Луна Над Днепром Картина

11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Картина или действительность. ». Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.

От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины». Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Это стала первая в России выставка одной картины.

«Лунная ночь на 
Днепре»: мистическая 
сила и трагическая

«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Обошлось это в сто тысяч рублей. Это усиливало эффект лунного сияния. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину.

После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Заговорили о возрождении романтизма. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре».

Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Вы, вероятно, уже слышали. Восторженный рассказ Тургенева о новой картине, над которой работал Куинджи, весной 1880 года услышал великий князь Константин Константинович — это произошло на вечере у графини Анны Комаровской, фрейлины великой княгини Александры Иосифовны.

Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».

Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Тургенев также надеялся уговорить великого князя оставить полотно на всё время его путешествия, но получил отказ. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать». Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках.

Одна из учениц Академии вспоминала, как зашла за советом к Илье Репину: «Вы не понимаете последствий вашего поступка, – резко заявил Репин. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им». Терещенко присматривался к этой картине, когда она была ещё в мастерской Куинджи некоторое время сомневался, но всё же приобрёл её после обсуждения с Крамским66. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет.

Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца. Начиналось всё нехорошо.

Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 1882, поступил из коллекции Гучкова) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е). По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади». 15129). Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени. И было лишь началом.

Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых.

Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. И с этими задачами он справился блестяще. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44.

Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует»1032. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Болезнь сердца сопровождалась удушьем.

Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов.

Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. – «Хорошо, я её оставляю за собой».

«Лунная ночь на 
Днепре» картина 
Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Куинджи захотел его сопровождать. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей.

Крамской, П. П. Чистяков. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина». Эти люди не выносили масок.

Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Архип Иванович считал, что талант – это замечательно, но художник должен быть ещё и мыслителем и просто жизнерадостным, влюблённым в жизнь человеком. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой.

Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.

Тургенев писал, что французов оно потрясло. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».

Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы. Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё». «Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778.

О невероятном эффекте картины ходили легенды. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. По вечерам начиналось веселье. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Всё я сидел, смотрел и думал.

В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81.

Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени.

Этакий молодец — прелесть»42. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». Получив известие о том, что император Александр III удовлетворил его просьбу об увольнении с флотской службы, к середине 1882 года Константин Константинович вернулся в Россию.

Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». О том, что произошло, говорили разное. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский». Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок.

Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов». Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Его успели удержать. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».

Описание картины 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Описание картины «Лунная ночь на Днепре»

Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».

Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре». Скромный по размеру пейзаж.

Описание картины 
Архипа Куинджи «Лунная 
ночь на Днепре»

Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». В октябре — ноябре того же года «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.

Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Днепр. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Свой поступок объяснял так: «.

Мистическая слава 
картины Лунная ночь 
на Днепре

Мистическая слава картины Лунная ночь на Днепре

Эффект был ошеломительный. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».

Оставляю за собой». Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.

Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом». В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом». Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина.

20 картин с медовой 
полной Луной

20 картин с медовой полной Луной

Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Греков – на другую сторону Азова. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».

10. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».

Ярким светом луны оттенены глубины синевы. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года). Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре».

Просто дьявольщина какая-то»15. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Город погружён в сладкую дремоту. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.

История создания 
картины «Лунная 
ночь на Днепре»

История создания картины «Лунная ночь на Днепре»

Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.

Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Нет, понимаю. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.

  1. История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
  2. Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
  3. «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
  4. Картина Куинджи Лунная ночь на Днепре
  5. Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре

Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24.

Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое. Прежде всего, с точки зрения этики трудно поверить, что картина, уже обещанная такому известному коллекционеру, как Третьяков, могла быть продана не ему. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».

У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Что это такое.

По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. 4. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно.

Открыл входную дверь. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. За это время в мастерской художника побывали Иван Тургенев, Дмитрий Менделеев, Иван Краской и другие. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Картина висела на стене в полном одиночестве: у мастера был свой взгляд на размещение полотен.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Описание Картины Куинджи Лунная ночь
  5. Картина «Лунная ночь на Днепре»
  6. Первая экспозиция и всеобщее признание
  7. Необъяснимый эффект присутствия
  8. Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее

Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Луна. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам». Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. – «Тысяч пять». Однако это не совсем верно. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море». художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.

  • Восхищение и безоговорочное признание
  • Под властью Вечного и Божественного

– спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.

Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.

История одного шедевра: 
«Лунная ночь на 
Днепре» Куинджи

2. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. 8.

Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году.

Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.

В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Этакий молодец — прелесть». В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Куинджи умел побеждать. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.

Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.

И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков.

А разве не так нас учит Господь. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.

Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует». По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.

По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность.

Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Писателю удалось договориться об экспозиции картины в галерее Зедельмейера, где она выставлялась в течение десяти дней. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».

В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Но далее началось сплошное расстройство. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное».

Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Краска потрескалась и поблекла. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность».

Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг». Картина или действительность. ».

В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».

Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ). Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Русской педагог не знал. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Зеленоватая лента реки пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков.

Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Менделеев, Я. П.

Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года. Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска. В октябре — ноябре 1880 года в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.

Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Но офицер ответил: «Хорошо. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.

Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен. Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. 15129). В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу». По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33.

На картине изображена летняя ночь. Это была первая в России выставка одной картины. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука.

Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Академия помогала в этом немногим избранным. Поэт Я. Полонский, Друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Ведь всё равно не купите: она дорогая».

Это есть выражение моих личных мыслей». В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.

Набивалось до 200 человек. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Никто не мог понять, что происходит.

С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника.

Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени. Так продолжалось восемь лет. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом.

Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок.

Ведь всё равно не купите: она дорогая». Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях. Просто дьявольщина какая-то».

Восторженный рассказ Тургенева о новой картине, над которой работал Куинджи, весной 1880 года услышал великий князь Константин Константинович10 — это произошло на вечере у графини Анны Комаровской, фрейлины великой княгини Александры Иосифовны29. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.

У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Оставляю за собой».

Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было». Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Что это такое. Сидел я, поворачиваясь в разные стороны, вставал, опять садился и всё смотрел, смотрел И думал: вот здесь надо поднять. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью.

Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ». Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Картина или действительность. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46.

Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников.

По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают».

Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Отсутствие его произведений было отмечено публикой. В двадцать с небольшим он отправился в путь.

В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России.

Хозяевам нравилось. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков.

Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками.

По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины.

В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного». Но Романов просил оставить картину за ним. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи, крупнейшим творческим достижением художника и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Первые две попытки оказались неудачными. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.

Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна.

Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». По небу плывёт прозрачная дымка облаков.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. 105 144 см.

Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом». В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой.

На этом заканчивается его юность. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79.

Он совсем не ожидал, что тот согласится.

Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Полонский, И. Н.

Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Через год был возвращён обратно. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.

Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».

Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции». «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.

Ж-4191). В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг.

Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг». Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено.

На картине изображена летняя ночь. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое.

Но её не было. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности». Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины.

В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».

Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Отсутствие его произведений было отмечено публикой. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве». Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152.

После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Как-то в гостях у Менделеевых Николай Александрович вдруг вспомнил, что должен пойти на собрание передвижников. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.

По рассказам самого Куинджи, после возвращения из плавания картина была во многих местах попорчена, на ней появились царапины. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85.

Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща». Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах.

В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Но решение было принято.

Армян отправили на Дон. Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения.

Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. И ждала. С Куинджи поехали 12 человек. Событие стало настоящей сенсацией. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.

Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров». Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него. Вместо фамилий у них были прозвища.

Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Правда известно, что эксперименты все-таки были. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Картина или действительность. ».

Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.

Вы, вероятно, уже слышали. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие». Однако на пике славы художник решается на неожиданный шаг – он перестает выставлять свои работы. Под действием электрического света это свойство обеспечивало эффект дополнительного высветления, а также приводило к появлению светящегося блеска.

И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.

Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш.

Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. За время путешествия полотно серьёзно пострадало: в частности, это было граничит с тем, что при его создании использовались краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха17. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».

«Да зачем вам. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16.

Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Размер — 105 146см (по другим данным, 105 144см).

Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» настолько впечатлила зрителей, что желающие посмотреть на «диковинку» выстраивались в очередь, а по дороге к выставке образовалась пробка из карет и пролёток. Оставляю за собой». Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории.

По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.

В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое».