П.а Федотов Сватовство Майора
П. а. федотов. сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Откуда лента здесь взялась. Подобные браки случались тогда повсеместно. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Пройдет восемь лет и Павел Федотов второйраз увидится с Брюлловым. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Чего не может твердая воля, постоянство, труд.
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Но не всё так однозначно. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Оконченная картина.
58, 375, 4. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. чужой. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
/ Ой, стыд какой. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Ж-4521)8910. П. А.
В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.
Картина Сватовство майора: описание картины
Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. После этой картины Федотова призналапублика. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Картина Федотова Сватовство майора и по сейдень не утратила своего обаяния. Федотов переработал повторение своей картины. А он показывает на входящую сваху.
Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Моеготруда в мастерской немного- говорит он.
В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Сам метод группировки действующих лиц является новым для русской жанровой живописи приемом. Не случайно на переднем плане картины изображена кошка — обыкновенная кошка, серая с белым, которая умывается, равнодушная к суете вокруг. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора.
Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Поздравляювас вы обогнали меня. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Жили мыочень бедно, но пока отец мог служить, нуждыособенной не испытывали. Это излюбленный приём Павла Федотова.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Ведь он жених. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. И зачем. Видимо, в псалтырь. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Обе разряжены для приема жениха.
Крылов. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Федотова Сватовство майора, Разборчиваяневеста и другие.
Георгиевская лента и Сватовство майора
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, легко заметить, что все они по-своему симпатичны, чувствуется доброе, хоть и немного ироничное отношение к ним художника. Кошка замывает гостей». А седобородый батюшка-купец.
Описание картины Сватовство майора
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.
В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Хотим услышатьголоса этих людей их говор интонации – откроемсочинения Островского. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
Сватовство майора и шутовство художника
В 1850году журнал Москвитянин опубликовал комедиюБанкрут (Свои люди – сочтемся), запрещенную к постановке на сцене. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. –Главная моя работа на улице и в чужих домах. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями.
Описание картины «Сватовство майора»
В ней борются противоречивые чувства. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». / Никогда с ними я не бывала».
Однажды егокартины увидел великий князь Михаил Павлович ипоказал их Николаю 1. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. На столе разная закуска.
В 1848 годуАкадемия художеств присвоила Федотову званиеакадемика. Кроме одного. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». А седобородый батюшка-купец. Окончательное решениепринять помог Федотову случай. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света.
Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Современным детям этот мир нужно открыватьзаново. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка.
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Подобные браки случались тогда повсеместно. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. На Банкруте я ставлю номерчетвертый.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам.
Художник Павел Федотов Сватовство майора
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Таким образом создается своего рода композиция движения.
- Русский музей Дополненная реальность
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Коллекция Государственного Русского музея
- Рядом расположены достопримечательности
Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать.
Хотим узнать, как выглядели обитателиэтой загадочной страны. Все не столь однозначно с Купцом. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И.
Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
Кроме одного. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Накартине П. А. Федотова невеста бросила на полкокетливый платочек, который придает всей сценекакую-то дополнительную законченность иизящество. Служанки шушукаются.
В. Ф. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. / По-старинному— в сизом платочке. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. 5. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Зауервейда, пользовался советами К. П.
Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
- Журнальные утки во французском меню
- Прощальная сказка для царской семьи
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Последние комментарии (всего 6)
- Художник Павел Андреевич Федотов
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.
Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. И зачем. Ах, уж эта кулебяка. Все эти увлечения, впрочем, не помешали Федотову блестяще закончитьМосковский кадетский корпус (он был определентуда по семейной традиции) и потом исправнослужить в лейб-гвардии Финляндском полку вПетербурге. С самим майором, по всей видимости, проблем было меньше, благодаря богатым жизненным наблюдениям Федотова времён его военной службы. Вместе с гравером Е. Е.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства.
О нем много писала критика. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53.
Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». ассигнациями в месяц».
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Здесь строгособлюдали церковные обряды (примешивая к нимсуеверия), здесь царили старинные обычаи, звучалакоренная русская речь, Даже одевались тут иначе, чем в центре города. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. А там, если помните, никакого туалета.
Получив офицерское звание, переселился в Петербург. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Иллюстративный материал – репродукции картинП. — стыд какой.
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Ведь на столе наготовлены разные угощения. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Подобных вопросов возникает множество.
На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Яучусь жизнью тружусь, глядя в оба глаза. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Все присутствующие ждали этого события.
В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Брюллова.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта.
Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина.