Описание Картины Сватовство Майора Федотов Кратко
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Посвящать всего себя изображению быта знати и купцов Федотов начал первым, первым же применил инновационный сатирический метод, не побоявшись ехидно шутить о непростом русском народе. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".
Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3.
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня.
Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. В ней борются противоречивые чувства. Картина наполнена движением. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола — горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни. Ж-4521)8910. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.
Ах, уж эта кулебяка. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Ах, уж эта кулебяка. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений.
Жених уже стоит в дверях при полном параде. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Сам купец скромно стоит в углу за ее спиной и впопыхах пытается застегнуть сюртук, приготовленный специально для торжественного случая. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
/ По-старинному— в сизом платочке. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
ассигнациями в месяц». На полу— кошка, «намывающая» гостей28. А там, если помните, никакого туалета.
Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Со вчерашнего дня Ее нет для меня.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. получали то, что хотели, становились счастливыми. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Описание картины Сватовство майора
Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
П. А. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек.
В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Автор растолковывал намерение невестыскрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, так как по еевнешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает бытьувиденной и осыпанной комплиментами. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж.
Картина Сватовство майора: описание картины
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус29. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. / Нет, в светлицу уйду. »46. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Постепенно сюжет сложился. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Это излюбленный приём Павла Федотова. Кроме одного. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Описание картины «Сватовство майора»
У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Но не всё так однозначно.
Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Сейчас он войдет – и все изменится: присутствующие начнут улыбаться, говорить любезности, будут неискреннимиКартина «Сватовство майора» отличается высоким живописным мастерством.
Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола – горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Ведь на столе наготовлены разные угощения.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». 5. На ее лице читаются властность ирасчетливость. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Получив офицерское звание, переселился в Петербург. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. А седобородый батюшка-купец.
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. осталась незавершенной.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
» Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.
А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное.
Подобные браки случались тогда повсеместно. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Все в доме уже ждут жениха. Что можно сказать про этого персонажа.
– В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. / Никогда с ними я не бывала». Ах, уж эта кулебяка.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Купец явно подготовился к встрече будущегозятя.
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Ведь он жених. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Помогите описать картину Сватовство майора
Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Откуда лента здесь взялась.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. В каждом из действующих лиц художник подмечает и изображает самое типичное. Картина «Сватовство майора» имела сенсационный успех и явилась триумфом в творчестве П. А. Федотова. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Грустная история.
— стыд какой. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Может, не лучший выбор делает купец, собираясь выдать дочь за майора, который по возрасту годится ей в отцы и зарится на богатство. / Ой, стыд какой.
П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Рядом с купцом стоит сваха. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Ей, ей, за весь успех мой обязан.
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».
Георгиевская лента и Сватовство майора
В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Кроме одного. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3.
Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). И зачем.
По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Отдали её за другого. Постепенно сюжет сложился. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
О знаменитой картине Сватовство майора
Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Про нее писали вгазетах. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. И зачем. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Взволнованный хозяин суетливо спешит навстречу майору.
«Сватовство майора» Федотов описание картины
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. 58, 375, 4. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов предполагал делать картину сложную, со многими персонажами, охваченными единым действием. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Долгое время Сватовство майора считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Видимо, в псалтырь. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Все присутствующие ждали этого события. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.
Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор.
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
Вопрос спорный. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Служанки шушукаются. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляетпоступать остальных с максимальной выгодой для семьи.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». чужой. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Самое интересное в виде мозаики