Описание Картины Олимпия Мане
Картина Эдуарда Мане Олимпия: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина «Олимпия», Эдуард Мане — описание
Однако еще ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины, официальная критика называла ее «безнравственным вторжением в жизнь». При жизни Мане так и не дождался признания Олимпии.
Более ста лет назад Эмиль Золя писал в газете Эвенмен: Судьба уготовила в Лувре место для Олимпии и Завтрака на траве, но понадобилось много лет, чтобы его пророческие слова сбылись. Правда, современник Э. Мане, художник-реалист Густав Кюрбе считал, что это не картина, а «игральные карты». Жемчужные серьги в ушах и массивный браслет на правой руке Олимпии Мане позаимствовал с картины Тициана, при этом он дополнил свое полотно несколькими важными деталями. Так Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны».
Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам. В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана.
Сексуальные тайны "Олимпии": гид по самой скандальной картине Эдуарда Мане
Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет. Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. На примере этой картины, а также на примере картины «Завтрак на траве», основа которой также была взята из работы художника эпохи Ренессанса (Маркантонио Раймонди), мы можем увидеть переосмысление художником-новатором идеалов красоты живописи прошлого на новый лад. Эдуард Мане обучался у Кутюра, салонного художника, но понял, что наигранные позы натурщиков на квазиисторические или мифологические сюжеты – «занятие праздное и бесполезное». Эдуард никак не мог вначале понять, почему же говорят о пейзаже, пока не увидел, что рядом с его «Олимпией» висит пейзаж какого-то тогда ещё неизвестного Клода Моне. Первоначальный замысел «Олимпии» имел отношение к метафоре Ш. Бодлера «женщина-кошка», которая проходит через ряд его поэм, посвященных Жанне Дюваль. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. Маркантонио Раймонди.
«Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. Акварель с Олимпией 1863 г. скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с двумя офортами 1867 г., созданными по мотивам «Олимпии». Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди «Суд Париса», выполненной по рисунку Рафаэля. В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана.
Цветовая гамма Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых – коричнево-золотой и красный. Американский художник Сьюард Джонсон создал скульптуру по мотивам Олимпии Мане под названием «Confrontational Vulnerability». ГМИИ им. Перед картиной толпились возмущенные зрители, назвавшие «Олимпию» «батиньольской прачкой» (мастерская Мане располагалась в парижском квартале Батиньоль), а газеты называли ее нелепой пародией на тициановскую «Венеру Урбинскую».
Напишите отзыв о статье Олимпия (картина Мане)
У ног обнаженной Олимпии появляется кот с тем же горящим взглядом округленных глаз. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую Наполеон III счел неприличной. Спустя сто лет один французский критик засвидетельствовал, что «история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной «Олимпии».
Толпа рычала, призывая уничтожить срам. Мане решает в этой картине сложнейшие колористические задачи.
Толпы людей приходили только для того, чтобы посмеяться на картиной. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. Украшение на шее выглядит, как лента, завязанная на упакованном подарке. Была открыта подписка и собрали нужную сумму — 20 000 франков. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию.
Отрывок, характеризующий Олимпия (картина Мане)
Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати. Весь интерьер комнаты за спиной негритянки почти полностью скрывают зелёные шторы, лишь небольшой прорыв в следующий план картины образует дверной проём. Цветовая гаммаЦветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых — коричнево-золотой и красный. Мане обвинили в аморальности и вульгарности.
Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину из Лувра «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. Гюстав Курбе был не одинок в непонимании произведений Эдуарда Мане. И тогда Наполеон III милостиво разрешил показать их публике на «Дополнительной выставке экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных».
Ларри Риверс написал в 1970г. Однако тревогу по этому поводу забили только друзья покойного к этому времени Мане. В 1990-х гг. Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве». Однако громкий скандал во многом же и помог мастеру прославиться. Но скандал с картиной нисколько не поколебал художника.
В Москву привезли одну из самых известных картин Эдуарда Мане
Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует.
Особенно потешалась публика над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую Наполеон III счел неприличной. Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном». Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами.
Описание картины Эдуарда Мане «Олимпия»
Позы лежащих женщин на этих картинах практически одинаковы. 208 x 264 см. История созданияНа картине стоит подпись и дата:d Manet 1863. Сохранилось два эскиза сангиной.
Франция. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. И Венера и Олимпия находятся в очень похожих позах, включая положение рук и ног.
Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Один из этих эскизов Мане потом нарисует прикреплённым к стене на заднем фоне своего «Портрета Эмиля Золя». Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане — Викторина Мёран.
Но по неписаному «табелю о рангах» на Лувр Мане пока не «тянул» и пришлось удовольствоваться Люксембургским дворцом, где «Олимпия» пробыла 16 лет — одна, в сумрачном и холодном зале. «Олимпия» казалась даже простолюдинкой, вторгшейся в великосветское общество, она была сегодняшней, настоящей, — может быть, одной из тех, кто рассматривал ее, стоя в выставочном зале. Снятая туфля – эротический символ, знак утраченной невинности. Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией.
То, чего вы требуете, – просто глупо. Российский искусствовед Евгения Яркова находит влияние картины Мане на созданное в 1954 году Аркадием Пластовым полотно «Весна», вызвавшее острые споры среди искусствоведов и зрителей3. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. «Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта «Олимпия», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — так писала парижская пресса.
Олимпия (картина Мане) Информацию О
Оставался «сущий пустяк» – уговорить государство, чтобы оно приняло дар. Один из этих эскизов Мане потом нарисует прикреплённым к стене на заднем фоне своего «Портрета Эмиля Золя». Публика неистовствовала и требовала немедленно убрать с глаз картину Эдуарда Мане Олимпия. Администрация в целях сохранить полотно, поставила у картины двух охранников, которые с трудом смогли отстоять «Олимпию», в противном случае её бы просто разорвали на куски и растоптали.
Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. вы можете запросить все в системе с коробкой. Преобладающие на картине светлые, бежевые тона использованные для кожи модели и её ложа, контрастируют с тёмными, практически чёрными тонами обстановки, образами служанки и кота, чьи очертания почти тают на фоне занавеса. В Париже середины XIX столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». – ужасались дамы. Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно.
- Девять символов, зашифрованных в «Олимпии» Мане
- Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных
- История одного шедевра: «Олимпия» Мане
- О городах и людях – интервью со Святославом Муруновым
- Альтернативное кредитование: что это и почему так необходимо миллионам
- -маркетинг: простые правила, о которых забывают
Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от «Венер», «Сусанн», «Купальщиц» и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке. Кончик покрывала девушка придерживает рукой.
Конечно, нет. Однако другие исследователи творчества Мане (в частности, А. Барская) считают, что была и другая, не менее существенная причина.
- – футуристические концепции и новые технологии
- 6 телеграм-каналов про кино, вино и домино
- «» — новый джазовый альбом Игоря Яковенко
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине – «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. «Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества.
Вам хорошо известна моя дружеская к вам привязанность». Его вдохновляло несколько основных тем: живопись итальянского Возрождения (Филиппино Липпи, Рафаэль, Джорджоне – «художники чистой и светлой гармонии»), творчество Веласкеса зрелого периода. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную – на фигуре её служанки. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. И тогда Наполеон III милостиво разрешил показать их публике на «Дополнительной выставке экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных».
Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри и крайне шокировала публику. «Олимпия», лежащая на белых покрывалах обнаженная натурщица, — это не Венера прошлых веков. В Париже середины 19 столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». Второй персонаж на полотне Мане — темнокожая служанка.
Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен «чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном». Суд Париса. Необходимо показать вам, чего вы стоите.
Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. Ни один музей, ни одна галерея, ни один частный коллекционер не захотели ее приобрести. красоте». По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли ее в дар государству.
Больше того, у обеих женщин на правой руке имеется браслет, а в ногах лежит домашнее животное (на картине Тициана – собачка). Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками.
Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине – «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). Цветовая гамма Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых – коричнево-золотой и красный. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты.
В своей картине Мане не уделяет большого внимание пространственному плану и объёму. Сохранилось два эскиза сангиной. «Никогда и никому еще не приходилось видеть чего-либо более циничного, чем эта «Олимпия», «Это самка гориллы, сделанная из каучука», «Искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения», — так писала парижская пресса.
Самое главное – это правда, за которую в салонном искусстве его и отвергали. Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
Но они от этого не умерли. Завтрак на траве. В ногах у Венеры свернулась белая собачка, символ супружеской верности и семейного уюта, на постели Олимпии мерцает зелеными глазами черная кошка, «пришедшая» в картину из стихотворений Шарля Бодлера, друга Мане.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Картина была создана в том же году, что и «Завтрак на траве», ставший причиной скандала на «Салоне отверженных» 1863 г. Однако, триумфатором Парижского салона в том году стал Александр Кабанель со своим «Рождением Венеры». Правой рукой она опирается на пышные белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята. Интересно, как примет современная публика «Олимпию»: будет ли так же неистово возмущаться и указывать на картину зонтиками из-за чего персоналу музея придётся повесить картину выше, чтобы посетители не испортили её.
Но скандал с картиной нисколько не поколебал художника. Скорее всего, нет. Спустя сто лет один французский критик засвидетельствовал, что «история искусства не помнит такого концерта проклятий, который привелось услышать бедной «Олимпии». Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIXв.
Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г. : ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом.
Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты. Мане, который раньше других французских художников увлекся японским искусством, отказался от тщательной передачи объема, от проработки цветовых нюансов.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. он работал над копией «Венеры Урбинской» и был хорошо знаком с сюжетом.
Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской». Орхидея в волосах Олимпии – афродизиак. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Бодлер писал Мане так: «Итак, я снова считаю необходимым поговорить с вами – о вас. Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную — на фигуре её служанки. Эдуард Мане воспринял картину Сезанна как пасквиль на свою «Олимпию» и был глубоко задет столь откровенной интерпретацией сюжета.
Одна из них – передача оттенков черного цвета, который Мане, в отличие от импрессионистов, часто и охотно использовал, следуя примеру своего любимого художника – Диего Веласкеса. Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. Испуганная администрация поставила у картины двух охранников, но и этого было недостаточно. В том же 1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину – «Завтрак на траве». Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
Картина была создана в том же году, что и «Завтрак на траве», ставший причиной скандала на «Салоне отверженных» 1863 г. Однако, триумфатором Парижского салона в том году стал Александр Кабанель со своим «Рождением Венеры». Название картины усугубляло ее «неприличие». Импрессионизм.
Название картины усугубляло ее «неприличие». Но он уже не ласкается к женщине, а ощетинившись смотрит в пространство картины, как бы охраняя мир своей госпожи от постороннего вторжения. Такой сильный контраст делит полотно пополам по горизонтали. Невыраженность объема в картине Мане компенсируется, как и в японских гравюрах, доминированием линии, контура, но современникам художника картина казалась незаконченной, небрежно, даже неумело написанной. Однако еще ни одна картина не вызывала такой ненависти и насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины, официальная критика называла ее «безнравственным вторжением в жизнь».
появилась трёхмерная Олимпия. Художник был унижен и раздавлен. Композиционная схема. Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры. Полотно Тициана, которое, предположительно, должно было украшать большой сундук для свадебного приданого, воспевает брачные радости и добродетели.
Весь XXвек мотив Олимпии был нарасхват у самых разных художников. Неужели, спросите вы, это была первая голая женщина на полотне. Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати.
Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков. На это и рассчитывали друзья художника. Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри и крайне шокировала публику. В какой-то момент он даже отказался гарантировать безопасность «Олимпии», так как несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие, чтобы защитить наготу этого худенького, прелестного тела.
Ритм поддерживают красный платок на голове служанки и обивка кровати. А ведь художник написал свою «Олимпию» очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению. Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами.
он работал над копией «Венеры Урбинской» и был хорошо знаком с сюжетом. По существу о создании картины известно мало. «Завтрак на траве» сразу сделал Мане известным, о нем заговорил весь Париж, перед картиной всегда стояла толпа, единодушная в своем гневе. «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Также на него оказала влияние французская живопись XVIII века (Ватто, Шарден).
Однозначно, что эта работа претендует на одну из наиболее значимых работ художника. Вскоре он написал «Олимпию», которая тоже стала предметом самых яростных нападок. К ним относятся Жан Дюбюффе, Рене Магритт, Франсис Ньютон Соуза, Герхард Рихтер, А. Р. Пенк, Феликс Валлотон, Жак Вийон и Эрро. Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет. Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии, а большую, прямоугольную – на фигуре её служанки.
Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных», так как на ней были представлены картины так непохожие на то, что привыкли видеть французские обыватели. Среди выставленных работ находилась картина П. Сезанна «Новая Олимпия», на которой тоже была изображена обнаженная женщина: черная служанка сняла с нее последние одежды, чтобы представить ее респектабельному гостю. Второй персонаж на полотне Мане – темнокожая служанка. Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди «Суд Париса», выполненной по рисунку Рафаэля.
«Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Ещё в Италии в 1850-е гг. Только в январе 1907 года, под покровом ночи, тихо и незаметно, ее перенесли в Лувр. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая абсолютно голой, //, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. На картине изображена полулежащая обнажённая женщина. Не известно в точности, в какой степени название картины было навеяно произведениями Дюма и кому – самому художнику или кому-то из его друзей – принадлежала идея переименовать «Венеру» в «Олимпию», но это название прижилось.
Он копировал «Венеру Урбинскую» Тициана, что стало отправной точкой для возникновения «Олимпии». Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. Музей Орсэ. Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная абсолютно голой молодым женщинам, ожидающим ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений».
Толпа, «хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами этой новоявленной красоте», не расходилась и перед военным караулом. В 1889 г. она вошла в экспозицию «Сто лет французского искусства», устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции. В том же 1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину – «Завтрак на траве». В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. Эта выставка сразу же получила название «Салон отверженных», так как на ней были представлены картины так непохожие на то, что привыкли видеть французские обыватели.
Пушкина представляет выставку легендарной «Олимпии» в окружении ещё нескольких образов женской красоты. Испуганная администрация Салона поставила у картины двух стражей, однако и этого оказалось недостаточно. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли ее в дар государству. История создания На картине стоит подпись и дата:d Manet 1863.
Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. Так, Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». Перед картиной толпились возмущенные зрители, назвавшие «Олимпию» «батиньольской прачкой» (мастерская Мане располагалась в парижском квартале Батиньоль), а газеты называли ее нелепой пародией на тициановскую «Венеру Урбинскую».
Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Спустя год после создания картины поэт Закари Астрюк воспел Олимпию в поэме «Дочь острова», строки из которой, ставшие эпиграфом к этой статье, были помещены в каталоге достопамятной выставки. Так, Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. Лицо и тело модели обращены к зрителю. Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане – Викторина Мёран. Связь с поэтическими вариациями особенно заметна в первоначальных рисунках Мане к «Олимпии», но в окончательном варианте этот мотив осложняется.
Искусствоведы отмечают, что картина Эдуарда Мане схожа с некоторыми другими картинами разных авторов прошлого, в которых присутствует лежащая обнажённая женщина, например: «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбинская» Тициана, «Маха обнажённая» Франсиско Гойя и других. надеюсь, вы не будете в претензии за бесцеремонность, с которой я вам все это излагаю. Сотни людей с самого утра собирались перед «Олимпией», вытягивали шеи и разглядывали ее только для того, чтобы выкрикнуть потом площадные ругательства и плюнуть на нее. Сравним картины. Первая четв. Французский критик Жюль Кларети восторженно сообщал: «Бесстыжей девке, вышедшей из-под кисти Мане, определили наконец-то место, где до нее не побывала даже самая низкопробная мазня».
Париж. Возможно именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание Эдуара Мане.
Олимпией звали куртизанку, героиню романа и драмы Александра Дюма — сына «Дама с камелиями» это эффектное античное имя служило «творческим псевдонимом» многим дорогим парижским проституткам. В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли её в дар государству. В 1889 г. она вошла в экспозицию «Сто лет французского искусства», устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции.
Далеко нет. Преобладающие на картине светлые, бежевые тона использованные для кожи модели и её ложа, контрастируют с тёмными, практически чёрными тонами обстановки, образами служанки и кота, чьи очертания почти тают на фоне занавеса. «Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности», – писал Эмиль Золя, один из немногочисленных защитников автора «Олимпии».
Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная абсолютно голой молодым женщинам, ожидающим ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». Правой рукой она опирается на пышные белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята. Такое копирование картины вовсе не является «кражей» идеи Тициана. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. В «Олимпии», третье измерение и светотени роли не играют, но появляется энергия, заметно обобщение форм, возрастает интенсивность света. Биограф художника Эдмон Базир писал: Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году.
Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Для нас «Олимпия» – такая же классика, как полотна старых мастеров, вот таким образом современному любителю искусства непросто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона в 1865 году, разразился невиданный скандал. «Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье. В семидесятые годы к Мане пришел долгожданный успех: известный торговец произведениями искусства Поль Дюран-Рюэль купил около тридцати работ художника. Когда он выставил в музее свою «Олимпию» и на следующий день пришёл туда собирать поздравления. Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков.
Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно. Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. «Завтрак на траве» сразу сделал Мане известным, о нем заговорил весь Париж, перед картиной всегда стояла толпа, единодушная в своем гневе. «Потаскуха, возомнившая себя королевой», — так изо дня в день обзывала французская печать одно из самых нежных и целомудренных произведений живописи. Затем посмотрите на картины Мане и вы убедитесь, что они дышат правдою и мощью. Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской».
В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула.
Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции. Второй персонаж на полотне Мане – темнокожая служанка. С одной стороны «Олимпия» местами выполнена очень небрежно и видны довольно неаккуратные мазки из-за которых порой, кажется, некая незавершенность картины. От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты.
Лежащая на приготовленной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом — как на только что вошедшего клиента и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа. Теперь практически забыто использование светотени в третьем измерении. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. У ног обнаженной «Олимпии» появляется кот с тем же горящим взглядом округленных глаз.
Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Добропорядочных буржуа это сильно шокировало. Для нас «Олимпия» – такая же классика, как полотна старых мастеров, вот таким образом современному любителю искусства непросто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона в 1865 году, разразился невиданный скандал. Но, несмотря на кажущуюся видимость плоской манеры письма, темный невыразительный интерьер без пространственной глубины и даже мазки, нанесенные почти небрежно, в «Олимпии» присутствует ощущение законченности. По существу о создании картины известно мало.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Вот такая была история. Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры.
Букет в руках негритянки, распадающийся на отдельные мазки, дал искусствоведам повод говорить о том, что Мане произвел «революцию красочного пятна», утвердил ценность живописи как таковой, независимо от сюжета и тем открыл новый путь художникам последующих десятилетий. Действительно, невозможно вообразить, каких только издевательств и оскорблений не претерпели эта девушка, эта негритянка и эта кошка. А ведь художник написал свою «Олимпию» очень деликатно, нежно и целомудренно, но взбудораженная критикой толпа подвергла ее циничному и дикому глумлению. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. А ведь над ними издевались ничуть не меньше. Порнография.
Народ то похожие фамилии попутал и приписал картину с пейзажем Эдуарду Мане. Возможно именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание Эдуара Мане. Будто призывает и манит, причем дерзко, даже нагло. Однако другие исследователи творчества Мане (в частности, А. Барская) считают, что была и другая, не менее существенная причина.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Больше того, во время проведения выставки на неё не раз покушались. темнокожую Олимпию и назвал своё творение «I like Olympia in Black Face».
«Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска» Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения». Эдуард Мане. Но критика не жаловала такой подход на Парижском салоне 1865 года, само название отсылало к героине романа (1848) и одноимённой драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».
Манера письма Мане кажется очень плоской. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Мане обвинили в аморальности. В этом материале предлагается проследить судьбу основного произведения Эдуарда Мане, вошедшего в историю как «страстный полемист против буржуазной пошлости, мещанского тупоумия, обывательской лености мысли и чувства». Акварель с Олимпией 1863 г. скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с двумя офортами 1867 г., созданными по мотивам «Олимпии». Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции.
От Мане отворачивались знакомые, на него ополчились все газеты. Особое сходство находят с картиной Тициана «Венера Урбинская». Ещё в Италии в 1850-е гг. Вы что, талантливее Шатобриана или Вагнера.
В руках она держит роскошный букет в белой бумаге. Такой сильный контраст делит полотно пополам по горизонтали. Выше: что вы искали.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Сравним картины. Этот толчок, которому Мане не мог противостоять исходил от Бодлера2.
Никакие нападки на импрессионистов (с которыми Мане был дружен, но не отождествлял себя) несравнимы с теми, что выпали на долю автора «Олимпии». «Тон тела грязный и никакой моделировки», – вторил ему поэт Теофиль Готье.
Там Олимпия представлена как антагонистка главной героини, к тому же являющаяся публичной женщиной (её имя стало нарицательным для всех дам её профессии). На картине изображена полулежащая обнажённая женщина. Холст, масло. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
Вскоре он написал «Олимпию», которая тоже стала предметом самых яростных нападок.