Мозаика Ломоносова Полтавская Баталия Где Находится

Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св.

В декабре 1764 г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. В декабре 1764г. Когда мозаику подняли, то угол, бывший в земле, оказался без смальт. Следует отметить, что в XVIII в. способы производства фарфора и в Западной Европе и на Востоке держались в строгом секрете.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. «Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.

«Полтавская баталия» 
Михаила Ломоносова

«Полтавская баталия» Михаила Ломоносова

Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. Искусствовед В. К. Макаров предоставляет оценку уже с высоты ретроспективного взгляда на роль его творчества, в большей степени независимо, нежели Я. Штелин — с неизбежными, но и закономерными для его современного явлению восприятия — обескураженностью и некоторым скепсисом, в значительной мере обусловленным бессознательным, но искренним сочувствием энергии и энтузиазму дерзновенного дилетанта, не имеющего способных исполнителей. В 1786 г. «Контора строения е. и. в.

В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Рубенса). В начале 1758г. В апреле 1764г. В 1864 году, к столетию со дня смерти Ломоносова, Академия художеств решила поставить «Полтавскую баталию» в Портике — каменном здании в саду Академии.

В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов). Первый современник-исследователь творчества М. В.

Описание картины 
Ломоносова Полтовская 
баталия

Описание картины Ломоносова Полтовская баталия

В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Да это и неудивительно, учитывая, что случилось с Помпеями. Позже (с 1751 года) она стала и первой мозаичной мастерской.

В 1900 году «Полтаву» перевезли в музей. Место было выбрано удачно. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким.

полтавская баталия 
мозаика м в ломоносова

полтавская баталия мозаика м в ломоносова

В нём по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I. В июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Грандиозное мозаичное панно (313 582 см) изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III. Был нанят хороший городской художникЛ. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.

Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Воронцов. Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А. Но, как говорится, что дозволено Юпитеру. Д. И. Ломоносов предложил преобразить Петропавловский собор в своеобразный мемориал Петра. Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова.

Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики. и др. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Исход всей войны решался в руинах сталинградских зданий. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит.

Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752). В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук.

Когда не было разделения 
на «физиков» и «лириков»

Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»

Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». со всей энергией взялся за осуществление своих грандиозных замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы. В 1899 году мозаику установили в «Обществе поощрения художеств». Ломоносов Ломоносов Михаил Васильевич Один из величайших русских ученых и писателей.

скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Весь камень – отечественный. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд» 2. Работы по получению русского фарфора стали успешно вестись с 1744 г. прежде всего благодаря трудам Виноградова и Ломоносова. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин.

ein abscheulich schцn und groЯes Gemдhlde). Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра» 26. Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории как русского искусства, так и русской промышленности. Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось.

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Ушёл Ломоносов — и уникальная композиция не получила достойного резонанса. Мнения о даровании М. В. Ломоносова от создания мозаики по той «жалкой картине», которую представляла собой подготовленная работа с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не способен был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765-1766), портрет графа Г. Г.

Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон).

Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I. В июне 1761г. Тревога была ненапрасной. К сожалению, мозаика сохранилась не полностью.

Но результат оказался грандиозным. Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец. Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем.

ein abscheulich schn und groes Gemhlde). сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Пётр (с картины П. -П. «Александрова мозаика» – одно из самых известных мозаичных изображений античности – выложена из полутора миллионов кусочков. М. В.

Черкасов, которому был подчинен Виноградов, строго приказал сохранять составы фарфоровой массы в секрете. В декабре 1761г.

В начале 1758г. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли.

Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. В 1750г.

Фабрика и первые 
мозаики Михаила 
Ломоносова

Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

Пётр (с картины П. -П. Большой знаток творчества последнего, К. В. Падение Сталинграда могло стать решающим фактором для вступления в войну Японии и Турции.

Тревога была не напрасной. Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики. Рубенса).

И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию». Был нанят «хороший городской художник Л. З. Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения и способность к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального – свободу от натуралистического буквализма, тенетами которого обременено было восприятие «художественной правды» его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация.

ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Пётр (с картины П. -П. На этом портрете удивляет ярко освещенное лицо Петра, так оно дышит силой, энергией и волей.

Мастер класс по 
мозаике в Сестрорецке

Мастер класс по мозаике в Сестрорецке

В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами» 7. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку. М. В. Авраам Каганович: Полтавская баталия. А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Ломоносова, отмечая, что «представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром.

Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Этот портрет находится в Русском музее в Ленинграде. Результатом стало грандионзное (481 644 см) панно изображавшее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы.

Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах». " Все материалы, - писал Ломоносов, – имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Иностранцы о ней писали как о картине, «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии». Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св. И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет. Виноградов испытывал новые сорта глины изменял методы приготовления фарфоровой массы, улучшал конструкции печей.

В 1768г. Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор. В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать».

  • Создание производства цветного стекла Ломоносовым
  • Возрождая знания Византии на новом уровне
  • Первые трудности и первые успехи
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». Воронцов. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы».

Создание производства 
цветного стекла 
Ломоносовым

Ломоносов рисовать не умел и для этих целей был нанят один из городских живописцев. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Пётр (с картины П. -П. В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи». Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно.

Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии).

Для нас это классический образец русской героики. И если первый справедливо сопоставляет ломоносовские мозаики с «монументальной мозаичной живописью нового времени», которая берёт своё начало как раз в масштабности и монументальности задуманного и осуществлённого М. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В.

Две крупнейшие из картин «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» следовало разместить по северной и южной стенам собора в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени: «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа». Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». Но, к сожалению, стала единственной законченной работой. Для создания масштабного полотна «Полтавская баталия» сначала была нарисована картина на картоне. Приобрести Авраам Каганович: Полтавская баталия.

До того у него было казённое жильё в "Боновом доме" на Васильевском острове (между 1-ой и 2-ой линией), выделенное ему всё той же АН. Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Искусствовед В. К. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств).

Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер.

Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. Рубенса) 2. Он был занят химией, физикой и астрономией, писал труды по русской истории, политической экономии, географии и русскому языку, занимался поэзией и много времени посвящал геологии и рудному делу.

Именно к этому дому (по другим источникам – во дворе его) в 1748 году было пристроено здание, в котором находилась химическая лаборатория Ломоносова. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Мастерская же на Мойке была уже второй. Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы.

И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Шувалов и М. И. Орлова (1764), св. Там была собрана "Полтавская баталия".

Однако на изображении по-прежнему можно рассмотреть облачение Александра. Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Рубенса).

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон).

С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. Александр Невский (1757-1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758-1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758-1760), портрет графа М. И. По другим данным усадьбу на Мойке Ломоносов получил в 1757 году уже будучи канцлером (вице-президентом по нынешним рангам) Академии Наук и владельцем завода в Ораниенбаумском уезде. Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый.

Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. К августу 1942 года гитлеровцы подошли к Волге и прорвались на Кавказ.