Пан Врубеля
«пан» – картина российского художника Михаила Врубеля. Быть может, сидя за мольбертом, Врубель, обладавший великолепной музыкальной памятью, вспомнил тот вечер в марте 1898 года в доме Римского-Корсакова, где его жена Забела и певец Мариинского театра Гавриил Иванович Морской исполняли сочинение хозяина дома на слова А. Майкова Спит великий Пан. Они такие и у врубелевского Пана. Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами.
В 1899 г., вдохновлённый рассказом «Святой сатир», Михаил Врубель написал картину под названием «Пан всего за несколько дней изобразив удивительное, будто бы общающееся со своим зрителем при помощи глаз мифическое существо, наполовину человека, наполовину козла. Таким образом, подводя черту своим предположениям, я считаю, что Пан Врубеля — это, конечно, не буквальный портрет Толстого, а схожее с ним изображение в сказочном обличье. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля. Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира.
«пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Вероятно, Сабашникова уже видела врубелевского Пана и находившийся перед нею Толстой невольно ассоциировался с этим изображением. Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «пан»— картина российского художника Михаила Врубеля.
Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир».
Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство. Где.
И окружающая его природа тоже знакома и близка — перелесок, кривые берёзки, болотца, поросшие мхом пни. Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Тростник также встречается и в изображениях Осириса.
- История создания картины Врубеля Пан
- Картина Пан, Михаил Врубель, 1899
- Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
- Сочинение по картине Врубеля «Пан»
- Михаил Врубель, «Пан» : описание картины
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Пан (картина Врубеля)
В качестве декораций художник выбрал российский лес. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. После окончания академии Михаилу повезло. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.
С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна.
- Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)
- Купить картину Пан, Михаил Врубель
- Пан (картина Врубеля) Информацию О
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
- Врубель рисует Пана – одна из версий
- маринины мультики на моём сайте
Врубель, соскоблив ранее написанную фигуру жены, не зря сохранил написанный на полотне хотылевский пейзаж и на его фоне сказочная фигура Пана кажется реалистичной, словно это русский крестьянин или старый пастух. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.
Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Чаще, однако, он занят другим. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Автору нельзя не верить. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза. Как мы видим, старец не совсем обычный. Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым.
Лучшая из них – Пан. У сатира не может быть истории, только антропология. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Чем дольше мы вглядываемся в картину, тем больше подозрений она вызывает ибо все твердое, земное, вещественное растворяется в синем свете умирающей луны. Цветная фотография, – говорил Гоген, – наконец представит нам правду – настоящий цвет неба, дерева, всей материальной природы.
Для этой картины художнику никто не позировал. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. На этот счет точных данных не существует. Торс атлета принадлежит человеку.
Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино. Это придает персонажу большей загадочности. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии.
Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.
Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее. Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны.
Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту».
И сидит он на пне на фоне деревьев. Теперь о руках.
Спрятанное в густой седине лицо возвращает портрет к ветреному пейзажу с развевающимися ветками жидких березок. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Еще более заметна энергетическая связь сказочного персонажа с окружающим его пейзажем из-за того, что нижняя часть его тела настолько сливается с землей и похожа на пень дерева. В эти годы он вновь писал демонов. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан.
вы можете запросить все в системе с коробкой. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Но каков настоящий цвет кентавра. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. С приходом христианства прежние боги стали демонами. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. Мои сомнения удивили Синявского. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Бросая блики на голое, как бы лысое плечо сатира, она милосердно прячет в угольной тьме козлиные ноги, зато, как синька – белье, подсвечивает легкие кудри, охватывающие голову. Выше: что вы искали. Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен.
За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд.
Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства.
Другое дело, что его дом был и моим. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же.
Со второго начинаются чудеса. Владимир фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа.
P. S. Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию.
После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»).
Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые. Если в картине преобладает смысл, зрителю достается аллегория, если побеждает форма – абстракция. Баланс, трудный, как фуэте на гимнастическом бревне, создает непереводимое единство видимого и невидимого, красоты и глубины, естественного и сверхъестественного, реальности и лежащей за ней истины. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца.
Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Прежде всего — глаза.
Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). На картине изображён Пан – персонаж древнегреческой мифологии. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение.
Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Усталость, но бесконечная отдача. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Пан был написан без модели и в такой спешке, что картина кажется зафиксированной галлюцинацией. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Он мастер играть на тростниковой свирели, с которой никогда не расстаётся. Пан, написанный Врубелем, не слишком похож на греческого бога, несмотря на козлиные ноги, рога и свирель. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Древним он – бог, нам – леший. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд.
Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Я видел ее только на картинках. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Пан – один из них. У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Это довольно смелая, еще никем не высказанная мысль глубоко засела в моей голове и я стал искать этому подтверждение. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой.
Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут— флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса.
Однако он изображён на фоне типичного северороссийского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3.
Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника.
Ветер выдает метафору. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Леший, например, мало чем выделяется. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же.
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения.
Но и Толстой не воспринимал своего противника. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Они были, дикими, страстными и необузданными. Удивительно, что при таком жизнеутверждающем сюжете, сохраняется сугубо авторское восприятие обреченности, тоски и одиночества.
В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).
Синий, – ответил бы Врубель. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан.
Могучая фигура состоит из противоречий. Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет.
Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. К осознанию Пана как родного русского персонажа подталкивает и пейзаж, на фоне которого изображен Пан – типично северно-русский пейзаж с зеленой равниной, кривыми бережками, блестящей при лунном свете речкой и небольшим лесом. Он изображен с рогами и с ногами, которые мало того что густо покрыты шерстью, да ведь еще и заканчиваются копытами. Подобное соскабливание бывало не однажды. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Пан сидит на земле и витает в облаках. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Жесткие волосы покрывали его грудь.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.