Мстислав Добужинский Кукла Описание Картины

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к «Трем толстякам» Ю. К. Под ней — сердце между белых крыльев. Что здесь иллюстрировать. Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас.

Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.

Мстислав добужинский 
картина кукла содержание

Мстислав добужинский картина кукла содержание

И таким он действительно был на языке оригинала. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Плоскость листа строго блюдется. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.

Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки. Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

Чеховым над спектаклем «Бесы», но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». 21. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

«У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Скупой рыцарь» усердно украшен. Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги.

Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «абсолютно романтическим чувством». Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером. Различны и системы иллюстрирования. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс.

Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса».

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу. Книга вышла сначала в лондонском издательстве, затем с некоторыми изменениями – в парижском. В 1885 – 1887 гг.

В 1950-е гг. В Париже проходят его персональные выставки. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами.

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол».

Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен». Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ. Необходимо отметить еще значение концовок. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. Иллюстрации же рисует редко. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств.

Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его. Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский («Новый Журнал». Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой.

Сочинение-описание 
картины Добужинского 
«Кукла»

Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. В 1923–1924 гг. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик».

Каунас). Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год.

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
кукла содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина кукла содержание

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи. Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека. В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа.

Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Таким его знали на русском и на других языках. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г).

Стоимость печати 
постера – картины

Стоимость печати постера – картины

Контрастов черного и белого нет. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале.

И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого).

Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова). На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу.

  1. Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  2. Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  3. Добужинский Мстислав Валерьянович
  4. Добужинский Мстислав Валерианович

Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. В эмиграции он много работал как театральный художник. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное — сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города — лишь фон.

  1. Добужинский, Мстислав Валерианович
  2. Выберите размер и материал репродукции
  3. Картины (репродукции) изготовленные на печатном оборудовании
  4. Примеры оформления "галерейная натяжка" (заказывается дополнительно)
  5. Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
  6. Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
  7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Первый рисунок играет роль фронтисписа. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского. Что касается рисунков над текстом, то они хотя и воспроизводят то, о чем говорится в репликах, все же иллюстрируют скорее быт средневековья, чем самую драму.

Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Долгое время его домом был Петербург. Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю.

С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Мстислава Храброго. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта.

Кое-что было сделано для «Детского альманаха». Всюду здания, машины, люди, животные, мельчайшие подробности быта воспринимаются как органическое целое, как единство не их внешних форм, а тек ассоциаций, которые возникают по поводу их. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». С. 103). Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде.

  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Багетные работы (рама, подрамник)
  • МВ Добужинский Городской рисунок
  • артины нахолсте красивый, современный арт подарок

Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг. и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». Родился он в 1875 г. С детства, как сообщает биограф, его окружала культурная и благоприятствующая развитию природных способностей обстановка. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к Трем толстякам Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к Евгению Онегину (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. 1963. 71. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки.

Добужинский Мстислав 
Валерианович (1875 
– 1957)

44. Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма.

Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея. 1956.

Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к «Евгению Онегину» (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Долгое время его домом былПетербург.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей.

С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе». Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы». Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»).

Внизу — песочные часы и черные крылья. В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка). Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей.

В сказке далее говорится, что в вазах были роза и соловей и то и другое рисунках тотчас нам показывает среди текста. Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Какой-то немецкой кажется вся книжка. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Они навсегда остаются в памяти. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Добужинский, к неудовольствию иных чрезмерно педантичных поклонников старины, не идет более легким путем — стилизации под гравюру, а смело остается верен своим исканиям новых форм графики.

Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену.

С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е. Н. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. Характерно, что, с увлечением работая над этой постановкой для Художественного театра, Добужинский в 1910 году не только выполнил ряд портретов актеров в их ролях, но и сделал на мотивы Тургенева серию рисунков, а затем и виньеток.

Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении.

К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными. (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником».

Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти.

Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым).

Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. С. 160 – 161).

Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, так как это само время. Но это не вся правда о его творчестве.

Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести. Си Клиф), писал пейзажи.

Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Живёт в Нью-Йорке. Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи.

Но уже примерно с 1916-1917 гг. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Местами кое-где введены небольшие пятна черного. Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы.

В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам». А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема. Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями.

Так всегда. Долгое время его домом былПетербург. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке.

Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. 1949. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.

Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками.

Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. загадочных приключений «Ночного принца». Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу».

Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг.

«Меня интересовала больше всего «изнанка» города Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало За парадный С. -Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 – 4 г. : большие графические рисунки – Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью. Но чаще всего Добужинский стремится к систематической и возможно более полной интерпретации лежащих перед ним сказки, рассказа, драмы. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева Месяц в деревне (1909).

К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии».

Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Взяв за основу пушкинский рисунок, Добужинский сумел внести в свои иллюстрации внутренний ритм, легкость и непринужденность штриха. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). Человек как экспонат в витрине на фоне фантастического города- Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю свой лик – смесь многоэтажного урбанизма и провинциальных задворок.

много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). Замечательны сами приемы графики. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского.

К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Пушкина. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и По звездам Вячеслава Иванова».

В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г. и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г. ), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г. ), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М.

Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. С. 174 – 175). Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». 120. Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях – «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие.

Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 – 1929 гг. ). Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. 1975.

Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. В 1939 г. Добужинский переехал в США. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования. К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг.

Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. С. 299 – 300). В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца.

Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни.