Мане Эдуард Олимпия Описание

Картина Эдуарда Мане Олимпия: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание

Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет. На это и рассчитывали друзья художника. Для нас «Олимпия» – такая же классика, как полотна старых мастеров, вот таким образом современному любителю искусства непросто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона в 1865 году, разразился невиданный скандал.

Шарль Бодлер думал тонкость, более неприличная, чем жирность. Спустя сто лет один французский критик засвидетельствовал, что «история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной «Олимпии». И Венера и Олимпия находятся в очень похожих позах, включая положение рук и ног. Он копировал «Венеру Урбинскую» Тициана, что стало отправной точкой для возникновения «Олимпии». Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном». он работал над копией «Венеры Урбинской» и был хорошо знаком с сюжетом. По существу о создании картины известно мало.

Больше того, во время проведения выставки на неё не раз покушались. Мадонна — это она тоже, как и героиня Прирождённых убийц. Но критика не жаловала такой подход на Парижском салоне 1865 года, само название отсылало к героине романа (1848) и одноимённой драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. Весь интерьер комнаты за спиной негритянки почти полностью скрывают зелёные шторы, лишь небольшой прорыв в следующий план картины образует дверной проём. Цветовая гаммаЦветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых — коричнево-золотой и красный.

  1. Девять символов, зашифрованных в «Олимпии» Мане
  2. Сексуальные тайны "Олимпии": гид по самой скандальной картине Эдуарда Мане
  3. Жемчужина Франции украсила Эрмитаж
  4. Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. О городах и людях – интервью со Святославом Муруновым
  7. Альтернативное кредитование: что это и почему так необходимо миллионам

Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри и крайне шокировала публику. ГМИИ им. Олимпия была смоделирована Викторин Меран.

Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию. nu). вы можете запросить все в системе с коробкой. При жизни Мане так и не дождался признания Олимпии. Интересно, как примет современная публика «Олимпию»: будет ли так же неистово возмущаться и указывать на картину зонтиками из-за чего персоналу музея придётся повесить картину выше, чтобы посетители не испортили её.

  • -маркетинг: простые правила, о которых забывают
  • Рэп-читка пьесы о новой польской реальности
  • Фасады Москвы: как архитектура меняет нас
  • В Москву привезли одну из самых известных картин Эдуарда Мане
  • Программа просмотра веб-материалов ( 286)

Российский искусствовед Евгения Яркова находит влияние картины Мане на созданное в 1954 году Аркадием Пластовым полотно «Весна», вызвавшее острые споры среди искусствоведов и зрителей. Тема обнаженной женской натуры обозначена на экспозиции выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом.

Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Она всех вечная подружка, общенародное, международное достояние. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину из Лувра «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. И тогда Наполеон III милостиво разрешил показать их публике на «Дополнительной выставке экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных». Этот толчок, которому Мане не мог противостоять исходил от Бодлера2. Именно в Париже появилась индустрия удовольствия служащая нуждам нового класса буржуазии. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Олимпия (картина Мане) Информацию О
  3. О КАРТИНЕ ЭДУАРДА МАНЕ «ОЛИМПИЯ»

Так, Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. 208 x 264 см. Черная лента вокруг ее шеи, на совершенном контрасте с ее бледной плотью и ее комнатной туфлей отверженного подчеркивает чувственную атмосферу.

Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Большинство картин, которые были этим размером изобразило исторические или мифологические события, таким образом, размер работы, среди других факторов, вызвал удивление. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник.

Девять символов, 
зашифрованных в 
«Олимпии» Мане

Особое сходство находят с картиной Тициана «Венера Урбинская». Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная абсолютно голой молодым женщинам, ожидающим ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». Но скандал с картиной нисколько не поколебал художника. Администрация в целях сохранить полотно, поставила у картины двух охранников, которые с трудом смогли отстоять «Олимпию», в противном случае её бы просто разорвали на куски и растоптали.

На картине изображена полулежащая обнажённая женщина. Вот такая была история. Его вдохновляло несколько основных тем: живопись итальянского Возрождения (Филиппино Липпи, Рафаэль, Джорджоне – «художники чистой и светлой гармонии»), творчество Веласкеса зрелого периода. Толпа, «хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами этой новоявленной красоте», не расходилась и перед военным караулом. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. Маркантонио Раймонди.

В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. «Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника.

Публика неистовствовала и требовала немедленно убрать с глаз картину Эдуарда Мане Олимпия. Однако еще ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины, официальная критика называла ее «безнравственным вторжением в жизнь». Затем посмотрите на картины Мане и вы убедитесь, что они дышат правдою и мощью. Американский художник Сьюард Джонсон создал скульптуру по мотивам Олимпии Мане под названием «Confrontational Vulnerability».

Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Он, конечно, помнил о тех вульгарных насмешках, намеках и прямых обвинениях в безнравственности, которые сыпались на него в середине 1860-х годов. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Российский искусствовед Евгения Яркова находит влияние картины Мане на созданное в 1954 году Аркадием Пластовым полотно «Весна», вызвавшее острые споры среди искусствоведов и зрителей3.

«Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. Перед картиной толпились возмущенные зрители, назвавшие «Олимпию» «батиньольской прачкой» (мастерская Мане располагалась в парижском квартале Батиньоль), а газеты называли ее нелепой пародией на тициановскую «Венеру Урбинскую». «Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта «Олимпия», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — так писала парижская пресса. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Новая сексуальность. Олимпия лежит на элегантной шали с кистями, на ногах у нее – золотистые пантолеты, в волосах – экзотический цветок, на шее – бархатка с крупной жемчужиной, которая лишь подчеркивает вызывающую наготу женщины.

Название картины усугубляло ее «неприличие». темнокожую Олимпию и назвал своё творение «I like Olympia in Black Face».

Сотни людей с самого утра собирались перед «Олимпией», вытягивали шеи и разглядывали ее только для того, чтобы выкрикнуть потом площадные ругательства и плюнуть на нее. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. В 1990-х гг. Действительно, невозможно вообразить, каких только издевательств и оскорблений не претерпели эта девушка, эта негритянка и эта кошка. А ведь художник написал свою «Олимпию» очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению. Правда, современник Э. Мане, художник-реалист Густав Кюрбе считал, что это не картина, а «игральные карты». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

В Париже середины 19 столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. У ног обнаженной Олимпии появляется кот с тем же горящим взглядом округленных глаз. В 1990-х гг. Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа. Выше: что вы искали.

Французское слово сhatte (кошка) оставалось повсеместным парижским обозначением продажной любви. Мане обвинили в аморальности. Когда он выставил в музее свою «Олимпию» и на следующий день пришёл туда собирать поздравления. Однако громкий скандал во многом же и помог мастеру прославиться. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.

Биограф художника Эдмон Базир писал: Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. В «Олимпии», третье измерение и светотени роли не играют, но появляется энергия, заметно обобщение форм, возрастает интенсивность света. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской».

В ногах у Венеры свернулась белая собачка, символ супружеской верности и семейного уюта, на постели Олимпии мерцает зелеными глазами черная кошка, «пришедшая» в картину из стихотворений Шарля Бодлера, друга Мане. Скорее всего, художник вдохновился работой Александра Кабанеля«Рождение Венеры», выставленной в том же месте двумя годами ранее и имевшей сенсационный успех. «Завтрак на траве» сразу сделал Мане известным, о нем заговорил весь Париж, перед картиной всегда стояла толпа, единодушная в своем гневе. «Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества. Связь с поэтическими вариациями особенно заметна в первоначальных рисунках Мане к «Олимпии», но в окончательном варианте этот мотив осложняется. Позы лежащих женщин на этих картинах практически одинаковы.

Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали – «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859–1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню исполненная в натуральную величину и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодований в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты. Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную — на фигуре её служанки. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему "Завтрака на траве".

Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Но скандал с картиной нисколько не поколебал художника. Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной "законченности" изображения. Однако другие исследователи творчества Мане (в частности, А. Барская) считают, что была и другая, не менее существенная причина.

Букет в руках негритянки, распадающийся на отдельные мазки, дал искусствоведам повод говорить о том, что Мане произвел «революцию красочного пятна», утвердил ценность живописи как таковой, независимо от сюжета и тем открыл новый путь художникам последующих десятилетий. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая абсолютно голой, //, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». Живопись демонстрируется в Музее д39Орсе, Париж.

Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Ещё в Италии в 1850-е гг. Критики и общественность осудили работу подобно. «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения».

У неё нет родного языка, пусть её облик позаимствован у француженки. Весь XXвек мотив Олимпии был нарасхват у самых разных художников.

Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве». Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. Суд Париса. Музей Орсэ.

Обнаженных женщин принято было изображать только в картинах на мифологические и исторические сюжеты, вот таким образом полотно Мане, на котором действие перенесено в современность, сочли чуть ли не порнографическим. Таким образом, он становится основоположником нового направления в живописи – импрессионизма. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Первая четв.

Отсутствие одежд и только это качество определяет их принадлежность жанру ню (фр. Толпа рычала, призывая уничтожить срам.

От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты. «Олимпия», лежащая на белых покрывалах обнаженная натурщица, — это не Венера прошлых веков. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины "Концерт"Джорджоне. В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана.

Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Полотно связывают с началом зарождения импрессионизма. появилась трёхмерная Олимпия.

Мане решает в этой картине сложнейшие колористические задачи. Холст, масло. В Париже середины XIX столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета».

Возможно именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание Эдуара Мане. Франция. Однако другие исследователи творчества Мане (в частности, А. Барская) считают, что была и другая, не менее существенная причина.

Первоначальный замысел «Олимпии» имел отношение к метафоре Ш. Бодлера «женщина-кошка», которая проходит через ряд его поэм, посвященных Жанне Дюваль. Перед картиной толпились возмущенные зрители, назвавшие «Олимпию» «батиньольской прачкой» (мастерская Мане располагалась в парижском квартале Батиньоль), а газеты называли ее нелепой пародией на тициановскую «Венеру Урбинскую». Гюстав Курбе был не одинок в непонимании произведений Эдуарда Мане.

Толпы людей приходили только для того, чтобы посмеяться на картиной. Скорее всего, нет. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию. В том же 1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину – «Завтрак на траве». История созданияНа картине стоит подпись и дата:d Manet 1863. Однозначно, что эта работа претендует на одну из наиболее значимых работ художника. «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения».

Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели ее приобрести. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли ее в дар государству. Оставался «сущий пустяк» – уговорить государство, чтобы оно приняло дар. Преступница Бонни — подруга Клайда — это она. У ног обнаженной «Олимпии» появляется кот с тем же горящим взглядом округленных глаз.

Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. Художник был унижен и раздавлен. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Жемчужные серьги в ушах и массивный браслет на правой руке Олимпии Мане позаимствовал с картины Тициана, при этом он дополнил свое полотно несколькими важными деталями.

Самое страшное, что гений никак не ожидал подобной реакции, она вышибла его из колеи, он на время забросил живопись, уехал в Испанию. Эдуард Мане воспринял картину Сезанна как пасквиль на свою «Олимпию» и был глубоко задет столь откровенной интерпретацией сюжета. В этом материале предлагается проследить судьбу основного произведения Эдуарда Мане, вошедшего в историю как «страстный полемист против буржуазной пошлости, мещанского тупоумия, обывательской лености мысли и чувства».

Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. «Олимпия», как тема и композиция, еще долго не отпускала Мане даже после Салона 1865 года. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли ее в дар государству. Только в январе 1907 года, под покровом ночи, тихо и незаметно, ее перенесли в Лувр. Вскоре он написал «Олимпию», которая тоже стала предметом самых яростных нападок.

Второй персонаж на полотне Мане — темнокожая служанка. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. В семидесятые годы к Мане пришел долгожданный успех: известный торговец произведениями искусства Поль Дюран-Рюэль купил около тридцати работ художника.

Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Живопись смоделирована после Венеры Тициана Урбино (1538). В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Настроения лютующих критиков мгновенно подхватили и те, кто вообще не разбирался в искусстве, не знал имени мастера и вряд ли хоть раз в жизни бывал на выставках.

Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Однако тревогу по этому поводу забили только друзья покойного к этому времени Мане. Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).

Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. В 1889 г. она вошла в экспозицию «Сто лет французского искусства», устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции. Но больше всего публику возмутил взгляд обнаженной женщины – равнодушный и циничный. И орхидею в ее волосах – этот цветок, видите ли, относится к афродизиакам. Американский художник Сьюард Джонсон создал скульптуру по мотивам Олимпии Мане под названием «Confrontational Vulnerability».

Хотя Мане, Завтрак на Траве (Le djeuner sur l39herbe) зажег противоречие в 1863, его Олимпия, размешал еще больший шум, когда это было сначала показано в 1865 Парижский Салон. темнокожую Олимпию и назвал своё творение «I like Olympia in Black Face». Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами.

Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры. красоте». В своей картине Мане не уделяет большого внимание пространственному плану и объёму.

появилась трёхмерная Олимпия. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.

Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Работа известного импрессиониста вызвала большой скандал в кругах искусствоведов и зрителей после того, как была выставлена в Парижском салоне в 1865 году. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. Там Олимпия представлена как антагонистка главной героини, к тому же являющаяся публичной женщиной (её имя стало нарицательным для всех дам её профессии). Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане.

Эдуард никак не мог вначале понять, почему же говорят о пейзаже, пока не увидел, что рядом с его «Олимпией» висит пейзаж какого-то тогда ещё неизвестного Клода Моне. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое. Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет. Париж. Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати.

Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри и крайне шокировала публику. Журналист Антонин Пруст позже вспомнил, «Если холст Олимпии не был разрушен именно только из-за мер предосторожности были взяты администрацией». Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Зрители шестидесятых годов XIX века безошибочно определяли по этим атрибутам, что Олимпия – их современница, что красотка, принявшая позу Венеры Урбинской, не более чем преуспевающая парижская куртизанка. В руках она держит роскошный букет в белой бумаге.

Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской». Олимпия – живопись Эдуардом Мане, сначала показанным в 1865 Парижский Салон, который показывает нагой женщине («Олимпия187), лежащая на кровати, принесенной цветы темнокожим слугой. Спустя год после создания картины поэт Закари Астрюк воспел Олимпию в поэме «Дочь острова», строки из которой, ставшие эпиграфом к этой статье, были помещены в каталоге достопамятной выставки.

Ну да, такие вкусы не меняются быстро. Хочется надеяться, что в Главном штабе такого не случится.

«Олимпия» была именем, связанным с проститутками в 1860-х Париж. В конце концов победила его приверженность к искусству. Искусствоведы отмечают, что картина Эдуарда Мане схожа с некоторыми другими картинами разных авторов прошлого, в которых присутствует лежащая обнажённая женщина, например: «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбинская» Тициана, «Маха обнажённая» Франсиско Гойя и других.

Спустя сто лет один французский критик засвидетельствовал, что «история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной «Олимпии». «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Эдуард Мане.

Сравним картины. Ларри Риверс написал в 1970г.

Для нас «Олимпия» – такая же классика, как полотна старых мастеров, вот таким образом современному любителю искусства непросто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона в 1865 году, разразился невиданный скандал. «Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных», так как на ней были представлены картины так непохожие на то, что привыкли видеть французские обыватели. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. Национал-революционеры, бритые фашисты, велосипедисты, строители всяких «банов» и ГЭС, бравые убийцы друг друга. Но он уже не ласкается к женщине, а ощетинившись смотрит в пространство картины, как бы охраняя мир своей госпожи от постороннего вторжения.

Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. В пандан к жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели— широкий золотой браслет с подвеской.

«Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности», – писал Эмиль Золя, один из немногочисленных защитников автора «Олимпии». Правой рукой она опирается на пышные белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята.

В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном». Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли её в дар государству.

Пушкина представляет выставку легендарной «Олимпии» в окружении ещё нескольких образов женской красоты. Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных», так как на ней были представлены картины так непохожие на то, что привыкли видеть французские обыватели. У Тициана спутницей Венеры былая маленькая домашняя собачка, символизирующая верность. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная абсолютно голой молодым женщинам, ожидающим ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». Среди выставленных работ находилась картина П. Сезанна «Новая Олимпия», на которой тоже была изображена обнаженная женщина: черная служанка сняла с нее последние одежды, чтобы представить ее респектабельному гостю. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет").

В «Олимпии» оставалось только заменить ее кошкой, которая «гуляет сама по себе» и поместить на таком же точно месте, в ногах.

К сожалению, о создании картины известно мало. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. 16 в. Жемчужные серьги в ушах и массивный браслет на правой руке Олимпии Мане позаимствовал с картины Тициана, при этом он дополнил свое полотно несколькими важными деталями.

Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. «Завтрак на траве» сразу сделал Мане известным, о нем заговорил весь Париж, перед картиной всегда стояла толпа, единодушная в своем гневе. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Консерваторы осудили работу как «безнравственную» и «вульгарную».

Вскоре он написал «Олимпию», которая тоже стала предметом самых яростных нападок. Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую Наполеон III счел неприличной. В какой-то момент он даже отказался гарантировать безопасность «Олимпии», так как несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие, чтобы защитить наготу этого худенького, прелестного тела.

Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. – ужасались дамы. Олимпия Мане – не обнаженная, а именно раздетая женщина. Была открыта подписка и собрали нужную сумму — 20 000 франков.

Акварель с Олимпией 1863 г. скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с двумя офортами 1867 г., созданными по мотивам «Олимпии». Она правит миром со своего ложа все эти 150 лет. Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно. Такое копирование картины вовсе не является «кражей» идеи Тициана.

Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Социальные моды меняются медленно. Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры.

Завтрак на траве. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). «Потаскуха, возомнившая себя королевой», — так изо дня в день обзывала французская печать одно из самых нежных и целомудренных произведений живописи. Рынок удовольствий не мог предоставить всем благородных девиц в качестве шлюх.

В 1889 г. она вошла в экспозицию «Сто лет французского искусства», устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции. А ведь художник написал свою «Олимпию» очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению. Но по неписаному «табелю о рангах» на Лувр Мане пока не «тянул» и пришлось удовольствоваться Люксембургским дворцом, где «Олимпия» пробыла 16 лет — одна, в сумрачном и холодном зале. Одна из них – передача оттенков черного цвета, который Мане, в отличие от импрессионистов, часто и охотно использовал, следуя примеру своего любимого художника – Диего Веласкеса.

Но одно дело – обнаженные богини и нимфы и совсем другое – реальные женщины. «Олимпия» казалась даже простолюдинкой, вторгшейся в великосветское общество, она была сегодняшней, настоящей, — может быть, одной из тех, кто рассматривал ее, стоя в выставочном зале. В какой-то момент он даже отказался гарантировать безопасность Олимпии, так как несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие, чтобы защитить наготу этого худенького, прелестного тела. Название картины усугубляло ее «неприличие». В том же 1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину – «Завтрак на траве». Однако еще ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины, официальная критика называла ее «безнравственным вторжением в жизнь».

Очевидно, Мане привлекла данная тема и, желая добиться признания, он написал свою версию. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался.

Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине – «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). На примере этой картины, а также на примере картины «Завтрак на траве», основа которой также была взята из работы художника эпохи Ренессанса (Маркантонио Раймонди), мы можем увидеть переосмысление художником-новатором идеалов красоты живописи прошлого на новый лад. И тогда Наполеон III милостиво разрешил показать их публике на «Дополнительной выставке экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных». Этот толчок, которому Мане не мог противостоять исходил от Бодлера.

Не известно в точности, в какой степени название картины было навеяно произведениями Дюма и кому – самому художнику или кому-то из его друзей – принадлежала идея переименовать «Венеру» в «Олимпию», но это название прижилось. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции.

Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIXв. Даже Эмиль Золя был уменьшен до лицемерного комментария формальных качеств работы вместо того, чтобы признать предмет, «Вы хотели обнаженную фигуру и Вы выбрали Олимпию, первое, которое пришло». Самое главное – это правда, за которую в салонном искусстве его и отвергали. Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди «Суд Париса», выполненной по рисунку Рафаэля. Мы поклоняемся ей как Норме Джин. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать.

Картина была создана в том же году, что и «Завтрак на траве», ставший причиной скандала на «Салоне отверженных» 1863 г. Однако, триумфатором Парижского салона в том году стал Александр Кабанель со своим «Рождением Венеры». Будто призывает и манит, причем дерзко, даже нагло. За 150 лет до сегодняшнего дня. Биограф художника Эдмон Базир писал: Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Ларри Риверс написал в 1970г.

Но, несмотря на кажущуюся видимость плоской манеры письма, темный невыразительный интерьер без пространственной глубины и даже мазки, нанесенные почти небрежно, в «Олимпии» присутствует ощущение законченности. Эдуард Мане обучался у Кутюра, салонного художника, но понял, что наигранные позы натурщиков на квазиисторические или мифологические сюжеты – «занятие праздное и бесполезное». Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Французский критик Жюль Кларети восторженно сообщал: «Бесстыжей девке, вышедшей из-под кисти Мане, определили наконец-то место, где до нее не побывала даже самая низкопробная мазня». Так, Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны».

В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.

Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. Никакие нападки на импрессионистов (с которыми Мане был дружен, но не отождествлял себя) несравнимы с теми, что выпали на долю автора «Олимпии». К «Олимпии» он приступил по его окончании. Как было сказано ранее, критики и художники не жаловали стремление художника изменить салонное искусство.

Сравним картины. Кроме того, нагота сама по себе не эротична. Мане заменил небольшую собаку (символ преданности) в живописи Тициана с черной кошкой, которая традиционно символизировала проституцию. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. Новый объект желания.

«Олимпию» никто так и не купил, полотно оставалась в мастерской до конца его жизни и было снято с посмертной распродажи не найдя ни одного покупателя. Порнография. Народ то похожие фамилии попутал и приписал картину с пейзажем Эдуарду Мане. Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди «Суд Париса», выполненной по рисунку Рафаэля.

«Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта «Олимпия», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — так писала парижская пресса. Также на него оказала влияние французская живопись XVIII века (Ватто, Шарден). Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине – «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.

Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую Наполеон III счел неприличной. Больше того, у обеих женщин на правой руке имеется браслет, а в ногах лежит домашнее животное (на картине Тициана – собачка). Так Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». Начиная с "Завтрака на траве", отвергнутого официальным "Салоном" и выставленного в только что открывшемся "Салоне отверженных", берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Сохранилось два эскиза сангиной.

Весь XXвек мотив Олимпии был нарасхват у самых разных художников. Импрессионизм. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. При жизни Мане картина никогда больше не показывалась.

Один из этих эскизов Мане потом нарисует прикреплённым к стене на заднем фоне своего «Портрета Эмиля Золя». Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане — Викторина Мёран.