Описание Картины Разборчивая Невеста
Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Эта работа была написана художникам по мотивам одноименной басни И. А.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». / Никогда с ними я не бывала». Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.
И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Второй вариант из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. РСРСРёРР РРР»РРС ССР»ССРСС РРРРСРСС ССРРС: Р СРРР»РСРР. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.
Федотов показывает решающий момент объяснения. Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Девушка изображена за игрой на клавесине. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Вот таким образом неудивительно появление картины про венчание заключенного.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».
Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора.
Описание картины «Разборчивая невеста»
Федотов высмеивает нравы, утверждая тем самым новый путь в русском изобразительном искусстве — путь критического реализма. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. чужой. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Она внутренне сосредоточена и серьезна.
Картину называли и «Благословение невесты» и «Брак по приказу» В более позднем полотне, «После венчания» и интерьер изящный, аристократический и отец-дворянин (у него нет бороды и на шее не круглая медаль, а крест). За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной.
Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. РРР РС РРё РСР» ССРРлиРРРРРёС, СРРРРССРёРРР РРРРССР РР РёР РРРР РРР»ССР РСРРёСРСС. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. РРСРР РРР РР РРРРР РРР»РРР ССРРёС РРР»РРРРРРРСР РРРРёС.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
Картина П. А. По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. А невеста все равно рыдает.
РРССРёРР Р. Р. РРРРСРРР РРРРРССРёРРС РРРРССР РёРРРСРРРРС СРРСРСС ССРРС СРРСРРССРР. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. ассигнациями в месяц». Ж-4521)8910.
Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. РР СРРССРёС РР РРРРССС РРРР»СРРР РРР»РСР РРРёРРРРёС. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Крылова.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Подобные браки случались тогда повсеместно. Картина имела большой успех на выставке. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника.
РСРСРСР РР СРР СРСР»Р, Р РРР СРР Рё РРёРРС С СРРРёСРР»СРРё Рё РР РСлРРРРСРРР. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Сюжет взят из финала одноименной басни И. Крылова: «Чтоб в одиночестве не кончить веку, / Красавица, пока совсем не отцвела, / За первого, кто к ней присватался, пошла: / И рада, рада уж была, / Что вышла за калеку». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Печальные невесты в русской живописи
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Анкор, еще анкор. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Мордочка собачки у ног жениха забавно напоминает подобострастное выражение его лица. РРРРёСРли ССР РРРРёРРСС Рё С РРСРСРРРРёРР РРСС РР РСРРСР. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
Картина Сватовство майора: описание картины
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. РРРРРСР РРССРРР»РРР РРСРРРР СРРРРР РРРРР»СС, РРРСС РР ССРРёС РР»РСРР С РССРРСР РРРСРРРР. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.
/ По-старинному— в сизом платочке. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. — стыд какой.
Федотов». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
РР РРР»С РРР»СРССС РРР СилиРРС, РРССРСРРё Рё ССРССС. Р–РРРёС РРСРРССР, ССРРлиРСР Рё СРР Р»ССРССРёР. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Ощущение, что он прибежал к невесте, впопыхах бросил свои вещи на пол и ждет решения разборчивой невесты. / Ой, стыд какой. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.
Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. РР СРРСРР РР РСРСРРРС, Р РРРРР РРРССРР РРССРлРРСРСР РРРС. / Нет, в светлицу уйду. »46. Кроме одного.
На марке изображена репродукция картины «Разборчивая невеста» (1847, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.
«Уж замуж невтерпёж»: Печальные невесты на картинах русских живописцев
Такие браки по расчёту, а также связанное с ними сватовство, неоднократно описывались в русской литературе 1830-х и 1840-х годов. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Рядом гитара. Отец семейства одет по-городскому, в длинный и мешковатый сюртук, который он пытается застегнуть, торопясь и путаясь в рукавах42. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Этот счастливый майор, конечно.
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
какой жанр картины Разборчивая невеста
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: художники были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа32. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Слева, скрываясь за тяжелой портьерой, подслушивают родители невесты. В ней борются противоречивые чувства.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.