Описание Картины Последний День Помпеи Карла Брюллова
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Его там просто нет. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Пепел в несколько метров толщиной покрывал зрелище страшных страданий. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Россия торжествовала. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Она выражалась в разнообразии жанров и сюжетов, в широте охвата жизненных явлений. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. Для современников ее появление было событием.
Он столкнёт здесь две вечные темы: добро и зло. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. Но в картине ощущается и еще нечто, противостоящее хаосу катастрофы: непоколебимый стержень в сотрясающемся до основ мире.
Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.
М-7267. Г-176)160. Они заглушают его своею красотою». Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана.
Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить.
Юлия Самойлова является на этом полотне трижды Смертельная бледность покрывает лицо молодой матери, тщетно старающиеся прикрыть своим телом от камнепада крошку – сына. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Они заглушают его своею красотою»175.
В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
3176). В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи.
А между тем они на столько точны, что тут в пору проводить урок по древнеримской истории. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Конечно, такая работа требовала много времени. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
Описание картины последний день помпеи
Много страдания и страха можно увидеть в глазах людей. В течение длительного времени Брюллов пытался найти устраивавший его вариант расположения этой группы в композиции. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж19, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей)12. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Князь, как мог, утишал Брюллова, уговаривал остаться поужинать.
Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы.
Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры.
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
Перед взорами людей предстало монументальное полотно, в полной мере показывающее и бушующую стихию и всю трагичность положения людей и их величие и духовную красоту. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ.
Рядом с лошадью расположилась толпа. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. Почему.
Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Молодой художник, уносящий ящик с кистями и испуганная девушка рядом – это Карл и Юлия. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства.
Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Брюллов учился живописи в Италии. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска— «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце.
Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.
Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. И, кажется, этот сюжет найден. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. В этом Гоголь видел главную идею картины. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120.
После завершения работы над картиной Карл Брюллов начал показывать её в своей мастерской в Риме. Дома рушились на головы обезумивших людей. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого.
Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Громадное полотно Брюллов написал всего за несколько месяцев, а подготовка к этому заняла долгих 6 лет.
Многосторонность его таланта была отмечена Н. В. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия.
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Так Брюллов оставил потомкам свидетельство своей любви. И над ними— три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Мать стремится укрыть детей.
К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Картина принесла Брюллову мировую известность. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.
В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить и ожидает смерти как избавления от страданий.
Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131.
Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.
Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Мать стремится укрыть детей. Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно.
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»
Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Весь город стекался дивиться ей»9.
Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса.
Иванов считал, что славный художник лишь в глазах невежд может казаться ленивым. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Рим смотрит с признательностью на него и мы полагаем, что сей результат его просвещения, порадует и всех соотечественников». Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.
Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Например, разрушения Содома или египетские казни. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. В письме Анриенна упрекала его в равнодушии.
По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Но кому именно они молятся. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Вернее, однако, что замысел картины отражает, хотя и достаточно отдаленно, ту общую атмосферу исторических сдвигов, которая царила в Европе, где 20-е годы были ознаменованы революционными выступлениями в Испании, России, Италии, национально-освободительной войной в Греции и революционным движением во Франции.
Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
На картине вам не удастся найти главного героя. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Мать обнимает своих детей, закрывая их от вспышки молнии, двое парней несут на своих плечах старика, молодой парень уговаривает женщину подняться и бежать в укрытие. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67.
Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Ж-11809, поступил в 1992 году от В. П. Тарасова)— возможно, один из немногих сохранившихся живописных этюдов к картине163. Работе над ней предшествовали некоторые события. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.
Только к осени 1833 года работа была завершена75. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. Карл схватился за голову. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения.
История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
Первая мысль картины «Последний день Помпеи» (1830-1833, Государственный Русский музей) относится к 1827 году. Нужен сюжет – колоссальный, громоподобный. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.
Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской.
Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. Два месяца спустя министр императорского двора уведомил президента академии, что государь не дал на то соизволения и приказал держаться устава. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА».
«Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Последние стали очень популярным сувениром из Италии.
Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти. Жених уносит бесчувственную невесту. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Им некому помочь. Напитавшись впечатлениями от увиденного на месте разрушенного Везувием некогда процветавшего города Помпеи, молодой автор создаёт шедевр мирового изобразительного искусства, грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина создавалась в течение 3-х лет.
Описание картины Карла Брюллова Последний день Помпеи
Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Магдалина Ракова отмечала, что изображение художника близко к датированному 1833 годом автопортрету Брюллова из Русского музея, причём не только за счёт внешнего сходства, но и с точки зрения характера интерпретации образа. За столом отрешенно водил вилкой по тонкому фарфору. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». Гелл и Ганди предположили, что его полное имя— Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Художник стал историком и археологом.
Но поздно. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью— в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.
Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. 1827. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г.
В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. В глаза бросаются попытки горожан защитить себя голыми руками, прикрыть свои семьи.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Он посещает раскопки. К черту головки ясноглазых римлянок, от которых млеют в Петербурге. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». К картине ведет длинный ряд эскизов, но сравнительно мало рисунков и этюдов с натуры. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».
Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек.
«Последний день Помпеи» описание картины
Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. У него совсем не такая толпа, как на улице. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.
Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Особенно постаралсяуже состарившийся кавалер Камуччини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года.
Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Молодой человек спасает старика отца. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе».
Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Фото шедевра в статье детально показывает, как молодой отец воздевает в мольбе руку к небу. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.
Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Там была изображена гибель Гиласа, увлекаемого нимфами в пучину вод. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах.
Работа Брюллова над картиной «Последний день Помпеи»
Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи.
Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине.
Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Сыновья, которые уносят своего отца. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога.
Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Выйдя за город, мы останавливаемся. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179. Тот отказывался, поминутно прикладывая платок к глазам, но в конце концов согласился. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161.
Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай.
Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Еще он прибегнул к распространенному приему — изобразил на картине самого себя, выносящего на голове инструменты художника, это полноценный автопортрет создателя шедевра. Среди погибших от извержения был Плиний Старший из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.
Это называется «КЛАССИЦИЗМ». В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей.
Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.
Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.
Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда.
Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)
Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.
Люди бессильны перед стихией. Он был настолько точным, что теперь можно указать место в Помпеях изображенное на полотне. Брюллов был историческим живописцем, жанристом, пейзажистом и портретистом. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции.
Сочинение по картине «Последний день Помпеи»
Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Помпеи были так хороши, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Это принцип условности, с помощью которого художник показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле. Вторая Самойлова изображена помпеянкой с двумя дочерьми, в ужасе прижавшимися к ней.
Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Именно в этот момент застал художник своих героев. Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Во время посещения Помпеи Брюллов увидел фреску, сохранившуюся на стене одного из домов. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.
Жених уносит бесчувственную невесту. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил.
Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Взгляд некоторых устремлен в небо, будто они молят о пощаде.
Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. И наконец, его замысел был воплощён. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна.
Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80.
Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень». В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Душа его была открыта впечатлениям истории искусства и окружающей жизни. Наступила кромешная тьма. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.
Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.
С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.
Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Критики дружно бранили Брюллова. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.
Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Анны 3-й степени. Гоголем.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
Не случайным мне кажется и изображение самого художника. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Трагически мрачен день катастрофы.
Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114.
За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Доминирующий цвет на картине – красный.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.
Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.
В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.
Впервые за границу он отправился после окончания Императорской Академии художеств в Петербурге, чтобы совершенствовать мастерство. Брюллов почти бежал в дом русского посланника князя Гагарина, выбирая улицы побезлюднее. Князь Анатолий Демидов, в собственности которого находилась эта копия, в 1834 году подарил её некоему Бовели. К счастью, они спасаются. По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» не менее великий художник Иванов А. А.
Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Я думаю, что его выбросило током воздуха, но потом ток ослабел и облако от собственной тяжести стало расходиться в ширину местами оно было яркого-белого цвета, местами в грязных пятнах, словно от земли и пепла, поднятых кверху». Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.
К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Упавших затаптывали идущие следом. В последние мгновения жизни всё обнажено. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48.
И лишь немногим удалось спастись. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок.
«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Отзывы критиков ошеломляли. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Сильные протягивают руки помощи слабым: женщины обнимают своих детей, молодые помогают старцам, мужчины – женщинам.
Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853.
Где находится «Последний день Помпеи»
Эта Самойлова первая. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Вспышки молний освещают лишь передний план.
Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.
Неизвестно, когда и каким будет следующее. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13.
Описание картины Последний день Помпеи
На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия.
Общество предлагало ряд тем, от которых он отказывался, выдвинув встречное предложение. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.
Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Популярность «Последнего дня Помпеи» и его автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».
Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Три года велась работа над огромным полотном. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Создавались произведения искусства, связанные с этой темой.
У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Ж-5081)161162. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».
Тогда Брюллов, живший в Италии, пользовался славой лучшего русского живописца. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Одна французская газета отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник и указывала: «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину но господин Брюллов пренебрег сим средством.
Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Слышны были женские вопли, детский писк икрик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен истарались узнать ихпоголосам. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Интересные сочинения по картинам
Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Общество поощрения художников выразило надежду, что, сделав копию с «Афинской школы» и жанровые картины, Брюллов создаст, наконец и капитальное историческое полотно.
Гоголь восторгается этим произведением. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Нельзя обмануть или притвориться. А где, как ни в Италии этим заниматься.
На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69.
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- На стыке классицизма иромантизма
- Центральная и левая часть холста
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Не случайным мне кажется и изображение самого художника.
На мой взгляд, художник изобразил трагедию и гибель народа. 3175)156. Они считали, что полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105.
Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Драматический дар проявлялся и в портретах, отличающихся значительностью образов.
Толпа беглецов. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Он показал любовь и благородство, не угасающие перед лицом смерти.
А в мастерской Брюллова все больше и больше скапливалось картонов с набросками, возле постели валялись листы с пока что еле намеченными фигурами, еще не различными лицами. Девушка рядом несет светильник. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814.
По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться.
- Брюллов-театральный постановщик
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Самое интересное в виде мозаики
Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Многие же весь их век в Риме ограничиваются копированием». По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93).
Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. писал – «Долго зрела его композиция «Последний день Помпеи» в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Извержение Везувия. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц.
Творческий диапазон художника был необычайно широк. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Казалось, что город скрылся с лица земли.
Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. После этого художник начал изучать исторические документы.
Он чувствовал, как впадает в беспросветную тоску. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.
По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено.
Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.
Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Вокруг рушатся здания. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории.
Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Спасибо Самойловой за этот маршрут: к бирюзовой воде, к навеки умолкнувшим Помпеям. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189.
Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв.
Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36.
Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.
Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. И жрец, которого привыкли слушать и которому верили, трусливо покидает гибнущий город, надеясь остаться незамеченным. Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31. Неподалёку от них стоит христианский священник.
Получение такого разрешения было непростой задачей и в этом Александру Брюллову помогла находившаяся в то время в Неаполе Елизавета Хитрово, дочь Михаила Кутузова и вдова Николая Хитрово, по рекомендации которой Александр написал портреты членов неаполитанской королевской семьи после этого ему удалось выхлопотать требуемое позволение33. Каждый образ на картине уникален. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад.
На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Особо тронула погибшая женщина изображенная в центре картины, где младенец пытается дотянуться до ее безжизненного тела. Так родился замысел картины «Гилас и нимфы».
В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.