Описание Картины Завтрак На Траве Клод Моне
Картина Клода Моне Завтрак на траве: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина "Завтрак на траве", Клод Моне, 1866
вы можете запросить все в системе с коробкой. Восход солнца». В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. Одно из самых известных – «Воскресный день», где изображена семья на отдыхе.
В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. Восход солнца». Он хранится в московском Пушкинском музее и сам по себе считается шедевром.
И тогда он решил полностью работать на пленэре. Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. И тогда, чтобы утихомирить возмущенных художников, Наполеон III объявил об открытии альтернативной выставки – Салона Отверженных. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2627. Это определение, данное в насмешку, укрепилось.
Даже лица написаны схематично. Художники не ждали от посетителей ничего хорошего.
Завтрак на траве (картина Моне)
Гигантский – шести метров длиной – «Завтрак на траве» Моне полностью посвящен тому, как лучи солнца играют в кронах деревьев. Много лет спустя художник пытается доработать позабытый шедевр, но некоторые его участки сильно повреждены влагой, вот таким образом Моне просто-напросто отрезает ненужное и от фундаментального замысла остаются лишь фрагменты, которые сегодня хранятся в Лувре, а набросок картины в натуральную величину – в ГММИ им. Эскиз надлежало превратить в законченную картину.
Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. Полотно задумывается огромным — 6х4, 6 м. Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). Специально для него Базиль, будучи студентом-медиком, разработал приспособление, которое при помощи противовеса приподнимало повреждённую ногу2933. Зрители и критики не приняли полотно Мане.
Завтрак на траве картина Клода Моне
Почему женщина «из благородных», которая пляшет вместе с прислугой, одета в платье черного цвета. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской60. На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательство чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными4. Являясь сторонником только этой техники, Моне на всю жизнь увлёкся перцепционным отображением действительности, особенно по части изображения вариаций цветовых эффектов света и тени в конкретный час и сезон.
Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2622: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино37. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»69, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба71. Клод Моне решил доказать – чтобы писать картины не обязательно шесть лет перерисовывать скульптуры.
В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонируется в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой29261730. и передал ее в дар Лувру. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «Я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»4043. Однако если вглядеться в детали, это впечатление пропадает, а у картины проявляется «второе дно». У постимпрессионизма – течения, пришедшего на смену импрессионизму, тоже был свой знаковый «завтрак на траве», написанный двадцать лет спустя после скандальной картины Мане.
Беда в том, что господа на полотне, наоборот, были одеты, причем по самой последней французской моде. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации.
Описание картины «Завтрак на траве»
Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях.
Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. Картина построена по принципам светотени.
Эдуард Мане и Клод Моне с "Завтраком на траве"
Однако и в этом случае картина наверняка превратилась бы в мишень для большинства критиков, хотя и стала бы «манифестом пленэризма»: объединяя в себе все амбиции Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций59. Впоследствии они стали друзьями18. Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. Целью этого мероприятия – защита творчества. «Женщина в зелёном» была допущена к выставке и вместе с «Дорогой на Шайи» экспонировалась на Салоне, где была положительно оценена критикой5455.
Картина вызвала скандал в обществе. Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)61, на которых Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4.
Невыраженность объема на картинах Мане – результат его увлечения японским искусством. Мане не участвовал ни в одной из восьми импрессионистских выставок, хотя стал идейным вдохновителем и защитником нового течения.
Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Небольшая гуашь с изображением людей из высшего общества, отдыхающих на траве, входит в так называемую «Белую серию», которую Малевич писал, активно используя белила. В то же время, в 1866 году Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей.
Принято считать, что оно полно веселья и беззаботности. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропоморфными чертами и не проецировали свои чувства на неодушевлённые объекты природы. Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти.
Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7576.
Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду»4. Наоборот, ее первое появление на выставке в Париже вызвало грандиозный скандал. В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»72, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины73.
Завтрак на траве – 1866 Клод Моне
Сохранились только левая и средняя часть. После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов22. Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй в Аржантёе. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем412. Исследование, проведенное в сентябре 1865 года (в настоящее время в Пушкинском музее в Москве) дает представление о полноценной картине, которая состояла из не менее 12 частей в натуральную величину.
Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Её одежда небрежно скинута на траву, тело ослепительно под ярким фронтальным светом и никуда не деться от её вызывающего взгляда, направленного на зрителя.
Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Свет в природе соединяет буквально всё. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане».
Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления.
Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Однако такую репутацию картина завоевала не сразу. Издевательство, да и только. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут95.
«Завтрак натраве» Мане: история создания картины
В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». Редкая возможность увидеть Архангельское до превращения в место массовых гуляний. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной46: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»77. Между тем картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, но также и именем417.
Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы. Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев.
Но нам никогда не догадаться об одной из главных претензий к изображению – пляж, мол, здесь слишком многолюден. Несмотря на амбиции Моне, его полотно «Женщины в саду» было отвергнуто жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»62. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом74. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом.
Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой. После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»5051 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)52, для которой моделью снова послужила Камилла53.
Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зелёная листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами29 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)30. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными. Пройдет совсем немного времени импрессионизм войдет в моду и откроет пути для развития новых направлений в изобразительном искусстве. В начале 60-х гг.
Главными героями полотна стали друзья Моне. Картина Чашка чая. Выше: что вы искали. Моне один из главных приверженцев импрессионизма.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве
Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными среди остальных своих работ19: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)23, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)24, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)25. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление.
Художник изобразил городской пляж на берегу Сены, где гуляют нарядно одетые буржуа. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди. Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок).
Картины Мане Завтрак на траве и Олимпия – звезды Салона отверженных
Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Зимой 1865—1866 годов Базиль вместе с Курбе посетил мастерскую Моне: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2648549. Один из них – другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон – сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16.
Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше, чем «Завтрак» Мане и в два раза шире, чем «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЗавтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. Его картина оказалась более сдержанной.
И смотрят на белые тела обнаженных женщин, купающихся в море. «Недоучки» – это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега. Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). 3. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале8081.
Женские фигуры – невеста Камилла Донсье – у скатерти. В результате, Моне разрезал её на три части. Восход солнца». Тем не менее, в следующем году картина «Женщины в саду», написанная по мотивам «Завтрака», не была одобрена к показу жюри выставки для «спасения искусства» от этого «отвратительного» импрессионизма. Современникам эта картина тоже не понравилась.
(Подобная манера называется пуантилизм, от французского слова «точка» – point и изобрел ее именно Жорж Сёра). Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. Критик присутствовал на выставке, бегал по залу и переписывал название картин в блокнот. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»56575. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. Наполненный радостными красками Завтрак гребцов начисто лишен парадности, присущей академической традиции конца XIX века.
Коллекция Щукина — ещё до его эмиграции в Германию в августе 1918 года — была национализирована в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 11 мая 1918 года «О национализации Художественной Галлереи Щукина» за подписью Ленина103 и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю38.
После выставки в прессе появился ядовитый фельетон (topical satire) критика Луи Леруа, озаглавленный «Выставка художников-впечатленцев». Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Картины он писал, как и положено было передвижникам, обличительные – «Пьяный отец семейства», «Поминки на деревенском кладбище», «Сбор недоимок».
Клод Моне, Завтрак на траве – обзор картины
Сюжет взят, думается изжизни. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Однако к тому времени художника уже не было в живых. Между тем тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9.
Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого. Реакция была ожидаемой. В цикл входит и рисунок под названием «Купание» : на нем одетые в белое мужчины в цилиндрах лежат на берегу в позе сфинкса. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью102.
Между ними на траве разложена скатерть с разнообразными яствами. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)342935.
Художника также критиковали за «примитивную» технику, резкие мазки и неестественный свет. Пушкина в Москве.
Господа изображены в пиджаках и брюках, дамы же в кринолинах. В следующем месяце Путин принял у себя в Кремле главу компании «Louis Vuitton» Бернара Арно, поблагодарив его «за выставку, которую вы организовали в Париже»113114115116. Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Сюжет взят, думается из жизни. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный меньший вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна22564445.
Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре22. Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Своими картинами заложил основы современного изобразительного искусства и революционизировал дальнейшую европейскую живопись. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность.
Для того, чтобы хоть что-то показать на Салоне 1866 года, Моне в короткие сроки написал «Женщину в зелёном», которая была положительно оценена критикой. Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме.
Завтрак на траве (этюд) — Клод Моне
Критика обрушилась со всех сторон. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Человеку XXI века остается только завидовать таким «толпам» в городских парках. Какибрат самого художника Густав. В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие.
В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Они знали, как ценители относятся к их экспериментам искусстве, да и к ним самим. Клод Моне немало потрудился над тем, чтобы придать пейзажу и жанровой сцене естественный вид, ощущение солнечного тёплого дня, спокойной обстановки, лиричности сцены. Действительно, до создания «Черного квадрата» и изобретения супрематизма оставалось еще лет семь – для начала ХХ века огромный срок, настолько бурно кипела тогда художественная жизнь. В 1865-- Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане.
Публика возмущалась, тыкала в картины тростями, картина «Бульвар Капуцинок» даже пострадала на глазах автора, Клода Моне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Моне следует своим собственным законам, не выстраивая композицию картины, подобно театральной мизансцене. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см6. Импрессионизм (фр.
Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Примечательно, что само возникновение термина «импрессионизм» связывают с его художественным полотном «Впечатление. Где отец младенца, которого держит на руках нянька. Полотно одного из изобретателей импрессионизма считается, пожалуй, главным и самым талантливым произведением на «летнюю» тему. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8384. Недаром даже его название стало крылатым выражением. Моне отдал ему в залог «Завтрак на траве», а когда двадцать лет спустя смог, наконец, получить полотно обратно, оказалось, что оно лежало свернутым в подвале и слегка подгнило.
Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6997108109.
Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце XIX века. В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям. Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует.
Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.
Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5644.
Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники. Название картины приобретает неких пикантный смысл, тем более, что ничего съедобного действительно не изображено. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музей Мармоттан-Моне)39404142.
Картина Завтрак на траве Клода Моне
Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Недаром Сёра написал всех безликими, без четких черт лица. Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Автор к картине охладел, а тут вдобавок хозяин квартиры требовал долг за арендную плату.
Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе)22, на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. В этой картине важно не то, кто ее написал (какой-то модный француз), а что именно изображено. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Вот и весь завтрак.
«Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. Одноименная картина, созданная другим отцом-основателем импрессионизма, тоже была вызывающей, но в другом роде. Как правило, на своих портретах, например, у Серова, княгиня хвасталась ювелирными украшениями. Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. В это же время, картина, к сожалению, была повреждена.
В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается. В картине чувствуется гигантская работа. Это – толпа. Через несколько лет он все же попытался продолжить работу над картиной, но некоторые её части были испорчены влагой, вот таким образом художник просто отрезал поврежденные части полотна, тем самым он отсек большую часть своей задумки, оставив лишь её часть, которая на сегодняшний день находятся в Лувре. Как и брат самого художника Густав. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев.
Я не вижу никакого восхода, одно только впечатление – писал он в этой заметке. И как мы сейчас знаем импрессионисты не только приняли эту кличку, (nickname) но и сделали её официальным названием (title) своей группы. Полотна у него выходили яркие и жизнерадостные.