Опахивание

Иногда церемония опахивания принимает явно религиозный характер. Например, опахивание должно проводиться на волах-близнецах или двумя братьями-близнецами. Один из самых ярких обрядов – опахивание – художник запечатлел в одноименной картине. Нашлись люди, которые указали на опахивание, как на средство, практиковавшееся в стародавние времена.

Был известен у древних греков, римлян (отражён в легенде об Опахивании Ромулом границ будущего Рима), кельтов, германцев, славян, народов Восточной Европы, Кавказа и других. Песни поют все присутствующие, без перерыва, все время опахивания, повторяя его три раза и делая на всех перекрестках по пути на земле кресты. Что такое опахивание. У западных славян и болгар в ритуале опахивания сохранился вероятно реликт общеиндоевропейской архаики — близнечный культ.

Значение слова «Опахивание» в Историческом словаре. Опахивание сопровождалось звоном, громкими криками и пением с требованием к смерти покинуть селение.

Разбуженные мужики выглянут осторожно из окошка да и спрячутся за косяк, чтобы не приметили бабы: так как последние не задумаются напасть на встречного мужчину, признавая и в нем. П о -в е щ а л к а, женщина старая, . Проводимая О. борозда должна была быть замкнутой. Погода стояла сырая, дождило. В прошлом году обычай пошатнулся. Оберег) опахиваемого пространства, создания вокруг него символич.

По сторонам идут парни с кнутами впереди процессии одна из девиц (иногда для этой роли приглашают вдову) с иконой. "Истор. Если О. проводилось с охранит. иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть. О. происходило ночью, реже– на рассвете. Входя в избу, она сзывает к себе женщин и открывает им на совете задуманное предприятие.

  • Значение слова ОПАХИВАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой
  • ОПАХИВАНИЕ, Народная примета – ОПАХИВАНИЕ, Народное суеверие «ОПАХИВАНИЕ»
  • ОПАХИВАНИЕ, ОПАХИВАНИЕ синонимы, синонимы к слову ОПАХИВАНИЕ
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Напишите отзыв о статье Опахивание (обряд)
  • Отрывок, характеризующий Опахивание (обряд)

славяне у вост. В ряде губерний воздействие на землю дополнялось рассеванием по прокладываемой борозде семян зерновых, принесенных из дома непременно каждой из участниц, а в южнорусских губерниях – рассеванием песка. Обряд был приурочен к различным праздникам или периодам года: к весеннему Юрию (рус., серб. ), к св. Устрашись – посмотри: где же это видно, что девушки косят, а вдовушки пашут. В прошлом 1925 году в с. Никольском мужская передовая молодежь помешала этому). К 12 ч ночи собираются девушки в белом (раньше шили для этого специально белые шубки и рубахи), с распущенными косами, в белых платочках, босые и несколько парней с пастушьими хлыстами забирают у кого-нибудь со двора соху.

Обычай Опахивание ("коровьей смерти"), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. "Журнал Мин. А хозяйки спешили подальше, припрятать свой сельскохозяйственный инвентарь. О. проводилось для магич. Филиппу (чеш. ), Ивану Купале (после зажжения ритуального костра) (бел. ), к Страстной субботе (бел. ), к Петрову дню, дню весеннего выгона скота опахивание могло совершаться в феврале или ранней весной (рус): обычно накануне отёла — на Агафью Коровницу иногда на Власьев день. Чума в стаде означала голод в селе.

  • Российский этнографический музей
  • Значение слова Опахивание по Ефремовой
  • Значение слова Опахивание по словарю Брокгауза и Ефрона
  • 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  • Значение «Опахивание» в словарях

бедствий либо приурочивалось к определённой календарной дате (Страстной субботе, весеннему Юрьеву дню, Иванову дню, Петрову дню, окончанию жатвы и т. п. ). Мужчины второпях загоняют коров в хлева, прячут всю живность, от греха подальше. Ср. Одни говорили: Не пойдем нонче опахивать, что грязь-то топтать. Опахивание совершается всегда с известным церемониалом. Если во время ОПАХИВАНИЯ женщины встречали кого-нибудь постороннего, то путника обычно немилосердно избивали встреченное животное (кошку, собаку) принимали за олицетворение Коровьей смерти и обычно убивали.

Однако ночью после 11 часов раздались звуки хлыста и неспавшие говорили: Опахивать пошли. 1, Д. 45, л. 2) – ср. Почуяв неладное, мужчины дают согласие свои женам на совершение обряда. (Обычай этот сохранился до- последнего времени и лишь в прошлом году пошатнулся.

Поселяне отправляют его для прекращения коровьей смерти. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. II).

  1. Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов
  2. Поиск значения / толкования слов
  3. Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов
  4. Найдено схем по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  5. Найдено научныех статей по теме ОПАХИВАНИЕ – 0

О. происходило втайне от жителей села (либо они должны были сидеть по домам с запертыми окнами и воротами). В целом обращение к двум адресатам не было механическим соединением двух мировоззренческих регистров (уровней) сочетание относящихся к ним действий и объектов было в основном унифицировано по признаку вертикали, т. е. АРЭМ, Ф. 7, Оп. «Так вот ее, лиходейку и обманом запугивали», говорила мне бабушка про этот обряд. На чужой стороне скот и везут и несут, А нас Господь помилует (Городцов В. А., 1897, с. 188)Таким образом, бесплодие, отказ от рождения символизировались и подбором участниц и засеванием того, что не может взойти (Сеем мы не в рожную землю и не рожные семена – АРЭМ, ф. 7, Оп.

ОПАХИВАНИЕ ритуальное, обряд проведения плугом борозды вокруг поселения (реже– усадьбы, поля и т. п. ). Юстиции (1897, I, ст. Нередко основным объектом обряда был персонифицированный образ Коровьей Смерти. Совершали Опахивание обычно женщины в состоянии ритуальной чистоты – девушки, вдовы (часто раздетые донага или одетые в белые рубахи, с распущенными волосами и тому подобным) иногда – солдатки, беременные женщины, совместно старики и старухи, братья-близнецы, молодые мужчины и другие.

славян число участников обряда обычно должно было быть кратно трём или двум). Иногда опахивание дополнялось изгнанием или «умерщвлением» холеры, которая персонифицировалась в виде собаки или кошки либо просто упоминалась в приговоре («Смерть, смерть, выйди вон. »). Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. Мужчины запирают ворота, загоняют скот в хлева и привязывают собак.

Опахивание сопровождалось шумом, гамом, песнями, заклинаниями – крестьяне верили, что это поможет сильнее запугать болезнь. Ритуал опахивания был призван обозначить ее заново, на реальном и символическом уровне. Опахивание является дешевой и в то же время эффективной мерой. В плуг впрягались тягловые животные иногда – люди (восточные и западные славяне у восточных славян число участников обряда обычно должно было быть кратно трём или двум). Вестник (1888, 7, ст.

Наутро видна позади села легкая черта или борозда, проведенная сошниками, – и это для того, будто язва не может перейти через эту борозду (АРГО, Д. XXIII-64, л. 8 – 8 об). Ритуал организовывался обычно по распоряжению, с ведома сельского схода, составленного из домохозяев однако почти везде мужчины из участия в процессии исключались и никому из посторонних, в особенности мужчинам, не разрешалось даже присутствовать, нарушителям грозила расправа со стороны опахивальщиц.

  • Найдено книг по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  • Найдено презентаций по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  • Найдено рефератов по теме ОПАХИВАНИЕ – 0
  • Опахивание (обряд) Информацию О

П. П. Сахаров, Сказания русского народа (т. Опахивание полей от нечистой силы проводилось и в сентябре. Белогриц-Котляревского) Журнал Мин.

На одну вдову, по общему выбору и приговору, надевают тайком унесенный хомут и впрягают ее в оглобли (обжи) сохи, также припрятанной заранее. Для того, чтобы таинственная цель была достигнута, считается необходимым участие в обряде, по малой мере, девяти девок и трех вдов (как и высказывается это в обрядовых припевах). Обычай О. ("коровьей смерти"), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. 1, Д. XXXVI-60, л. 40 об.

  • Близкие по смыслу слова и выражения

В темное время дня собираются женщины подальше от домов. и зап. Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). П. П. Сахаров, "Сказания русского народа" (т. Ай.

В ряде локальных традиций опахивание использовалось как превентивное средство. В узком смысле опахивание подразумевало только второй адресат, но в русской обрядности второй половины XIX – начала ХХ вв. Полесье) или на утренней заре (рус. АРГО, Ф. 1, Оп. Процессия двигается в полном молчании.

Значение слова ОПАХИВАНИЕ 
в Толковом словаре 
Ефремовой

Шли молча, не нарушая тишины ночи. иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть.

В плуг впрягались тягловые животные иногда– люди (вост. Полесье) или на утренней заре (рус. Проводимая Опахиванием борозда должна была быть замкнутой.

В XIX веке к известным в Европе «повальным и заразительным болезням» – чуме, оспе и другим, которые вызывали к жизни ритуал опахивания, – добавилась холера. Совершали О. обычно женщины в состоянии ритуальной чистоты– девушки, вдовы (часто раздетые донага или одетые в белые рубахи, с распущенными волосами и т. п. ) иногда– солдатки, беременные женщины, совместно старики и старухи, братья-близнецы, молодые мужчины и др. Устраивалось во время эпидемий и др. При этом, если болезнь уже появилась в селении, больные дома оставляются за чертой и ставятся как бы вне магического круга. Мужья изъявив свое согласие, предоставляют этот обряд своим женам. Опахивание селения – ритуал, проводившийся в таких экстремальных для жизни коллектива ситуациях, как повальная болезнь, моровая язва, моровое поветрие – эпидемические заболевания (холера, тиф) или массовый падеж скота.

1, Д. 383, л. 24-25), в ночь на Преполовение или накануне (саратовск, калужск. Ученая медицина не могла договориться, считать ли источником холеры «невидимых воздушных насекомых», «почвенные испарения» и «атмосферные миазмы» или «яд», возникающий от сочетания климатических условий и антропогенных факторов. Ритуал в традиционной культуре. С зажженными лучинами начинается троекратное шествие вокруг всего селения. Пораженные ужасными бедствиями, они после мирского совещания решаются опахивать землю. защиты (см.

Ср. ОПАХИВАНИЕ — обряд, совершавшийся для ограждения сел или полей от нечистой силы. Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). Эта черта проводится сохой или косулей, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы.

Времена ушли, а память осталась. эффект О. усиливается представлением овспаханной, т. е. В стародавние времена, еще до революции, когда поля сеяли, косили и убирали всем обществом, как говориться миром-народом, корова была необходимостью и богатством показателем достатка в семье. Мужчинам же в это время строго запрещалось переступать за порог избы.

Опахивание происходило втайне от жителей села (либо они должны были сидеть по домам с запертыми окнами и воротами). Примером свершения данного обряда является и опахивание полей против «заломов» ведьмы (кукла, сплетенная из стеблей ржи или выстриженная дорожка колосьев), посредством которых эти злокозненные существа забирали себе урожай. Девицы по нескольку впрягаются в соху или плуг. II) Истор. Обычай О. (коровьей смерти), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. АРЭМ, Ф. 7, Оп. Часто для О. использовали новый (или сделанный за одну ночь) плуг, волов-близнецов или впервые впряжённых волов и т. п.

Иногда воздействие на стихию земли дополнялось жертвоприношением – закапыванием живой кошки, собаки, сжиганием черного петуха на костре из дерна (Журавлев А. Ф., 1978, с. 80 Иванов А. И., 1901, с. 114). По окончании Опахивания вола иногда убивали и закапывали. Устраивалось во время эпидемий и других бедствий либо приурочивалось к определённой календарной дате (Страстной субботе, весеннему Юрьеву дню, Иванову дню, Петрову дню, окончанию жатвы и тому подобным).

СПб., 1993. Состоит он в том, что во время эпидемии или падежа скота местные жители проводят сохой вокруг села, при особой своеобразной обстановке, замкнутый круг, в который якобы не дерзнет вступить народное бедствие. Может с бороной по полю пройти, после разожжет костер и сидит возле него тихонечко. Под нормальным ходом вещей подразумевался баланс между «человеческим» и «нечеловеческим» соответственно, эпидемия мыслилась как свидетельство того, что баланс нарушен, а граница, отделяющая людей от нелюдей, ослабла А. К. Байбурин. Рассказывают, что пытался бороться против обычая этого священник.

проф. 1, Д. 1180, л. 2 Д. 426, л. 2 Д. 1446, л. 11). Фактически в ритуале опахивания подразумевались два адресата, к кому участницы, в качестве посредников, обращались за помощью: 1) сфера Божественного – испрошение Божьей милости избавления от бедствия (осмысляемого, что сохранилось к концу XIX в. еще с древнерусского периода, в качестве Божьей кары за грехи) 2) стихия земли. Однако представления о происхождении холеры и способах борьбы с ней сильно варьировались. костром., бел.

бабьими инструментами. окультуренной, земле как обереге. У девяти девиц девять кос, в которые они и производят беспрерывный звон. 1, Д. 667, л. 5-6).

Эти обряды совершались «по случаю» – во время эпидемий, падежа скота, природных катаклизмов и других кризисов. Выходят за деревню. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. А. Левенстима).

Бывало идешь – как-то усердно, жутко. нижегород. ). Так сказать наглядно показывали что с нею станется, за ее проказы, попадись она им. Опахивание происходило ночью, реже – на рассвете. нередко это сопровождалось присутствием икон – поднятием икон.

Был известен у др. Девицы предпочли отказаться от молебна. Он заявил, что не будет служить девицам в Троицу после обедни молебна (девицы всегда служат в Троицу молебен после обедни). костром., бел. попадавшихся по пути процессии животных умерщвляли. Магич. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

А как настигала селенье горькая беда – «коровья смерть» этим же миром-народом и изгоняли ее. вы можете запросить все в системе с коробкой. Да особенно, опахиванием. участвуют в его совершении одни женщины. Если Опахивание проводилось с охранительной целью, оно совершалось в глубокой тишине или с чтением молитв если же оно имело целью изгнание уже имевшейся болезни, его сопровождали шумом, криками, громкими песнями и тому подобгым попадавшихся по пути процессии животных умерщвляли.

не придет. Белогриц-Котляревского).

москов. ). Опахивать пошли. В последнем случае для избавления от эпидемии следовало восстановить этот порядок. Воздействие сохой на землю не всегда служило оградительному очерчиванию селения: опахивали, в некоторых вариантах, только на перекрестках (причем крестообразно) или участок между селом и кладбищем. Воздействие на стихию земли сочетало в себе – в некоей внутренней магической логике, выработанной народным опытом, – три признака: ограждение села от болезни символизация не-рождения повальной болезни, смерти опосредствование участницами связи между живыми и миром умерших.

цель – запугать и прогнать смерть. В это время другие женщины подвозят соху, надевают на нее хомут и запрягают. Опахивание производится обыкновенно одной сохой иногда в соединении с бороной и совершается в большом секрете, ночью или рано утром, на заре, в глубоком молчании или же с песнями, сложенными на этот случай. Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходит к околице и с диким воплем: Ай. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. По окончании О. вола иногда убивали и закапывали.

Ф. 7, Оп. В знак согласия женщины обмывают руки водой и утирают их ручником, который носит с собой повещалка. В этом году среди молодежи царил раскол – и хотели и нет. нижегород. )2.

Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). соответственно). У нас на селе Увлас Святой Со святою свечой. Выше: что вы искали. (Снегирев И. М.

Вещалка или повещалка с раннего утра повещает по всем домам: пора сестрицы, собирайтесь молодицы, лихость коровью унять. Крестьяне же могли интерпретировать холеру как результат отравления колодцев и других источников питьевой воды внешними врагами (например, врачами), как проявление Божьего наказания (и тогда лечение подразумевало молебен и крестный ход) и как результат колдовства, порчи или какого-то сбоя в мировом порядке. иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть. Вестник" (1888, 7, ст.

Опахивание проводилось для магической защиты (смотри Оберег) опахиваемого пространства, создания вокруг него символической ограды или для изгнания опасности за его пределы, а также для предохранения людей и скота от моровой болезни, стихийных бедствий, нечистой силы, построек от пожара, посевов от засухи, града и тому подобного. А в это же время все остальные девицы и вдовы (замужние не всегда допускаются, как неподходящие, нечистые) идут за сохой с кольями и палками, со сковородами, заслонками и чугунами. В подборе главных участниц (осуществляемом кем-либо из пожилых женщин) определяющую роль играл признак фертильности – отрицательной (девицы, девка, решившаяся нейти замуж, старые вдовы или солдатки, старухи) или, в южнорусских губерниях, также положительной (включение беременной, которой предоставляли нести икону). иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами и клянет смерть.

бьет в сковороду. За нее, родимушку держались, ее, буренушку, почитали, берегли и холили. Встречались различные сочетания по признаку фертильности – одного типа (девки и вдовы), двух (девки и бабы) или была символически представлена вся полнота женского фертильного состояния деревни, нередко с утроением (девять девушек, девять баб, три вдовы, три замужние жены). Участницы собирались на краю села в полночь или утром до восхода солнца, раздевались и, оставшись в одних белых рубахах, но подпоясаны, с распущенными волосами, в полном молчании совершали с сохой движение вокруг селения, чаще в направлении против солнца (Попов Г., 1903, с. 191). На этот вызов выходят все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами.

Опахивание – древний славянский обряд, проводимый крестьянами во многих уголках России. Юстиции" (1897, I, ст. Часто для Опахивания использовали новый (или сделанный за одну ночь) плуг, волов-близнецов или впервые впряжённых волов и тому подобное. Проводилось опахивание исключительно женщинами: девицами, незамужними, вдовами, старухами.

Проводился или в условиях приближения повальной болезни, с тем чтобы оградить коллектив от этой угрозы или уже при ее наступлении, с тем чтобы усилиями участников ритуала изгнать невидимую, но мысленно персонифицированную болезнь (Коровью смерть, Оспу на овец, Холеру, представляемую в зоо- или антропоморфном облике) за пределы селения. Звонят, кричат и поют с неистовым рвением, которое прямо указывает на. А. Левенстима). Суть «опахивания» заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространяться и переступать эпидемическая болезнь.

Совершается обряд О. в полночь. Замечательно, что в этом последнем случае, хотя этот церемониал чисто женский, в нем принимают иногда участие и мужчины. с раннего утра повещает по всем домам: пора де унять лихость коровью.

В с. Никольском мужская комсомольская молодежь помешала осуществить это. греков, римлян (отражён влегенде об О. Ромулом границ будущего Рима), кельтов, германцев, славян, народов Вост. Считалось, что Коровья Смерть не сможет преодолеть этой границы. оборотня. проф. Характерен для многих губерний России в ХIX – начале ХХ вв. имеет сложную знаковую структуру, выражаемую в особых требованиях к участникам ритуала, времени его проведения используемым ритуальным объектам, способу совершения самих ритуальных действий и, наконец, нередко дополняемую словесными формулами заговорного характера. Вот как проводился ритуал в середине XIX в. в Нижегородской губ. : В предотвращение скотского падежа, когда он открывается в близлежащих селениях, собираются незамужние девицы и в ночное время испросивши из церкви икону (если падеж лошадей, то мучеников Флора и Лавра), сами на себе обвозят соху вокруг всего селения, что называется опахивать.

(Примета: если опахать деревню, то скотина падать не будет). 1, Д. 517, л. 3). Собираются женщины, готовые к задуманному предприятию.

Ритуал опахивания у других восточнославянских народов не получил значительного распространения известен (Журавлев А. Ф., с. 82), в своеобразных вариантах, у южных (болгар, сербов) и западных славян (поляков). Когда песок узойдет, Тогда к нам смерть придет. Европы, Кавказа и др. Обычай О. («коровьей смерти»), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. Опахивание в профилактических целях могло производиться раз в три года (рус. Плугом проводят борозду вокруг всей деревни, отваливая от деревни.

В это время никто его не смеет беспокоить – с Землей разговаривает, прощения просит. Мы идем, девять девок, три вдовы. Села, например, опахивали от Коровьей Смерти (см.