Натюрморты Матисс
Натюрморты Матисса очередной раз доказывает мысль о том, что задача художника, в каком бы жанре или направлении он не работал, – будить в человеке чувство прекрасного, заставлять его чувствовать мир глубже используя простые, порой даже «детские» приемы изображения. В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Картина Анри Матисса Натюрморт с «Танцем»: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Жизнь картиныНа одной из фотографий, сделанных в декабре 1940 года в мастерской Матисса в Ницце, натюрморт «Раковина на черном мраморе» виден висящим на стене слева, а над ним висит исполненный с натюрморта коллаж из бумаги, окрашенной гуашью.
Натюрморты Матисса охотно приобретал и Сергей Щукин. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матисс стремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Когда Пикассо и Матисс решили обменяться друг с другом работами, знаменитый испанец выбрал себе «Тюльпаны и устрицы» (1943): этот натюрморт пришелся ему по душе своим напряженным колоритом. В период 1946–1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров вновь стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947), построены на контрасте между светом и темнотой, внутренним и внешним пространством.
Прежде чем перейти к непосредственно анализу и сравнению двух произведений — натюрморта «Персики и груши» Поля Сезанна и натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса — мне представляется необходимым определить временные (и, соответственно, стилистические) рамки, к которым относятся данные полотна. В ранних натюрмортах Матисса, таких как «Натюрморт с голубой скатертью» (1909), подчеркнутая материальность предметов «перебивается» выразительным узором ткани.
«Вегетарианская» живопись: натюрморты европейских художников
В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Тогда было много американских студентов. Картины его даже находили покупателей.
Наконец он получил возможность целиком отдаться искусству, но по странной случайности его первым наставником был в свое время знаменитый, ныне заслуженно забытый художник Бугро. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие».
Позднее, правда, Репин признавал, что Матисс, хотя и «грубо, неверно, неуклюже», но «очертя голову лезет к живой черте». Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Все свои силы художник вложил в создание собственного искусства.
Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме).
Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок. А знаменитые натюрморты с подсолнухами (многие из которых он написал, чтобы порадовать своего друга Поля Гогена) и по сей день можно видеть на открытках, плакатах и популярных для украшения интерьера постерах. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника.
Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Более он сюда не приходил. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Время от времени кто-нибудь из студентов обращался к Матиссу с какой-либо фразой, абсолютно непонятной из-за дурного произношения Матисс понимал ее превратно и приходил в ярость несчастный иностранец вынужден был приносить извинения и учиться пристойно произносить слова. Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Они представляются поистине монументальными. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать. Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время.
Отвечая на вопросы журналистов, он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. «Персики и груши» датируются 1895 годом. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер.
Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе – в Фонде Нольде, Зебюлль). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Текст книги "Мастера натюрморта"
Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. В их среде он, как старший, пользовался большим авторитетом.
Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Первые самостоятельные шаги художника в искусстве были встречены публикой неодобрительно. Прим. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.
Удивленно и весело рассказал он о том, как в один прекрасный день он спросил у одной крошечной женщины, сидевшей в первом ряду, что является для нее главным, когда она приступает к картине, какую цель она преследует, что она ищет и она ответила: «Месье, я ищу новое». Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
По замыслу Матисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Вскоре влечение к искусству захватило его полностью. Через два года Матисс выставляет картину Роскошь (Париж, Музей современного искусства)— свидетельство достигнутой им творческой зрелости, но и она была встречена резкими нападками критики и насмешками зрителей. Во всяком случае, он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, где свет, по рассказам его друзей художников, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание). Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта. Я счастлив, что, наконец, попал в Россию. Матисс тяжело переживал события тех лет, особенно то, что «люди жертвуют собой, не зная, почему и для чего они приносят себя в жертву».
Вегетарианская» живопись: натюрморты европейских художников
В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны». Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. Колористическая гамма Брака становится более светлой. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
- Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
- Анри Матисс «Натюрморт с магнолией»
- Анри Матисс — Натюрморт с баклажанами
- Описание картины «Натюрморт с магнолией»
- Картина Натюрморт с «Танцем» Анри Матисса
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской.
Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины. Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн).
- Как устроена картина Анри Матисса
- Матисс, Анри – Натюрморт с голубой скатертью
- Анализ и сравнение картин «Персики и груши» и «Фрукты и бронза»
- Картины Матисса их названия и описание
- Натюрморт «Раковина на черном мраморе» Анри Матисса
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все – в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки.
Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. 1950, собрание П. Леви, Франция). Блез Паскаль как-то отметил: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
- Творчество между двумя мировыми войнами
- Произведения, выставленные в музеях нашей страны
- Коллекция Художники Анри Матисс
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Так и случилось. В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света.
Во Флоренции они были гостями Стейнов на их вилле во Фьезоле. Из путешествия по Италии Матисс привез только любовь к треченто и кватроченто. В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой.
- Декорирование натяжных потолков
- «Персики и груши» (Поль Сезанн)
- «Фрукты и бронза» (Анри Матисс)
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Творческая лаборатория живописца
- Какие произведения Матисса находятся в России
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Существуют лишь предположения искусствоведов. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все – в Фонде Нольде, Зебюлль).
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. К этапу зрелого фовизма относится картина «Статуэтка и вазы на восточном ковре».
Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
Тема панно — танец. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Большинство предметов на полотнах очерчиваются мягкими, округлыми изогнутыми контурами, которые визуально кажутся упругими.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века.
Тема – еда. Поначалу и широкая публика и известные русские художники приняли Матисса в штыки. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. В периоды улучшения Матисс занимался иллюстрацией и декупажем, а после окончания войны работал в основном над декоративными проектами. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Его материальное положение долгое время было тяжелым.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Ж. Помпиду, Париж). Но со временем Матисс перешел от тире и точек к более широким плоскостям цвета, которые оставили всяческие претензии на реализм. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Доминика и Девы Марии. Однако он долго еще сталкивался с непониманием критики. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Впрочем, пребывание в мастерской Моро было недолгим.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Художник и раньше знал о существовании разных путей, ведущих к одной цели. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Но когда дело касалось искусства, тогда он проявлял редкую твердость характера. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им. В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. Кто не знает ирисы Ван Гога. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель).
Его жена вынуждена была открыть магазин мод. Позднее картины Матисса начали скупать американские коллекционеры. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Будучи молодым человеком, Матисс учился у художника-символиста Одилона Редона, но он уделял и пристальное внимание работе импрессионистов и постимпрессионистов. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Предметы так же трудно воспроизвести, как и античную статую. — Он заехал сюда со своей женой, направляясь в Италию. «По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах.
Он знакомился с художниками разных стран. В 1911-м году по приглашению Сергея Щукина художник посетил Санкт-Петербург и Москву. Матисс с женой посетили также Венецию.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Их назвали дикими (fauves) и только после того как название это вошло в историю в качестве обозначения целого течения современной живописи, оно потеряло свой первоначальный обидный, даже оскорбительный смысл. В цвете важнее всего соотношения». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Широкое признание избавляло его от нужды. Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины в Эрмитаже). Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». В 1899 году он начал учиться в Академии Карера, где дополнительно занимался скульптурой на вечерних курсах. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). После Англии художник отправился на Корсику. Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы).
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Картина написана в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Родился Матисс в маленьком городке Като на севере Франции и вплоть до восемнадцати лет не покидал провинции. Матисс всегда с горечью вспоминал о трудных годах ученичества.
В отцовском доме будущему художнику трудно было пристраститься к искусству. Ж. Помпиду). Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952).
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Матисс писал: «Черный – это тоже цвет». Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Благодаря этой поддержке к малоизвестному мастеру пришла настоящая слава. «В Матиссе — ничего, ровно ничего, кроме нахальства», — возмущался он. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. В его работах явно прослеживается стремление приблизиться к чистоте ощущений, чувство единения с природой и первобытной простоты бытия.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Доминика и Девы Марии.
И я повторяю все время это Анри и он так мил, не сердится, а отвечает: «Ну и что дальше. » По пути в Италию супруги остановились в Кавальере. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов). В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса».
Художник открыл собственную мастерскую. Всегда стремившийся узнать что-то новое для себя, Дерен тщательно изучал и копировал античные росписи, произведения мастеров Кватроченто, картины представителей болонской школы. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва).
Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. Над этой дивной картиной живой природы господствует охристое марокканское солнце, пронизывающее собой все части композиции.
Эффекта декоративного равновесия художник достигает не только пятнами чистого цвета, но и четкими контурами, переданными выразительными линиями. В Венеции, глядя па великого Тициана и Веронезе, на всех тех, кого принято столь несправедливо называть мэтрами Ренессанса, я увидел великолепные ткани, созданные для богачей этими великими художниками, воспевавшими скорее земные, нежели духовные наслаждения». Арагон, на которого придется непрестанно ссылаться, несмотря на то что Матиссу повезло — его творчество тщательно изучалось критиками самого высокого класса, такими, как Гертруда Стейн, Морис Дени, Андре Сальмон, Роже-Маркс, Аполлинер, Андре Жид, Жюль Ромен, Жорж Дютюи, Марсель Самба, Жорж Бессон, Териад, Андре Рувейр, Жак-Эмиль Бланш, Роджер Фрай, Андре Лот, Луи Жилле, Рене Юиг, Жан Кассу, Клод Роже-Маркс, Вальдемар Жорж, 2 Гастон Диль, Селия Бертен3 и, прежде всего, Альфред Барр, — Арагон, автор прекрасной работы «Матисс во Франции», 4 тоже отметил у создателя «Радости жизни» не особенно благосклонное отношение к тому, что принято называть «золотым веком» итальянского искусства: «Микеланджело, конечно, не его тип художника. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Лучи солнца проникают в храм сквозь витражи, окрашивая в синие и желтые оттенки атмосферу помещения.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Следовали новые заказы, регулярно отбирались для московской коллекции только что снятые с мольберта полотна. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Другой — рисунок-впечатление, созданный с натуры быстро и легко иногда с одного маха. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
Он расположен чуть выше напольных часов без стрелок, как будто намекая, что время останавливается, когда художник работает. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Морально Матисса поддерживала дружба с близкими ему по духу художниками. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Поль Сезанн. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Он тщательно работал над всеми своими произведениями изучал темы, которые не были затронуты в творчестве других мастеров живописи того времени.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва).
Все люди на картине находятся в неподвижности. В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж).
Он не успел ещё растратить жара своей души». Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Вот большое искусство. «Я видел Матисса второй раз, — писал Дерен Вламинку. Бесконечное копирование гипсов, бессмысленная тушевка карандашом — подобная система преподавания претила молодому Матиссу.
Холст, масло. По свидетельству современников, Матисс в жизни был человеком мягким, деликатным, отзывчивым, открытым, чутким и очень благожелательным. Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Гораздо большую проницательность проявил уже тогда Аполлинер.
Натюрморт – популярный и древний жанр изобразительного искусства. Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены. Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка. В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж».
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Эти картины получили название «вырезанные». Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность – «Танец и Музыка». "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Щукин. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. ред. ). 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.
Исполнялась мечта ее детства. В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств.
«Я все время повторяю себе: я в Италии. Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года). Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
В 1907 году группа фовистов распалась. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). В колористическом и ритмическом решении натюрморта ковру принадлежит основная роль.
Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописных композиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. С 1935 года постоянной моделью, а затем и секретарем Матисса стала его русская помощница Лидия Делекторская. Он показал мне фотографии своих полотен это абсолютно потрясающе. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). «А вот извольте ли видеть, я вам скажу: один сумасшедший писал, а другой его купил» «Развесить у себя в доме столько невыносимых по наглости вещей. » — не скрываясь, злословили на светских раутах «ценители живописи». Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение и это мнение выражено им очень убедительно.
Цвет его был цветом живописи, а не быта. Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 г. на уровне экспериментов и был актуален до 1910 г. Движение имело всего 3 выставки. Такая крайняя нищета и пренебрежете гигиеной питания глубоко шокировали некоторых американцев. Все студенты были в состоянии такого нервного возбуждения, что часто случались взрывы. »В начале лета 1907 года (в предыдущем, 1906 году художник побывал в Бискре) Анри Матисс без всякого энтузиазма отправился в путешествие по Италии.
Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). «Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен.
Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Он также мог сидеть на стуле, но его потеря подвижности означала, что он больше не мог рисовать. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Блез Паскаль как-то отметил: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов.
Речь идет о фовизме. В это время ему уже было 20 лет. Натюрморт с яблоками и персиками можно было продать куда успешнее, чем натюрморт с рыбой. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Обучение в академии носило некоммерческий характер. Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши».
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Таковы композиции «Обнаженная натура.
Натюрморт – популярный и древний жанр изобразительного искусства. Холст, масло. Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм». Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
Сам Матисс отмечал в одном из своих писем: «. Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Однако молодой художник не пожелал идти проторенным путем. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В то же время работы современников-импрессионистов – Клода Моне, Ренуара, Дега – успешно продавались. Анри Матисс. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
К этому и вернулся Матисс, словно устав от поиска новаторских средств выражения. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В записях Сары Стейн следует отметить следующую выдержку, относящуюся к still life, так нелепо называемому во Франции натюрмортом:1«Что касается натюрморта, то живопись состоит в окрашивании предметов, выбранных художником для своей композиции, с учетом различных качеств тонов и их отношений. Когда глаза ощутят усталость, когда все отношения покажутся нарушенными, посмотрите на какой-нибудь один предмет «Но эта же медь желтая. » Тогда откровенно кладите желтую охру и исходя из этого, согласуйте остальные тона. Скопировать предметы, составляющие натюрморт, ничего не стоит. Необыкновенной силы достигает в этой картине черный цвет.
Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Примером позднего творчества Матисса является натюрморт 1940 года «Раковина на черном мраморе», написанный в Ницце, в тот период, когда для Франции начинались тяжкие испытания. Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Творчество Винсента Ван Гога очень многогранно.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Анри Матисс – удивительный художник, которого восхвалял С. И. В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса и Пикассо. Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание).
Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. В мае 1915 года он был ранен в голову. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко.
Впрочем, не без трудностей. И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом.
Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано. С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма».
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Познакомившись с живописью импрессионистов, постимпрессионистов, а также полотнами английского пейзажиста Дж. Важно ощущение, которое они у вас вызывают, чувство, которое порождает в вас ансамбль, связь между изображенными предметами, характерные особенности каждого из них, видоизмененные соотношением с другими предметами, все это переплетение, подобное веревке или змее.
К этим людям, тайком занимавшимся вскрытиями. Ж. Помпиду). Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
А. Матисс «Музыка» (1910). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Углы комнаты даёт другим цветом. Мне кажется, что он достиг врат седьмого царства, врат счастья». Как мы увидим позже, Матисс был глубоко взволнован фресками Джотто в Падуе, равно как и творениями Дуччо в Сиене и Пьеро делла Франческа в Ареццо.
Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
260 х 389 см. Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде. В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США).
1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. Преимущественно изображаются объекты повседневной жизни, характерные для времени, в котором творит художник.
Впрочем, не видя в преподавании своего призвания, он вскоре его оставляет. Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
В частности, к его первым шагам в искусстве очень неодобрительно отнесся Андре Жид. Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». Тема панно — танец.