Малявин Смех
А еще через год, на последнем конкурсном испытании в 1899 году, Малявин взял да и выставил свой красный «Смех». 1898 год, Малявин предоставляет в качестве выпускной картину «Смех». Звание художника Малявину принесла именно картина «Смех». Выставку, открывающуюся «Смехом», заключает знаменитый «Предсказатель» Малявина, темное лицо которого едва проглядывает сквозь какие-то тлеющие красные блики.
– Представленная на конкурс картина «Смех» только благодаря вмешательству Репина была засчитана как дипломная работа, что дало Малявину право на звание художника.
Приходилось всему учить его с азов. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, экспериментирует с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи (серия Тройка). Морские пейзажи той поры приковывали внимание своей зрелостью и точной структурой формы. В 37 лет Ф. А. Персональные выставки Малявина были организованы в Праге, Белграде (1933), Ницце (1933, 1937), Лондоне, Стокгольме (1935).
Это не дается без огромной работы. Беседам со знатоком астрономии Кетковичем Малявин придавал громадное значение, поскольку с новой силой его захватило увлечение звездным небом, которое впервые почувствовал еще босоногим мальчиком, укоряемым отцом за то, что он «только звезды считает, да марает бумагу»28. Экспозиция, открытая с 2 по 17 июня 1924 года в залах галереи Jean Charpentier, композиционно выстраивалась вокруг старых и новых работ на национальную тематику, светских портретов, монохромной и цветной графики, которая раскрывала все «разнообразие характеров одной расы»65. Ему хочется и имение за собой оставить и с населением жить в ладу»45. Увидев рисунки юноши, он был настолько впечатлен, что предложил ему пройти «серьезную науку» в афонской иконописной мастерской. 1926. 1900-е гг.
- Малявин Филипп Андреевич (1869 – 1940)
- РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ МАЛЯВИН ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ (1869-1940)
- Русский художник Малявин Филипп Андреевич
- Журнал Наше Наследие – История, Культура, Искусство
- Давыдов Георгий – Беседы о русских художниках (Филипп Малявин)
Коллеги по цеху считали его «геркулесом живописи», «атлетом искусства». Буйство киновари, созвучное кумачовому революционному цвету, метафоричность образа и символический посыл картины «Вихрь» взбудоражили умы либерально настроенной части русского общества. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. Прокормиться с трудом удавалось хлебопашеством и валянием валенок. Открывающиеся архивные источники, покрытые «патиной» времени, позволяют по-иному взглянуть на облик этого многогранного художника и раскрыть особенности корневой системы его живописи.
Среди великолепной архитектуры студии прошли три персональные выставки Филиппа Малявина. Родился Филипп Малявин в глухом селе Казанки, в бедной крестьянской семье. Кстати, монахом он не стал, оставаясь послушником. Затем — Швеция и Дания (1934–1935), Великобритания (1935), Чехословакия (1937) и снова Стокгольм (1938). Подневольной указки он, кажется, боялся и боится больше всего на свете. Впрочем, о благополучном исходе берлинских перипетий свидетельствует скорее факт пересечения Малявиными германо-итальянской границы.
- Сообщество «Сообщество любителей литературы»
- Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)
- Презентация каталога выставки Филиппа Малявина
- Филипп Малявин – художник беспримерной судьбы
- На выставке в Русском музее впервые показывают работы Филиппа Малявина эмигрантского периода
- Пути и перепутья Филиппа Малявина
участвовал в выставках «Мира искусства» и Ассоциации художников революционной России (АХРР). В двенадцать лет он был на селе признанным художником. В 1885 году в жизни юноши произошло знаменательное событие. 1924, Sothebys), чета Буниных и семейство Куприных (1924, культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой», Москва Дом-музей А. И. Куприна, Наровчат), хозяйка одного из ведущих литературных салонов русской колонии Парижа Мария Цетлин (1925, Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных, Рамат-Ган, Израиль), первый премьер-министр независимой Чехословакии Карел Крамарж (1929, собрание Sepherot Foundation, Лихтенштейн), принц Павел Карагеоргиевич, будущий регент Югославии и его супруга, принцесса Греческая и Датская Ольга, правнучка императора Александра II (1932, собр.
– страшился того, что его начнут учить. Видно, его сможет освежить только воздух родных полей и больше ничто. ». Продолжив эстафету Венецианова, Малявин уверенно пошел своей дорогой, следуя призванию: «давать красоту жизни на холсте»93. Еще на парижской Всемирной выставке 1900 года хранитель музея Леонс Бенедит, апологет современного русского искусства, приметил Малявина среди лауреатов, заказав ему картину «из русской жизни»67, но в силу обстоятельств замысел так и не был осуществлен, несмотря на горячее желание художника увидеть свои работы в собрании этого музея. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. 52), «Русская крестьянка на фоне зимнего пейзажа» (1929, Sothebys), «На ярмарку» (1930, Sothebys), «Тройка» (до 1933, Sothebys), «Езда на санях на фоне зимнего пейзажа» (1930-е, Sothebys), «Тройка.
- Описание картины Филиппа Малявина «Смех»
Грузные, мясистые иногда вовсе с чертовщиной лица, онивыступают из вихря эстетски калейдоскопического, в более поздних работах еще и «влажного» мазка. Результат явно превзошел его ожидания. А так – мало, не поколичеству и не по качеству, а по интенсивности.
Семья Малявиных принадлежала к сословию государственных крестьян, жила очень бедно. Портрет «Молодая крестьянка» (1926, Russian Art Consultancy) в буквальном смысле списан с картины «Крестьянка в красном фартуке» (1900-е, аукцион Uppsala) кисти Малявина. Шлепяновых, Великобритания), король Югославии Александр I Карагеоргиевич (1932–1933, Sothebys), крупнейший чешский композитор Богуслав Мартину (1933, Sothebys), восходящая звезда французского балета Моник Чемерзина (1937, MacDougalls), etc.
В 1919г. Но в солдаты Малявин так и не попал. Как настоящий самородок, да и еще и чистопробный русский, он всегда чувствовал стеснительными духовные помочи и полагался на свой талант и на великую силу труда.
Созданная Архиповым «крестьянская» портретная галерея иконографически восходит к новаторскому изобразительному циклу Малявина. Познакомившись с церковными и «светскими» работами Малявина, Беклемишев организовал переезд молодого человека в Санкт-Петербург, сделав все возможное, чтобы тот присоединился к столичному художественному сообществу10. Настоящий фурор произвела картина Малявина Смех (1899). Им была создана портретная галерея представителей творческой и политической элиты, членов правящей монархической династии Швеции, особое место в которой отведено большой серии графических и живописных работ (известно 15 образцов из этой серии), посвященных королю Густаву V, который вручал И. Бунину в 1933 году Нобелевскую премию в области литературы. — М. С. )»43.
Осенью 1892 года Филипп Малявин стал «вольнослушающим» Императорской Академии художеств12, не имея даже начального образования. Эти образы другой «тональности»: крестьянки Цорна, – скорее девки, нежели бабы – открыто сексапильны, причем исключительно в глазах зрителя, а не своих собственных (они попросту не в состоянии что-либо осознать). А когда было у Малявина время подготовиться по алгебре, геометрии, физике и химии. Среди них одна. Здесь в 1906 году художник создал свой знаменитый «Вихрь» — произведение, неповторимое по гамме огненных красок.
Однако он продолжал интенсивно работать. В случае с Малявиным это утверждение работает безошибочно. Филипп быстро вернулся обратно, так как получил освобождение. Выставочный марафон открылся индивидуальными показами в Милане и Риме (1929, 1931–1932). По-французски Малявин изъяснялся плохо, с ошибками88. он почти не говорил по-французски, но затем, разобравшись, выпустили.
Сам художник, наверное, сказал бы: «Неисповедимы пути Господни. », так как впоследствии не раз вспоминал, что лепить из глины, вырезать фигурки из дерева и особенно рисовать угольками на печке или стенах с ранних лет было его любимым занятием. Вернувшись в Ниццу, Филипп Андреевич тяжело заболел и 23 декабря 1940 года скончался. Такие сюжетные и композиционные повторения художник использует в ряде своих поздних работ: «Крик» (1925, Национальная галерея, Прага), «Фарандола» (1926, Sothebys), «Весна» (1927, Национальная галерея, Прага), «Танец» (1930-е, Sothebys), «На качелях» (1930-е, Sothebys), etc.
В начале 1911 г. показывает художественному сообществу «Автопортрет с семьёй». Помимо кремлевской группы, московскому периоду принадлежит портрет Морица Шлуглейта, бывшего антрепренера, в советское время возглавлявшего бывший театр Корша: «Мориц Шлуглейт был очень крупной фигурой в театральном мире его портрет нарисовал Малявин (это, кстати, была последняя работа художника в России)»55. Начинается все с портретов репинско-академического толка (Остроумовой, Грабаря, Сомова, Мартыновой, сестры – «За книгой»), – Малявин с 1894 года учился в мастерской Репина. В 1921 – 1922 гг. Есть в первом зале и портрет самого Репина. Подневольной указки он, кажется, боялся и боится больше всего на свете.
В 1896 году Филипп в последний раз посетил Афон, мечтая написать его «в натуральную величину». К счастью, Малявину повезло с учителями. Однако вскоре с изобилием столичной жизни пришлось расстаться — Франция оказалась в тисках мирового экономического кризиса.
Филипп Андреевич родился 10 октября (22 октября по новому стилю) 1869 года в селе Казанки Бузулукского уезда Самарской губернии. Малявин много работал как салонный портретист. Под псевдонимом «Али-Хан» Александр Иванович Куприн, с которым Филипп Андреевич сблизился во Франции, напишет к его 55-летнему юбилею и по случаю празднования 25-летия творческой деятельности биографический очерк, напечатанный в трех номерах парижской «Русской газеты»70. Малявину было тогда шестнадцать лет.
Образы же революционной крови «красных баб» Малявина, которые подметили некоторые его современники, представляются опосредованными именно через эстетику народной витальности. Признание и успех пришли к Филиппу Малявину рано, вызывая порой зависть в художественной среде, так как его «вещи шли по баснословной цене и нарасхват»15. В этом же году совет Академии художеств присвоил Филиппу Андреевичу Малявину звание академика «за известности на художественном поприще»24.
Тела их написаны прельстительно голыми, а вот лица глупыми, порой тупыми, а порой и вовсе не лицами, а рылами. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника – Три бабы (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. Как справедливо отмечала О. Живова: «Малявин и Архипов, воплощая в образах крестьянок свои думы и представления о силе народа, ставили перед собой разные задачи, брали различные стороны многогранной русской натуры и не задавались целью создания синтеза»92. В 1908-10 гг.
Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже Смех был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. Праздничные деревенские бабы, пышущие неотесанной первобытно-земной радостью, дерзко брошены в объятия эстетам: они написаны романтически бушующей стихией самой живописи – «горячим» плясом цветных лент. Семья Малявиных поселилась в Ницце, в тихом районе Бомет на проспекте с одноименным названием (Avenue des Baumettes), недалеко от Английской набережной и Музея изящных искусств.
Уже в зрелом возрасте Малявин вспоминал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула и я всегда, всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники. Красных баб в ярких сарафанах там уже не напишешь.
Для мастерской обустроили «громадное» пространство зала апартаментов величественно возвышающегося на холме старинного замка chateau de la Tour, возведенного в середине XIX века в неоготическом стиле с элементами мавританских мотивов в интерьере. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». Жизнь художника к тому времени изменилась. В 1894 году в Академии художеств появляется ключевое новшество — мастерские профессоров-руководителей Высшего художественного училища (ВХУ).
Хорошо известно о неудачной попытке молодого художника Семена Никифорова написать большой портрет «Прасол» а lа Малявин91. Однако неустанные поиски заставили этого «увлекательного импровизатора» обратиться к теоретическим аспектам живописи, а именно к теории цвета.
Гвоздь выставки – дипломная картина «Смех» 1899 года, сначала непринятая по всем законам «хорошего искусства» поколением отцов и дедов (профессорами Академии), а чуть позже триумфально взявшая Европу золотой медалью на парижской выставке и попаданием в коллекцию венецианского музея, где находится и сейчас. Картина была приобретена для Музея современного искусства в Венеции. В то время, когда картина «Смех» продолжала свое триумфальное парижское шествие, приехавшая в Рязань из Санкт-Петербурга молодая дама, жена художника Малявина, подписывала 14 августа 1900 года в рязанской нотариальной конторе купчую на приобретение 50 десятин земли в сельце Денежникове23. Денег на это «баловство», конечно, не дают. Ни орнаментальные платья, ни старинные обряды, по которым соскучилось в конце века светское общество, а «природное естество».
Доказав, что является лишь художником, был отпущен. Тема фрагмента портретной композиции с изображением Сомова в минуты отдыха в интерьере мастерской впоследствии будет использована при работе над портретом шведского художника Фольке Седергольма (1934). Лицезреть наследника в Бузулуке не довелось в связи с изменением маршрута следования. Малявин получает звание Академика живописи.
Художника заподозрили в шпионаже в пользу СССР и арестовали, но вскоре выпустили. Собранные на дороге «медные пятаки и копейки» отрок копил, чтобы покупать у коробейников бумагу, карандаши и «даже фуксин», один из первых синтетических красителей яркого пурпурного цвета. Окрыленный успехом выставки и сопутствующими заказами, в 1925 году Филипп Малявин рассказывал в письме Илье Репину: «Парижский радиус необъятно большой В нем уживаются все течения и все возрасты искусства, но, не скрою, город жестокий имен чужих не заметит, но должное художнику отдаст»68. Но сюжет, в общем, один. В 1891 году из большого путешествия на Восток возвращался в Санкт-Петербург цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), чей кортеж должен был проследовать через Бузулукский уезд.
В 1934 и 1935 годах он много ездит по городам Швеции и Дании с показом своих работ. Для многих художников, в том числе иностранных, запечатлеть с натуры лидера большевиков считалось большой удачей (так, в октябре 1920 года приступила к лепке бюста Владимира Ленина скульптор из Великобритании Клэр Шеридан, кузина Уинстона Черчилля)51. Особый ажиотаж вызвал своими мастер-классами Андерс Цорн. В 1907 г. совершает творческую поездку во Францию. Езда на санях» (июль 1933, Christies), etc.
В 1924 г. в парижской галерее Шарпентье проходит вторая персональная выставка мастера (к 55-летию). Он демонстрировал значительные успехи, о чем свидетельствует неоднократное получение им денежных пособий за рисунки и награждение двумя (большой и малой) серебряными медалями13. Репина, который помог раскрыться таланту юного живописца. Это в какой-то мере послужило причиной смерти Малявина.
Переговоры о закупке некоторых картин Малявина, назначившего сверхвысокие цены «по золотому курсу», зашли в тупик. Характер малявинского колорита национальный, яркий, жизнерадостный.
Он с трудом добрался пешком до Ниццы, где умер 23 сентября 1940 года. Учитывая статус семьи Малявина (государственные крестьяне), можно предположить, что его предки по отцовской либо материнской линии пришли в Бузулукский уезд из солотчинских мест, хотя к настоящему времени данная гипотеза не находит документального подтверждения. Во время Второй мировой войны художник был в Брюсселе, когда Бельгию захватили немцы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже за картину «Смех» (1899, Галерея современного искусства в Венеции) выпускнику Петербургской Академии художеств Филиппу Малявину была присуждена золотая медаль.
Но, как говорится, не тут-то было. В итоге прологом к «бабам» оказываются сами же «бабы». переходит в только что сформированную мастерскую И. Репина, где знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко. Малявин Филипп Андреевич (1869 – 1940) – художник, график, мастер экспрессивных композиций с изображением крестьян. За Италией последовала столица Югославии Белград (1933) и Прага (1933), где состоялась самая масштабная в творчестве Малявина персональная выставка80.
Поступив в Академию почти безграмотным, он окончил ее отлично. Отличавшийся резкостью и безапелляционностью суждений, Малявин так и не сумел освободиться от пут косности, но талантливому художнику прощались «грубоватость и некоторая элементарность внутреннего мира»74. В деревне вы не увидите мужика или бабы в сапогах. С результатами исследования «натуры» французская и шведская общественность познакомилась на персональной выставке 1937 года в Ницце, в рамках парижского Салона и в Стокгольме, где «целый зал» был увешан эскизами, зарисовками и портретами короля Густава V играющего в теннис на корте или показанного в часы отдыха84.
На ней мы показываем 110 работ – живопись, рисунки и одну гравюру. В конце 1920-х переселяется с семьёй в Ниццу. Эта – третья. На Западе заслуженно высоко оценили живописные новации Малявина. вместе с семьёй художник переезжает в Москву, а в 1922г., под предлогом организации передвижной выставки эмигрирует во Францию (через германо-итальянскую границу).
Зато на свою живописную работу был «лют». Продолжающие эту тему работы, собранные для зрителя в одном зале, показывают себя во всей красе: «Бабы» (1904), «Девка» (1903), «Пляшущая баба» (1909), «Две девки» (1910), «Баба в красном платке» (1910 – 1920) и др. Остается только жалеть, что этих «баб» собрали маловато. Когда подымается ветер, то глаз уже ничего не видит в сплошных несущихся рыжих облаках. Способности у Малявина были замечательные.
Страстью к рисованию Филипп «заболел» с четырех-пяти лет и с тех пор без устали малевал углем или кусочком известняка на полу и стенах, на холщовых навесах от солнца односельчан во время летних работ в поле. Небольшой очерк первого биографа Ф. Малявина С. Голоушева считался «единственным биографическим материалом, освещающим начало художественной деятельности»2 будущего живописца. Постоянно жалел, что не сделался астрономом, как его товарищ по школе астрономии Тихон31.
на Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил тому поступать в Императорскую Академию художеств. В 1920 г. на Всероссийской конференции являлся делегатом от Союза русских художников. На огромном полотне матовыми, почти шваброй написанными – такими широкими – полосами изображен громкий «народный» бабий гогот. Поселившись в 17 верстах от губернского центра и построив здесь просторную мастерскую, Филипп Малявин полностью отдался работе, покидая усадьбу преимущественно для участия в отчетных смотрах, проводимых выставочными комитетами «Мира искусства» и «Союза русских художников». Он принялся заново сводить счеты с академическим прошлым»90. Послушник отличался независимым нравом и «страшился того, что его начнут учить.
Он женился на богатой невесте. Осенью 1922 года Малявин прибыл в Берлин, где несколько его картин экспонировались на «Первой Русской художественной выставке», открывшейся 15 октября в галерее Van Diemen. Разочарованный последними работами, он не решается выставлять пленэрные этюды18. Освоение азов не заняло много времени – юноша был способен, сообразителен и трудолюбив.
Организаторы провели месяцы в бесплодных переговорах с музейным отделом Наркомпроса (Н. И. Троцкой) и директором Третьяковской галереи И. Э. Грабарем о предоставлении картин для рязанской выставки и были вынуждены ограничиться работами из мастерской Ф. А. Малявина в Денежникове (за исключением двух-трех полотен, переданных московскими собирателями). Осенью 1920г. Из восемнадцати картин маслом включение в экспозицию четырех подтверждают документальные источники: «Три бабы» (1902, музей dOrsay, Париж), «Зеленая шаль» (1914, ГТГ), «Старик у очага» (1915, Рязанский государственный областной художественный музей им.
Похоронен на городском кладбище в Ницце. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. В истории мирового искусства немногие художники отважились отдаться стихии красного цвета. Его картины «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» были написаны еще в годы занятий (1895), но никогда не скажешь, что это работы ученические. Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье.
стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: Баба в желтом, Девка (обе 1903), Две девки (1910) и др. Возвращаясь после летних каникул, он привозил всегда интереснейшие работы: портреты матери, отца, крестьян родного Оренбуржья. Очень редко бывает, чтобы талантливые люди, а особенно русские, знали цену, тяжесть и сладость упорного, постоянного труда Мужицкая душа Малявина эту страду понимала глубоко. Осенью 1918 года, в связи с национализацией усадьбы, Филипп Малявин переезжает из Денежникова в Рязань, где планирует посвятить себя «исключительно художественному творчеству»26.
Помогают знаменитые самарские ветры. Понимали это и его друзья. Малявин, действительно, весь в своих «бабах».
К самому яркому последователю Филиппа Малявина можно отнести Абрама Архипова. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. В запросе о предоставлении права на въезд в Италию «для организации выставки картин» указывалось, что это «даст мощный толчок развитию итало-российских отношений, которым положили удачное начало выставки в Венеции и Флоренции»61. Позднее он возглавит гарнизонную (красноармейскую) художественную студию, но в обоих случаях преподавательская работа не пришлась ему по душе.
Вот таким образом настоятель монастыря Святого Пантелеймона без сожалений отпустил строптивого «богомаза», когда тому пришло время идти на военную службу. Яркие краски крестьянских нарядов, природа Рязанщины обогатили палитру Малявина. И. П. Пожалостина), «Старуха».
Вскоре их пути разошлись. Крестьяне вообще главные герои произведений художника. Фактически все «бабы» пляшут, смеются или иконно предстоят. 1930-е годы отмечены небывалым всплеском творческой энергии.
Малявин уехал в Москву, а оттуда, в 22-м году в Париж. Малявин помнит себя мальчиком четырех-пяти лет и – уже рисующим. Не случайно автору «поэм в красках» предрекали будущее Веласкеса, а изящество и тонкость линии уподобляли Энгру. Начальник, руководивший призывом в Бузулуке, попросил Филиппа написать картину с лошадьми. А рисует он на чем попало: на стене, на доске, на полу. Бессменный устроитель художественных экспозиций и родоначальник выставочных сезонов Рязани, учитель рисования Александр Киселев-Камский вспоминал: «Пойду к Малявину, может быть, что-нибудь выцарапаю для выставки»25.
Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. В течение 1895–1897 годов из-под его кисти вышли шесть портретов репинских питомцев, два портрета — «Игорь Грабарь» (1895, ГРМ) и «Константин Сомов» (1895, ГРМ) — написаны alla prima (c ходу, с первого раза – ит. ). Филипп Малявин родился 10 (22)октября18695 г. в Самарской губернии (ныне — Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Став постарше, покупает у захожих коробейников бумагу и карандаши, впоследствии даже фуксии.
1930-е гг. Одна солдатка – бабочка бывалая и бойкая – додумалась послать мужу на войну изображение сынишки: о фотографии еще и не слышали в деревне. Люксембургский музей закупил с выставки для своей коллекции один карандашный рисунок в цвете и огромное полотно 1902 года «Три бабы»66, типичное для Малявина по живописному и образно-пластическому языку. Его арестовали, обвинив в шпионаже, т. к. Матерьял – уголь из печки, обломок известки.
Пожалуй, наиболее точно это выразил Ф. Шаляпин: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами. После обращения к наркому просвещения А. В. Луначарскому об оказании содействия в получении шести картин из Третьяковской галереи, включая знаменитый «Вихрь», губернский комиссариат во главе с лично курировавшим этот вопрос комиссаром М. И. Воронковым запланировал к показу около двухсот рисунков и живописных портретов, которые «до сих пор никогда и нигде не выставлялись»37. «Космические» красные краски Малявин щедро разливал на своих полотнах. В 1894г.
Крестьяне, которых он так воспевал, начали жечь барские усадьбы, грабить, мародерствовать. За приверженность стихии красного цвета Малявина окрестили «Разиным алого холста», за верность реалистической традиции — «Горьким живописи». Красная живописная стихия – это прежде всего эстетика, а не конкретный исторический пафос. Но только с именем Малявина срастется определение «цорновский мазок».
Крестьянки в ярких красочных нарядах – главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность.
По легенде, с этой работы, напоминающей «лучшие вещи Венецианова», берет начало история судьбоносной встречи Филиппа Андреевича Малявина со скульптором Императорской Академии художеств Владимиром Александровичем Беклемишевым, которому суждено было открыть для юноши «чудесный мир прекрасного»8. Прибывший в декабре 1891г. Символом переломного 1905 года также служила картина «Смех», с воодушевлением встреченная молодежью: «Ваша картина пророчество. »34 Эпическое звучание красного цвета, который царствует на обоих холстах, вовлекая всех в свою «чудовищную» завораживающую игру, становится предвестником кровавых событий (в 1905 году был показан большой эскиз картины «Вихрь»)35.
Дело не в красках, а в правде»17. Начиная со второй половины 1920-х годов на мотив русской зимы им будут написаны духоподъемные, наполненные ностальгическим настроением, красивейшие зимние пейзажи: «В гости» (1925–1926, La Russie Illustree. Получив уникальную возможность «беспрепятственно бывать в Кремле и в частности на квартире у Владимира Ильича и в рабочем кабинете»52, с 1 ноября 1921 года Малявин начинает делать натурные зарисовки Ленина. В первом зале собраны его самые ранние работы. Был избран академиком живописи. Владимир Беклемишев — «высокий, худой, с красивой надсоновской головой»11 — взял под опеку Филиппа Малявина, содействовал получению стипендии, дал кров в своей холостяцкой квартире в одном из флигелей Академии художеств на Васильевском острове.
Между тем его статус «вольнослушающего» окончательно утвердился только 28 октября 1897 года, когда, после рассмотрения Советом профессоров-руководителей мастерских натурных работ, привезенных им из ежегодных и обязательных поездок по России, Малявин был официально причислен к ученикам ВХУ14. Сила могущественного искусства, провозгласившего, с одной стороны, свою автономию: «искусство для искусства», а с другой – требующая всю жизнь превратить в это искусство (дом, одежда, вещи, поведение и т. д. ) вбирает в себя народную стихийность, эстетически маркируя ее «выразительной дикостью». Уже в ранних работах — «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894, ГТГ), «За книгой» (1895, ГТГ), «Крестьянская девушка с чулком» (1895, ГТГ) — обозначились стилистические приемы, которые станут основными в живописном методе Малявина: тяготение к контрасту, обыгрывание широких цветовых плоскостей, стремление к насыщенному колориту. В 1906 году Малявину присвоили звание академика живописи.
Даже дерзновенный Дягилев, благоразумно оберегая свой щекотливый тыл, отказался взять «Смех» на передвижную выставку «Мира искусства». Над всем доминирует цвет — всемогущий бог художника. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Освоение основ иконописи не заняло много времени, юноша был даровит и старателен.
Пантелеймона и храм «на хуторе», собирал мидии для монахов, признаваясь, что такой «гадости никогда не ел». Страшно волнуется — говорит собственник в нем подозревает культпросвет, который помещается в его доме крестьяне к нему относятся враждебно. Будучи живописцем «красочных исканий» с ярко выраженным культом «дикой, откровенной любви к цвету»29, Малявин всегда исповедовал стихийное начало в искусстве. Был одним из любимых учеников Репина. В конце декабря того же года скульптор оказался на Афоне, где пробыл до февраля 1892-го. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян (Крестьянская девушка с чулком, 1895 Старуха, 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И.
Но затем начались проблемы. Жил в Париже, затем в Ницце.
Эта картина, выставленная в 1899 г. без названия, вызвала большой скандал. Особняком стоит акварель «Портрет элегантной молодой дамы» (1923, Bukowskis), которая ослепляет исходящей от поверхности бумаги эманацией светоносности. Организационный процесс миновал несколько стадий. В 1885 г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи». Филипп Малявин становится вольнослушателем Академии.
Давнее равнодушие к пейзажу Малявин перенял от И. Е. Репина, даже уверился в бесперспективности этого жанра («После Левитана нельзя уже писать пейзажа Пейзажу крышка»86), чтобы спустя годы проникнуться — страстно и вдохновенно — пейзажной тематикой. Ларионова, Прага), прославленный танцовщик и хореограф, участник дягилевского «Русского балета» Вацлав Нижинский (1930, собр. Между тем известно о нескольких волнах переселений из Рязанской губернии в самарские земли до и особенно после отмены крепостного права. Впрочем, все эти черты не помешали Филиппу Малявину значительно расширить «радиус» своего общения.
В 1940 г., находясь в Бельгии, попал в немецкий плен, подозревался в шпионаже. Но, несмотря на индивидуальные черты, рано проявившиеся в живописном почерке Филиппа Малявина, сопоставления с отдельными фигурами эпохи модерна будут долгие годы преследовать русского художника: в парадной палитре услышат отголоски стиля Альбера Бенара «на русский лад» в широком, раскрепощенном письме увидят влияние Андерса Цорна истоки красочной декоративности выведут из испанского колорита Игнасио Сулоаги даже приверженность портретному жанру в поздний период расценят как следование за мастерами салонного портрета Джованни Больдини и Джона Сарджента с их тонким импрессионистическим пониманием цвета. Но это известно только со слов Беклемишева: большинство работ художника «монастырского» периода утеряно. Раз я ему показал Антарес, красный цвет которого вызвал восторг художника»32. Цорн, конечно же, не растворяет предметность тела в стихии живописи, как Малявин, хотя пишет широко и артистично, но тоже грубит «бабью» натуру.
Между тем во Франции работа получила восторженный прием и была удостоена золотой медали. В 1900 г. совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его картина «Смех», создававшаяся как выпускная, но отклоненная Советом профессоров Академии за бессодержательность. Но как эмоционально безлико и блекло, технически неубедительно, по сравнению с тем же «Вихрем», выглядят эти живописные картинки из которых ушло дыхание жизни. Вот таким образом нет ничего удивительного, что в 16 лет он со знакомым монахом отправился в далекую Грецию, чтобы учиться иконописи в афонском православном монастыре святого Пантелеймона. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) – принесли ему известность.
Талант художника был очевиден, однако смущала, даже возмущала дерзость. Ф. Малявин оказался в числе первых художников (наряду с Н. Альтманом и Н. Андреевым), выдержавших конкурс, организованный Наркоматом просвещения в преддверии очередной годовщины Октябрьской революции. Это зрелый, удивительно одаренный мастер. Рисовал с натуры портреты Ленина и Луначарского в Кремле.
В первой половине 1920-х годов в этом жанре им было создано несколько прекрасных вещей: выразительный по игре цветовых контрастов этюд к портрету прима-балерины Большого театра Александры Балашовой (1923, Sothebys – здесь и далее указываются аукционные дома, на которых выставлялись произведения Ф. Малявина) и ее большой портрет (1924, ГХМ, Ханты-Мансийск) искусно сочетающий грацию с блеском и пылкостью62 изысканный «Портрет дамы» в теплой коричневой гамме (1923, Sothebys) интересный образ знаменитой певицы Надежды Плевицкой (1924, MacDougalls)63, портрет княгини Волконской (1925, Sothebys), etc.
Критик Владимир Васильевич Стасов эту работу сильно раскритиковал. Коллеги художники – творцы того самого искусства – показаны Малявиным как утонченные снобы или экстатические демиурги («Портрет скульптора Беклемишева», 1910) творимая ими субкультура определяет себя на фоне природного, «дикого» народа, осмысляя его как неравный себе эстетический феномен. С 1900г.
Его яркие, брызжущие весельем картины продолжают радовать зрителей. В период начала оккупации фашистами Бельгии Малявин был в Брюсселе, где писал очередной портрет. Большое значение для понимания эволюции русской школы живописи первой половины XX столетия имела еще одна программная работа Малявина с символическим названием «Вихрь» (1906, ГТГ).
И дело вовсе не в жанровой «специализации»89, а в том, что некогда бивший бурным потоком родник живой воды творчества оскудел. А тогда уже Филиппа Малявина дразнили по деревне «живописцем» – без зла, но таков обычай улицы наоборот, на его работы глазели охотно и не без маленькой местной гордости, хотя самое занятие считали непутевым. Тут мальчишки и выбегают разыскивать медные пятаки и копейки.
В ранней атрибуции последнюю работу определяли как «Портрет матери», который отмечен «чернотой, сбитой формой и неправильным рисунком»41, однако свою «Старуху», по свидетельству очевидца, Малявин писал с местной крестьянки: «около портрета старухи — группа женщин. С 1894 года он занимался мастерской И. Е. Малявины арендовали комнаты в домовладении 12 по улице Мальшинской27, недалеко от здания Губернского отдела народного образования (Губоно). Осенью 1892г.
Первое время Малявин жил в Париже, затем поселился в Ницце. И помог ему в этом талант: на призывном пункте богобоязненный послушник нарисовал картину с лошадью, которая настолько потрясла душу мелкого военного чина, руководившего призывом, что он выдал рекруту «белый билет» и за казенный счет отправил на Святую гору. Из поездки он привез картину маслом «Гробокопатели.
Лапти и кое-какие лохмотья на плечах — вот их обычный вид. Ему солдатка и дала заказ. Сделать такой этюд мог только опытный мастер»87.
Естественно, не хватает недовезенного оригинала «Вихря» (1906), «Трех баб» (1902), «Зеленой шали» (1914), «Бабы в желтом» (1903) и др. Выставка, открывшаяся в Русском музее, предлагает расширить работами разных лет представления о художнике, начинавшим в отрочестве послушником-иконописцем на Афоне, в зрелости прогремевшим своими «бабами», а закончившим забытым эмигрантом во Франции. Полотно восприняли как прямую ассоциацию с Первой русской революцией. А вот «мирские» сюжеты, хотя и были далеки от образцов академической живописи, удивляли яркостью цветов, размашистостью рисунка и самобытностью тематики. Но утихла буря и – улицы точно вылизанные. не экспонировался, работал в своей студии в Денежникове.
Имя Филиппа Малявина, члена двух ведущих художественных объединении России — «Мира искусства» и «Союза русских художников», — практически не встречается в мемуарной, биографической и эпистолярной литературе. Со многих своих ранних работ Малявин создаст реплики: «Крестьянка, закрывающая свиткой рот» (1894), «Портрет отца» (1898 и 1899), «Дарья Татаринцева» (1898). Рисовать начал рано, с четырех-пяти лет. Французские газеты наперебой твердили о силе темперамента молодого художника. Вспомнили и о картине местного уроженца Филиппа Малявина «Крестьянская семья», написанной в одну из побывок на малой родине (предполагаемая датировка картины — 1890 год, когда Малявин приезжал в Бузулук «к исполнению воинской повинности»9), которую также решили приобщить к общим дарам. Знал он только Закон Божий, да и то сомнительно, по отрывкам из шестипсалмия.
Семья была большая, Филипп — старший, значит, помощник, нужен дома. Но понял, что не выживет. Интерес к творчеству Филиппа Андреевича Малявина не угас. С появлением «Смеха» Филиппа Малявина критики отнесли к сильным колористам. На местах начались приготовления подношений, соответствующие торжеству мероприятия, — «караваи, стихи, шитые полотенца, резные блюда иконы».
Имение ее находилось в Рязанской губернии. Но однажды удалось ему нарисовать портрет Тогда шла война с турками (1877 – 1879). Картины были куплены в 1896 году П. М. Третьяковым, который был очень строг в отборе. Афонские кладбищенские монахи», разнообразные пейзажные и жанровые зарисовки — большие этюды «с громадными фигурами рабочих, каменщиков, разбивающих молотами камни»16. Востребован был в основном как портретист – совершенно блестящий. Малявин. Те, которые заставили заговорить о нем.
Наверное, отсюда берет начало любовь будущего живописца к звонким, праздничным краскам. Илья Репин провозгласил «Вихрь» «самой яркой картиной революционного движения в России»33. В Россию Малявин больше не вернулся. Он это понимал и с горечью говорил: «Вне родины нет искусства». Публичное заявление спровоцировало разбирательство в Москве.
По его признанию, «работа была очень, очень серьезная», а портрет августейшей особы Малявин считал даже для себя вещью «незаурядной»83. Не случайно в отдельной статье видного французского арт-критика Арсена Александра уделено пристальное внимание экспрессии графического мастерства Филиппа Малявина, «остроте и глубине» его рисунков, в которых филигранно передано настроение меланхолии или радости и с поразительной реалистичностью изображены женские образы, сознающие свою «животную красоту»69. С 1903 г. – член Союза русских художников. Но каким-то образом эту небольшую жанровую композицию увидел Беклемишев и «навел справки» об авторе. С приходом к власти большевиков Филипп Малявин «примерил» на себя роль протагониста, что соответствовало его амбициозным целям и отвечало ожиданиям и задачам молодого государства в области культурной политики.
На Святую гору они отправились вместе.