Мадонна Около Лестницы

Возможно в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Возможно в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». «мадонна у лестницы» («Мадонна на лестнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет.

«мадонна у лестницы» («Мадонна на лестнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет. Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров».

Описание работы «Мадонна у лестницы»

Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. 25, 26. 97, 98.

За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.

Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей.

Родной отец, видимо, желал для сына более надежного будущего и не хотел отдавать его на обучение ремеслам. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу.

Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. 170. В годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался совестью Италии и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали.

В марте 1505 года папа Юлий II вызывает Микеланджело в Рим, чтобы поручить ему выполнение своей гробницы. Жизнь Микеланджело была трудной. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение.

Мадонна около лестницы, 
барельеф

Мадонна около лестницы, барельеф

К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.

79, 142. Это человек действия (vir activus). Илл. Вазари пишет: безгранично и всегда должны быть благодарны ему художники ибо он сорвал путы и оковы, в которых шли они проторенной дорогой новизною прекрасных карнизов, капителей и баз, дверей, табернаклей и гробниц он добился полного отличия от того, что по измерениям, ордерам и пропорциям Витрувия и античности делали люди, не желая ничего к ним прибавить.

92, 93, 94. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Петра. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.

47. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.

Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Любая архитектурная форма мыслилась им в расчете на движение зрителя и он никогда не отрывал ее от окружающей воздушной и световой среды. Этой огромной теме посвящены тома исследований.

Мадонна делла Скала 
 (Мадонна у лестницы) 
— Корреджо

Мадонна делла Скала (Мадонна у лестницы) — Корреджо

99, 101, 102. Все это придает его архитектуре величественный характер. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.

В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.

Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. 159. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Его рука сгибается к плечу.

Описание барельефа 
Микеланджело Буанарроти 
«Мадонна у лестницы»

Описание барельефа Микеланджело Буанарроти «Мадонна у лестницы»

Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.

Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Neri di Bicci) и др. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.

Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.

Скульптура Ренессанса 
в Италии (мраморный 
барельеф «Мадонна

Скульптура Ренессанса в Италии (мраморный барельеф «Мадонна на лестнице»)

В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.

Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло24. Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Это была немногочисленная партия культурных людей, возглавляемая Контарини, Поле и Садолето.

Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. 36. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.

Мадонна у лестницы 
Информацию О

Мадонна у лестницы Информацию О

Но роспись обладает и другим аспектом. Илл. Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Фигуры сражающихся кентавров так тесно взаимосвязаны, что в корне исключена возможность выделения какого-либо одного звена.

Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Илл. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.

  1. Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения
  2. Микеланджело БуонарротиКартины, фрески, скульптуры
  3. Мадонна Около Лестницы Микеланджело
  4. Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины
  5. Микеланджело – биография информация, личная жизнь

Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования он не получил. На самом же деле между ними лежала бездна.

Илл. 174. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.

Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.

  • Жизнь и творчество великого Микеланджело
  • Из биографии Микеланджело Буонарроти
  • Трагедия творчества гениального мастера
  • Единственный шедевр гения с его автографом
  • 4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы
  • Самое интересное в виде мозаики

Илл. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Здесь все построено на контрастах.

По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.

Илл.

  • Микеланджело: последние новости
  • ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА МИКЕЛАНДЖЕЛО
  • Духовные искания и личная жизнь
  • Скульптурные шедевры Микеланджело

Илл. Илл. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).

Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. И это понимает только один человек – апостол Петр.

Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию.

  1. Микеланджело – афоризмы, цитаты, высказывания

Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Поначалу Микеланджело начал обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде.

Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Он побежден. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.

Творческие страдания 
и платоническая 
любовь Микеланджело

Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Ева послушно следует слову творца. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно.

Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Трудность своего характера осознавал и сам художник. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.

В сцене Сотворение светил и растений фигура Саваофа дана дважды: справа летящей на зрителя, слева устремляющейся вглубь. Илл. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).

166, 167. Илл. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды.

Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. 2. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе».

Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Однако папа, заинтересованный в завершении гробниц в капелле Медичи, даровал художнику прощение. Илл. Особенно сильное впечатление произвели на него канцоны Петрарки, под чьим прямым воздействием он написал свои первые стихи. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.

119, 111. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.

Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.

Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Его гений искал более широкого поля деятельности. Илл. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). 46.

это сам Микеланджело и символ всей его жизни.

Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Не имея возможности осуществить свой замысел, Микеланджело перенес на фигуру Матфея многое из того, что он собирался воплотить в фигурах рабов. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.

Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.

На самом же деле я являюсь бедным, незначительным человеком, подвизающимся в области искусства, которое даровал ему Господь, дабы он мог продлить свою жизнь настолько, насколько это для него возможно. Взгляд бога обращен на чашу с вином. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.

Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их.

Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Самой удачной среди трех статуй можно считать фигуру коленопреклоненного ангела, полную совсем особого очарования. Этот прелестный жанровый мотив, несколько необычный для Микеланджело, так понравился Рафаэлю, что он скопировал его в рисунке и дважды использовал в своих работах. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.

134. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Илл. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери.

Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.

Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына».

А воля художника была поистине безмерна. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. 140, 141. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника.

К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. И этой же цели служит цвет. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.

Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Он даже не дотрагивается до нее. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка»25.

По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника»4, «присоединился к большой скульптурной традиции»5. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.

У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Илл. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.

Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. 160. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции.

Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. 169.

Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Они называли Микеланджело divino (божественным). В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.

В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Илл. При этом движение лишено всякой скованности. По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.

110, 112. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Илл.

Илл. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. 30), довольно точно передающая ее общий вид.

Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.

Поначалу борьба со строптивым отцом. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.

Илл.

Петра (Музео Петриано). Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. 114, 115. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.

На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.

Тем самым ей отводится центральное место. Но они забывают при этом, что речь идет о религиозности совсем особого типа, остро субъективной и весьма далекой от жестких догматов католической церкви.

Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Здесь ясно видно, какую свежую струю внес Микеланджело в быстро дряхлевшее зодчество XVI века, оказавшееся в плену витрувианских канонов.

Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся.

Илл. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Илл.

Илл. В этом же году Микеланджело выполнил глиняную модель купола, а между 1558 и 1561 годами – его деревянную модель, относительно которой идут не затихшие и по сей день научные споры. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл. 109-112, 116-119.

Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Илл. Илл.

Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. 183.

Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.

164. 135, 139. В этих юношах Микеланджело лишний раз показал сколь неисчерпаемой была его фантазия при изображении обнаженного тела. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).

Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». 171. Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью. е. уважением классической традиции).

Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Илл. И здесь его постигает страшный удар. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. В 1508 году Микеланджело получил от папы Юлия II новый заказ – на роспись потолка Сикстинской капеллы. Она задумчива, полна благородства и тихого величия.

Креститель протягивает щегленка сидящему на коленях Марии Христу, который резко отпрянул в сторону. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал.

И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние»27.

Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. 151.

Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.

В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. 136. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. 7, 8.

Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Илл. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами.

Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.

Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).

С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Мастер, несомненно имел в виду такую композицию, которая наилучшим образом вписывалась бы в первоначальную форму каменного квадра и которая обладала бы максимальной компактностью и собранностью. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.

Упорно шлифуя свое мастерство, Микеланджело, как все большие художники, широко черпал творческие импульсы из тех источников, которые были ему близки и которые облегчали решение новых задач. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. 89-91.

Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.

Илл. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. После смерти своего покровителя – Лоренцо Медичи Микеланджело вынужден был ненадолго вернуться домой, не получив от новых преемников фамилии никакой поддержки. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.

Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.

Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. Петра. 1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены). Его направленный на зрителя взор полон негодования, в нем выражен такой волевой напор, равный которому можно найти лишь в образах сивилл и пророков Сикстинского потолка. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Борьба сил проявляется и во взаимоотношениях между обрамлением и заполнением: пилястры сжимают размещенные в простенках окна и ниши, нарочито тяжелые обрамления которых усиливают конфликт.

39. Увиденное потрясло воображение многих людей. Это произведение погибло в 1511 году, когда Аннибале Бентивольо, поддержанный французскими отрядами, вернулся в Болонью. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения.

Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.

Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Это решение, по-видимому, показалось заказчику слишком необычным и его заменили довольно ординарным обрамлением, в котором ничего не осталось от столь ценимого мастером рельефа. Илл. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

48-55. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. В борьбу включился и Микеланджело. Тут столкнулись два сильных характера.

Илл. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).

Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Младенец изображён без нимба. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.

32. Илл. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.

На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Илл.

Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. 173. Илл. Он превосходно связывает друг с другом обе фигуры и умело заключает их в пределы замкнутой контурной линии, мягкой и волнистой. На этой почве у Микеланджело возник конфликт с отцом, который был полон кастовых предрассудков и для которого занятие искусством, приравниваемым им по старинке к artes mechanicae, казалось недостойным древнего рода Буонарроти.

Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Илл. Ряд исследователей склонны объяснять повышенную религиозность позднего Микеланджело его старостью.

Петра. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Илл. Илл.

Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. 86-91. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.

Илл. 13, 14, 15. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им.

Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).

Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Илл. Недаром они украшали пилястры.

Статуя осталась незаконченной. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).

Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. В постройках Микеланджело, писали они, мы видим искаженной любую деталь согласно случаю и произволу. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других.

С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Этот жест символизирует молчание. Микеланджело в своих архитектурных творениях строго относился ко всем мелочам, проектировал здания так, что все детали были обусловлены и взаимозависимы, конструктивны план был живым организмом в его понимании.

Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Два года спустя, 24 октября, он жалуется своему другу Фаттуччи, что его силы слабы и что он стар. Илл. 56-71).

Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Илл. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Это, конечно, не так.

Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Илл. Они утратили волю.

150. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Илл.

Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.

Эту постыдную работу продолжали и позднее. Илл.

Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Он победил. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Гробница в изначально запланированном масштабе так никогда и не была осуществлена, хотя ее возведение возобновлялось несколько раз в последующие годы: с мастером еще три раза заключались новые контракты. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.

Этому его научила скульптура. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Убежденный республиканец, он не хотел жертвовать демократическими идеалами своих молодых лет.

Статуя Моисея была предназначена для второго этажа гробницы, где она должна была быть размещена над правой нижней нишей. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.

И всюду Микеланджело выходил победителем.

Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. В палаццо Медичи молодой Микеланджело имел постоянно перед глазами замечательные произведения античного и современного ему искусства. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте).

В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Илл. Одни хотели придать этому храму, учитывая его исключительно большое значение для всего католического мира, традиционную форму базилики, другие ратовали за центрально-купольное решение. Илл.

Илл. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Илл. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.

Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Мать прикрывает головку ребёнка. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.

155. Илл. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.

Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, общая обстановка накалялась с каждым днем.

Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину.

В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.

Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. В 1496-1501 гг.

С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Илл. С необычайной свободой обрабатывает он мрамор, то оставляя его сырым, то доводя поверхность до последней стадии завершения.

Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Илл. В действительности оно так и получилось.

Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.

В дальнейшем не было ни одного сколько-нибудь крупного архитектора, скульптора и живописца, который в той или иной форме не отдал бы дань увлечению Микеланджело. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Илл.

Илл. 116-119. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Такой метод работы отличался от приемов, практиковавшихся кваттрочентистскими скульпторами, которые обычно двигались по кругу, равномерно обрабатывая глыбу со всех сторон. Около некоторых фигур размещены тяжелые гирлянды из дубовых листьев и желудей – эмблема герба папы Юлия II.

По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Слева мы видим райский сад.

Вазари прямо пишет:. Это были тяжелые годы. 185, 186. Пейзаж пустынен и гол. Илл. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).

В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). После капитуляции Микеланджело принужден был скрываться, справедливо опасаясь мести Климента VII. 184.

Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Здесь невольно вспоминается фактура картин позднего Тициана, в которых индивидуальный почерк мастера выступает не менее ощутимо. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.

Ее эсхатологический смысл поражает воображение. 162. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.

175, 176. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Недаром его любимым материалом была бронза. Планам и разрезам, тщательно вычерченным при помощи циркуля и линейки, с точным обозначением числовых соотношений, он предпочитал свободные наброски пером с размывкой либо итальянским карандашом и сангиной, а также модели, вылепленные от руки из глины. При полном отсутствии воздушной перспективы эти мотивы приобретали такую резкость и импульсивность, что мастер, строго говоря, сам лишал себя возможности органически связать фигуры друг с другом. Внезапно раздался крик: мы пропали.

По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).

Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.

Все традиционные элементы в изображении Страшного суда Микеланджело осмыслил совсем по-новому, в соответствии со своим общим замыслом. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.

В самой передней зоне, на постаментах саркофагов, должны были находиться оставшиеся невыполненными фигуры речных божеств в следующей пространственной зоне стоят саркофаги с фигурами Утра, Вечера, Дня и Ночи далее идет стена гробницы с нишами и, наконец, в нише размещены статуи умерших герцогов. 33, 34. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них.

В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). 109, 111. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Подобно Данте, он прежде всего искал в слове того, что выразительно и что обладает пластической ощутимостью и конкретностью. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.

Илл. Но как раз этого не произошло. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.

В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Это помогало ему сохранять чувство целого. Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.

Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.

Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Но если у Бернини поверхность камня нередко кажется перегруженной, то в Пьета Микеланджело она приобрела какой-то драгоценный характер. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.

Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. И этому оно учит и нас. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены.

Если таковы были настроения Микеланджело за семнадцать лет до смерти, то в 60-х годах они, естественно, еще более усилились. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.

Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело).

Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.

Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Илл.

107, 108. 174.

Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.

41. 10, 11, 12. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. 179-181. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество.

В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Она напоминает мощную лавину. Их он терпеть не мог и не щадил. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.

Он уже не усматривает в своих творениях ничего вечного, так как они были не в силах выразить своим чувственным языком то совершенное и абсолютное, что вырисовывалось перед его взором как новая и высшая форма одухотворенности. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Затем всплыл вариант трех гробниц, размещенных вдоль стен (одиночные гробницы правнуков Козимо-Джулиано, герцога Немурского – ум. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.

Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Таков, несомненно, был его основной замысел. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.

В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Все то, что пережил Микеланджело к старости, все его муки и страдания проистекали от неприятия ренессансным человеком чуждых ему идей. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Тогда приняли решение заново отстроить Капитолийский холм, сделав его центром городской планировки. В 1516-1519 годах он неоднократно ездил за мрамором для фасада церкви Сан-Лоренцо в Каррару и Пьетразанту, а на следующем этапе, в 1520-1534 годах, архитектор начал трудиться над капеллой Медичи или Новой сакристией.

Илл. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.

Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Вся эта верхняя часть, сознательно утяжеленная мастером, как бы вгрызается через зубцы в пилястры и тем самым усиливается конфликт между несущими и несомыми частями. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.

Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.

Илл. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Илл. Например, деревянная модель собора св.

Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Все это находит отражение в его творчестве.

Илл. Это предназначенные для украшения гробницы Св. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.

Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. 17, 18, 19, 20. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Массу он воспринимал как органическую форму, способную быть вылепленной либо изваянной, форму, порождающую симфонию света и тени. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков.

В 1513 году умер Юлий II. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Ряд современных ученых склоняются толковать их в плане учения новоплатоников о теле как темнице души. И результаты были самыми плачевными. Между фигурами нет внутренней связи, они разобщены и каждая из них как бы обречена на тяжелое одиночество. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.

Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Однако и здесь царит дух отчужденности. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.

Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл. 37.

По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Фигура коренастая, сильная, мужественна.

Илл. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Илл. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.

Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру.

Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.

Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.

Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Он достигает этого благодаря четкости и ясности основных архитектурных членений, образующих как бы каркас всей росписи. 80. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Илл. Таким представил его и Микеланджело. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.

Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. И тогда полностью раскрываются ее красоты. По-видимому, это была статуя Вакха. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.

Петра. Она рассчитана на обход по дуге, причем с каждой новой точки зрения раскрывается абсолютно новый аспект, редкостной красоты и пластической выразительности. Последняя была предназначена для хора старого собора св.

У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. В этой модели имеется надставка, существенно меняющая силуэт купола, который приобрел в новом варианте более вытянутую форму напоминающую форму купола флорентийского собора.

Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.

Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.

Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Всячески подчеркивая физическую мощь фигуры Дня, Микеланджело усиливает тем самым контраст между ней и фигурой Ночи, выступающей носительницей совсем иных настроений. Он стал уже высекать статую св. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим.

163. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). 81-84.

145. 106, 113. Они дополняют друг друга и вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.

Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. В обоих эпизодах поражают собранность и лаконизм живописного языка, свидетельствующие о непрестанном совершенствовании мастера.

Современники же почти не знали их совсем. Пейзажные элементы сведены почти на нет, пространство строится на основе одних пластических объемов. Илл. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.

И это приводит к трагической разобщенности образов. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.

Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Он действует только словом. Но здесь архитектурный каркас играл вспомогательную роль и был осуществлен средствами живописи. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.

В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Илл.

Старые гравюры и свидетельство Вазари позволяют восстановить основной архитектурный замысел Микеланджело при достройке палаццо Фарнезе. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».

Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.

Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. 167.

Петра полукруглым куполом, тяжелым и массивным, который, по его мысли, призван был дать предельно монументальное завершение самой крупной из построек XVI века. 146-148. Их он посвящал и дарил своим друзьям – Себастьяно дель Пьомбо, Томмазо Кавальери, Виттории Колонна, Донато Джаннотти, Луиджи Риччо.

В 1494-1495 гг. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Художник охотно принял это предложение.

Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции.

В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Младенец изображён без нимба.

И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Илл. Позднее, когда скромный ренессансный ремесленник переродился в придворного художника, это уже перестало быть проблемой. 126.

Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. В ней чувство трагического получает такую полноту раскрытия, равную которой мы не найдем ни у одного ренессансного мастера. Он не любил пускать свои стихи в свет. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.

Действительность не оправдала их надежд. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. То, что стремится к освобождению и то, что мешает, сливается воедино и явление предстает зрителю как бы внезапно остановившимся в то великое мгновение, когда решающие силы жизни подымаются друг на друга. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.

Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Но какой ценой.

3, 4. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. 21, 22.

122-125. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Илл. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.

Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках».

Зато вид группы справа мало удачен. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. И он сумел объединить в этом аспекте все наиболее выигрышные для данной скульптуры точки зрения.

Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. В конечном итоге мастер выполнил лишь две боковых гробницы и стоящую около входной стены статую Мадонны. В 1537 году был убит Алессандро Медичи, его место занял Козимо Медичи, также жестокий и расчетливый политик, опиравшийся на Испанию. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений».

Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. 182, 187, 188, 189.

Петра со стороны апсид. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях.

Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Мастер страдал от старческой бессонницы и, чтобы как-то себя развлечь брал посреди ночи молоти резец и принимался за работу при свете свечи, укрепленной на сделанном из картона головном шлеме. Илл.

Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Илл. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.

На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.

Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. В боковых дворцах, с их мощными пилястрами и открытыми нижними галереями, Микеланджело всячески подчеркнул протяженность фасадов, прибегая к ритмическому повтору одного и того же мотива.

Фигура погружается в сон. 131, 132. Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына9.

Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II.

Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. 75-78. 155, 156. Илл.

Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Его искусство учило многому.

Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие.

Илл. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Сигналы о неотвратимо надвигавшемся кризисе культуры Возрождения становились все более явственными, уже вырисовывались контуры грядущей феодальной реакции.

Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Город принял вызов. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Три года напряженнейшей работы пропали даром.

Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. 38. Он избегает детализированной характеристики места. 23, 24. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.

Несоизмеримо более оригинально и абсолютно другое произведение первого римского периода – Пьета. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Илл. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. 177, 178.

Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Особенно выразительна правая фигура.

Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Двигаясь от передней плоскости блока вглубь, мастер неизменно имел перед глазами монолитный, а не дробный образ своего творения. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.

Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. 5, 6. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Он должен думать о смерти.

В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Но все усилия напрасны. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста.

Кроме Микеланджело. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. И здесь бог изображен в активном действии.

В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Моисей восседает в торжественной позе. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. В стране вспыхивает революция. Петра, с чем папа был полностью согласен. 86-88. 130.

Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. 161. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. И в ней мастер смело порывает с традицией.

Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Илл.

Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.

Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Илл. 158, 159. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи).

Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. 149. Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять».

Илл. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. 16.