Описание Рождество Христово Андрей Рублев
Икона Рождество Христово: описание, значение
Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25декабря (7января) по юлианскому календарю1. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Лик его обращен налево, к Богу Отцу, в то время как торс развернут вправо к Святому Духу.
Однако даты после 4 года дон. э. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей и рождению служительницей и вот таким образом воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части.
Икона Рождества написана яркими красками. Новорожденный Христос окутан в белую пелену, перевязанную свивальником. Изображение близко новгородскому иконографическому типу XV в. («Рождество Христово», сер. - втор. Она обращена к человечеству имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном.
Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. Время пожинать плоды годовых трудов на земле. Внизу слева в месте соединения досок имеется небольшая вставка нового левкаса.
Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает
Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. Этой же задаче подчиняется цветовая гамма росписи. Традиционно чаша трактовалась как символ гостеприимства Авраама. Луч сверху указывает, что Бог явился во плоти, этот младенец-Мессия.
В середине III века по Р. Х. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному.
Осень подает свои первые знаки. Мелкие заделки левкасом, тонированные при реставрации, встречаются по всей поверхности иконы. Таинственный свет повсюду.
Икона Рождества Христова: описание и дата создания
Сверху изображены ясли, вплотную примыкающие к ложу Богоматери. Она полулежит, опершись на руку, отвернувшись от младенца. «Преображение Господне» – ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева.
Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. Лик Спаса дышит силой и покоем. Говорят, он писал «одним махом».
- Описание работы «Рождество Христово»
- Рождество Христово: иконы и фрески
- Рождество Христово, Андрей Рублев, 1405 г, печать на доске 1316, 5 см
- Семь знаменитых икон Андрея Рублева
На иконе изображены и ангелы и простые смертные. Зелень листвы серебрится под ветром. Иосиф изображается сидящим в задумчивой позе и беседующим с одним из пастухов.
Однако во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло. Графичность, четкость рисунка, обилие алого цвета в сочетании с оттеняющим белым и сине-зеленым (это любимый колорит новгородцев) пробуждают эмоционально напряженное состояние души. Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу. Это всё творение ликует о родившемся Христе. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко.
- Рождество Христово (история иконы)
- Рождество Христово — Андрей Рублёв
- Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
- Рождество Христово: как изображали событие, ставшее началом новой эры
- Икона Господа Рождество Христово
- Изображения иконы Рождество Христово
Икона "Отечество", написанная в XVI веке новгородскими мастерами, хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события. Это внешнее единство усиливается ощущением великого духовного состояния ангелов.
Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника.
Прибавление к этой дате девяти месяцев (период беременности человека) даёт 25 декабря. 2). Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, Небо – вертеп Престол Херувимский – Деву ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог (ирмос 9-й песни канона). В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским).
- Рождество Христово: православная икона
- Презентация к проекту Рождество Христово
- Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»
- Ангельская песнь, услышанная пастухами
- Коротко о жизни и творчестве Андрея Рублева
Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне. В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». Стояла глубокая зима.
Вверху справа – ангелы славят Христа, с другой стороны, сверху – волхвы на лошадях. Богоматерь склоняется вправо, опираясь головой на левую руку и повернувшись в сторону, противоположную от яслей с младенцем.
- Рождество Христово в творчестве других художников
- Вифлеем, храм Рождества Христова: иконы
- Описание иконы и изображенных на ней фигур
- В чем помогает икона Рождество Христово
Небольшие утраты левкаса есть по краям боковых полей. Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества.
Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. В центре композиции изображена лежащая на киноварном ложе Божья Матерь, облаченная в темно-красную ризу (мафорий).
Временем ее завершения считается 1405 год. дар художника" (В. И. Лазарев). Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Девой Она зачала, Девой Она родила и Девой Она остается. Однако, привычной сцены, раскрывающей гостеприимство Авраама здесь нет.
- Икона Рождества Христова и её смысл
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева
- Рождество в богослужении Православной церкви
- Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
- Описание иконы Андрея Рублева «Рождество Христово»
(1502-1503 гг. ), хранящаяся в Русском музее Санкт-Петербурга. Москвичи, помня свою родословную связь с владимирцами, обратились к ним за помощью. Фон иконы – оливковых, золотистых тонов, что придаёт невещественность. Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Подобные художественные вольности осуждались русской православной церковью, которая отстаивала воплощение в живописных образах Слова Священного писания, а не «самосмышление». На картинах подчёркивается человеческая сущность персонажей – Марии, Младенца и других.
Сохранились воспоминания об этом мастере, который заявил в своем творчестве не только о собственной художественной индивидуальности, но и почитался новгородцами за проницательный ум – «прекрасный мудрок, зело философ хитр». Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась.
- Вы вошли как: священник Константин Пархоменко
- Икона Рождество Христово: история создания
Конкретные образы незаметно превращаются в простирающуюся до бесконечности толпу и это множество извергнутое из мрака, отвоеванное у ада, озарено радужным многоцветием жизни. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». В основе сюжета евангельские тексты (Мф.
На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым. На ней изображена Троица.
И ангелы и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Две вставки есть на нижнем поле справа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир». Следует отметить, что на протяжении всей жизни Дионисий уделял особое внимание колориту своих работ, он изучал местные минералы, сам составлял краски, экспериментировал и расширил собственную палитру до 40 тонов (исследователи утверждают, что во фресках Андрея Рублева можно насчитать лишь шесть основных цветов). Дом, возвышающийся за фигурой левого ангела – Бога Отца, это начало начал, знак "божественного богостроительства", дерево за угадывающимся Христом – напоминает о "древе Креста", а гора, непременный атрибут иконописи – символ твердости и непоколебимости Духа и веры.
Вот Рублев и показал мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию. Храните, братия, дни праздничные и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца (от марта). И сказал Иосиф Марии: я привел Тебе двух женщин, Зелому и Саломею.
Творения великого иконописца по праву занимают важное место в сокровищнице русской православной живописи. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы. Заметим, что символика цвета существовала в искусстве разных народов с древнейших времен. 2, 11). Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни в рождении.
Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена. 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года16, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. Словно лебеди саночки. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови.
Полосой в 1 см шириной она доходит до колен старца, стоящего перед Иосифом. Даже колорит иконы подкрепляет это впечатление. В тихой беседе и взаимопонимании ангелы благословляют чашу, стоящую в центре стола. Дни еще короткие.
Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися», — воспевается в службе навечерия. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник День рождения непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti). В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Свободное, непринужденное изящество ее позы и силуэта выражает отдохновение. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый.
Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху.
Католическая церковь— 25 декабря по григорианскому календарю. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Пещера превращена в хлев, там животные но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры «И увидел Бог, что это хорошо». Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения.
". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем).
В1395 году под Москву пришла армия Тамерлана, вновь угрожая бедами и разорением. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент из которого она исходит в световом луче. Образ Иисуса предстает в центре спасенного мира. Список этих праздников в каждой стране свой.
Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Небольшие заделки утрат левкаса имеются также на изображении Богоматери (на носу, на левой щеке, на шее, под подбородком, на мафории, на хитоне), а также и на крыле среднего ангела вверху справа. Мария, слыша это, улыбнулась. смилостивись надо мной. Из-за яслей, где лежит младенец, выглядывают вол и осёл. Сохранность иконы средняя.
Подписан даже змей – а вдруг не поймут. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука.
Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Эта деталь, встречающаяся с XI века, точно соотносится со службой Рождества на вечерне: «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая: пастырем бо свиряющим (играющим на свирели) и волхвом покланяющимся, ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися» Иконографической особенностью данной иконы из Музея имени Андрея Рублева является изображение нимба вокруг головы у бабы Саломеи-повитухи, омывающей Младенца Христа. Со стен храма на нас смотрят персонажи с ярко выраженными характерами исполненные в удивительной художественной манере. Вот таким образом Мария осознает его в глубокой задумчивости. Согласно профессору, епископу Феодору Смирнову, празднование 25 декабря (по юлианскому календарю), как дня рождения Иисуса Христа, существовало на Западе уже во времена Климента Александрийского (конец II – начало III века) параллельно с празднованием Богоявления 6 января14.
Догматические сюжеты автор раскрасил теплым эмоциональным и философским содержанием. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша (Лк. Они ждут у входа в пещеру и не могут войти из-за слишком яркого света.
Также на православных рождественских кионах изображены известные евангельские сюжеты – благовестие пастухам, поклонение пастухов и поклонение волхвов. На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник Иосиф. Эти мессы были приняты в христианской церкви с V века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). И Саломея, приблизившись к Марии, сказала Ей: позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Зелома сказала правду. И он приказал одной из женщин войти.
А тем временем, москвичи вышли за городские валы, чтобы с надеждой принять подарок. 2, 10–20). Ну и как водится, какой же праздник без рождественских подарков. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января.
Но в творчестве существует художественная свобода. Все стало знаком обновления мира. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере. 3, 23).
святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят и сомневаются в том, чего не видят».
Вся живопись проникнута возвышенным и утешающим сердце настроением. "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду.
Григорий Неокесарийский. пол. Ранее Адвент считался периодом поста.
Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. 7). Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Они относятся к V-VII векам. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник27). Внизу справа также имеются две вставки. В левом нижнем углу, в месте скрепления досок, наложен новый слой левкаса в виде продолговатого пятна. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину.
Посмотришь на икону Рублева и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств.
II, 1-12 Лк. Яркие краски одежд передают праздничное настроение.
Они созерцают свет внутри себя. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества – Сочельником. Когда же они были там, наступило время родить Ей и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, так как не было им места в гостинице (Лк. 2:1-7). В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода. Исходя из сведений, указанных евангелистами, учёные пытались вычислить точную дату, когда родился Иисус Христос. Казалось бы, что манера художника скупа на краски – красно-коричневых тонов с энергичными белыми штрихами – «движками» – чуть моделирующими объем достаточно, чтобы оживить и одухотворить изображение.
К примеру икона "Георгий в житии" (XIII-XIV вв., Гос. Русский музей, СПб. ). Формы создаются всего лишь несколькими мазками, но они так выразительны и энергичны, что не требуют подробной проработки. Клейма (они в иконах всегда читаются по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла), обрамляя центральное изображение, еще раз подчеркивают твердость веры святого, которая является источником силы и победы. Приведенная в порядок, она вновь встала в один ряд с защитниками русской земли.
Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере но вся природа — Его храм. – именно в этот год была проведена упомянутая Лукой перепись императора Августа.
Слово Вифлеем в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Икона «Рождество Христово», значение и ее смысл будут, несомненно, понятны и близки не только верующим, но и людям, так или иначе знакомым с историей происхождения этого православного праздника. Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Наиболее вероятная дата Рождества – 7 год до н. э. В других изводах "Троицы" мы чаще видим обильно накрытый Авраамом и Саррой стол. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Их пение в древности было распространено по всей Руси. Когда персы ворвались в храм и хотели его разрушить, то им в глаза бросилась фреска изображающая волхвов. Справа помещена фигура пастуха, трубящего в рог. Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе.
Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. Везде этот алый цвет дан в сочетании с прозрачным темно-зеленым тоном, усиливающим его звучность (в местах утраты верхних слоев живописи этот зеленый тон, к сожалению, стал гораздо светлее и слабее первоначального). Как поется в известной песне: «Москва золотоглавая.
II, 6-20), апокрифическое Протоевангелие Иакова и другие тексты. Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта по юлианскому календарю (в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря20).
Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу.
Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание. Следует заметить, что тон киновари «Рождества Христова»» очень близок к красным одеяниям царей Давида и Соломона и Евы на иконе «Сошествие во ад», где тема радости праздника особенно выразительна.
Персты трех ангелов будто сплавляют воедино волю Всевышнего. Легкий, как будто цветочный, запах. Зритель видит извне все сразу: и гору и вход в пещеру и то, что происходит внутри ее. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.
Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком.
Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами идущими поклониться новорожденному Спасителю мира. Сейчас он приемлет на руки. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов. Звон колоколов.
Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Повреждения от гвоздей, заделанные воском и левкасом, особенно заметны вокруг головы младенца, лежащего в яслях. И когда Зелома приблизилась к Марии, она сказала Ей: позволь мне прикоснуться. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил.
XV в. ГТГ). Аромат пирогов. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. На Рождество непременно ждешь чуда, а оно так близко, миг – и вы уже в старой Москве, засыпанной снегом и выплывающей из небытия в кадрах уникальной кинохроники 1908 года. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. Впрочем, здесь существует противоречие с упомянутым тем же Лукой правлением Квириния в Сирии: он начал править только в 6 году н. э., что противоречит тому, что Иисус родился в правление Иудеей царем Иродом, который умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. или 1 году н. э. ).
В настоящее время икона «Рождество Христово» находится в Благовещенском соборе Кремля, где увидеть ее может каждый желающий. Рождество). Свою собственную смерть. Благодаря такому подбору цветов и теней весь образ кажется воздушным и невещественным. В 1960 году данная святыня подверглась серьезной опасности, которая проявлялась в её дальнейшем уничтожении.
Сейчас на этом месте проложена улица Сретенка. Во Владимире икона быстро обрела чудотворную славу. «Эй, вы кони залетные» – Слышен крик с облучка. ». Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Манера Феофана не знает детализации, она эскизна. Ангелы славят Христа.
Пешком, печально-торжественно, на руках несли владимирцы священный образ в Москву. Икона праздника Рождества Христова входит в цикл праздничных икон: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Икона написана на липовой доске.
Не изображено шествие волхвов «со звездою» и благовестие пастухам. Тихое, располагающее к раздумьям время. Царь-пушка державная. Дионисий высветляет краски, делая их как будто чуть прозрачными, серебристыми.
Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны.
Однако даты после 4 года до н. э. маловероятны по двум причинам. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. За ее спиною четко вырисовывается черный фон пещеры, где и произошло Рождество Христово. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Но это не простой праздник. И выйдя, она стала разглашать и рассказывать о чудесах, которые видела и как она пострадала и была исцелена и многие поверили проповеди ее (Евангелие Псевдо-Матфея, глава 13). Саломея (иногда вместе с Зеломой) изображается на многих православных иконах Рождества Христова: Саломея помогает пеленать младенца Христа или купает его.
Также Рождество по юлианскому календарю (7 января по григорианскому календарю) празднуют в Афонских монастырях26. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма. маловероятны по двум причинам. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники абсолютно одинаков.
Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился. Преподобный Андрей этой деталью указал на то, что этот младенец и есть Иисус Христос – спаситель мира. Икона написана приблизительно в 1410-е годы. При этом следует отметить, что в странах, где Рождество не является общенациональным праздником, в качестве государственных праздников, как правило, установлены праздники других религий (Марокко) или жители лишены права на свободу вероисповедания и установлен государственный атеизм по коммунистическому образцу (Китай). (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв. ), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника.
В композиции иконы «Рождество Христово» обычно изображается несколько разновременных событий. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное. Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас.
В центре иконы на киноварном ложе изображена полулежащая Богоматерь, окутанная темным красновато-коричневым мафорием (живопись мафория плохой сохранности, во многих местах она утрачена до левкаса и слегка затонирована при реставрации). (по другим данным, в 1 году дон. э. ).
Армянская апостольская церковь— 6 января. Как раз на 25 декабря тогда же (при Юлии Цезаре) приходился день зимнего солнцестояния21, после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Конфеты – бараночки. Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством.
В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы— Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die) имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. В левом нижнем углу изображён Иосиф с пророком Исайей. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.
отражать реальный мир, а подчеркивать духовное содержание сюжета.