Мунка Картины
Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Мунк написал 4 версии «Крика» и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Перед смертью, Мунк завещал свою коллекцию картин столице Норвегии.
Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи – в течение сорока лет он написал шесть картин изображающих его умирающую сестру Софи.
Норвежский художник Эдвард Мунк приобрёл известность в конце XIXв благодаря своим ярким, странным, символическим картинам, которые были описью человеческих несчастий. Некоторые критики приписывали картине даже пророческие мотивы, относящиеся ко всем тем бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка в будущем. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Хотя, у меня создалось впечатление, что смерть все таки не главное в картинах Мунка.
В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sothebys в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Правды ради, стоит сказать, что есть у Мунка и откровенно страшные картины, на которые вообще не хочется смотреть. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога.
Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
Что интересно, так это то, что на картинах Мунка нет статичности – впечатление такое, что все предметы и люди находятся в движении. Картины Мунка постепенно стали выставлять. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен. Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни». Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Самая известная работа Мунка — картина Крик.
Также говорят, что картина —плод психического расстройства Мунка. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику. Самая известная картина Мунка «Крик».
Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. «крик» — самая известная картина норвежского художника Эдварда Мунка. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Как смотреть картины Эдварда Мунка
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Холст, масло.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно.
В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании.
Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый.
Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. 91 73, 5 см. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения и своего рода навязчивой идеей. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями.
Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы». Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
«Крик» Эдварда Мунка: Почему эти картины считаются проклятыми
В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Картон, масло, темпера, пастель. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Все они основаны на личных переживаниях художника. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Ребенком он пережил и смерть матери. Он называл это «лошадиным лечением». Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка, Лаура.
Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Мунк.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9.
Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Чем так поражает картина «Крик»
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Это было для него открытием. «Я почувствовал крик Природы»). 64, 5 54 см. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14.
- 5 шедевров Эдварда Мунка в 5 музеях
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- История одного шедевра: Крик Мунка
Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании. Изначально она называлась «Отчаяние». «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
- Картины Эдварда Мунка: ограбление, как лучшая форма
- Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
- Детство и юность норвежского художника
- Эдвард Мунк «Летняя ночь в Арсгардстранде»
- Эдвард Мунк «Автопортрет с рукой у щеки»
- Эдвард Мунк «Автопортрет в полосатом свитере»
- Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью»
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Что за чертовщину они там плетут. Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Как уже говорилось, картина «Крик» оказалась самой заметной во всём творчестве художника.
- Эдвард Мунк «Автопортрет в саду, Экели»
- Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Художник страдал бессонницей и паранойей.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- 5 Картины Эдварда Мунка в Осло
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Область основной боковой панели
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как «Чёрный квадрат» Малевича служит символом Супрематизма. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Но больше всего его раздражали пальцы. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
- 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
- Самое интересное в виде мозаики
- Память и отражение в мировой культуре
- 25 примеров, когда Ким Кардашьян реально выглядела сногсшибательно
- Один в один: Настя Каменских копирует образы Ким Кардашьян
- Топ-10 мощных фильмов, которые лишат вас дара речи
- Из утенка в лебедя: преображения, которые произошли с участницами Дом-2
- Как отечественные звезды фотошопят свои фигуры
Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень». Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
- В чем встречать Новый 2019 год каждому знаку Зодиака
- Кара Делевинь за несколько часов собрала более миллиона лайков под видео, где она лысая и в образе Голлума
- Реальность: 16 примеров того, на что идут люди ради крутых фоток
- Вот как выглядел Элджей до того, как стал знаменитым
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Мунк). «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Достоевского «Преступление и наказание». Разве вы не знаете, что луна круглая. ». В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
- Самые дурацкие рождественские украшения, веселящие до слез
- Уморительные пародии от мастера косплея
- Колхозный шик: 14 российских звезд, которые одеваются как провинциалки
- Красота требует фильтров: самые громкие -скандалы с участием звезд
- Чудачка-француженка рисует очаровательные комиксы о том, как попадает в нелепые ситуации
- Нечего скрывать: самые смелые декольте знаменитостей за 2018 год
Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик». В это время художник обратился к жанру портрета. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Алкоголик и наркоман, он, среди прочего, страдал от маниакально-депрессивного психоза, но не стремился излечиться. Некоторые исследователи У. Бишофф. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
- 10 долгожданных комплиментов мужчине, которые он не сможет забыть
- Самые безумные сравнения сети: 14 веселых фото
- Модель с 10-м размером груди утверждает, что ее хотят убить
- Версии «Крика» и их местонахождение
- Переосмысления и использование образа в массовой культуре
- Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Кто мы. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Но стоимость печати и материалов была так высока, что художник сделал всего несколько оттисков каждого изображения. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир.
- Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико
- В декабре 2017 года в Москве пройдет крупнейшая выставка Николая Рериха
- Выставка Дэвида Хокни в лондонской стала самой успешной за всю историю галереи
- В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмьена Херста
- «Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»
- Полуголые известные актрисы без макияжа в календаре 2017 года
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха.
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.
- Мертвый Ленин в замкнутом черном пространстве или Какой видят современную Россию иностранцы
- В Лондоне проходит уникальная выставка, посвященная 100-летию революции в России
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Джейн Биркин и Серж Генсбур: великие истории любви
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье.
Холст, масло. На его фоне изображены мужчина и женщина. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Создана картина в Берлине. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
Она называлась «Дорога никуда». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Осенью он едет в Париж. «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.
Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Получается лучшая гармония красок. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы.
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. М., 2007. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». На вырученные деньги Олсен собирается открыть арт-центр, где будут выставляться работы великого норвежца. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Эдвард Мунк «Крик» (1893). Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию8. Куда мы идём. ».
О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика».
Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Холст, масло. Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков) предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая «Крик» в 1893 году. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. В то же время полотно свидетельствует о поисках своего художественного языка: художник отказался от перспективы и моделирования объёма, создав таким образом композиционную форму, близкую к иконе. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма.
В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза. 119, 5 118, 5 см. Мунк вырос в очень религиозной семье. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
Поиски заняли целых два года. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э. Фигура мужчины – в самом углу картины. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Здесь он проживёт остаток жизни. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик».
120, 5 141 см. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8.
Всего он провёл там более полугода. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза – такой перед нами предстает женщина в картинах "Мадонна", "Вампир", "Пепел". Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость.
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Его поза выражает подавленность или отчаяние. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. Я рано научился страданиям и опасностям жизни», -эта запись в дневнике Мунка объясняет, почему мотив болезни и смерти, который проходит через многие его произведения, художник считал одним из главных в своём творчестве. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.