Описание Картины Боярыня Морозова Кратко
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Действие происходит на одной из московских улиц. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Люди потянулись к ней взорами. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.
На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.
Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Это Феодосия Морозова. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой.
Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Но Суриков мучается: Не то, не то.
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Называли себя староверами. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). На картине за боярыней Морозовой никто не идёт.
«Боярыня Морозова» описание картины
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Морозову подвергли пытке. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Когда ее поднимали на дыбу, она кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Ноги у нее скованы цепью. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Боярыня должна быть казнена ибо восстала, по ее убеждению, за веру правую против никонианской веры. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы»., они уже видят эту большую картину. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод.
Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Без устали работал Суриков на натуре. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой.
Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Там, в Преображенском, все меня знали. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Картина потрясающая. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Каменный храм построили в 1703 году. По центру полотна изображена боярыня Морозова.
«Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»
Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.
Анализ картины Боярыня Морозова
Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Ведь сколько времени я его искал. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Нравилось им, что я казак и не курю. Это Феодосия Морозова.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Картина вызывает восторг. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. (1) Феодосия Морозова. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Вот пять женщин в правой части картины. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере.
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. На ее лице глубокая скорбь.
Не смею, - отвечал стрелец. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Она возвышается над всеми людьми. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Ее увозили в ссылку. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого.
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Все на картине будто напряглось. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Ее глаза полны слез. Рукой она изображает два перста.
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
Но боярыня отказалась. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Это Феодосия Морозова. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.
Описание картины Боярыня Морозова
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Это Феодосия Морозова.
Работа над картиной: центральный образ
Это сама героиня и юродивый. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Об этом рассказывала первая историческая картина Сурикова – Утро стрелецкой казни, написанная несколькими годами раньше Боярыни Морозовой.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Очень трудно ее лицо было найти.
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
Без интереса отнесся Суриков и к трагическому изуверству раскольников, привлекшему внимание Мясоедова. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Так и моя бабушка говорила.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. (8) Церковь. Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников. Она не хотела изменять старой вере. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Это и отразил художник на картине. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Впереди на коленях старая нищенка. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Другие картины Василия Ивановича Сурикова
События происходят в 17 веке. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Люди потянулись к ней взорами. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю.
Сочинение-описание картины Боярыня Морозова
Картина ожила. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Среди последних, как известно, было даже немало священников.
Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Описание настроения картины Боярыня Морозова
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». На переднем плане картины в санях изображена женщина.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.
Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой
(16) Икона «Богоматерь Умиление». «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Естественно, я говорю о староверах православных. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
Его лица не видно. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. В толпе терялось.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Морозову окружает атмосфера народной любви. Я с нее написал этюд в садике в два часа. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).
Женщины в картине Боярыня Морозова
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Женщины сочувствуют. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.
Юродивый в картине Боярыня Морозова
Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Все на картине будто напряглось. Она сидит в розвальнях, на соломе. Все лицо мелко было.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.
Это был раскол из-за убеждений и веры. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. Его бег поможет поехать дровням. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Суриков неоднократно удлинял холст. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.
Только поразительная историческая интуиция Сурикова могла воссоздать на основе столь скудных данных жизненный и глубоко правдивый образ русской женщины, проявившей беспримерное мужество, стойкость и силу характера. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
За личной трагедией боярыни Морозовой художник сумел разглядеть историческое движение в народе против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя. На шапку накинут платок. Приглядел для работы соседний переулок. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Левая рука боярыни поднята в энергичном проповедническом жесте и тяжелая железная цепь тянется, как бы перерезая фигуру пополам.
Стрелец в картине Боярыня Морозова
Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.
Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. И как вставил ее в картину- она всех победила.
Странник в картине Боярыня Морозова
Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Это математика. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Это настоящая математика. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.
Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Тёмное, шутовское лицо возницы – и белое, волевое лицо Морозовой, противостоящие друг другу. Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.
Детали в картине Боярыня Морозова
Лежа на дровнях, Морозова поставила стул так, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями. Картина ожила. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. Но смеялись немногие. Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой.
«Не идет у меня лошадь, да и только. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
Мальчишки в картине Боярыня Морозова
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась.
Что я и наблюдаю на картине. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.
- Картина «Боярыня Морозова», Суриков
- История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
- Слишком много места внизу полотна
- Создание образа женщины в санях
- Еще один образ, выделенный в произведении
Портретный этюд был написан всего за два часа. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Она почти не смотрит на боярыню. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды».