Михаил Врубель Картина Сирень
Купить картину или постер "Сирень", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Многие художники находились под впечатлением от цветущих весной и летом деревьев и кустарников, но сирень, занимающая все пространство картины, впервые прозвучала так необычно и сильно, что была признана одним из лучших пейзажей, написанных Михаилом Врубелем. Картина Врубеля Михаила Сирень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина «Сирень» была создана Михаилом Врубелем в 1900 году в период зрелости и ощущения быстрой утраты реальности.
Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Художник Михаил Врубель, картина Сирень
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Энергичное порывистое движение дриады будто заставляет шевелиться ветки, слышен их шелест. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Выявление структуры предмета становится для художника прежде всего способом заострения его музыкально-ритмических свойств, скрытой в нем орнаментики, обладающей энергией магнетического воздействия на зрителя. Это души цветов и растений.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Прошение было удовлетворено157.
Сочинение по картине Врубеля Сирень
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Художник не прописывает соцветия до конца, отчего кажется, что они покрыты стайками порхающих мотыльков, а их форма находится в постоянной трансформации. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. У него есть определенный дар к подаче природных эффектов. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины
Часто говорят: «Природа оживает под кистью художника». Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Сама концепция и есть сказка.
Изображённая сирень очень живая, она как бы «дышит», то возникая из общей массы зелени, то сгущаясь в элементах соцветия. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Эта сирень и сама становится как живая. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Врубель хотел тем самым сказать, как человек зависит от окружающей его природы. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Обстоятельства написания картины
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Работа не привела к улучшению. Хрупкая фигура девушки, как будто фея темнеет в сиреневом цвете. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Чувствуется, что у сирени очень пышные и густые гроздья, которые цветут в полную силу.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
Михаил Врубель, Сирень: описание картины
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. А. Савей-Могилевича132. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. Через несколько дней он полностью ослеп155. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Если приглядеться, то можно увидеть плавные переливы различных оттенков.
Но кажется, что в этой картине сирень оживает буквально. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. В данном случае у него это хорошо получилось с соцветием сирени.
Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
Художник Михаил Врубель, картина Сирень, 1900
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
В лунном свете проступили очертания одной из них – души сиреневого куста – дриады. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В тени, которую бросает сирень, мы различаем фигуру девушки. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Описание картины Михаила Врубеля «Сирень»
Савву похоронили на Байковой горе. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
- 500 – Внутренняя ошибка сервера
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Врубель, Михаил Александрович Сирень
- Картина Сирень – Врубель Михаил
- Авторский проект Владимира Дианова
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Это души цветов и растений.
Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. По разным версиям, Кончаловского с ним познакомили С. Мамонтов, К. Коровин и даже сам Л. Пастернак64.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Представленная "Сирень" Врубеля – один из вариантов картин на эту тему. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым— к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна— того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая»75. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Сирень – любимый цветок художников модерна. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками.
Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Врубель работает мастихином (тонкой стальной пластиной), позволяющим накладывать краску гранеными мазками.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Сон как будто бы стал продолжительнее.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Очертания предметов как бы проступают из темноты из мрака. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Кушает хорошо— и в своё время.
Художник здесь оказывается подобен Творцу, создающему мир из хаоса. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
(ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Их завораживал сам цвет и мистическое, завораживающее многообразие оттенков фиолетового. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Заросли цветов имеют красивые и прозаичные контуры, а трава создана из мелких деталей. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Безусловно, в них живет природные жизнь, которая наполнено воздухом и энергией. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Художник словно проявляет духов природы, явившихся из древнего мифологического сознания. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Кажется, что если вдохнуть, то почувствуешь приятое благоухание.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Врубель может искусно передать весь смысл происходящего через обычную кисточку. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Ее образ как бы возникает из королевства природы. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Одна из самых красивых и поэтичных картин Михаила Александровича Врубеля «Сирень» была написана в 1900 году. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Представители рода Врубелей (от польск. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Очертание ее фигуры скрыто за спутанными волосами.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Кирилле», «Св. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Нет, не стоит писать. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Картина – один из вариантов темы Сирень. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Все полотно так и вдыхает всю мощь прекрасной сирени. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40.
Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. В картине воплощен характерный для символизма образ стихийного мира, таящегося под покровом сумерек. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.