Менины Картина
Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году49 и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).
Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел именуемый Портрет семьи Филлипа IV, впоследствии названного Менины, а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение.
Картина Веласкеса «Менины» уникальна и не имеет аналогов в мировой живописи. Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой, сразу же после их возникновения. Таким произведением и является картина Менины. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса.
Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием "Менины" в каталоге 1843 года.
Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины».
«Менины», Диего Веласкес — описание картины
По словам Лопес-Рэя, ни в одной другой работе художник не расширял композицию так далеко за пределы взгляда зрителя— картина, над которой он работает и король с королевой могут быть лишь представлены в воображении29. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника.
Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. На это указывает отражение в зеркале. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Но и при заливающем боковом освещении сохраняется слепящий поток в проёме за спиной гофмаршала, подчеркнутый лаконичным по форме силуэтом придворного.
Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины».
Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Изображение невидимой власти в формах реальности просто непостижимо. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Но не это главное в полотне. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Естественной становится позиция представительного позирования. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.
Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Возможно, он по-новому оценил счастье семейной жизни после постигших его трагических утрат — смерти королевы Изабеллы Бурбонской и наследного принца Балтасара Карлоса, тяжелых родов, едва не унесших жизнь новой королевы Марианны и захотел продлить счастливое мгновение временного отступления смерти перед рождением любимой дочери, «маленькой зверушки» (Sabandija), как он называл ее сам или «маленького ангела», как ее называли при дворе вслед за маршалом Грамоном. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Разумеется, нет.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.
Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель— свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье. Так что программа картины Веласкеса строится изначально на многих «не».
По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.
«Менины» Веласкеса: картина о картине
И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. С точностью об этом знают персонажи картины, но их невозможно спросить. И творчество побеждает.
За пределами холста или внутри него. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.
Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.
Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Загадки картины Веласкеса Менины 1656
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Загадка заключается в другом. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Светозарное дитя с золотыми волосами, еще не ведающее своей судьбы, должно принять и принимает, причем без ропота и вопроса, которые позволил себе даже Спаситель в аналогичной ситуации, «чашу сию».
В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Это еще один излом «лабиринта отражений» с неразрешимой загадкой. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Но смотрит и художник.
Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
- 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.
Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
- Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
Возможно, он устал от своей официальной роли властителя мировой империи, «повелителя Солнца», как именовали испанских королей со времен небывалого исторического подъема. Карлики обладали, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу.
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- Сравнение изобразительных средств
- «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Маленькая девочка в свои пять лет, как наследница династии (после замужества Марии Терезы и до рождения инфанта Филиппа Просперо она была единственной наследницей), должна нести бремя предстояния перед лицом своего долга. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19.
Это сцены из жизни простых людей. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Барьер очеловечивания королевских особ и низведения их на грешную землю был непреодолим. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Например, зашифрованный автопортрет самого художника.
- «Мы не зрители, мы участники действия»
- Хуан Карлос, "Менины", тайное посвящение, Россия-Европа – пока ничья
В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. В свете этого сам заказ на картину о частной жизни короля, на картину, которая сначала имела название «Семья», носил оттенок парадоксальности и крайней непривычности. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста.
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Название «Семья» следует понимать в расширительном смысле, связанном с его латинским первоисточником (familia), который предполагал общность не только родителей с детьми, но и домашнюю прислугу, действительно являвшуюся частью дома и семьи.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Она вызвала на состязание Афину. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса.
Трудно судить о личных мотивах короля. А почему в мастерской находится инфанта. Веласкес изобрел гениальный ход, который дал возможность королю с королевой, с одной стороны избежать плена обыденности, «уединившись в невидимости» (М. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Персонажи полотна Веласкеса позируют, как на парадном портрете. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».
Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Находится в музее Прадо в Мадриде. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.
В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство.
Нам как будто показали частную жизнь королей и в то же время ничего о ней не рассказали. Надо учитывать, что «Менины» появились в тот момент, когда и во фламандском (П. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Искусствовед Светлана Альперс предполагает, что Веласкес утверждал этим свой высокий статус придворного живописца33, подчёркивая, в частности, что живопись является искусством, а не ремеслом, как обычно считалось в те времена. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.
Резюме можно подвести словами Е. И Ротенберга: «Картина несёт в себе элементы. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. На картине изображены не личные апартаменты короля, а парадная зала дворца.
Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Смутное и хрупкое отражение королевской четы в ирреальном пространственном измерении зазеркалья на заднем плане приобретает мистическое значение, будучи сопряженным с могуществом того впечатления, которое, судя по реакции всех персонажей картины, производит их присутствие в реальности. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
В ней присутствует овеществленное в полотнах великих художников (на стенах — картины П. Рубенса «Афина и Арахна» и Я. Йорданса «Аполлон и Марсий») время мифологическое, а также акт самого творчества, в котором сиюминутность сливается с вечностью творения божественного изначального прообраза любого творческого деяния. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Рубенс, Я. Йорданс) и в голландском (Ян Вермер, «малые голландцы») искусстве уже существовала развитая и устоявшаяся иконография изображения частной жизни третьего сословья. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Итак, время действия – 1656 год.
Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В «Венере с зеркалом» (ок. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания.
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. Ему 57 лет.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Инфанта, напротив, ярко освещена. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Быть может, то, что вижу, — сон.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой – фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной – там, куда смотрят придворные и сам Веласкес.
А с другой – сам бросает вызов богам. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.
Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Карлики и собака похожи на шаржи, но их комизм не обладает легким характером чистого юмора. Да, что же изображает Веласкес на повернутом к нам изнанкой холсте. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.
В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.