Оноре Домье Улица Транснонен Описание Картины

«Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», Оноре Домье — описание

1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена. к однообразной и поверхностной развлекательности. На белой ткани ночной рубашки, задранной выше бедер, виднеются темные пятна. В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок.

Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.

Репродукция картины 
Улица Транснонен 
художника Домье

Репродукция картины Улица Транснонен художника Домье Оноре, артикул: 27268

Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко. Скорее всего это кровь. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим.

Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. Он сразу, почти без всяких переходов или колебаний, отбросил как ненужные, сковывающие путы, как абсолютно излишнюю, непредвиденно выросшую на его пути помеху все те нарочитые и искусственные приемы комического натурализма, которые привели его в 1839-1843 гг. Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок. Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».

В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок.

Оноре домье улица 
транснонен описание 
картины

Оноре домье улица транснонен описание картины

В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага).

Литографии 1852-1855 гг. Домье может выдержать такие сравнения. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей). Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, художник и скульптор. 1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен).

Описание картины 
Оноре Домье «Улица 
Транснонен»

Описание картины Оноре Домье «Улица Транснонен»

В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845 – 1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844 – 1846). Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура.

Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. В. И. Ленина, Государственной библиотеке иностранной литературы, Научно-исследовательскому музею архитектуры им.

Художник Оноре Домье 
картины и карикатуры

Художник Оноре Домье картины и карикатуры

Но наибольшую тревогу и наибольший гнев вызывали в Домье почти не прикрытые приготовления принца Луи-Наполеона и его сторонников к монархическому перевороту.

Литографии 1844-1847 гг. Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно».

А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.

  • Мировая художественная культура (11 класс)
  • Домье Оноре Викторьен, французский график
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картина Улица Транснонен – Оноре Домье

«литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость.

Мировая художественная 
культура (11 класс)

Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808 — 1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Что нам до частных событий столь далекой эпохи, самый смысл которых нужно длинно комментировать выписками из архивов и исторических исследований. Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале.

Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.

Современники (О. 1848, Прага, Национальная галерея). 20 см), он выступает как несомненный предшественник Родена. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Герман. В 1841 – 1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.

Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Он родился близ Шербура, рос на природе, помогал отцу в полевых работах и только в двадцатидвухлетнем возрасте получил возможность поехать учиться в Париж, где поступил в мастерскую П. Делароша, модного законодателя официального направления в искусстве, автора холодных исторических композиций, которые оказались глубоко чуждыми молодому Милле. И они, эти люди юстиции, тем страшнее, чем обыденнее и прозаичнее они выглядят, чем яснее Домье подчеркивает, что все, что они делают, считается естественным и нормальным, целиком включаясь в тот порядок вещей, какой установился во Франции после недоведенной до конца Революции 1830 года.

Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома.

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. На ночной рубахе пятна засохшей крови. В Салоне 1831 г. он видел Свободу, ведущую народ Делакруа, которая была демонстративно приобретена игравшим тогда в либерализм правительством Июльской монархии, а когда начались рабочие волнения и восстания – поспешно убрана в запасник Лувра.

Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь). В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т.

Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. При жизни не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности.

Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Журнал Карикатюр быстро стал одним из ведущих органов революционной оппозиции режиму Июльской монархии и резкость его выступлений стремительно возрастала с каждым годом. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье.

Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Мастерство рисунка достигло у него в эти годы такого совершенства, что это побудило Бодлера уже в 1845 г., к ужасу консервативных умов, поставить имя Домье рядом с именем самого прославленного и признанного тогда художника Франции XIX в. - Энгра. Вряд ли он мог сочувствовать и тенденции ничего не оценивать, т. е. фактически оставлять в неприкосновенном виде все основы буржуазной цивилизации со всеми возросшими на этой благодатной почве плодами.

Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Домье. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания.

1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Постель разобрана, на полу такие же пятна, что и на рубашке человека у кровати. Тёмные зловещие пятна высыхают на полу. Но Домье не хотел изображать мучеников.

Главным среди них была его лучшая скульптура – исполненная около 1850 г. небольшая статуя Ратапуаль, злое и гротескное олицетворение бонапартистской реакции. «Опьянение Силена», ок. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства.

Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен».

На полотне зрители видят зверски убитую семью. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.

Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Калитина.

На пол свисают простыни с развороченной постели. Не знаю. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.

Судя по этим небольшим скульптурам (ок. стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Человек одет в ночную рубашку и колпак.

После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец.

Для Домье же было вообще непонятным и глубоко чуждым самое желание незаинтересованно и со стороны смотреть на жизнь в роли некоего автоматически справедливого судьи. Он запечатлел галерею характерных типов мелких буржуа и крестьян, ремесленников и священнослужителей своего времени., лишенный обычной для литографий Домье тех лет безудержно преувеличенной и грубо натуралистической карикатурности. 1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен).

Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом.

Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск: «Дон Кихот» (ок.

Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.

Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой.

В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). 1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок.

Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. И хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и исторически обусловленной эстетической ограниченностью, он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода. В конце 60-х гг. Условной, аллегорической и монументальной форме Республики и не должны были предшествовать какие-либо картины или живописные этюды реального, бытового характера.

О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Он интересовался, скажем, судьями и адвокатами не только в 40-е годы, когда делал литографии серии Люди юстиции и ничего нет общего, как это почему-то думает Ж. Адемар, между картиной Даровой спектакль и литографией Пятый акт в Ла-Гэтэ, кроме того, что и там и здесь Домье изобразил публику на верхней галерее театра.

В 1833-1835 гг. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.

Время остановилось. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч.

Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ). Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.

брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. У стены в левой части картины лежит полная женщина.

Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Его рисунок— это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего набить себе руку»8. Каждый из участников события написан с натуры. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.

Величайшая патетика и напряженность вполне естественно могли тогда чередоваться с нервозностью и самой простой усталостью. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.

Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.

Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг.

1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти.

В 1832 за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был на полгода заключён в тюрьму. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». В ряде литографий 1870 – 1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.

С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. В тени распласталась женщина. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.

От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.

Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота.

На лице его сохранилось выражение муки и гнева., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). Человек мёртв. Фигуры заполняют почти всю плоскость картины, придают ей величественно-монументальный характер. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.

какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью.

По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство: литографии – «Улица Транснонен» (1834), серия «Добрые буржуа» (1846-1849). Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).

В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие.

Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки.

Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).

Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.

Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье.

Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).

Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836 – 1838). Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.

В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Вы свободны. Всё тихо и неподвижно. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих.

В правом нижнем углу картины виднеется голова мертвого старика. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями.

Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Давно уже стало невозможным представлять себе не только этот переломный момент французской истории, но и вообще все то бурное освобождение человеческого духа, какое дало столь притягательную силу девятнадцатому веку, не вспоминая как один из самых сильных примеров этой мятежной силы девятнадцатого века те шедевры политической графики, которые были созданы Домье на гребне революционного подъема 1833-1835 гг.

В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.

Рядом на полу видна голова мёртвого старика. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. 1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок.

Художник работал главным образом в сатирической графике и карикатуре, но он оставил замечательные произведения живописи иногда обращался и к скульптуре, везде находя новые средства и формы для воплощения своих замыслов. А ведь только это и было разрешено с трудом уцелевшему в разгроме 1835 г. журналу Шаривари, который надолго стал почти единственным прибежищем Домье. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Глаза его закрыты, руки и ноги разбросаны по полу.

В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. 1849, Глазго, Художественная гал.

Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством XX века.

Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника.

Одна из последних его литографий – «Потрясенная наследством» (1871). Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).

Это было своего рода боевым крещением Домье и он вышел из заключения с только укрепившейся решимостью продолжать дальше то же самое. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. С августа 1832 г. Домье просидел два с половиной месяца в тюрьме Сент-Пелажи, где содержались политические заключенные, а потом еще до февраля 1833 г. содержался в полутюремном, полупсихиатрическом заведении д-ра Пинеля. Именно бойца Оноре поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света.

Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом.

При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры.

С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.

Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Краски положены сочным плотным слоем. 1868). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Вспомнить этот исторический эпизод в 1848 г. было естественно именно для такого художника, как Домье. 1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.

Снова, во второй раз после 1833-1835 гг., литографская техника Домье раскрыла и развернула все свои богатейшие возможности: бесконечные градации серого цвета, бархатистую глубину черного, обостренно выразительный язык белого листа бумаги, пространственно организованного немногими смелыми, быстрыми, точными ударами карандаша. В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. В этом – хотя бы только лишь сюжетном – проникновении в некоторые существенные особенности буржуазной цивилизации XIX в. был, несомненно, заключен важный смысл – первый шаг к постижению природы буржуазного отношения к миру, к чему Домье пришел позже. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. При кажущейся простоте композиция строго продумана.

французский график, художник и скульптор.

В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Он более не опасен. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой.

В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Напротив, этот нелепый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч. Иллюзии о возможности мирно добиться демократических реформ общественного порядка были с необыкновенной быстротой развеяны без остатка и революционное напряжение в стране достигло еще большей остроты, чем то было в июле 1830 г. Рабочие восстания были подавлены правительством Июльской монархии с величайшей жестокостью. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты.

К этим годам относится, среди других подобных листов, обширная серия в массе своей очень плохих карикатур, посвященных Крымской войне, а точнее – персоне Николая I, без особенных дальнейших проникновений в смысл и характер внутренней жизни России. 1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.

А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Литографии 1844-1847 гг.

Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках». 1863, Париж, Музей Орсэ).

Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Фигура Луи Филиппа выделялась густым темным силуэтом на фоне прозрачно нарисованного пейзажа. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839 – 1842), «Пасторали» (1845 – 1846), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846). «К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н.

Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. 1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне).

Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Опыт Домье некоторое время был целиком поглощен накоплением политической зоркости и чисто сюжетной изобретательности. Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. 1830-31, Карикатюр, 1830-35, Шаривари, 1833-60 и 1863-72). Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков.

Сын мастера-стекольщика. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Листы Домье трагично выразительны. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу.

Эскиз этого произведения отвечал условиям конкурса, устроенного новым правительством, однако принятый жюри, он не имел будущего. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений.