Нестеров Пустынник
Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В полотне Пустынник художник Михаил Нестеров продолжил развитие своей любимой темы – темы духовного величия и святости. Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.
Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». Зритель вместе с пустынником рассматривает землю.
Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Ему нет надобности нести с собой много. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось.
Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу. Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления.
Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Сколько в нем одухотворенности.
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
- «Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
- Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
- Сочинение по картине Нестерова Пустынник
- Описание картины Нестерова «Пустынник»
Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится". Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества Мир искусства (1899-1901). Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах.
Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
- Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Только одна картина – Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
- Сочиненин по картине Нестерова Пустынник
- Михаил Нестеров: художник, который писал «Душу народа»
- Картина Пустынник Михаила Нестерова
Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Он – его часть, его продолжение. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде.
У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу.
- Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
- Михаил Нестеров — Пустынник, 1888
- Русский музей Дополненная реальность
- Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
- Описание настроения картины Пустынник
- «Любовь ипотеря сделали меня художником»
Нет мирской суеты и заботы. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Состоянием полной гармонии наполнено полотно.
Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста».
- «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев.
Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. В одной руке старик держит посох, в другой четки. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». И лицо светится каким-то детским счастьем. Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.
Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати.
Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Здесь же церковь, часовенка. Пользовался также советами И. Н. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Кресло с высокими подлокотниками развернуто таким образом, чтобы зритель отгораживал портретируемого от всего остального мира, а святитель в светлых одеждах с иконы словно призывает Васнецова к беседе. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. Вся природа была для них святым храмом. Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности.
В одной руке старик держит посох, в другой четки. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Вглядитесь в лицо старца на картине. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Все предельно просто и это сближает природу и человека. Задача была не из легких. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд избранный Святым Духом и спросил его: "Да что ищеши или что хощещи, чадо. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.
Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Затем художник побывал в Греции и Италии. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире.
Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. В портретах С. Н. В конце концов мастер добился желаемого результата. Крамского.
Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Такой-то ты мне и нужна". Однако в самой картине нет движения и динамики. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Чистякова (1881-1884).
Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Братия монастыря – крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри.
Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой.
Неторопливое движение странника направлено к зрителю, создавая ощущение встречи в пути. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Родители были людьми глубоко верующими. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. внизу с левой стороны картины.
На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Даже борода у старца цвета увядшей травы. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Жизнь монастыря и монастырских скитов, далекая от мирской суеты и исполненная сокровенного смысла, произвела на страстного импульсивного по натуре художника чрезвычайно сильное впечатление.
Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 – по Волге и Каме. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты.
По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. Художник выполнил её вразрез с традициями русской православной живописи— вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, как полагалось в соответствии с многовековой традицией фресковой живописи, Нестеров изобразил на ней обыкновенных людей ищущих свой путь ко спасению, настоящую Россию в 1908—1911 годах. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь.
Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник.
Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Краски портрета строги. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно.
Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. Весной 1902г. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. Прянишникова, А. К.
Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С.
В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. На картине Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Вечереет.
Художник относится к ним как к живым существам. Таинственный свет белой ночи. Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва)Художник, график, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в Уфе.
За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим. Не касаясь луга ногами, парит над землей царственный ребенок в золотой короне, с умиленной улыбкой на лице.
Саврасова и В. Г. Вдали виднеется уютная церковь. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику.
Художник относится к ним как к живым существам. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь.
В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу.
Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Залив у подножия Рапирной горы. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Пустынник одет в потрепанную, старую, но при этом аккуратную одежду.
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Нестеров высоко ценил творчество Мухиной.
Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Написал он пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Лето 1888 года Нестеров провел в Троице-Сергиевом Посаде, где много и плодотворно работал. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира.
Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. В полной мере это относится к его Пустыннику. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Пришлось переписывать все заново.
Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. Нестеровский герой был навеян русской литературой – Пименом в Борисе Годунове Пушкина, Соборянами и другими героями, особенно, старцем Зосимой в Братьях Карамазовых Ф. Достоевского. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути.
Полотно встретило тёплый приём у публики, за эту работу художник был удостоен звания академика живописи. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. Одежда его проста. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова.
Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. В лучах заходящего солнца горят кресты храма. М. В. Одежда его проста. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном – алой шапочкой царевича.
Руки чешутся написать ее, она согласна". Портрет строится на контрасте статики и динамики. Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. Человеческие фигуры появились позже.
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.
Соловьевым. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.
По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая.
Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Старец слегка наклонил голову. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе.
Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Член-учредитель Союза русских художников (1903). Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. Так и случилось. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. В природе нет броской красоты: пожухлая трава, ветка рябины, елочка, серая гладь озера, далекий лес за ним.
Румянец волнения окрасил ее щеки. Старец слегка наклонил голову. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Сочинение по картине М. В. Нестерова Пустынник. На картине Михаила Васильевича Нестерова Пустынник изображен старец-пустынник, человек, который ушел от всего мирского в уединение и молитвы. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу.
Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью.
Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Трава почти желтая, а водная гладь до сих пор не покрыта льдом. Входил в Абрамцевский кружок С. И.
Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей. Лицо горит. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси».
По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест".
Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Художник передает созвучие погруженной в духовное созерцание души и заповедной, не тронутой цивилизацией природы. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. И вслед за стужей обязательно придет тепло.
Сначала мастер написал пейзаж: холмы, покрытые лесом, золотистые листья деревьев, синеющую ленту реки. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва).
Сколько в нем одухотворенности. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир.
Вглядитесь в лицо старца на картине. Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг.
Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия.
Даже борода у старца цвета увядшей травы. И лицо светится каким-то детским счастьем. Это ликующий светлый мир. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П. П. Вдали виднеются редкие деревья, землю уже тронул первый снег.
Василий Розанов писал, что Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную и – облек ее в краски исторические, в быт исторический. Мамонтова (с 1888). Это произведение исполнено удивительной тишины и поэзии.
Художник был расстроен, т. к. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Все они написаны в традициях русского передвижничества.
Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Не попадайся под руку: зашибет. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.
Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Нет мирской суеты и заботы. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Вот человек, который понял, что истинный смысл жизни – это не богатство и не слава. Найти душевное равновесие, соединиться с природой, так как это получилось у пустынника, сможет не каждый.
Глаза старца-пустынника светятся какой-то неземной добротой, как у Иисуса Христа на иконах. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом.
«Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.
Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Он ценит каждый момент этой жизни. Он – его часть, его продолжение. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике".
В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. С 1879 года Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.
В Кисловодске он встретился с девушкой – она была певицей и выступала с гастролями в местной опере – и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. В 1905—1906гг.
Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Булгакова и П. А. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. За девушками следует старуха с девочкой. К счастью, художник отказался от литературности и даже анекдотичности своего первоначального намерения, не стал заниматься передачей полярных характеров средствами психологического анализа.
Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. На полотне изображен седой старик, медленно бредущий по берегу поздней осенью. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца.
Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Много радости мальчику приносило и общение с природой, когда мать возила сына и дочь на тарантасе на прогулки по берегу реки Белой.
Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Ему нет надобности нести с собой много.
Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. И эта гармония предается зрителю, наполняя душу покоем и светлой радостью.
Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому. На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога, Нестеров склонен был ответить отказом, хотя относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова.
В природе – утверждает художник – ничто не безлико. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной.
Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. И пусть увидят и поймут его люди века XXI. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой.