Озеро Русь Исаак Ильич Левитан

Анализ и описание картины Левитана Лесное озеро

Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22. Деревня» и «Тишина».

По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив.

Весна» (холст, масло, 1898, 91 59 см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро». Летом ученики Левитана выезжали на этюды. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. Данная работа Левитана воплотила в себе все наблюдения и любовь художника к русской природе. Цвета художник использовал очень яркие и сочные.

Искусно скомпонованная композиция кажется написанной непосредственно с натуры. И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды. Художник соединяет в одном пейзаже все, чем богаты лето и осень, чтобы выразить то, что он вкладывал в понятие «Русь». Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20.

По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Русь».

Русь» (1900). Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер.

Образ озера в живописи 
Левитана

Образ озера в живописи Левитана

В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». «Озеро.

Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Левитан работал очень вдохновенно. Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками.

  • Русский музей Дополненная реальность
  • Пейзаж: Озеро, Русь – Левитан Исаак Ильич
  • Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения
  • Описание картины Левитана Озеро
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Образ леса в творчестве Левитана

Экспонировал свои произведения на выставках журнала Мир искусства (1898-1900). Деревня» и «Тишина»40. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454.

Русский музей Дополненная 
реальность

На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62 см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80 см, Ростовский областной музей изобразительных искусств).

Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. Имение принадлежало семье Олениных – Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина – государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной. Участвовал в вечерах Московского общества любителей художеств (с 1886 до начала 1890-х). Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163 см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева).

У верхнего края полотна изображено большое тёмное облако, которое соединяется с крупным белым облаком, находящимся справа от него. Сопоставление больших пространств неба и воды поддержано мощными цветовыми аккордами. Безвременная кончина не позволила автору закончить свой труд, но полотно стало одним из лучших его произведений. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30.

Совершил поездки в Крым (1886-1899), на Волгу (1887-1890), в Финляндию (1896), Италию, Францию и Швейцарию (1890-е). Подлинный поэт природы, раскрывающий ее тончайшие состояния. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать.

Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем».

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Одновременно основная для позднего периода Левитана. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.

На картине изображен солнечный осенний день. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего». Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, – именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Как и сама картина, он экспонировался на посмертной выставке художника, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году.

9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3 см инв. Композиция построена по трём планам. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности».

Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Особенно явно это читается в образе такого хвойного дерева, как сосна. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности».

Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось – он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Саврасова и В. Д.

От него не скрывали серьезности положения. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21. Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это – приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь».

На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Русь» и экспонируется в Государственном Русском музее. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека.

Слободка», «Лунная ночь. В картине «Озеро. Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве.

В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу. Именно от леса идет тишина и покой. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака.

Слободка», «Лунная ночь. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Писал также натюрморты (цветы) и портреты. Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х – начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества.

Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище. Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. В начале февраля 1900 года художника в его мастерской навестил учёный-естествоиспытатель Климент Тимирязев, который пришёл с женой и сыном. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206 см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка).

Русь» была очень высоко оценена критиками. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53. «Озеро» – эскиз последней картины Исаака Ильича Левитана, которая называется «Озеро. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33. Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро.

Художник умер, не успев завершить данную работу. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41. «Озеро. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. Левитан много раз переписывал воду с рябью на переднем плане, то добавляя, то убирая кувшинки45. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро.

Картина написана в 1895году. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета». Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Картина «Озеро.

Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. Данная картина заражает своей лиричностью. Ещё один этюд, «Озеро.

Это – Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2 см инв.

Ж-552). Композиция построена по трём планам. Дед его был раввином. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891). Поленова (1873-1885).

Ещё один этюд, «Озеро. Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы. Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128 см, ГРМ).

Изображая природу в ее осеннем «очей очаровании», в золотом уборе деревьев и сжатых полей, Левитан помещает в картине небольшие кучевые облака, которые характерны для летней поры. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне – в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба». Создал новый тип лирического одухотворенного пейзажа. Ж-552). По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода».

Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Работа «Озеро.

Член художественного объединения Мюнхенский Сецессион (с 1897). Это позволяет передать ощущение полноты и расцвета жизни. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями.

Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Одна ты несёшься по ясной глазури»). На картине так же изображены деревья и сочные луга. Потому мысль о смерти и тлене вряд ли связывается у зрителя с картиной. Преподавал в Московском училище (1898-1900).

Во всем – красота изобилие, спокойная и свободная мощь. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 1898 или 1898 – 1899, 48, 6 69, 7 см). Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. Они выкрашены в золотистый цвет.

В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Рассказывали, что иногда ему даже негде было ночевать. Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни».

В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Тогда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался на верхних этажах огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей страшными привидениями. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде.

Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века».

По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно.

Последнее полотно художника – всеобъемлющий итог многолетней работы над картиной Русь, для которой автор писал много этюдов и эскизов в различных местах средней полосы России. В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов.

На портрете кисти В. А. Серова, написанном в первой половине 90-х гг., у Левитана утомленное лицо и очень печальные глаза, его рука бессильно лежит на спинке кресла. Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы».

По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Он ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Русь» считается одной из самых крупных картин художника.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» – «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898 – 1899, 14 18 см инв. На написание данной картины было потрачено много времени. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898 – 1899, 27 36, 5 см инв. Последняя работа художника.

В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень.

Все это не сломило дух художника. Жизнь его была тяжелой. А ведь лес в картине Лесное озеро именно сосновый. Ветреный день», находится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых2. Небо также превосходное. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв.

Стремление к целебной близости с природой жило в XIX веке и в московской литературе, поэзии, музыке (лучший пример – симфонии из серии Времена года Чайковского), даже в драматургии (вспомним Снегурочку Островского с ее заклятием стужи чувств солнечным теплом, радостью весеннего обновления жизни). Левитан Исаак Ильич (1860, село Кибарты, Литва –1900, Москва)Художник-пейзажист, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в с. Кибарты Сувалкской губернии (ныне Литва). В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо.

Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины. Это Россия, какой она может быть в счастливые минуты и какой она должна и достойна быть.

По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне – «лебединой песне» Левитана – художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». «Озеро» – не реальный, а сочиненный образ природы. Это полотно стало лебединой песнью Левитана.

Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл. Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435.

По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера.

Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. Так было и летом 1900 г. Ученики Левитана поселились в Химках, но так и не дождались своего учителя.