что это такое.
Кроме как бы самосвечения картины поражали эффектом объемности изображения. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем.
Куинджи пел о природе только великий Н. В. Однако на пике славы художник решается на неожиданный шаг – он перестает выставлять свои работы.
Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Это была первая в России выставка одной картины. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины.
Куинджи умел побеждать. Эти рассуждения и легли в основу упомянутой статьи «Перед картиною Куинджи», в которой великий химик отметил, в частности, существующую связь искусства с наукой. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. И с этими задачами он справился блестяще. Григоровичу: Нет никакого сомнения, что картина. И. С. 2.
Это стала первая в России выставка одной картины. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Картина или действительность. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74.
Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.
Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Wolli, говорят он сделал пять экземпляров "Ночи", будучи в 80-х в Питере в Русском музее увидел "Ночь" и подошел к служителю с вопросом, вроде солидный музей, копии выставлять как то несолидно. Прежде всего, с точки зрения этики трудно поверить, что картина, уже обещанная такому известному коллекционеру, как Третьяков, могла быть продана не ему.
Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Куинджи приходили И. С.
Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9.
За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности. Картина или действительность. ». Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Однажды он продемонстрировал «ученикам» прибор для количественного измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых оттенков и предложил им «испытать себя».
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85.
Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Оказалось, что природа одарила Куинджи уникальными глазами. Гоголь. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.
Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. Оставляю за собой». Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
По небу плывёт прозрачная дымка облаков. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Картина не потеряла своего очарования и по сей день, хотя цветовая гамма ее значительно потемнела. И. С.
Картина или действительность. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. А. И.
Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. И Куинджи и Менделеев регулярно посещали «вторники» Лемоха, на которых собирались передвижники, профессора Академии художеств и люди из мира ученых. Число искренних почитателей таланта А. И. Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Куинджи умел побеждать. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Слухи о тайне художественного метода А. И.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».
105 144 см. Он совсем не ожидал, что тот согласится. И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И.
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». В этот раз Лунная ночь на Днепре висела на стене одна.
В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. В дальнейшем краски с таким эффектом яркости (правда не настолько эффектно, как у Куинджи) встречались достаточно часто, даже в цветах женской одежды. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Лагорио, написавшего Лунную ночь на Неве в 1882 году, затем Клодт, Ю. Ю. Клевер.
Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. Но Романов просил оставить картину за ним.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Свой поступок объяснял так: «.
По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» настолько впечатлила зрителей, что желающие посмотреть на «диковинку» выстраивались в очередь, а по дороге к выставке образовалась пробка из карет и пролёток.
Когда посетитель повторил свой вопрос, художник назвал очень большую, фантастическую по тем временам цену — пять тысяч рублей — и с удивлением услышал в ответ: «Хорошо. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. 10. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.
И. Н. Крамской восклицал: Какую бурю восторгов поднял Куинджи. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской.
Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Он велел задрапировать окна, зная, что при искусственном свете полотно откроется зрителям с иной стороны. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Менделеевым и др. ). В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152.
Город погружён в сладкую дремоту. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В.
Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Одет он был совсем по-домашнему, в поношенный серый пиджак из которого будто вырос. Куинджи» посвящена тому потрясающему впечатлению, которое произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре». На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Среди подражателей, порожденных эффектом Лунной ночи на Днепре, это прежде всего Л. Ф.
Краска потрескалась и поблекла. Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. На картине изображена летняя ночь. Теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам. Летом и осенью 1880 года А. И.
Картина или действительность. ». Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Картина или действительность. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично.
Ведь всё равно не купите: она дорогая». Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Но А. И. Куинджи умел побеждать. И. С. На дочери Лемоха был женат старший сын Менделеева от первого брака Владимир, морской офицер, который в прошлом веке составил проект «азовской запруды», то есть перекрытия плотиной Керченского пролива, что, по мнению автора проекта изменило бы к лучшему судьбу Азовского моря вообще и Мариуполя в частности. А всё потому, что луна на картине столь удивительно освещала воду, а от воды исходило такое сияние, что зрители подозревали, что за картиной поставлен фонарь, создающий этот волшебный эффект.
Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину.
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». На этих уроках ученый знакомил живописцев с физическими свойствами красок. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Изображение от этого еще более «углублялось», а лунный свет становился просто-таки ослепительным. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно.
По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник.
Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. К этой картине он шел давно.
художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».
В стенах «Доминика» началась блестящая карьера Михаила Ивановича Чигорина – основоположника русской шахматной школы. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61.
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. Менделеев, Я. П. 4. Атмосферу зависти уловил П. П. Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут». По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39.
Картина обрела поистине легендарную славу. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна.
Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Что это такое. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Заинтересовавшись, Константин Константинович решил навестить Куинджи в его мастерской — было известно, что художник каждое воскресенье на два часа открывал двери для посетителей.