О Роден Граждане Кале

Увидев именитых гостей, он был буквально парализован робостью. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Однако для Родена тут было вдоволь материала.

Все, кто видел монумент испытывали потрясение На выставке 1889 года «Граждане Кале» произвели сенсацию. Им не нравилось также, что скульптор изобразил одежду «со слишком тяжелыми складками из грубой ткани, тогда как, согласно истории, на них была легкая одежда». Но эти слабые духом, напоминающие Тени из Адских врат, — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. С помощью такого композиционного решения Роден поднимает этот подвиг на высоту символа, обобщенного образа». В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты.

Всё, что он зарабатывал, уходило на аренду мастерских, оплату труда литейщиков и практикантов (он нанимал лучших), на покупку материалов (он всегда выбирал очень крупные блоки мрамора). Гюстав Жеффруа так и назвал его: «прохожий».

Услышав из его уст о требовании англичан, собрание долго молчало, пока шестеро не вызвались добровольно пойти на верную смерть. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Скульпторам гораздо труднее продавать свои работы, чем художникам. В его памяти возникли жесты – жесты отказа, прощания, отречения. Жесты за жестами.

  1. Описание работы «Граждане Кале»
  2. Скульптура Родена Граждане Кале
  3. Три ключевых скульптуры Родена: «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй»
  4. Скульптура Родена «Жители Кале»

Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Портрет матери» со статуей «Мать».

Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Некоторые критики и публика, поначалу крайне удивленная, были покорены. Около тридцати художников представили 165 работ. Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел.

  1. Скульптура Граждане города Кале
  2. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  3. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  4. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  5. Зимние пейзажи выдающихся художников
  6. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии

То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать.

А однажды он обнаружил на Итальянском бульваре, дом 68 — особняк XVIII века с крыльцом, колоннадами и павильонами, неприметный с улицы из-за окружающего его заброшенного сада. Его «Боснией верхом на коне» (1898) обратил на себя внимание местных жителей. Жертвуя своими жизнями, люди Родена остаются и в эти минуты высокого морального подъема «наедине с собой». Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Мы уже упоминали, что он трудился одновременно над своим неисчерпаемым творением — порталом «Врата ада» и над памятником «Граждане Кале». Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». 70 Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света.

  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении

Как пишет А. Ромм: «Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Они должны сами искать заказчика. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Ренуар жил неподалеку, в маленьком доме в Ла-Рош-Гийон и часто навещал друга. Моральная сила любви к родному городу, общинная солидарность делают из них героев. Он бежал на веранду и начинал лепить используя большое количество набросков профилей, что всегда считал принципиально важным.

Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице— сдержанное возмущение и решимость. Его альбомы, ученические тетради, отдельные листы бумаги заполнялись рисунками сцен ада. В конце 1890-х гг. Еще в течение нескольких лет семья Родена будет испытывать материальные затруднения.

В натуральную величину их решения. В этой группе из шести человек действует, в сущности, одна душа, пластический образ которой присутствует тут же, в виде крылатой женщины, летящей над воинами, ведущей их за собой и указывающей им путь. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным».

  • Диснеевские мультфильмы про Рождество и Новый год: потрясающая подборка
  • Джейн Биркин и Серж Генсбур: великие истории любви
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»

Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Мэр, по совету одного знакомого, вхожего к Родену, обратился к скульптору с предложением приступить к работе над памятником. вы можете запросить все в системе с коробкой. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.

Среди них выделяется портретный бюст Виктора Гюго (1897, Москва, ГМИИ), передающий черты могучего творческого гения, духовную силу писателя. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Но затем он понял, что ошибался. То, что впервые появилось в «Бронзовом веке» в виде легкой пульсации, трепета, пробегающего по обнаженному телу юноши, мы обнаруживаем снова с большей полнотой и силой в «Бальзаке». Обращение к небу бессмысленно — начало и конец драмы находятся на земле.

Осенью 1346 года войска английского короля Эдуарда III взяли в осаду портовый город Кале на севере Франции (пролив Па-де-Кале). в творчестве Родена усиливаются тенденции литературной символики. «Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена.

Он изваял их нагими, каждого порознь, во всей откровенности зябнущих тел. Эта группа не имеет своего фронтального фасада, она требует многих точек обозрения.

  • Введите защитный код для скачивания файла и нажмите Скачать файл
  • Будущее и настоящее «индустрии книг»
  • 14 декабря 1845 года в Украине родился пророк
  • Благодйна органзаця «Фонд сприяння нцативам газети «День»
  • Х Мжнародний фотоконкурс газети «День»

Вместе с тем в энергичной трактовке формы видна взволнованность скульптора. Помог Родену писатель Роже Маркс. Эти истолкования и суждения противоречивы. Ее супруг заказал также два памятника: его отцу, президенту Викунье и чилийскому военачальнику Линчу. 58 Роден изобразил президента получающим пальмовую ветвь из рук аллегорической фигуры, символизирующей признательную родину. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным.

Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. Следом за ним — братья Жан и Пьер де Виссан, потом еще двое (хронист не называет их имен). Места для случайностей не осталось. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. С каждой новой точки выступают новые соотношения фигур, разнообразные просветы между ними.

Описание работы 
«Граждане Кале»

Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Его скульптурная композиция «Танец» украшает фасад парижской Оперы. Его творчество очень интересовало Родена.

Население страдало от нехватки продовольствия все осознавали безнадежность противостояния рыцарям и лучникам короля Эдуарда. Героями подвига были представители городской буржуазии. Но нет же. Герой сошел с классических котурнов и ступил на землю.

Это стало причиной его окончательного разрыва с Роденом. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. И он принял все сто и сделал из них шесть. В портретном жанре скульптор ставит иные задачи.

Как пишет А. Ромм: «Тема Родена— самопожертвование, добровольное мученичество. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. С исканиями новой монументальности в творчестве Родена неразрывно связано утверждение программности, сюжетности скульптурного произведения, вопреки тому тяготению к бессюжетному, «чисто зрительному» образу, которое столь отчетливо проявилось в художественных течениях конца века.

«Бронзовый век», «Мыслитель» — произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. И не случайно в пору культа «камерности», нарочитой, подчас искусственной интимности, приглушенных полутонов и полуголосов, в пору, когда даже самые большие художники болели «боязнью пространства», страхом перед гулом улицы, перед толпами зрителей, перед аудиторией масс, Роден требовал для своих скульптур места в городе, под открытым небом, добивался (и добился. ) установки своего «Мыслителя» на парижской площади перед Пантеоном. Жеффруа рассказывал, как Сезанн делился с ним впечатлением от встречи с Роденом: «Месье Роден совсем не гордый, он, такой выдающийся человек, пожал мне руку. ». Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью. В 1874 году они организовали свою первую выставку у известного фотографа Надара.

Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Каждый ощущал, что их стало здесь меньше. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми.

Неудивительно, что фруассаровский рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Выше человеческого роста.

В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.

Один поднял руку, подобно оратору. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти для баптистерия во Флоренции. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183.

Мэр Кале, взявший на себя всю ответственность, начал беспокоиться. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Во-первых, он решил изобразить шестерых жителей Кале, добровольно вызвавшихся идти на казнь, а не только одного банкира де Сен-Пьера. С наибольшей силой лучшие качества искусства Родена раскрываются в памятнике «Граждане Кале» (1884—1886, установлен перед зданием ратуши в Кале в 1895 г. ), одном из значительнейших произведений европейской монументальной пластики 19 в. Он посвящен реальным героям французской истории 14 в. — участникам обороны Кале от английских войск.

Герои «Марсельезы» — добровольцы 1792 года, выступающие в поход, объединены не столько общностью судьбы, сколько единством воли, единством переживаний и чувств. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Можно было предвидеть, что и это предложение отклонят. Наиболее поразительно то, что Родену, в отличие от художников-новаторов, удалось добиться признания его таланта наиболее «продвинутыми» академиками, а также представителями официальных кругов. Роден лишил эту тему ее обязательного в прошлом «классического» скульптурного выражения и это был не просто переход от одного пластического стиля к другому, а следствие нового понимания самой основы скульптуры — образа героического человека.

Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале.

Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением.

Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Поиски специфических приемов в обработке материала приобретают характер «артистически» недоговоренного намека. Он подписался всего на 25 франков, а нужно было собрать фантастическую сумму — 20 тысяч франков.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Он также выступил в поддержку проекта Родена.

Эмиль Галле — чрезвычайно талантливый и образованный человек, предвестник стиля «модерн» в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в изготовлении художественного стекла. Внутренний мир людей феодального средневековья наделен чертами роденовской современности, противоречиями и сомнениями, свойственными скорее, человеку конца XIX столетия. Так, Эли Фор прямо говорит о «досадном стремлении Родена уходить за пределы пластики, гнаться за символами». Эти грубоватые, но очень выразительные изваяния, лишенные внешней «приглаженности», с резко характерными очертаниями голов и лиц, с угловатыми жестами, действительно находятся в каком-то очень далеком родстве с гражданами Кале, вышедшими на городскую площадь.

Идущий рядом Эсташ де Сен-Пьер, задумчивый, согбенный от старости, без чрезмерных сожалений жертвует остатком дней. Его искусство никогда не было столь совершенным. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Эта картина должна быть выставлена в Лувре.

Роден был убежден, что создатель поэтического цикла «Легенды веков», гений поэзии должен быть предстать обнаженным. Тогда как сцены «Тайной вечери», «Снятия с креста», «Положения во гроб» объединяют персонажей вокруг одной центральной фигуры — Христа, в композиции Родена центральной фигуры нет. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет. И вместе с тем все фигуры объединены, взаимосвязаны и составляют необычайно сильное целое.

Англичане просили мастера об этом небезосновательно. О ней писали газеты, монографии, чтобы посмотреть на нее, люди ехали (и едут до сих пор) в Кале не только со всей Франции, но и со всего мира: каждый хочет постоять в той толпе на торговой площади, через которую идут герои. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности.

Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины). Он сосредоточил все свое внимание на моменте ухода. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Сейчас здесь Музей Родена.

Сейчас я переживаю денежный кризис, что не позволяет мне внести больше». Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу— полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Развивая тему материнства, почти одновременно с этой монументальной работой Мештрович создает «Портрет матери» (1909).

Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Его искусство никогда не было столь совершенным. В ожидании лучших времен Роден поместил «Граждан Кале» в арендованную им бывшую конюшню на улице Сен-Жак и они находились там в течение семи лет. Только итальянец Медардо Россо хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Героями подвига были представители городской буржуазии.

Импрессионисты пытались, по словам Дюранти, воспроизвести освещение пленэра «путем разложения солнечного света на составные части и воссоздания его посредством общей гармонии цветов спектра, которые они щедро использовали в своих полотнах». Роден высоко поднялся над обыденщиной, над прозой буржуазной действительности своего времени, вернув скульптуре право на монументальность. Правда, авторы неблагоприятных отзывов руководствовались не теми соображениями, которые мы упомянули. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

В этом особняке когда-то проживал Корвизар и, как говорят, Мюссе. Иван Мештрович родился в 1883 году в г. Врполе, Герцеговина. Роден смело ввел в монументальную скульптуру начала психологического анализа, показав, что они могут действовать не только в станковом, «камерном» портрете, но и в многофигурной группе, предназначенной для городской площади.

Огюст часто ходил в Лувр. И Роден предложил другое место для памятника. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан дЭр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. Городские власти заплатили скульптору лишь небольшой аванс. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер.

С трудом несет он ключ— символ капитуляции, как тяжелый груз. Картины Давида были для него живой художественной реальностью, сегодняшним днем искусства, хотя «Марсельеза» создавалась в тупору, когда, по словам Маркса, давно уже «исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина». В «Поцелуе» физическая любовь передана с такой нежностью и порывистостью, что могла бы и сегодня служить прекрасной иллюстрацией для любого сочинения о сексуальности, освятив его авторитетом большого искусства. Он покидает город и идет вниз, в лагерь. История, которую он узнал, поразила его. Прошло уже более года с тех пор, как Роден приступил к работе.

Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Таким был Шарль Деспио, 65 почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.

Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Ведь именно эта сторона творчества Родена вызывала (и продолжает вызывать) со стороны ряда его критиков упреки в «литературности» и «символизме». Он уже был известным художником, признанным не только во Франции.

Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. В высшей степени четко охарактеризован четвертый герой — круглоголовый средних лет мужчина с ключом от города в руке. Работа была заказана Огюсту Родену, тогда еще мало известному в мире скульптору.

Помог Родену писатель Роже Маркс. Но это была всего лишь мимолетная идея. В «Гражданах Кале» сказалось новое понимание одного из главных средств скульптурной выразительности — жеста. И Роден создал расплывчатый жест человека, который «проходит через жизнь». Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами.

Он ощущал в себе силы, вот таким образом был уверен в своем предназначении. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Нет, у Родена был абсолютно новый подход к композиционному решению. В «Гражданах Кале» люди примерно одного поколения, спаянные общим приговором судьбы, живут абсолютно обособленной душевной жизнью, каждый по-своему переживая свою участь.

Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Это делается быстро, но это не искусство. Он работал без устали, не позволяя себе ни минуты передышки.

Это героическая пара. А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». 64. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. Англичане начали осаду, которая длилась почти год.

Жители Кале организовали денежную лотерею, но, к сожалению, полученных от нее средств было недостаточно для завершения работы над памятником. Этот жест — наиболее сложный по смыслу и экспрессии: «отсылка» к небу носит характер философского итога всего эпизода итога, возвращающего драматический конфликт к его подлинной первопричине, коренящейся в самом человеке и в человеческих отношениях. Старинная французская хроника Фруассара повествует, что в пору Столетней войны, в XIV веке, город Кале был осажден войсками английского короля Эдуарда III и терпел голод и жестокие лишения. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.

Публика не понимала и не одобряла эту живопись. Французский летописец рассказывает далее, что бургомистр мессир Жан де Вьенн, получив это уведомление, приказал колокольным звоном созвать граждан на рыночной площади. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. И если государство не собирается ее приобрести, то, возможно, согласится принять ее в дар.

Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. На площади снова запала страшная тишина, хотя люди не расходились.

Романтик Рюд пользовался скульптурным арсеналом классицизма. Скульптор, восхищавшийся Гюго, недавно закончил его бюст. В то же время нельзя не заметить, что готическая скульптура, быть может, как никакая другая, связана со зданием, архитектурой, она всегда составляет пластическую часть портала или венчающих деталей собора или каких-то иных архитектурных элементов она исходит от архитектуры и входит в нее. Надеюсь, что Вы предоставите мне достаточно времени».

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Мы ничего не знаем о натурщиках Родена. Трагическое в «Гражданах Кале» выходит далеко за сюжетные рамки рассказа о подвиге французских патриотов XIV века. Тема подвига предстала перед скульптором в плане человеческой драмы — она потребовала воплощения уже не одного, а целых шести драматических событий. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. В отличие от героев «Марсельезы» фигуры Родена разобщены между собой —между ними нет никаких внешних материальных связей: ни общего цоколя, ни общего фона-стены, ни непосредственной пластической близости.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Выше: что вы искали. Но это была всего лишь мимолетная идея. Он набрасывал эскизы карандашом в один прием или торопливо писал акварельными красками. Мы ничего не знаем о натурщиках Родена.

Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Однако его идеи не понравились заказчику. В портрете, несмотря на обобщенность форм, художник подчеркивает индивидуальные, конкретные черты. В 1884 году его семья вернулась в родную деревню Отавицу (Далмация) Мештрович рос в крестьянской семье, где народные традиции были особенно крепки.

Он формировал их. Он стремился в первую очередь уловить свет. Она менее всего рассчитана на соседство и пластическое родство с каким-то зданием или архитектурным фрагментом.

Большим успехом Родена стал бюст мадам Викуньи, жены чилийского дипломата. Фоном для «Граждан Кале» служит только воздух, только свободное пространство, читаемое в просветах между фигурами, в прорывах, образуемых движениями рук, поворотами голов, одеяниями. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Осужденные на смерть сняли с себя одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках каждый повязал на шею веревку (символ рабства и позора), а потом все они двинулись через уже открытые ворота во вражеский лагерь, к временной резиденции Эдуарда III.

Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. Ибо каждый из героев, выступая за общее дело, переживал свою личную драму, драму своей жизни и в этом переживании с наибольшей полнотой раскрывалась егочеловеческая сущность. А потом Роден уже не видел образов. Один поднял руку, подобно оратору. Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания.

Эти приемы противоположны тому, что делал Роден. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. И где же памятник. Так возник памятник всем шестерым.

Далу представил амбициозный проект, в котором, по его мнению, удалось отразить многоликое творчество писателя с помощью окружавших его аллегорических фигур. Они высказываются и сейчас, когда автор «Граждан Кале» давно стал одним из классиков новейшей скульптуры.

Юноша и сам пробует резать по дереву и высекать из камня. Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Это помогло ему уловить живую мимику Гюго, что было бы невозможно при позировании. Напряжение мышц, динамика жестов – всё это зеркало, в котором отражается душа.

Однако это строение было предназначено к сносу, который вскоре и произошел. В поисках этих путей Роден должен был противостоять как скульптурному «академизму», так и модернистскому разложению стиля. И в том и в другом случае скульптура кажется живой, она словно сама излучает свет. С этого времени началась блестящая карьера Родена, хотя он всегда оставался для академических скульпторов «темной лошадкой».

Никто не смог бы увековечить его образ лучше, чем Роден. Он стал собирать на участке уцелевшие куски декоративных элементов с фасада дома. Его упрямая голова поднята, он смотрит прямо перед собой, рука крепко сжимает огромный ключ — символ сдачи на милость победителя. «Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, меняя размеры своих персонажей», — заявили члены комитета. К счастью, занятия с Лекоком в Малой школе научили его работать по памяти. «Граждане Кале» стали знаменитыми сразу после установки скульптуры (1895). Трактуя именно так «Граждан Кале», Роден сосредоточил внимание на анализе психологически характерного в каждом из шести действующих лиц и прежде всего — на складе их мысли, на реакции их сознания в момент решающего испытания.

Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Проект замер почти на сорок лет. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Так что, несмотря на нескончаемые интриги врагов, его самостоятельность в искусстве стала неоспоримой. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.

Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем – в средней. Не только «Граждане Кале» — монумент, предназначенный для городской площади, — но и многие чисто станковые работы Родена рассчитаны на открытое небо, на воздух, пронизанный солнечными лучами или наполненный ровным светом дня. Помогла подруга писателя Жюльетта Друэ. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни – в момент осознания неизбежности гибели.

Средневековые «Великие французские хроники» Фруассара лаконично повествуют, что город Кале в течение многих месяцев мужественно выдерживал осаду британцев, не имея никакой помощи извне. Для Родена эти условности были уже безнадежной архаикой. Казалось, он был в бреду. А однажды он обнаружил на Итальянском бульваре, дом 68 — особняк XVIII века с крыльцом, колоннадами и павильонами, неприметный с улицы из-за окружающего его заброшенного сада.

С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз. Его первые наброски карандашом общего вида «Врат ада» были явно навеяны отдельными фрагментами дверей, созданных Лоренцо Гиберти52 для баптистерия53 во Флоренции. Можно усмотреть влияние готической скульптуры в тех же «Гражданах Кале» —есть пластическая близость между удлиненными пропорциями, резкими чертами, угловатыми движениями роденовских фигур и вырезанными в камне скульптурными изображениями на порталах и в нишах соборов Амьена, Шартра, Реймса. Этот первый был Эсташ де Сен-Пьер. Чтобы понять – почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Однако итальянец, чтобы передать свои впечатления искал особый угол зрения (это можно заметить, глядя на фотографии его скульптур, напоминающих картины).

Сейчас здесь Музей Родена. Он стремился в первую очередь уловить свет. В это же время он вдохновенно создавал небольшие произведения, отличающиеся исключительной чувственностью: «Вечная весна», «Дафнис и Хлоя», «Помона», «Психея» и, наконец, знаменитый «Поцелуй».

Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века. Он называет имена четырех (как звали еще двоих, он запамятовал) и о каждом из них говорит несколько слов. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. Он оправдывался: «Это для того, чтобы поставить свое имя. 14 июля Франция отмечает национальный праздник — День падения Бастилии (1789), крепости-тюрьмы, которая когда-то символизировала для французов абсолютизм королевской власти. Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением.

Именно здесь он будет чаще всего принимать своих почитателей. Вот почему творения Родена выглядят так эффектно на пленэре. Выставка вызвала скандальный интерес, насмешки и уничтожающую критику прессы. Только итальянец Медардо Россо71 хотел перенести в скульптуру искания импрессионистов. Изнуренные и отчаявшиеся жители готовы были просить милости у противника, но тот поставил бессердечное условие: шесть самых уважаемых горожан должны были явиться к нему и предаться его воле и эти шесть жителей Кале – так требовал надменный враг — обязаны были выйти из города и предстать перед королем в одних холщовых рубахах, с обнаженными головами, с вервием вокруг шеи и с ключами от городских ворот в руках.

Во второй половине ХIХ века муниципалитет города Кале решил возвести памятник легендарному Эсташу де Сен-Пьеру, который первым принял вызов короля Эдуарда. Чтобы понять — почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года. Денежный кризис. Он подошел к созданию персонажей с огромной ответственностью. 12 мастерских окружали огромный двор, заполненный глыбами необработанного или обтесанного мрамора. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. Скульптор был возмущен разрушением прекрасного образца архитектуры XVIII века.

Он оборачивается к самому себе. А Октав Мирбо завершает свою статью о «Гражданах Кале» самой блестящей похвалой, какую можно высказать о современном скульпторе: «Его гений — это не только его способность подарить нам бессмертный шедевр, а еще и то, что он помог скульптуре снова стать восхитительным искусством, какого мы давно уже не знали». Они были слишком разными и по рельефу и по пропорциям. Он запомнил на всю жизнь грубоватые выразительные фигуры Адама и Евы на северном портале храма.

Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада» Четко определился стержень его творчества – философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Именно там Роден встретился с Ренуаром. Он собирал их.

Под «символами» здесь разумеется «внепластическая», то есть сюжетная, основа многих работ скульптора — как раз то, что импрессионизм обычно старался исключить из самой сферы художественного. Именно это придает группе движение. «Бронзовый век», «Мыслитель» – произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Но при этом каждый остается «обыкновенным человеком», охваченным присущими человеку сомнениями, страданиями, горькими раздумьями. Свет ложится бесчисленными бликами на выпуклости и грани поверхности.

Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Шел 1845 год. Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Отсутствует и какой-либо общий архитектурный фон монумента, вроде того пилона, перед которым выступают в поход добровольцы рюдовской «Марсельезы». Англичане просили мастера об этом небезосновательно.

«Граждане Кале» являются для Великобритании символом мужества и милосердия. А однажды к Моне приехал Сезанн. В конце концов проект был принят. Подобное встречается и у художников. Основанием для такой характеристики служили некоторые формальные особенности многих работ Родена — неясность очертаний, приблизительность и внешняя «незавершенность» тех или других форм, «воздушность» моделировки, создающая нюансные переходы от одной фактуры к другой или же от пластически обработанного материала к нетронутой массе камня.

Королева была более милосердной, чем ее супруг и уговорила Эдуарда отменить казнь. Заказ на «Врата ада» привел скульптора в необычайное возбуждение. Группа «Граждане Кале», предназначенная для определенной площади определенного города, по существу, безразлична к своему архитектурному окружению, к ансамблю. Отец будущего скульптора был искусным каменщиком и резчиком и этому ремеслу научил сына.

Родена предпочли Жюлю Далу, признанному «певцу республики». Ему никак не удавалось отказаться от одних и объединить отдельные элементы других. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Но затем он понял, что ошибался.

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». Это героическая пара. В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Неудивительно, что рассказ о «шестерых из Кале» стал популярным, «хрестоматийным» сюжетом во Франции. Мужественная борьба торговца картинами Дюран-Рюэля, 49 активного защитника и пропагандиста нового направления в живописи, тогда еще не увенчалась успехом.

Возгласы и стенания пронеслись в толпе. Многие скульпторы заменяют фотографией сеансы работы с натурщиками. Кусок городской площади — место давнего происшествия — является ареной скульптурного действия.

Никто не мог предполагать, что королева, до слез растроганная их героическим поступком, станет на коленях умолять супруга помиловать их и Эдуард III не сможет отказать любимой жене. Гюго снискал беспрецедентную славу, как официальную, так и народную. Они были предназначены для скульпторов, выполнявших заказы исключительных размеров. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Соотечественники решают помочь ему получить образование.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. 59. Героизм получает здесь истолкование, незнакомое монументальному искусству прошлого. Шестеро граждан этого не сделали». Таково, в частности, широко распространенное мнение о Родене как импрессионисте, больше того — зачинателе и главе какого-то особого «импрессионизма в скульптуре».

Замысел скульптора в этой части был нарушен при установке памятника на месте в 1895 году: по требованию муниципалитета Кале и вопреки возражениям Родена фигуры были подняты на специально сооруженный высокий постамент. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась – город оказал упорное сопротивление. «Марсельеза» Рюда была одним из последних произведений монументального искусства, наполненным отзвуками Великой революции XVIII века. Эта картина была встречена в Салоне 1888 года насмешками и порицанием. Я послал одну из фигур на выставку в Брюссель, где она имела большой успех.

Вот таким образом он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. Таким был Шарль Деспио, почти каждый день в течение пятнадцати лет, до самой смерти исправлявший своего «Аполлона», причем вносимые изменения были неуловимы для постороннего глаза.

Гюго, находившийся тогда в зените славы, отказывался позировать. Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект.

Жюри не хватило двух голосов, чтобы отклонить проект. Бюст Виктора Гюго Родену пришлось выполнять в довольно сложных условиях. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. История, которую он узнал, поразила его.

Автора «Граждан Кале» объединяют с готикой главным образом отклонения от классики, от классических пропорций, классической пластики форм и жестов. (Клода Моне предупредили, что ее собирается приобрести американский коллекционер. Но всё, что члены комитета рассматривали как недостатки, которые необходимо исправить, Роден использовал намеренно, чтобы подчеркнуть величие подвига.

Воплощением героического духа группы воспринимается человек с ключом от города. Казалось, скульптор буквально захлебнулся ими. Количество фигур возрастало, причем он их переделывал или уничтожал без устали. На самом деле Роден приходил сюда лишь для тайных свиданий.

Им созданы в родной стране такие шедевры реалистического ваяния, как «Моя мать», «Косовская девушка», «Вдова с ребенком», «Кральевич Марко», памятник Неизвестному солдату на горе Авале близ Белграда. В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру.

И хотя он высоко оценивал своего предшественника, «могучего Рюда», как назвал он автора «Марсельезы», пластический язык последнего был для Родена давно умершей латынью. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Варианты множились, вскоре их число достигло дюжины. Как бы то ни было, Роден больше их не увидел. Подобное встречается и у художников. Речь идет о монументе «Граждане города Кале», созданном знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и посвященном вовсе не фанфарным военным победам, — он прославляет человеческое мужество другого рода.

Известно только, что лицо одного из персонажей скульптор лепил со своего сына Огюста Бёре, разумеется, сильно преобразив его. В 1889 году Клод Моне выступил с инициативой организовать подписку с целью подарить государству «Олимпию» Мане. В 1883 году Моне поселился в Живерни. Его творчество очень интересовало Родена.

Роден стремился создать на поверхности скульптуры мельчайшие рельефы, улавливающие вибрацию света. В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Возгласы и стенания пронеслись в толпе, скорбно замечает Фруассар. Тут все было ясно и определенно. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке, опубликовавший небольшую книгу — этюд о Родене, называет в числе дальних предшественников Родена средневекового скульптора Клауса Слютера, родом из Нидерландов, создавшего среди прочих своих работ замечательные фигуры пророков так называемого «Моисеева фонтана» во дворе монастыря в Дижоне, портретные статуи герцога Филиппа Смелого и других исторических лиц на портале церкви того же монастыря. Сначала он лепил их обнаженные фигуры, где каждый мускул, поза, жест, выражение лица передавали необычайное душевное напряжение людей, добровольно идущих на смерть во имя спасения других.

Там и должны были теперь стоять тихие образы, слегка приподнятые низким уступом над повседневностью, словно им предстоит еще страшный исход во веки вечные. В Кале не согласились на низкий цоколь, так как это противоречило традиции. Пустая болтовня в кафе не привлекала его. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Однако его идеи не понравились заказчику. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения.

Скульпторы обычно воздерживались от участия в подобных мероприятиях. Устремление к героизации образа ощутимо в памятнике Бальзаку (1893—1897, отлив установлен в Париже), в портретах. Постепенно возник целый мир, хаотичный, чувственный и ужасающий. Всё прочитанное у Гюго проносилось в его сознании настолько стремительным потоком, что ему было очень трудно выразить эти идеи в пластике.

Роден явно испытывал потребность в том, чтобы быть перегруженным работой. Первой привлекает внимание фигура Эсташа де Сен-Пьера в центре скульптурной группы.

Однако оно соответствовало сути произведения. Движение правой руки, согнутой в локте, резко выделяет эту фигуру. Он также выступил в поддержку проекта Родена. Появление на площади старого приморского города шести бронзовых фигур изображавших людей давнего прошлого и напоминавших о чести и мужестве, о патриотизме и любви к человеку, знаменовало важную ступень в развитии новейшего искусства. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью.

Этот «фон» обволакивает каждую фигуру, заставляя зрителя пристально вглядываться не столько в группу как целое, сколько в каждое изваяние в отдельности. В конце концов проект был принят.

Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Возможно, макеты были украдены или разбиты повстанцами. Даже противники Родена выразили ему свое восхищение.

Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Над фигурой «человека с поднятой рукой» скульптор работал, по-видимому, особенно много. На его письмах будет указан адрес: Университетская улица, дом 183.

Эта картина должна быть выставлена в Лувре. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. Показаны и морщинки, свидетельствующие о печати времени. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела.

Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Сперва кажется, будто Роден всего-навсего объединил их. В начале 1880-х годов заявили о себе импрессионисты, бросившие вызов академическим догмам. Двое (Андрье дАндр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Моне счел недопустимым, чтобы «Олимпия» была увезена за океан.

Группа Родена изображала событие в его исторической конкретности. За выполнение заказа взялся известный в то время скульптор Давид Анжерский, но дело не было завершено. Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями. История, рассказанная Роденом в бронзе, произошла в 1347 году, когда король Англии Эдуард III после долгой осады взял Кале, бывший значимой для Франции в годы Столетней войны крепостью.

.