Петров Водкин Ахматова

Кроме портрета Ахматовой, Петров-Водкин рисовал Андрея Белого и даже Владимира Ленина. Петров-водкин никогда Ахматову как женщину не любил. Ахматова Серебряковой счастливая, молодая и женственная – прямая противоположность тому человеку, которого увидел Петров-Водкин. Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.

Жизненность у Петрова-Водкина пробивается в портрете Ахматовой, который она не любила, считая, что выглядит на нем робкой.

В частности, художник в поисках средств передачи некоей планетарности прибегал к наклонному изображению фигур на картинной плоскости, считая, что все вертикали на земле в конечном счете должны находиться в наклонном положении друг к другу. И в результате получился аналог безжалостной «ханской» физиономии испытывающе смотрящей нам прямо в глаза. Нас всегда цепляет не ангел гибнущий, а реальный человек гибнущий.

И К. С. Есть смысл, наверное, в том, что человек, захвативший власть в свои руки силой и хитростью, в ультимативной форме настаивавший на подписании Брест-Литовского договора, по которому немцам под контроль отходили западные земли страны, взял для чтения этими же руками «Песни западных славян». В картине ничто не указывает на время гражданской войны напротив, заголовок газеты, брошенной в левом нижнем углу, недвусмысленно подчеркивает то настроение, которое поселилось в обществе еще со времен «красного террора» и привело к разоблачению так называемого «Ленинградского центра» : «Враг убит». Тревога. Казарина для постройки дачи.

Рядом с матерью стоят две антимироносицы: курящая магдалина «нового мира», голова которой повязана красной косынкой и женщина, лицемерно смотрящая на мать, одновременно обнимающая магдалину, а на языке жестов – одобряющая ее антикаждение. По причине названного противоречия художник и «продолжает разрабатывать ту же тему в ином варианте – в картине Смерть комиссара», где он разрешает подобную проблему в пользу семантической цельности произведения. В частности, он взял на себя обязанности профессора живописи Высшего художественного училища, только что созданного после ликвидации Академии художеств летом 1918 года. Мария Федоровна выказала необыкновенную преданность мужу. В первые послереволюционные годы художник особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. Для освоения и уяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной.

Жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду свободному. На картине смерть лишь подразумевается, однако нет трупов. Для чего. Что называется, подальше от столиц: с глаз долой – из сердца вон. Сочетание папиросы и грудного младенца симптоматично.

  1. 9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
  2. Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
  3. Описание картины «Портрет Анны Ахматовой»
  4. Жизнь и творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
  5. Петров-Водкин: загадки красных коней и икон
  6. Художник из волжского городка Хвалынска
  7. Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

17 ноября. С. 69). Это личины слепой в своей жестокости толпы, знакомой художнику по холерному бунту (свидетелем которого он стал в детстве) и описанной им в повести «Хлыновск» : «Этот звук (толпы.

Это последняя «антиикона» мастера. Протоколы. На линии огня. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года.

  • «Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
  • «Печальная красавица» (портрет Анненкова)
  • «Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
  • В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
  • Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
  • «Русская царица» (портрет Лянглебена)

Петровой-Водкиной, от 3 декабря 1902 года // Петров-Водкин К. С. Удивительно, на первый взгляд, что альтмановский портрет Ахматовой оказался полемически заострен против того ее облика или, если угодно, образа, который в ту пору был уже неотделим от нее и при встрече так поразил самого художника. Или: красный конь – сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. К. С. К. Петров-Водкин.

Путь художника // Советское искусство. Подобный подход диктует важность деталей произведения. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. С. 359). М., 1958.

  1. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
  2. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – Портрет Анны Ахматовой (1922)
  3. код для вставки на сайт или в блог
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. К 130-летию со дня рождения художника

Вечер, за окном сумеречно, под потолком горят лампочки и отражаются в окне. Петрова-Водкина считают замечательным мастером «церковного модерна». Картина «Тревога» воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами. Как тут не вспомнить повесть Н. В. Вот у Дейнеки в «Обороне Севастополя» получается соединить работающий символ и пластическое жизнеподобие. Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). Пространство Эвклида. Напомним: значение приставки «анти» переводится не только как «против» (чем активно в своем языке пользовалась новая власть), но и как «вместо».

9 фактов о художнике 
Петрове-Водкине 
и его портрете Анны

1926 Поражают раблезианского вида герои из группового портрета «Рабочие» (1926) (ил. Государственный Русский музей (Петербург)Картина внешне сохраняет форму аллегории. Но трудно приписать Петрову-Водкину интерес к приземленному быту. «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. 2): то же положении правой руки, прижатой к груди та же наголо остриженная голова (почти одинаково падающая с нее фуражка) те же портупея и пояс От офицера царской армии красный командир отличается лишь закрытыми глазами, что уже знаменательно.

Петров-Водкин был также литератором известны его рассказы, повести, пьесы и очерки. Оба произведения взаимосвязаны, несмотря на меньшую творческую удачу «Землетрясения». Да и с чего бы. 3). Центральный образ представляет собой почти самоцитату художника из его произведения 1916 года «На линии огня» (ил.

Начальные художественные навыки получил у местных иконописцев. Петров-Водкин. Сдвинули «страну с мертвой точки» монстры.

С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира. Мальчик, юный естественник, кормит попугая сахаром, который страшно дорог. При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды. Совсем другой настрой и другие мысли возникали у художника в тяжком 1919 году: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы» (Письмо матери от 4 марта 1919 года // Там же. Что же они переживают. К. Петров-Водкин «Сон» (1910). А тут такая абстракция.

Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию. Можно ли настаивать на том, что глава семейства выглядывает в окно из любопытства посмотреть на сбор рабочих по сигналу сирены, а не из-за страха, возникшего от подкатившего к дому «черного воронка», когда поневоле станешь посматривать в темноту. Выступления.

Оп. Как пишет В. А. Анна Генина недоумевает: «Новоселье справляет рабочий люд, а в квартиру въезжают барскую – дорогие стулья, красивая лампа в углу, богатые оклады икон (вместо иконы – перо жар-птицы)» (Анна Генина.

Небо за окном холодно-синеватое. Рабочие.

С. 197). 8). Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР. Отсюда подбор и сочетание образов. Достаточно взглянуть на холст 1923 года «После боя» (ил. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень.

Ил. 4). В основном это были образы советской женщины тех лет. Пространство Эвклида. – В. К. ).

Художник сам признал свою незрелость: «Я начал зарабатывать на вывесках и иконах, но довольно неудачно. Впрочем и «сатира на новый быт» представляет собой упомянутую повествовательную иллюстрацию, только под углом критицизма. Петров-Водкин. Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии.

Ленина», художник создает и композицию «1919 год. Лето (обе – 1917). За год до картины «После боя» Петров-Водкин создает портрет Анны Ахматовой с началом работы над «Смертью комиссара» напишет Максимилиана Волошина через четыре года после окончания работы – портрет Андрея Белого (поэту художник обязан своей литературной школой он был с ним в нечастой переписке). В других портретах 20-х годов Петрова-Водкина интересовало выявление не столько индивидуальных качеств модели, сколько типических особенностей советских девушек новой формации, сохранивших в то же время черты, присущие русским деревенским жительницам (Девушка в красном платке, 1925 Девушка в сарафане и Девушка у окна – обе 1928). Т. 45.

Знак советской темы – дважды повторенные кумачовые косынки на головах женщин (обратим внимание: лица их без глаз), даже красное платье на девочке-подростке, задавая цветом определенный настрой, вызывает мысль о том же, а лощеный вид представителей новой элиты (справа) лишь подчеркивает ее. Холст, масло.

Жилищный вопрос в быту у ленинградской партийно-советской номенклатуры. В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда. И, тем не менее, отряд рвется в бой. Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии. За всю последующую жизнь у будущего «могильщика русского царизма» не произошло даже незначительной эволюции в отношении к государствообразующему народу, который он считал великим не достижениями, а «своими насилиями только так, как велик держиморда» (Ленин В. И. СПб., 2008.

Святой оказывается смерть. 1920 – 1930-х гг. Данное обстоятельство особенно подчеркивается боковыми безглазыми фигурами красноармейцев. Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо.

После боя. Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. Можно видеть в картине и сатиру на новый быт, когда «уплотняли бывших буржуев». Портрет Анны Ахматовой (1922). А при виде ангела, погибающего от выстрела на картине Петрова-Водкина «На линии огня», у зрителя не возникает мысли о войне.

Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. Для «антипьеты» это весьма важно. М., 1991.

Ед. Возникает намек на пустой оклад иконы. Превосходен Портрет Рии (1915, Кировский художественный музей), на котором изображена десятилетняя дочь близких друзей художника Ариадна Холопова. Белая ночь противопоставляется черным дням. Жизнь замирает, цепенеет. Одновременно с большими композиционными произведениями в течение всех 20-х и 30-х годов Петров-Водкин работал над портретами. Если руководствоваться «правдой жизни», то такое состояние неба, как на картине, бывает в полночь только в июне, но не осенью.

Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. Разнообразие пространственных позиций в картине граничит с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. На картине время к зиме и ночи» (Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин).

Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. И если Карл Брюллов в «Гибели Помпеи» трактовал катаклизм как историческое завершение язычества, то Петров-Водкин, очевидно, чаял отобразить конец новоязычества – советского строя. Художнику отводилась роль одного из родоначальников социалистического реализма. Тревога» (1934). Один из них художник уклончиво объясняет: «В правом углу картины разговор молодого фронтовика со стариком, который прожил долгую жизнь и знает, где раки зимуют и почему были несчастья на земле русской. ». Что в известной мере мы и наблюдаем в творчестве живописца: церковная живопись у него получалась с примесью «светской», а светская – с налетом «церковности».

Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным. Дело – в религиозной философии автора картины. Подчеркнем последние слова «почему были несчастья на земле русской» Причем мы уже знаем, что «молодой фронтовик» никто иной как комиссар (ВЧК. ) и он на картине не в полувоенной, а в настоящей военной форме. Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного. Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня». 53/339).

Остановимся на изображении отряда. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. Символические элементы, столь важные в ранних картинах, не исчезли совсем, но приобрели живую связь с конкретными явлениями революционной действительности. Но трубка в руке отсылает нас к одному из главных любителей трубок, хозяину Кремля – И. В. Самаркандия. К. Петров-Водкин ««Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937 г. Холст, масло.

Эта романтичная затея чуть не стоила жизни молодому искателю приключений. В графических искусствах Петров-Водкин также сказал свое слово. Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года). Через четверть столетия времена изменились. Они еще малосамостоятельны, носят подражательный характер, в своей отвлеченной отрешенности и аллегоризме соприкасаясь с искусством символистов, с творчеством Пюви де Шаванна, а также с декоративизмом Матисса («Портрет жены», 1907 «Играющие мальчики», 1911) и отчасти с гротесково-заостренной образностью искусства Тулуз-Лотрека («Театр. В течение нескольких лет Петров-Водкин не мог из-за болезненной реакции легких на запах масляной краски заниматься живописью.

Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой. К. С. – Преданность символизму, который универсально не работает. Тревога». Так же как и предыдущая работа первоначально она была решена в бытовом плане, но после посещения первой большой выставки расчищенных икон, предоставленных частными собирателями в 1913 году, художник решительно перестроил и композицию и колорит картины. К. С.

Самаркандия. Петров-Водкин. Хотя название картина адресует к конкретным историческим событиям, она содержит контрастные смыслы и вырастает до символа эпохи. Казарина, со своей стороны, обещала материальную поддержку. Руководит всеми этот основной иуда.

Недаром картина имеет и второе название – Петроградская мадонна. Когда страна была поделена на два противоборствующих лагеря – красных и белых, то при всей «барской» обстановке комната является некой моделью красного мира. Чего стоит одна буржуйка на фоне такой обстановки. Коль художник хотел подчеркнуть любовь вождя к творчеству Пушкина, то по какой причине избрал именно «Песни западных славян», а не «Евгения Онегина» или сборник стихов поэта.

Каждый узнает в себе человека, уважать в себе его будет, а вот таким образом и других будет уважать. Работать хорошо и радостно. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. К. С. Петров-Водкин с честью вышел из этого испытания.

Хвалынские купцы присылали ежемесячно 25 рублей ему в помощь. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. В Москве все художники знают и интересуются.

А планета продолжает поворачиваться вокруг своей оси, невзирая на смерть комиссара. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Стенографический отчет). На предприятиях «красных уголков» становилось недостаточно, возникали Ленинские комнаты. И если можно только догадываться о мотивах, заставивших Альтмана переосмыслить образ Ахматовой, то все-таки следует сказать, что основания для переосмысления у него были. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина Девушки на Волге (1915).

С. 464).

То есть художник, тонко знавший особенности иконописи, сознательно создавал «антиикону». Ведь потом последовали росписи в храмах Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Свято-Троицком соборе города Сумы (1915) все они так или иначе получили признание Церкви, хотя сам автор был к ним строг: «Я себя также виню за то, что ни одна из этих работ не доведена до выразительности Джотто или Рублева, а это и доказывает – к стыду моему, – что как я ни изучал древнерусскую иконопись, как ни был влюблен в нее, а ее законов композиции, верно, так и не понял до конца» (Петров-Водкин К. С. Документы. Так изложил содержание «Сна» А. Бенуа, хотя и признавал, что картина ему чужда, но несомненно относится к наиболее значительным произведениям года. Умирая, он обретает ореол святости. Первым таким произведением стала картина 1918 год в Петрограде (1920).

Пушкина «Борис Годунов», где несколько главных персонажей пьесы нарисованы с явными азиатскими типажными характеристиками. О. уже довольно поздно, 40 минут до полуночи. Два образа этих военных противопоставляет и Лев Мочалов. Это и есть те, кто еще живы, но по сути мертвы. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913) в театре Незлобина, «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923) и «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1935) в Ленинградском театре драмы им. С. 209).

1), посвященный якобы воспоминанию о смерти командира-красноармейца. Эта картина своей монументальностью приближается к фреске. Картина была показана в 1912 г. на выставке «Мира искусства», впоследствии она стала самым знаменитым произведением Петрова-Водкина. Фарс», обе – 1907). Он написал автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых широко развил взгляды на природу и возможности искусства.

Он сидит в окружении холуев, сложил руки на груди и курит трубку. Документы. Появляются тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Кузьма Сергеевич полностью включился в бурную, горячую борьбу передовых сил за создание нового общества, новой культуры и искусства. Прежде чем выносить приговор о неубедительном воплощении замысла, стоит задуматься: что подвигло художника к передаче «экспрессивного выражения взгляда» и лица Ленина. Я варьировал направление и развитие игры, углубляя работу возбужденной мысли, подсказывал ей выход и замечал ее границы, дальше которых работа взбудораженного воображения не шла: очевидно, это было границей для данного организма, при полной его напряженности дальше чего он идти не мог.

Письма. И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное. Автопортрет.

Это настолько красноречивый ход мысли, что всякие комментарии излишни. В «Новоселье» мастер употребил тот же ход оригинальных рассуждений, каким он пользовался в «Смерти комиссара», то есть применил наложение одних смыслов на другие, заменил идеологическое «анти» – против художественным «анти» – вместо. Как писали газеты того времени, мощный факел вспыхнул в Черном море «первый удар сопровождался весьма яркими звуковыми и световыми эффектами, слышался необычной силы гул и грохот, провода сетей высокого и низкого напряжения, соприкасаясь, производили сильные вспышки и выстрелы наподобие ружейных», люди выбрасывались из окон – картина, явно отмеченная гневом Божиим. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны. Здесь ситуация усложнялась еще и тем, что Анну Ахматову писали и рисовали многие и Петров-Водкин невольно вступал в творческое соревнование, – например, с портретом работы Натана Альтмана. И неважно, что замысел картины созрел в эскизе 1926 года, «красный террор» лютовал с 1918, а не с 1934 года, вот таким образом были все основания трактовать данную тему подобным образом.

Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Сегодня можно сказать: дело было не в непонимании законов композиции, а в непонимании того, что изограф творит образ в Духе Святом, он всеми способами стремится умалить свое «я», явить не свою индивидуальность через знание тех же «законов композиции», а обнаружить через образ церковную истину. На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу». Самый значительный из портретов Петрова-Водкина – Портрет Анны Ахматовой (1922, ГРМ). 5).

1928 Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль. Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра — красном, синем, желтом и композиции из этих цветов разной тональности позволяют создавать наиболее сильные и чистые гармонии. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены. Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает. В настоящее. ) в точку удаления отряда.

В такую форму у меня вылилось это состояние тишины сна. К. Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади. Врага один в другом не увидят – недоверия не будет друг другу» (Петров-Водкин К. С. Некоторые исследователи относят его творчество к неоакадемизму (влияние итальянской живописи раннего Возрождения, русской иконописи и французского постимпрессионизма). Он воплотил в своём творчестве теорию «сферической перспективы», в которой благодаря использованию нескольких точек зрения удавалось охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды. Художник создал собственную школу из которой вышло много художников, среди которых А. Самохвалов, Л. Фролова-Багреева, Н. Купреянов, А. Прошкин, В. Прошкин и др. XX век: картинки с выставки // Знамя.

Отсюда берет начало и сам метод работы над произведением. Сам же Петров-Водкин много лет спустя объяснял картину так: «Время его написания – это.

С. 558). Каялся он, несомненно, в глубине души за свой обогрев у пламени вражеского костра. Художник, носящий в первой половине своей фамилии имя первоверховного апостола, неслучайно уже в 1919 году создает для журнала «Пламя» графический лист на Евангельскую тему «Отречение Петра». Картина «Смерть комиссара» стала одним из этапных произведений советского изобразительного искусства. К. Художник не успел дописать руки поэтессы.

Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне. Вот этот момент мне и хотелось передать. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Насколько нам известно, первой заподозрила евангельский контекст этой сцены Анна Генина: «Не тайная ли вечеря нового времени, где каждый может оказаться Иудой. ». Секулярное общество середины ХХ века стало заинтересованно оглядываться на прошлое.

Все перечисленные приемы и атрибуты противоположны иконописным. Петров-Водкин). Сюжет картины – празднество в рабочей семье по случаю вселения в барский особняк. Наглядно такой прием особенно заметен в левой части холста, где за столом изображена «вечеря наоборот» : она не тайная, а явная на привычном месте Иуды спиной к зрителю сидит обычная женщина (возможно, активистка ибо «активистом» был Иуда), а места апостолов занимают персонажи с лицами штатных иуд. Изображено около двух десятков персонажей, собранных в несколько групп. Он ни слова не говорит о замысле, отделываясь малозначащими фразами: «Оказывается, что за пять лет солдатов нет, а есть красноармейцы, красногвардейцы, что-то другое Он принципиально считал, что великороссы угнетали «большее число наций, чем какой-либо другой народ» (VII (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б).

Но и сегодня некоторые православные исследователи (имена коих не провожу по причине нежелания спорить с ними ибо предмет спора надуман) пытаются упомянутую юношескую неудачу в храме Казанской иконы Божией Матери спроецировать на все наследие мастера (тогда почему только К. С. Но и Сандомирский ошибается насчет времени года. Но художник искренен в своих последних словах: он воистину передает «тревогу исторического масштаба, масштаба больших переживаний». Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей.

Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа. Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа. Такая «работа мысли» и становится творческим методом художника. Выступления. Ф. 7.

Письма. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. Его герой надеется спастись, уповая на прочность новых государственных устоев. Неуклонное движение солдат вперёд в непонятном направлении даже страшит.

Статьи. Самаркандия. Трудно поверить в слепые совпадения.

Государственный Русский музей (Петербург)Многие художники создавали портреты Анны Ахматовой, уже Н. Альтман написал свой известный портрет поэтессы, но Петров-Водкин сумел увидеть в Ахматовой «своё»: личность, человека многогранного таланта и внутренней широты. Портреты кисти Петрова-Водкина имели характерную особенность: персонажи изображались крупным планом, они как бы приближены к зрителю. Вне сомнений – сама советская действительность. Вполне возможно, что данный образ задумывался художником в качестве представителя «аппаратной обслуги». И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Стенографический отчет.

К. С. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Нет и тени плакальщицы и вещуньи. О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня.

Общий замысел картины возник как результат воспоминаний о своих родных местах: холмистой земле и широко раскинувшихся больших пространствах. Если весна, то в половине одиннадцатого вечера (на картине часы показывают на один час больше) ночь темна.

В условиях сложных противоречивых движений в художественной среде и социально-политической жизни общества в канун пролетарской революции Петров-Водкин проявил огромную волю и способность глубоко анализировать и состояние искусства вообще и свой собственный творческий метод. Такая теплохладность веры, предательство веры всегда наказуемы. Художник как бы предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX в. На первом плане изображён юноша верхом на красном коне и этот образ во многом сходен с традициями древнерусской иконописи с её ясностью цвета. Плеханов. Если еще раз вспомнить о прекрасном альтмановском портрете Ахматовой, блистательной и светски экстравагантной, то работа Петрова-Водкина покажется, конечно, скромной и камерной, по раскрывающей иные, в конечном счете не менее существенные качества модели.

Петров-Водкин родился в г. Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Ранний Петров-Водкин в своих первых пробах обращается к воображаемым, навеянным фантазией образам («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910). Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года.

Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое Купание красного коня (1912). Прежний хозяин ее, фабрикант или банкир, сбежал, очевидно, за границу. Это придало полотну большую силу. Замысел весьма очевиден и говорить о неудачности его воплощения будет ошибкой.

Именно к данной фигуре, подчеркивая ее значительность и ее деревенское происхождение, художник выстраивает с помощью домотканого половика «въезд» в композицию. Дьепп», «Фантазия», «В Шувалове», «Девушка в саду» и др. ). Вот этот анализ событий и поиски типажа и были моей внутренней глубочайшей работой». 160 186 см.

196 248 см. Вот таким образом в «Землетрясении» мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» (ил. 1918г. К. С.

собр. 2. К. Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928). Их три. То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли. В семье и в своём городе пользовался любовью окружающих. Троцким этой работы Ленина (подробнее см. : Сахаров В. Подлог завещания вождя // Молния.

Драма», «Театр. Государственный Русский музей (Петербург)К. Вспомним впечатления Кузьмы Сергеевича от посещения им храма лютой зимой того же года. Ленина» и в «1919 год.

Петров-Водкин. Гоголя «Портрет». Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» С. В. Сначала эту деталь одежды можно было увидеть на молодых работницах и рабфаковках. Отсюда стены – красного цвета: не первородного красного времен Красной Пресни, а успевшего «зачахнуть» и превратиться в приторно-бордовый. Кузнецов и П. С. Конечно же, зрителя поражают не сами эти поиски, а прежде всего результат. Теми же качествами, в той или иной мере, обладают портреты М. Ф. Петровой-Водкиной (1921, Вильнюсский художественный музей 1922, собр.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это последняя крупная работа художника. «Общую тему «Новоселья» можно сформулировать так: ленинградский пролетариат в момент перехода к мирному строительству. К вопросу о национальностях или Об «автономизации» // Полн. Петров-Водкин занимался также и монументально-декоративными работами: росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915). Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди. И действительно, долгие годы она присылала небольшие суммы Петрову-Водкину.

Но одно дело формально, а другое фактически. 2001. Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою Двенадцати Блока».

Это лишь указывает на истинную духовную привязанность их автора, а нам дает основание считать мастера неким островом Серебряного века посреди вздымающей волну советской действительности. Ответ на заданный вопрос и внутренняя работа мастера абсолютно очевидны. Сейчас он по-хозяйски снял пиджак (единственный из мужчин. ), сидит на почетном месте и принимает подобострастные знаки внимания. «Комната демонстративно перечеркнута уродливой черной трубой буржуйки – как отрицание царившей здесь когда-то гармонии Чужеродные предметы вторгаются в пространство и сами люди здесь чужие», – делится своими впечатлениями одна из почитательниц таланта Петрова-Водкина. Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.

Современники свидетельствовали: «Уничтожают религию, а из Ленина сделали бога Уголки Ильича, как божницы, портретам чуть не молятся» (См: Измозик В. С., Лебина Н. Б. Пораженный архитектор вызвался помочь одаренному мальчику поступить учиться в Петербурге. В зрелые годы Петров-Водкин часто переводил свои взоры с человечества на конкретных людей, мысли художника постоянно переключались от больших философских проблем, решавшихся им в композиционных картинах, на темы, связанные с частными живописными задачами и с естественным желанием просто написать приглянувшееся ему лицо. Он получил от знакомства с экзотическими странами массу неожиданных впечатлений, которые отразил в двухстах рисунках, акварелях и небольших этюдах маслом, колористически довольно скромных, но верных в передаче облика людей и среды их окружающей.

Многие произведения построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. Петров-Водкин возвращается на родину в 1908 году обогащенный яркими впечатлениями. Его взгляд направлен назад (в прошлое. Историк Валентин Сахаров доказывает факт фальсификации Л. Д. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы». 10). В картине Смерть комиссара фигура умирающего написана прозаически сурово. Петров-Водкин и П. В.

Пушкина. К. Мельцер. типичнейшее состояние сна, паралич политический и моральный, который после 1905 г., в годы реакционных настроений, дошел до рубежа.

Что убедительно подтверждается и «сферической перспективой», для которой помимо глубины теории характерна авторская точка зрения с высоты птичьего полета. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. В зеркале отражаются и часы. Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной. Значит, дело здесь не в «правде жизни», а в философском осмыслении художником сюжета. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923).

С. Сандомирский не поверил признанию Петрова-Водкина относительно весны и выдвинул свою версию: «Время года, скорее всего, осень. А далее ему помог случай. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви.

А после работы в саратовском храме молодой человек раздраженно скажет: «Никогда, кажется, в жизни не буду связываться с попами» (Письмо матери, А. П. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Петров-Водкин Был членом различных художественных объединений: «Мир искусства», «Четыре искусства». Отдельно взятая жизнь отдельного человека – ничто. Дело сделано.

Причем говорит не с кем-нибудь, а с комиссаром или сотрудником ВЧК. 8. Мельцеру показали работы юноши, выросшего на глазах хозяев дома. Почему Петров-Водкин, прославившийся как замечательный и тонкий рисовальщик, создавший немалую портретную галерею своих известных современников, оказался вдруг «неспособным» написать «похожий» портрет Ленина. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом.

Другой тип портрета, гораздо более мягкого и живописного, представляет Фектя (1916, Новгородский историко-архитектурный музей), где фигура мальчика нерасторжимо связана с ее пейзажным окружением. Г. С. Он умел видеть дорогу к будущему искусству и открывал новые его дали. Иконным изображением претендует стать сам портретируемый. Важную деталь сообщил Г. В.

Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров. Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне Смерть комиссара (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Ил.

Рабочая семья получила новую квартиру в центре города. И она права. Хлыновск.

Для недогадливых художник посреди решеток помещает золотую клетку с попугаем (. ). Как "гимн Аполлону", как заклятие "чудовищного смятения" (Бенуа) современной действительности, призывом и предчувствием грядущего очищения и обновления мира была воспринята критикой появившаяся в 1912 на выставке "Мира искусства" картина Петрова-Водкина "Купание красного коня". Пространство мира и пространство картины.

1916 Присмотримся к фигурам второго плана. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Работа над ней проходила в деревне на берегу реки Иловли, притока Дона. После созерцания личин красноармейцев можно ли вести речь о каких-либо воспоминаниях. Здесь художник настолько обнажает свое неприятие «гегемона» в качестве ведущего класса общества, что практически не прибегает ни к каким иносказаниям, хотя опыт существования при тоталитарном режиме заставляет его косноязычно вуалировать задуманное: «Я пишу рабочих (вариантов много).

Достаточно сравнить «На линии огня» с «Безымянными» австрийца Эггер-Линца 1916 года, там тоже все идет от Ходлера, но жестко и грузно и оттого возникает безжалостность бойни. Смерть комиссара. Отрезвление наступило довольно скоро: в новогоднем поздравлении матери 30 – 31 декабря 1917 года он высказывает пожелание: «Чтоб кончилось безделье и хулиганство на земле русской, болтовня свою судьбу вся страна решит, творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом, а дело еще не делается». Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск.

Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод. Повести при их появлении получили очень разную оценку со стороны литераторов. Возвращаясь к картине, следует заметить: особую символику приобретает здесь падающая от головы вождя тень.

7. Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл. 1. В портретном творчестве Петрова-Водкина более даже, чем в картинах, утверждаются пластически-обобщенная и монументальная форма и соответственное ей сосредоточенно-спокойное состояние моделей.

С. 21 – 23). Мать же Кузьмы по-прежнему работала горничной у ее сестры. 4. Через год Буров скончался. Мочалова: «В картине После боя красноармейцы вспоминают погибшего товарища и его образ, как проекция их представлений, вырастает над ними». Тревога» (ил.

И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. Такова сдержанно-возвышенная и строгая «Анна Ахматова» (1922, Государственный Русский музей) – одна из вершин портретного искусства Петрова-Водкина. Последнее значительное произведение Петрова-Водкина – "1919 год. Тревога" (1934). Статьи. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.

хр. 906. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника. Художники этих направлений и групп считали, что только им открыты дороги в будущее.

С. 206 – 207). С. 391). С. 208). Примечательная дата: страна готовилась к 10-летию Октября.

Гайдебурова. Раскрытию этой темы служат и фигура комиссара в полувоенном костюме, разговаривающего со стариком крестьянином, отцом хозяина квартиры и фигуры бойцов, вернувшихся с фронта, но ещё не успевших залечить свои раны и женщины и дети – граждане нового общества» (К.

Последней большой картиной мастера стало полотно Новоселье (1937). соч. С тех пор они были неразлучны. 1923 Прежде всего стоит обратить внимание на эволюцию взглядов художника. Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года. Он вполне обдуманно выбрал тему для композиции, работая над ней там же, в Крыму.

Путешествуя, он много наблюдает, много работает изучает великих мастеров прошлого и современное искусство. Эскиз к картине «Смерть комиссара» В картине же найден иной человеческий образ и соответственно ему – иное лицо и иное положение фигуры. Хлыновск.

«Барскую» обстановку художник вводит, разумеется, специально. Холст, масло. Тамручи: «Эта выразительность взгляда есть и в собирательных портретных образах Петрова-Водкина («Казачка», «Желтое лицо», «Работница», 1925), но, конечно, большую глубину и внутреннюю одухотворенность она получает в индивидуальных портретах с их более сложной и тонкой духовностью интеллектуальностью. Натюрморты Петрова-Водкина с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Единственной фразой, наводящей нас на мысль о картине 1927 года, можно считать следующую: «Встречи с крупными земными явлениями прочищают сознание, стряхивают с него мелочи и дают обобщение» (Петров-Водкин К. С.

В качестве примера можно привести две его картины: Утро. В зеркале видна горка грязной посуды и за столом допивают чай. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе реальной пользы не приносит. Через год он ей признается: «Право, твоими молитвами, но в самые трудные моменты что-нибудь да выручит» (Письмо матери от 6 марта 1920 года // Там же.

Пространство Эвклида. В 1926 году искусствовед А. И. Красноречиво признание Кузьмы Сергеевича: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник».

Если день – время действия светлых, добрых сил, то ночь – время тьмы, насилия, зла. Л. 3 – 33). Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. Купальщицы и Полдень. Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом.

5. Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Пространство передано условно. Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной».

Обратим внимание: у всех героев картины пусты патронташи ибо патроны без остатка расстреляны. Петрова-Водкина в Русском музее в Ленинграде. Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». Случайность ли это. И если до революционных переворотов церковные художественные опыты Петрова-Водкина, начавшись неудачно, даже скандально, потом получили ярлык «церковного модерна», то в советское время, как признавался сам художник, религиозную живопись ему «ставили на вид» по идеологическим причинам. Художник познакомился с ней в 1906 году.

1997. Ил. В известной степени их можно даже назвать аллегорией. Надо ли понимать, что старик говорит о причине несчастий. Он пишет увлекательные автобиографические повести: «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия».

Вспоминаются и эскизы 1923 года к трагедии А. С. Его фигура – в противоположность фигурам солдат – представляется невесомой. Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара. Тамручи). «Воспоминания» – всего лишь занавес, укрывший истинный замысел автора. С. 214).

С. 205). Но мы не видим ничего похожего. Художник объяснял свой замысел так: «Время действия – 1922 год. Сейчас, правда, появились и другие взгляды, рассматривающие «Новоселье» с одной стороны чуть ли не как «макабрическое» произведение, с другой – в ракурсе «уплотнения бывших буржуев – как сатиру на новый быт». М., 1993. Командир главный в отряде по праву образования, опыта, знаний и почесть ему в случае ранения оправдана. Мимо Петрова-Водкина трудно было пройти, его не заметив.

Автопортрет (1918). Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет.

У них нет не только глаз, но и ртов. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара. Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие». Мария была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где жил художник.

Андрониковой», «Девочка на пляже. Объяснение художника своего замысла в газетной публикации приходит в противоречие с его собственными словами, произнесенными на творческом отчете в ЛОСХе: «Кругом светлая белая ночь, примерно десять с половиной вечера» (Стенограмма творческого отчета К. С. Ил. С автором процитированной монографии Владимиром Костиным нельзя не согласиться.

Герои произведения полны явного волнения за свое будущее. Хлыновск. К. Петров-Водкин.

Бойцы не заметили или просто не осознали смерти того, кто вёл их: «Отряд не заметил потери бойца. » На второго, упавшего подальше красноармейца, тоже никто не обращает внимания, он остался на дороге, а товарищи ушли. Петров-Водкин К. С. Именно глазами комиссара зритель видит окружающий мир. Напряженный дух творческих исканий переломной эпохи рубежа XIX-XX веков наиболее очевидно выразился в стиле модерн. Хотя эту наклонность реально увидеть невозможно, но тем не менее Петров-Водкин настойчиво утверждал право художника прибегать к ней, поскольку она всегда усиливала динамику в композиционном построении холста. Кто же он, который сдвинул страну с мертвой точки. Скончался 15 февраля 1939 г. в Ленинграде.

Мрак зловеще нависает над героями «нового мира», торящими путь в «светлое будущее». Ленин в 1895 году признался ему, что «очень любил играть со своими сверстниками в солдатики, но, в отличие от них, никогда не имел желания быть русским генералом, а находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бить русских» – своих противников (Валентинов В. Недорисованный портрет. Но можно ли считать творчество Петрова-Водкина ужасным, страшным, жутким, чудовищным, кошмарным, то есть соответствующим термину «макабрический». Энциклопедия банальностей. Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором (ил.

Этот тоталитарный мир ограничен с двух сторон решетками окон (они специально изображены тонкими, чтобы напоминать темницу одни решетки видны непосредственно в окнах, а другие – отражаются в стеклах). Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза. Его пригласила Ю. И. Государственный Русский музей (Петербург)Картина была написана в 1928 г., к 10-летию Рабоче-крестьянской Красной армии.

В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. Что в данном случае хотел сказать автор. Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя.

А. Ф. Чудновского, Санкт-Петербург), портрет Н. Л (1922, Курская картинная галерея). Драматизм положения Петрова-Водкина, равно и всей русской интеллигенции начала ХХ века, состоит в том, что многие яркие личности того времени иногда позволяли себе, подобно героям картины «Смерть комиссара», уходить из храма в «поисках Бога» и даже заниматься пресловутым «богостроительством», не говоря о самоочевидных увлечениях атеизмом. Образ Ленина написан так, как и был задуман. Начнем со знаменитого «Купания красного коня» – картины, которая стала зримым предвестием «грядущих перемен в жизни общества.

По поводу него С. Сандомирский замечает: «В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке». Октябрьскую революцию К. С. 3.

Чему художник находит свое художественное решение. С. 430). Примечателен портрет 1921 года известный под названием Желтое лицо (собр. Если в начале 1924 года на традиционном месте образов фотография Ленина висела в доме каждого четвертого московского рабочего, то в начале 1925 года – в двух из каждых трех пролетарских семей», – сообщает Наталия Лебина (Лебина Наталия.

То, что смерть или рана рядового бойца ничего не значит, что жизнь человеческая для коммунистов ничего не стоит, говорит упавший красногвардеец, к которому никто не торопится и он не обращает на себя внимание. Очень крупное (по крайней мере в два раза больше натуры) женское лицо с просто и выразительно моделированными чертами и пристально смотрящими на зрителя глазами, написанное в специфически водкинской гамме желтых тонов, кажется вырезанным с мудрой скупостью движений резца из единого куска крепкого дерева. Энциклопедия банальностей. Но эти мимолетные влияния вскоре художником будут преодолены. К. С. М., 1936.

Ленина, которого на портрете художник изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе. 1. В правой части полотна вождю соответствует женщина с грудным ребенком на руках. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. 1919 год.

Ил. Это писал не безусый, романтично настроенный юноша, а муж в возрасте полных 38 лет. М., 1999. 1934 В том же 1934 году, когда был написан «Портрет В. И.

Ил. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В. И. М., 1975. Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. Петров-Водкин.

// Вопросы истории. Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе. Иначе не будет характеристического контраста. Чаще остальных он писал портреты своей собственной жены Марии Федоровны, а также родных и близких ему людей. Самый хладнокровный человек здесь – мать, прижимающая к себе грудного ребенка. За границей он женится и привозит в Россию Марию Иованович.

Его лицо отмечено интеллектом, тогда как остальные персонажи на одно, примитивное, лицо. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Свидетелем нагнетания этого культа художник стал «в дни народного прощания с Ильичем», рисуя, по воле комиссии ЦИКа, главного революционного деятеля в гробу. На таких мировоззренческих условиях и позволялось специалистам изучать его творчество.

Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935). Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. 71 58 см. Позже Петров-Водкин напишет: «Жили мы за время росписи безалаберно и бродяжно. Особенно охотно портретировал он жену и близких.

Приведем определение отцов VII Вселенского Собора: «Если картина изображает гнусного человека или демона, то она мерзка и скверна так как таков и первообраз». 204 297 см. К. Петров-Водкин – один из наиболее значительных мастеров первой трети ХХ в. В ранний период творчества он испытал сильное влияние символизма и модерна, но постепенно (к 1910-м годам) выработал собственный стиль. Обобщения в «Землетрясении», действительно, заметны. Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату.

Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара». Чаще всего, бытоописательному критицизму не нужна высота философской мысли, поскольку сфера его интересов чисто земная, дольняя, действующая по горизонтали. Художник знал Азию не понаслышке ибо побывал в самом ее сердце в 1921 году.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)На балконе, на фоне городского пейзажа изображена молодая женщина, прижавшая к себе ребёнка. Когда «больной организм» есть общество, серьезно страдающее классовой паранойей, другого способа общения с ним трудно придумать. Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра – красном, синем, желтом и композиции из этих цветов разной тональности позволяют создавать наиболее сильные и чистые гармонии. Пробуждение его стерегут две богини, вечно сопутствующие творчеству. Кузьма вернулся на родину. Лето».

Симптоматична закрытость художника: работая над книгой «Пространство Эвклида» в начале 1930-х годов, он ни словом не обмолвился о Крымском землетрясении, хотя последняя 22 глава посвящена восхождению автора на Везувий и случившемуся тогда извержению вулкана, которое сопровождалось еще и сильным землетрясением. По его мнению, бегущих солдат из композиции «На линии огня» «как бы остановило навсегда мгновение смерти поручика. Ожидается зима, холода. Портрет Ахматовой прост и убедителен, лишён внешних эффектов. С. 333 – 334).

Сталину. Не вышло. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия.

Сталин произнес свою крылатую фразу: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее»). Петров-Водкин. К. Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912). Холст, масло. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). Герасимова, с героическим пафосом и советской патетикой. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары.

Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. Однако упорная работа над чисто литературными произведениями была малоудачной.

С. 65). И мастер его успешно находит. В эти годы он возвращается к давно заброшенной литературной работе. Занимался графикой, был театральным художником. В это же время он пишет картины Юность (1912) и Играющие мальчики (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур. Свет для них не льется сверху ибо онтологически имеет лишь горизонтальное измерение.

Весна. Вместо этого он начинает писать стилистически обычные портреты любого лица, которое ему понравится. Жизнь застряла, остановилась. В «Новоселье» автор им лишь как бы прикрывается и маскируется, для подстраховки даже дает второе название: «Рабочий Петроград». Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку.

Это «техническая» сила октябрьского бунта, победители в гражданской войне. Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. В 1928–1929 годах болезнь принимает угрожающе тяжелую форму. Но индивидуальный почерк художника говорит не о подражании, а только об интерпретации этих образов для выражения «вечной» идеи красоты и гармонии. Выразителен и портрет матери художника, созданный в сдержанной манере, но глубоко психологический.