Павел Андреевич Федотов Разборчивая Невеста

Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста.

Павел Федотов «Разборчивая невеста»

Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков., Ой срам то какой. Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам.

Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный художник.

Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. «Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893). С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь.

Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Кроме одного. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. чужой.

Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных и там он окончил свое грустное существование изредка посещаемый приятелями иногда кроткий иногда буйный. ассигнациями в месяц».

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.

Описание картины 
«Разборчивая невеста»

Описание картины «Разборчивая невеста»

Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Растопчиной.

Картина П. А. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом». Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Ж-4521)8910.

Полевого В. М. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве.

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». За последнюю картину художника удостоили званием академика.

и 4 доп. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.

Описание картины 
«Разборчивая невеста» 
Федотова

Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова

Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. «Все это очень хорошо. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. — стыд какой.

Подобные браки случались тогда повсеместно. «Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год), П. П. Гнедич «История искусств» М. : Молодая гвардия, 1980, Ф. И. Булгаков. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.

На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Ивановой, Н. Ю. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. «Разборчивая невеста»1847г. Холст, масло. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков.

Картина Разборчивая 
невеста Павла Федотова

Картина Разборчивая невеста Павла Федотова

Картина «Вдовушка» представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Биобиблиографический словарь. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.

Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. / По-старинному— в сизом платочке.

Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.

Сочинение по картине 
Федотова Разборчивая 
невеста

Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста

Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». / Никогда с ними я не бывала». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Но есть в её наряде некоторое несоответствие традиции, принятой в то время для замужних дам: у неё на голове не чепец, а по-деревенски повязанный платочек. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Одна из таких копий, написанная неизвестным художником, находится в Киевском музее русского искусства. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны.

— М. : Терра, 2001. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98.

Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа32. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка.

Она внутренне сосредоточена и серьезна. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.

/ Ой, стыд какой. В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег.

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. В феврале 1850 года в Москве семья Павла Андреевича попала в бедственное финансовое положение художник бросает все дела и едет помочь родным. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. ассигнациями в месяц». После Федотова картин осталось немного. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.

Федотов Павел Андреевич 
 (Разборчивая невеста)

Федотов Павел Андреевич (Разборчивая невеста)

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Анкор, еще анкор. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. ассигнациями в месяц». Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.

Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою «Женитьбу», опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».

  • История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
  • Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
  • Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
  • Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
  • Федотов Павел Андреевич -Русский художник и график, академик живописи
  • Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ

Растопчиной. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Но уже через 3 года Федотов пишет свое последнее произведение «Анкор, еще анкор», которое знаменует новую ступень развития мастера и, одновременно, его гибель. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.

  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. Хотя полотно «Вдовушка» и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм.

Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Все в картине мрачно и вызывает она тягостное, гнетущее чувство, с которым, вероятно, писал ее и сам художник. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см инв. Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил «Сватовство майора» и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте.

– командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем.

Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).

тт. М., 1970, т. 1. Рядом гитара. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком.

На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Он в который раз был обласкан великим князем. В ней борются противоречивые чувства. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.

На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины и новая, гораздо более совершенная — «Сватовство майора». После Федотова картин осталось немного. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Плавные гибкие линии рук, шеи очень выразительны и подчеркивают нежность и женственность облика, а светлая цветовая гамма портрета, гармоничное соотношение тонов передают атмосферу ясного спокойствия и удивительной просветленности. Картина имела большой успех на выставке. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.

Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Этот счастливый майор, конечно. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж и вот пришел потенциальный жених и родители надеются на положительный ответ.

Профессиональным живописцем он был всего 8 лет, невероятный успех пришел в 1849 году с выставками, на которых были показаны полотна, сразу ставшие знаменитыми, – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Привлекает внимание неестественное эмоциональное выражение лиц изображенных: учтивая снисходительность дамы средних лет и мольба о возможности быть рядом с ней уже немолодого кавалера, понимающего, что его шансы невелики: жених отвратителен внешне. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.

Девушка изображена за игрой на клавесине. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. От горестных мыслей спасала живопись.

Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.

Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год., Художники народов СССР. А. И. Сомов. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией.

На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.