Пара Рубенс

В 1622 г. вдовствующая королева Мария Медичи вызвала Рубенса в Париж, чтобы он заполнил картинами из её жизни два длинных перехода в новом Люксембургском дворце.

Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты

Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. На заднем плане в окне виден пейзаж. Но Идас камнем сразил Полидевка.

Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Рубенс заботился о своих авторских правах.

Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.

  • Рубенс Питер ПаульКартины и биография
  • Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
  • Питер Пауль Рубенс – биография и картины
  • Питер Пауль Рубенс и Елена Фоурман: вдохновение истинной любви
  • Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
  • Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс

Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу128.

Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В «Похищении дочерей Левкиппа» (1619—1620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея.

  • Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
  • Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
  • Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
  • Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА

В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Именно этим объяснялись фальшивые даты на документах, пересланных в Брюссель и отказ испанского посланника во Франции встречаться с Рубенсом.

Беспокойный силуэт группы разрывается бурными жестами. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин.

  • «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
  • Шедевры, выставленные в Эрмитаже
  • Творчество Питера Пауля Рубенса
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике

Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.

Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». (Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Лекуре, «доходило до угодничества». С наибольшей достоверностью таковыми следует считать его эскизы и наброски».

Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.

В знаменитом суде Парису отвели роль судьи, который должен был вручить награду – золотое яблоко раздора – прекраснейшей из богинь. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.

Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.

Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.

  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Рубенс и себя не раз писал в ней. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.

Рубенс Питер ПаульКартины 
и биография

Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.

Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист.

Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.

За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.

Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. О чем он ее спрашивает.

Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Как правило, он увязывал и то и другое, не испытывая ни малейших угрызений совести. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Световоздушная среда растворяет контуры ее тела.

Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Картины, тщательно уложенные и запакованные мною самим в присутствии Его Светлости, досмотренные в присутствии таможенников в Аликанте и найденные в прекрасном состоянии, были вынуты из ящиков в доме господина Аннибале Иберти в таком испорченном виде, что я почти отчаиваюсь их поправить. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений.

Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.

«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.

Но что-то дрогнуло во мне. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.

На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.

В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Эта же комната служила и личным кабинетом. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.

Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.

От Изабеллы словно исходит невидимый свет. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью.

8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Управляющий имуществом герцога Мантуанского А. Кьеппьо рекомендовал фламандца кардиналу Монтальто— племяннику папы римского Климента VII. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.

Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.

За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.

Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. И слава Богу. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.

Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. А сам художник представлялся глубокомысленным гением, обрученным со своим искусством».

В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».

Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.

Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры.

Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса.

Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. 27 мая 1640 года Рубенс составил завещание, а 30 мая его постиг приступ такой силы, что не выдержало сердце: незадолго до полудня художник скончался. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. 24 января 1633 года на заседании Генеральных Штатов епископы Ипра и Намюра потребовали разъяснить, какое место в их делегации занимает Рубенс. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Почему именно тигр.

А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.

На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.

Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.

Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.

«В мастерской ничего не делалось случайно. После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.

Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.

Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».

Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.

Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Прототипом, возможно, послужила копия Афродиты Книдской Праксителя в зарисовке Рубенса, сохранившейся лишь в копии118.

В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Речь шла о «Воздвижении креста». Наконец, существует и третья— диагональная— ось композиции, образованная колоннами в окне и двумя закрытыми книгами на столе.

Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.

Малыш тянется к маме, которая «держит» его на кожаном шнуре. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.

М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.

1750). В Лондоне Рубенс покрыл потолок зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. В поздний период творчества Рубенса всё больше стали привлекать пейзажи. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. В этом примечательном документе перечислены дома в Баскюле и по улице Жюиф, ферма в Свиндрехте в 32 арпана, рента в 3717 флоринов, выплачиваемая Брабантом, Антверпеном, Ипром и Нинове.

Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.

В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.

Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».

Своим творчеством прославил на весь мир так называемую Фламандскую школу живописи и барокко. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Грозно сверкает металл доспехов Персея.

И Пауль и Елена написаны в момент игры с сыном. Любимов). Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. У современника вызывает интерес не столько глубина письма Пауля Рубенса, сколько внимание к мелочам, к таким, как одежда персонажей, динамика их движений, живое настроение и момент жизни абсолютно обыденный и не постановочный. Семья Рубенсов «дышит» счастьем и идиллией.

Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).

Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Картина была подписана обоими художниками104. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.

После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Или буйвол. Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.

Парис решил похитить Елену. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.

По словам Ч. Веджвуда, выбор первого учителя живописи— пейзажиста Тобиаса Верхахта— был в значительной степени случайностью: тот был женат на родственнице Марии Рубенс. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.

Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».

Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.

Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Луки.

В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.

С наслаждением писал местные пейзажи. Так, однажды принц Уэльский, будущий король Карл I, отказался принять у художника картину с изображением львиной охоты по причинам, ясно изложенным в письме одного английского дипломата: «Возвращаясь к Рубенсу.

К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Рабочий день Рубенса был уплотнён до предела. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.

В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания.

Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.

Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Игнатия (ныне посвящённой св. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания.

Его зрительная память не уступала памяти на тексты.

произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Как оказалось позднее инициатором этой истории был казначей аббат де Сент-Амбруаз, который хотел заполучить некоторые вещи Рубенса для своей коллекции. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.

20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.

Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Со второго десятилетия 17 в. усиливается драматическая динамика композиций Рубенса.

А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.

Доброклонский и Н. Н. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Брак был заключён с большой поспешностью. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.

Неужели она была настолько скромна. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).

Благодаря его широкой эрудиции Рубенс познакомился с историей и мифологией античности искусством итальянского Возрождения искусством иллюстрирования и гравировки. Это дает ему право работать самостоятельно, но еще два года Питер Пауль оставался в мастерской ван Веена, участвуя в подготовке к торжественному въезду в Антверпен новых испанских правителей – эрцгерцога Альберта и его супруги Изабеллы. Главной отличительной чертой этой работы, присущей вообще портретному жанру барокко, является система приёмов и аксессуаров, подчёркивающих героический характер модели.

На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном4.

Рубенсу же принадлежала идея трёхчастного членения фасада, уровни которого объединены волютами так же, как и в римской церкви Иль Джезу. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Композиция центральной фигуры была выполнена под впечатлением античной скульптурной группы изображающей Лаокоона с сыновьями, а падающая диагональ рук мёртвого Христа придавала сцене законченную безысходность и трагизм109.

Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Считается, что вместе с учениками написано около 3000 картин. Написана картина в период позднего творчества автора, за год до кончины (1640 год). Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Войны истощали всех и вся.

почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.

Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Слишком скудно. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.

Если мужская – то почему такая мощная фигура. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.

Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. В первые десять лет Рубенс создал около 200 полотен, преимущественно религиозного содержания, не считая немногих картин мифологического содержания и двух десятков портретов. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.

«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Художник дважды был женат. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Соперничество кончилось трагедией. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.

Рубенс очень тонко отклонил своё участие в состязании, сообщив, что его работы выставлены в общественных и частных собраниях Италии и Испании и ничто не мешает Янсенсу отправиться туда со своими работами и повесить их рядом95.

Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». В 1620-е гг.

Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Это зависит и от нее.

Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину.

На нем тоже венок победителя. Все это тайна велика есть. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». К тому времени Рубенс успел исполнить для французского двора серию шпалер, прославляющих Константина Великого. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Карлу Борромео).

В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Все это я вычитала в аннотации к картине. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».

В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225. Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.

По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени115. Повреждения касаются не поверхности живописи— это не плесень или пятно, которое можно снять, — но самих холстов они были покрыты листами жести, завёрнуты в двойную провощённую ткань и уложены в деревянные сундуки и, несмотря на это, холсты испорчены и разрушены двадцатипятидневным непрерывным ливнем— неслыханная в Испании вещь. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.

Никулин. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».

В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Работал до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи.

Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур.

Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Что-то странное в этой картине. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.

Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564—1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году— сын Хендрик. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Потешный головной убор окаймляет круглое довольное личико.

Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.

Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Это не мольба, это именно вопрос. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.

В частности, были убраны бойницы. А над ним сияющая богиня славы. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.

За грандиозную феерию Рубенс был удостоен премии в 5600 флоринов, при том, что в оформление церемонии им было вложено 80 000 собственных средств. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.

Мощный старец стоит к зрителю спиной. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).

Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.

Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.

Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.

Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого.

Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.

Вернувшись, ужинал в кругу друзей, причем «в вине и пище, а также в игре терпеть не мог излишества». КОНТИНЕНТЫ. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.

Мы попали в просторный зал без окон, освещённый через круглое отверстие в середине потолка, – писал в последующем в своих «Мемуарах» Шперлинг. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.

При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.

До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Если наоборот – те же вопросы.

Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Возможно, это труды Сенеки. Да и картин, написанных рукой самого Рубенса, не так уж и много. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.

3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Почему не лев. Эта утрата достойна глубокого переживания и так как единственное лекарство от всех скорбей— забвение, дитя времени, придётся возложить на него всю мою надежду. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии.

Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс.

Короткий перерыв на обед и опять труд. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.

О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса.

Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.

Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Губерта, Диану на охоте и подобное. Он вставал всегда в четыре утра и приступал к работе. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.

Даже письма свои он отныне подписывает «Пьетро Паоло» – на итальянский лад. В них начисто отсутствует мистика. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). «.

Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Позы персонажей на нём настолько неестественны, что принц не желает видеть его в своей галерее. » Отсюда, по мнению критиков и пресловутая «плодовитость» Рубенса и многочисленные штампы в его произведениях. Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия.

В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.

За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.

В «Автопортрете» (ок. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.

Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.

Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя.

У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.

В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Или бегемот.

Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Позже он организовал и гравировальную школу, чтобы ещё шире распространять свои работы. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Такой прием, заимствованный у Караваджо, наделил образы особой выразительностью и объемом.

В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Мальчик одет причудливо по сегодняшним временам. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.

Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Работоспособность и трудолюбие П. Рубенса были поистине невероятны. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.

Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.

Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. 1638 г., Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка — все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.

Он был прекраснее, чем мир, мир повседневного бытия. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом.

Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.

Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.

В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. В июле 1627 года Рубенс выехал в Голландию для встречи с Жербье, обставив её как увеселительную поездку.

Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Работа имеет особо трепетную биографию, учитывая то, что Елена Фурман, вторая жена Рубенса, была намного моложе супруга и скрасила его последние годы во всех смыслах всеобъемлющего слова «жизнь». После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.

Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.

Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.

Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки.

29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.

Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.

Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Лица героев спокойны, наделены светлой радостью. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99.

Если это союз города с рекой – то где город, а где река. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.

Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.

Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Его платье подвязано бечевкой из-под полы выглядывают маленькие ножки. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.

Женщины в его картинах – рыхлые блондинки (копии его первой и второй жён), мужчины – красавцы спортивного типа с чрезмерно развитой мускулатурой: даже Христос на кресте выглядит настоящим атлетом. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.

Массагеты легко одолели противника, а затем возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.

Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.

Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Попробуем подойти с другой стороны. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.

Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3. В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.

Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.

Отпевание состоялось 2 июня.

Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.

Художник трансформировал плоский фламандский пейзаж, сделав его более красочным и разнообразным. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Луки214.

Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Рубенс обращается к античному миру, чтобы запечатлеть мужественный героизм и вечную женственность.

Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. К тому же – все на одно лицо.

Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. И опять же – зачем тигр. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна105.

Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.

Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица122. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.

Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.

Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».

В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.

Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Они были периодом формирования его искусства. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости.

Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.

Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.

Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.

Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.