Мстислав Добужинский Картины

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Умер Добужинский в 1957 году. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Каунас). Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился.

Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Большое количество работ художника было приобретено российскими коллекционерами. Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышня-крестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923) оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. Х. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925 1928), «Бармалей» К. И. Чуковского (1925), «Примус» О. М. Мандельштама (Пг., 1925).

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. В 1939, за несколько дней до начала войны, переехал с труппой театра в США. с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен.

С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Дягилева. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Начавшаяся война не дала художнику возможности вернуться в Каунас.

К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». В 1919–1921 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира – для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского – для московского Малого театра и др. Работал для кинематографа исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм. С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. ДАннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому – для МХТ. Перед нами книжка, своим форматом, расположением многочисленных рисунков среди текста их яркими свежими красками напоминающая известные издания для детей И. Кнебеля. При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Витебск»

Описание картины Мстислава Добужинского «Витебск»

После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса.

Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву.

В 1923–1924 гг. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Старая Литва» прошла в Минске (Национальный художественный музей Республики Беларусь) и в С. -Петербурге (ГРМ, 2009). Внизу — песочные часы и черные крылья.

В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. С 1939 жил и работал в США. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Замечательны сами приемы графики. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга.

Описание картины 
Мстислава Добужинского 
«Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей. Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Реже обращался к портрету («Человек в очках.

Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Участвовал в организации Большого оперного театра и стал заведующим художественной частью. Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В. Общество прошло к этому времени сложный организационный период Добужинский оказался в нем самым молодым и менее опытным художником. Часть из них была представлена на выставке «Мстислав Добужинский: от Литвы до Америки» в Москве (галерея «Наши художники», 2007–2008). Первый рисунок играет роль фронтисписа.

Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него.

И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен».

Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.

В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др. ). На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. В 1900–1910-е много ездил по городам России и Западной Европы, неоднократно посещал Италию (позже выпустил со своими иллюстрациями книгу «Воспоминания об Италии»).

Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Для открытых писем издаваемых Общиной св. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком.

В 2007–2009 выставка «Мстислав Добужинский. Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой).

Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его. Но уже примерно с 1916-1917 гг. С 1924 г. жил в эмиграции.

Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907–1909, ГРМ). В Париже проходят его персональные выставки. Характерно, что нигде рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Но уже первые выступления принесли ему известность. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых.

Весной 1919 вернулся в Петроград, где пережил смерть дочери Веры (1901–1919). В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». Необходимо отметить еще значение концовок. Видимо, это не в средствах Добужинского, тяготеющего обычно к изображению статических моментов.

  1. Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
  2. Добужинский Мстислав Валерьянович
  3. Добужинский, Мстислав Валерианович
  4. Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  5. Добужинский Мстислав Валерианович

Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере». Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. С блестящим знанием быта и чувством сцены художник воссоздал неторопливый ритм жизни дворянского гнезда. Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра.

Несчастная принцесса осталась одна в заключительной виньетке мы видим ее плачущей под деревом. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Здания, улицы, глухие закоулки, площади, каналы, — вот что прежде всего привлекает его взор. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Но его особенно привлекал другой Петербург.

  1. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  2. Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
  3. Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
  4. ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
  5. Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  6. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Наарт-рынкеособым успехом пользуются эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28. 03. 12 по 31. 05. 12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом».

Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Соблюдена плоскость листа, сохранена строгая симметрия, линии строго вычерченные, прямые, стилизованные. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Все Картины Мстислав Добужинский по алфавиту
  3. Западноевропейская и антикварная живопись
  4. Декоративно-прикладное искусство
  5. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  6. Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского
  7. Рисунок акварелью собирателя открыток
  8. СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Под ней — сердце между белых крыльев. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести.

Родился в семье офицера. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника принадлежат уходящему, более человечному времени.

Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия».

Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. В ноябре 1918 по приглашению М. З. Шагала приехал в Витебск и был назначен и был назначен директором Витебского народного художественного училища. с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба – совм. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость.

  • Общееколичествопросмотровстраницы

В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школе-театре. В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность. Участвует в выставках с 1902. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния.

Картины — Добужинский, 
Мстислав Валерианович

Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». Живёт в Нью-Йорке.

В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать.

Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Они навсегда остаются в памяти. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. В том же году уехал с ней в Мюнхен. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема.

Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Преподавал в мастерских бывших ЦУТР (1917–1919) и ИАХ (1919–1923). Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка). Добужинский тут не при чем он только старательно, возможно полно и проникновенно интерпретировал любимого писателя.

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП.

Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В 1957 году Добужинский ушел из жизни. Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Произведения из наследства сына» (Парижский аукционный дом Le Roux-Morel Mathias Baron Ribeyre et Associes июнь, ноябрь 2005, март 2006).

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». Добужинский предпочел ограничиться книжными украшениями этого небольшого, в 16-ю долю листа изящного томика. Евгении (1902–1910). Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника.

Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. В начале 1900 годов именно Петербург был основным героемстаринных картини графики Добужинского. Долгое время его домом был Петербург.

Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М. Их издательство собиралось использовать для воспроизведения на художественных открытках. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). Начало». Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу».

Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Контрастов черного и белого нет.

Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902–1904), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906–1908), «Аполлон» (1909–1915), «Сатирикон» (1908–1910), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907–1908) и на открытках Общины св. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь».

Что здесь иллюстрировать. Волькенштейн (1874–1965). Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. В 1901 посетил Венецию и Париж. Вскоре по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам.

Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А.

Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста.

Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. По окончании университета (1899) женился на пианистке Елизавете Осиповне Добужинской, урожд. Рядом – равнодушные прохожие, бедный шарманщик со своей обезьянкой, какая-то нелепая афиша, зазывающая горожан, кафешантан, глухие и мрачные здания, в которых обитают несчастливые люди. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу.

С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах.

Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901).

Здесь Добужинский дает образец столь распространенного тогда условно-символического рисунка определенно иллюстративного задания. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки.

Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Скупой рыцарь» усердно украшен. Гимназию окончил в Вильне. Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников).

Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города». Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно.

В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол». Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др. Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга». Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Работал в смешанной технике – акварелью, пастелью, гуашью, тушью, карандашом.

В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Какой-то немецкой кажется вся книжка. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова.

На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. А. А. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах.

«Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти.

загадочных приключений «Ночного принца». В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.

Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ).

Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 года был профессором Академии художеств в Петрограде. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909). Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).

Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Достоевского, 1923). Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

Широко использованы сопоставления черного и белого линии утратили прежнюю сухость, стали свободнее, гибче и выразительнее. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Иллюстрации же рисует редко.

Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителейантикварной живописи. Великий русский график, театральный художник. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943).

Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Ч. Вейдман, 1949). Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии. Но рисунки к повести Достоевского так задуманы и исполнены, что это обеспечивает им длительное существование и большую силу воздействия на читателя-зрителя. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства».

Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета.

Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики. А если и остается долго жить, то лишь как рисунок, как графика ее значение как истолкование памятника другого искусства обычно воспринимается по прошествии известного времени лишь в исторической перспективе. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Но дух Ремизова, его народность и своеобразная ребячливость взрослого человека Добужинским не выражены. Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей».

Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует».

Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. В созданных в 1903 годустаринных картинах«Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга» уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу и отображение его жесткой и суровой силы. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку.

Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало.

Плоскость листа строго блюдется. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Матэ, а также в Мюнхене. М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева.

В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для Метрополитен-Опера, других театров Америки и Европы в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева.

И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Различны и системы иллюстрирования. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства».

Член объединения «Мир искусства». Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне».

У него было особое, гофманианское и немного фантасмагоричное восприятие Петербурга, он остро ощущал в нем невероятное сочетание великолепной классической архитектуры с уродливым процессом урбанизации начала ХХ века. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М.

Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Дж.

В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора». Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Таким видел Добужинский современный ему Петербург.

В 1902–1909 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства. Он отказывается от внешней завершенности рисунка, делающей его похожим на чертеж и тяготеет к более свободной и прихотливой узорчатости, к линии прерывистой извивающейся, к легким, почти воздушным очертаниям, к капризной игре контрастами пятен. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Так всегда. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.

Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю.