Напольный Гетман Картина

Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин

Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Природный ум ясно запечатлен в его лице.

Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником.

Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли.

Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Елизавета, одна из дочерей Петра и его жены Екатерины Алексеевны, родилась 18 декабря 1709 года. На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой.

Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы.

Описание картины 
«Портрет напольного 
гетмана»

Описание картины «Портрет напольного гетмана»

Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя).

Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией.

Вывод. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Пётр очень любил сестру. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло.

НИКИТИН Иван – Портрет 
напольного гетмана

НИКИТИН Иван – Портрет напольного гетмана

Портрет написан незадолго до её смерти. Лицо царя смуглое и моложавое. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия.

Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Пётр был доволен работой Каравака и подарил ему дом на Васильевском острове, в котором Каравак и жил. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос.

Это канцлер, сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке той эпохи. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Его запавшие глаза с покрасневшими веками напряженно всматриваются не вдаль, а вглубь себя.

Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.

Ему было тогда двадцать пять лет. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию.

Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.

Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу.

Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Можно предположить, что это определение перешло в название. Особенно ценилось красивое, покрытое узорами оружие, так как отец Петра I, царь Алексей Михайлович, был страстный охотник. Необычна его биография.

Портрет напольного 
гетмана (1720-е 
годы), грм

Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм

В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Действительно, почему Украина. Каравак работал преимущественно портретистом.

Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход.

Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»

Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Mы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Они могут даже превосходить их. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.

Проходит много лет. В каталоге 1773 года, более кратком, та же картина обозначалась почти по-прежнему и абсолютно иначе: Гетман наполно. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. На портрете неизвестного предстает почти трагический образ, находящегося наедине с собой, думающего горькие думы человека.

  1. Картины – Третьяковская галерея – фото
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Никитин – Напольный Гетман – Государственный русский музей

В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». Никитин является основоположником русской портретной живописной школы XVIII века, его авторству также принадлежат портреты канцлера Головкина, Петра Первого, царевны Натальи Алексеевны.

Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Почему только высокий ранг мог зародить у царицы желание запечатлеть человека, оставить память о нем. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой.

Картины – Третьяковская 
галерея – фото

Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.

Художнику предстояло ещё многому научиться. Никитин любил царя. И. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»).

Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). И. Н. По предположению исследователей, Иван Никитин учился живописи у голландца Корнелиуса де Брюина и гравёра Адриана Шхонебека. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Можно только предполагать. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда.

Но все ли выяснено. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761).

Поза гетмана спокойна, верхняя одежда по-домашнему расстегнута, он погружен в себя. Как только на престол вступила в ноябре 1741 года Елизавета Петровна, она сразу же велела отыскать любимого художника своего великого отца и возвратить его. Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель.

Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. На плечо накинута мантия коричневого бархата, показанная крупно, без лишних складок, что придаёт портрету парадность.

Весь облик производит на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного, смелого и решительного. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Сергей Григорьевич Строганов заказал впоследствии архитектору Франческо Бартоломео Растрелли постройку дворца на Невском проспекте, который сейчас является одним из филиалов Русского музея. Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков».

Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.