Мадонна С Цветком Леонардо Да Винчи

«мадонна с цветком» – один из ранних шедевров Леонардо да Винчи. Картина «Мадонна с цветком» относится к ранним произведениям гениального итальянского мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), да Винчи, 1478

Полотно Мадонна с цветком было написано Леонардо одним из первых. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем».

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах.

Но зритель чувствует затаенную нежность взгляда, обращенного к сыну. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком.

Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Сразу после появления картины в Санкт-Петербурге было принято решение о её немедленной реставрации и переносе с дерева на холст. Художник верно передает своеобразие детской фигуры. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико.

Обе эрмитажные картины написаны на один и тот же сюжет, но Мадонна Литта (начало 1480-х гг. ) коренным образом отличается от Мадонны Бенуа и знаменует наступление нового этапа в итальянской живописи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления.

Леонардо вновь вернулся, казалось бы, к примелькавшемуся символу. Все изображение будто окутано легкой дымкой из за чего фигуры Мадонны и младенца особенно выразительны. Это подтверждает и Вазари, согласно которому препятствия лежали в самой душе Леонардо – «величайшей и необыкновеннейшей она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний». Мир и тишина царят в картине. Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. На ней изображена Мадонна, она находится в затемненной комнате, где единственным светлым пятном является небольшое окошко.

Самопознание и духовное 
развитие личности

Самопознание и духовное развитие личности

Это символ распятия. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Леонардо повторил и трехчетвертной поворот обеих фигур и девически юный облик матери и тип крупноголового младенца, очень близкого к изображению нагого ребенка на рисунке Верроккьо, выполненном черным мелом (Флоренция, Уффици).

В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение.

Мадонна с цветком 
 (Мадонна Бенуа)

Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и «своим» итальянским тиранам и чужеземным государям когда надо было – подлаживаться под их вкусы ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и «всепоглощающем стремлении к истине». В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа.

Леонардо да Винчи 
«Мадонна с цветком» 
 («Мадонна Бенуа»)

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением. Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Работа получила название «Мадонна с младенцем».

Высокий открытый лоб мадонны венчает сложная прическа из косичек и локонов. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи.

Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, так как, как говорят, никогда не был доволен собой». Это полотно обрело большую популярность в среде художников тех времен.

Описание картины 
Леонардо да Винчи 
«Мадонна с цветком»

Описание картины Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком»

sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Жизненная правда Леонардо да Винчи — это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщенностью, нежели в его более ранних работах, — той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка.

Он придает картине объем, а фигурам – реалистичность за счет игры света и тени. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии.

Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени. Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.

Леонардо да Винчи 
— Мадонна с цветком 
 (Мадонна Бенуа)

Леонардо да Винчи — Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, но уже говорят о постепенном овладении техникой. С левого плеча Марии на колени спадает сине-зеленый плащ, подбитый коричневым бархатом.

И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Это достигается за счет типичной для работ Да Винчи тонкости светотеневых переходов. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо.

«Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет.

Одно из таких свидетельств, картина Мадонна с цветком (1472 г. ). Благодаря этому возникает новая и философски оправданная тема – человек впервые соприкасается с окружающим миром, проявляя одно из ярчайших свойств своей натуры – жадное стремление познать действительность. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось.

Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Вводя в картину мотив игры юной матери и ребенка с цветком, Леонардо да Винчи отнюдь не переходит грань, за которой начинается характерное для многих живописцев 15 века мельчащее образ жанровое, бытовое правдоподобие.

Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона.

Описание картины «Мадонна Бенуа»

Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. В Мадонне Литта исчезает жанровость, столь ясно ощутимая в более раннем произведении. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Напротив, каждая складка ложится так потому, что она обусловлена формой, заставляющей ткань то плавно натягиваться под напором круглого колена, то легко собираться мелкими складками па сгибе локтя, то ритмично спадать на грудь из-под золотого отворота воротника. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.

Такой прием способствует равновесию между локальными в пятнами цвета. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца.

Рецензии на книгу 
«Леонардо да Винчи 
Мадонна с цветком»

Рецензии на книгу «Леонардо да Винчи Мадонна с цветком»

И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени.

Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.

Среди всего прочего Леонардо прельщала наука, но его современники считали, что она только отвлекает от служения высоким идеалам искусства. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

«Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Вместо насыщенного изображениями, сильно детализированного кватрочентистского фона — только предельно лаконичный в своей выразительности мотив: окно в темной стене, одновременно показывающее, что действие происходит в интерьере, н позволяющее увидеть за его стенами чистое голубое небо. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы.

Ему так хочется дотянуться до цветка. Это сказывается в той тщательности, с какой мастер показал шляпки гвоздей, виднеющихся в оконной раме и переплеты, заполненные небольшими по размеру стеклами. Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя -- живописца Андреа Верроккьо. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции Мадонна с младенцем, причём он со свойственной ему тщательно и вниманием зарисовывает как различные положения тел материи и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани.

Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Цветок с четырьмя лепестками намекает на форму грядущего распятия. Мальчик нежно приник к ней. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Леонардо да Винчи 
 (1452 – 1519) БИОГРАФИЯ 
и ТВОРЧЕСТВО

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО

Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Сделан он, без всякого сомнения, с натуры.

Только с годами улыбка эта приобретает оттенок горечи, которой еще нет в Мадонне Литта.

Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Фигура мадонны с младенцем освещена спереди, объемно моделирована с помощью тончайшей светотени она четко контрастирует с черным фоном стены. Прямая зависимость Мадонны Бенуа от берлинской картины не вызывает сомнений.

Леонардо да Винчи 
Мадонна Бенуа (Мадонна 
с цветком)

Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком)

Мадонна изображена приёмом сфумато. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.

Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Вместо традиционного для мадонны красного платья и синего плаща, на ней – зеленовато-голубое платье с коричневатыми длинными рукавами, низкий вырез его отделан золотой каймой и скреплен большой брошью из горного хрусталя (подобные украшения часто встречались в произведениях Верроккьо и его мастерской).

Мадонна Бенуа – 
1475-1478 Леонардо 
да Винчи

Мадонна Бенуа – 1475-1478 Леонардо да Винчи

Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Отсюда возникло название картины. В их число входит и Мадонна с гвоздиками Рафаэля. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.

До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Глубина и благородство содержания имеющего непреходящее значение, сочетаются в картине с четкой логикой построения и виртуозностью исполнения. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи.

Мадонна с цветком исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике.