Описание Картины Саврасова Грачи Прилетели
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.
Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). На картине также изображена часовня, только не понятно работает она или заброшенная. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Также на них заметны птичьи гнезда. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.
Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. РЖ-627)90. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого.
Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.
Описание картины «Грачи прилетели»
В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».
Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Зеленый – цвет спокойствия и жизни, а белый – чистоты и пространства. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.
Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна». Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна.
Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Возле лужи мы видим одинокий голый куст.
Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Церковь стоит на фоне синего неба. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. В 1871 году Саврасов приехал в Кострому.
Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. На среднем плане мы видим серое пятно. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.
Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Он хорошо чувствуется, его свежесть и легкость исходят от картины. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. С начала 70-х годов XIX века Саврасов постоянно совершает поездки в провинцию.
Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.
На нем много следов, маленькие веточки деревьев лежат на нем. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась.
Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Каждый художник изображает весну по-своему, но мне понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели».
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся.
Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. На выставке, посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проходила в 1947 году в Москве56, были представлены два этюда, выполненные на красном дереве. Продолжим осматривать картину. На переднем плане полотна – снег. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.
Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"
Какая простота. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.
За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Снег стремительно тает и начинают прилетать птицы из теплых стран.
Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Мне очень понравилась эта картина, она пропитана жизнью. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Полотно Саврасова «Грачи прилетели» – это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)
Первыми как правило прилетают грачи именно они и являются предвестниками потепления. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Весна вступает в свои права и символом ее победы стали грачи.
Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Вдалеке раскинулось черное поле.
Но эта заурядность кажущаяся. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, размеренно. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. – Оденешь его – опять пропьет все.
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. На переднем плане – рыхлый грязный снег. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
Но весна пришла, как приходит всегда, неожиданно, сразу. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
Затем в 1882 году его уволили с работы. Дописанную уже в Москве картину еще до первой выставки заметил и купил Третьяков, чем сильно разочаровал императрицу Марию Александровну, которой пришлось довольствоваться только копией полотна. Это был трудный период в жизни Саврасова: в феврале умерла его новорожденная дочь и тяжело заболела жена. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. На самом же деле эта обыденность мнимая. Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник.
Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны.
Глубокий снег еще лежал на всех улицах и толстым слоем ровнял овраги. Если обратить внимание, то картина нарисована в темных тонах и на первый взгляд может показаться мрачной, однако посмотрев на нее некоторое время, на душе становится тепло. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.
И становится тепло и весело на душе. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. А потом все-таки сбежит. «Грачи прилетели», по мнению многих искусствоведов и критиков, является лучшим пейзажем Саврасова. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.
Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором.
Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Второй план занимает изображение деревни. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Это было настоящей трагедией для него.
Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Кажется, что они мокрые от таявшего снега. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в возрасте 14 лет поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Грачи прилетели и пробудили природу. Однако, это лишь поначалу.
Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». 27192)386. В серых тонах художник изобразил и избушки. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73.
Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Художнику по моему мнению, удалось точно передать настроение того времени года. Его считают своего рода живописным символом России.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Саврасовъ.
Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.
Каждый хотя бы раз в жизни видел картину «Грачи прилетели», это известнейшая картина Саврасова. Можно даже разглядеть поля и представить, что на них совсем скоро засеют пшеницу. Грачи изображены художником на переднем плане, они присели на березки. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. «Грачи прилетели» — это лирический пейзаж, поэтический образ весенней природы, волнующий зрителя. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Несколько голых берез – кривых и изломанных. По этому поводу высказывались разные версии. Это были деревенские мотивы.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Спасибо художнику за его произведение, которое произвело на меня неизгладимое впечатление и позволило моему воображению пофантазировать. Много ездит по Европе, совершает ежегодные творческие поездки на Волгу, где пишет свои лучшие работы («Печерский монастырь под Нижним Новгородом»). Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях.
Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Вдалеке светлеют храм и колокольня. Грачи и березы выдвинуты автором на первый план не случайно. И все-таки весной он выбирается на «врачующий простор» природы. При работе над картиной Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов70.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской. Именно та весна, когда уже чувствуется, что скоро наступит лето. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Центральная группа берёз является основой композиции. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта.
Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Мы видим неспешное пробуждение природы, только – только пришла календарная весна. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.
Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». На картине нарисован обычный день, судя по всему время года, весна. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — выдающийся художник-пейзажист, основоположник «пейзажа настроения» в русской живописи. С Поволжьем было граничит создание картины «Грачи прилетели».
По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.
Молвитино»36. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.
В нижней части этюда была подпись: «А. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Это скорее эскиз по памяти.
До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Обычный весенний немного сероватый день. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74.
Но верхушки храма и колокольни темные. Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Однозначно ответить нельзя. Как гласит народная примета, если прилетели грачи, значит уже точно весна не за горами. «Грачи прилетели» — так назвал художник свою картину.
Описание настроения картины Грачи прилетели
Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные. Но главное — птицы. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Родился художник в Москве в небогатой купеческой семье. Воздух как будто кипит, взбудораженный взмахами их сильных крыльев.
В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
По мутному пепельному небу плывут облака. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина.
Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. С. Молвитино. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.
«Грачи прилетели» : описание картины
Зима пока в силе. На их макушках уже сидят грачи – вестники весны, некоторые из них летают в небе. Она оживает и кажется, что наступит завтра и будет лето. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей».
Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63.
Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс
30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Теперь он мог показать природу в движении.
Звук и свет льются из-под бесконечного купола небес. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.
Саврасов – Грачи прилетели (сочинение по картине)
Необходимо основательно к этому подготовиться. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Успешно (с медалями и грамотами) завершает его. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. А. Саврасовъ»3. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.
К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Кажется, что смотришь на нее и она оживает. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Об этом говорит и одинокий дымок, который вьется над избой.
- Сочинение на тему: «Вьюга ночью»
- Сочинение на тему: «Мой четвероногий друг»
- Сочинение на тему: «Описание природы»
- Творчество, заказы известных людей
Из-за забора ясно виднеется купол церкви, которая в деревнях считалась центральным местом. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Через пару недель все окончательно растает, солнце высушит землю своими теплыми лучами и начнет выглядывать свежая травка. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Конечно, мы не слышим звуков, но кажется, они оглушают нас. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.
Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Передний план завораживает, пленяет. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.
Вот так жил и творил Саврасов. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе.
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Эффект бескрайнего пространства
- Другие варианты этого сочинения
По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Он тусклый и потому не дает блики на свету.
В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Ощущение борьбы темного и светлого. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Ведь в «Грачах. » радости весеннего обновления причастны и птицы и талый снег и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб и невидимые обитатели этих жилищ и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение.