Петров Водкин Смерть Комиссара
В 1978 году в серии «100 лет со дня рождения К. С. Петрова-Водкина (1878—1939)», включающей в себя 5 почтовых марок и блок69, была выпущена марка с репродукцией картины «Смерть комиссара»70. Картина Кузьмы Петрова-Водкина Смерть комиссара: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Смерть комиссара, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1928
Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл. 1923Холст, масло, 154 x 121. 5Центральный музей Вооружённых сил». Через год он ей признается: «Право, твоими молитвами, но в самые трудные моменты что-нибудь да выручит» (Письмо матери от 6 марта 1920 года // Там же. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены.
Вечер, за окном сумеречно, под потолком горят лампочки и отражаются в окне. Выступления. "следует заметить: особую символику приобретает здесь падающая от головы вождя тень. Красноречиво признание Кузьмы Сергеевича: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник». Черты его напряженно обострились. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников. Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910).
Позже Петров-Водкин напишет: «Жили мы за время росписи безалаберно и бродяжно. То, что смерть или рана рядового бойца ничего не значит, что жизнь человеческая для коммунистов ничего не стоит, говорит упавший красногвардеец, к которому никто не торопится и он не обращает на себя внимание. К. С. Экспонировалась на выставке «X лет Красной Армии» и 10-й выставке Ассоциации художников революционной России. Можно с уверенностью утверждать, что у этой картины нет аналогов в мировой живописи. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933).
Описание картины «Смерть комиссара»
Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года. Их три. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.
Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923 «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Пространство Эвклида. Святой оказывается смерть.
Через четверть столетия времена изменились. И К. С. Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами.
Однако его приняли в класс живописи и рисования Бурова. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей.
Как тут не вспомнить повесть Н. В. «После боя» наполнена мотивами древнерусской живописи59, так, критики сравнивали трёх комиссаров с «Троицей» Андрея Рублёва в частности, Николай Пунин отметил в картине «триединое и неподвижное созерцание, словно три души равной полноты духа или видения сошлись, чтобы в мистической белизне испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, страданиями и её скорбью»60. 1934 В том же 1934 году, когда был написан «Портрет В. И. 7. Петров-Водкин.
Для освоения и уяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной. в очень смутное для Пушкина время. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Смерть комиссара — Кузьма Петров-Водкин
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. Во второй не того человека в первой шеренге, кто б не отбрасывал тень. Каялся он, несомненно, в глубине души за свой обогрев у пламени вражеского костра.
К. С. Остановимся на изображении отряда. В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара. 10).
Картина Смерть комиссара Кузьмы Петрова-Водкина
Жизнь замирает, цепенеет. Рядом с матерью стоят две антимироносицы: курящая магдалина «нового мира», голова которой повязана красной косынкой и женщина, лицемерно смотрящая на мать, одновременно обнимающая магдалину, а на языке жестов – одобряющая ее антикаждение. На полотне изображена семья. Совсем другой настрой и другие мысли возникали у художника в тяжком 1919 году: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы» (Письмо матери от 4 марта 1919 года // Там же.
Случайность ли это. Ожидается зима, холода. Но решение этой проблемы художником в том и в другом случае абсолютно различное. Это писал не безусый, романтично настроенный юноша, а муж в возрасте полных 38 лет.
Кузнецов и П. С. Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие. Эти простые русские парни уже не принадлежат себе, а их оцепенелые лица с надвинутыми на глаза фуражками уже не похожи на человеческие. «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. В центре или у переднего края его картин видна выпуклая возвышенность с «крупномасштабно изображёнными на ней фигурами людей и окружающим её при сильном масштабном разрыве поясом подножия, несущим резко уменьшенные в размерах природные и рукотворные детали пейзажа», что приводит к появлению разнонаправленных перспективно-пространственных контрастов11.
Колорит картины, почти прздничный, вселяет надежду в победу. Его взгляд направлен назад (в прошлое. Ярким примером этих исканий является картина «Полдень» (1917), в которой зрителю на одном полотне показаны все этапы человеческой жизни: от рождения, труда, любви и материнства до смерти сюжет, навеянный художнику похоронами собственного отца12131415. Петров-Водкин.
Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928)
Но одно дело формально, а другое фактически. Петров-Водкин.
Этот сюжет перекликается со строками из стихотворения Михаила Светлова «Гренада», так как по мнению критиков, во времена гражданской войны даже самые романтичные и наивные искренне верили, что ради светлого будущего, для такой высокой цели не жаль ни чужой, ни собственной жизней, так как «движение больших социальных масс— всё, а отдельно взятая жизнь отдельного человека— ничто»394038. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». В 1926 году искусствовед А. И. В этих полотнах, «мотив одолевающего или одолевшего высоту восхождения» чередуется с «мотивом своего рода нисхождения или исхода, порой катастрофически стремительного и угрожающего», но и напоминающего добровольные акты своего рода мистериальной жертвенности или мученичества11: «горнее и дольнее осуществляют в жертве последнюю Встречу»55. На предприятиях «красных уголков» становилось недостаточно, возникали Ленинские комнаты. Знак советской темы – дважды повторенные кумачовые косынки на головах женщин (обратим внимание: лица их без глаз), даже красное платье на девочке-подростке, задавая цветом определенный настрой, вызывает мысль о том же, а лощеный вид представителей новой элиты (справа) лишь подчеркивает ее. Центральный образ представляет собой почти самоцитату художника из его произведения 1916 года «На линии огня» (ил.
Смерть комиссара – Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Но трубка в руке отсылает нас к одному из главных любителей трубок, хозяину Кремля – И. В. Петрова-Водкина в ЛОСХе 29 марта и 5 апреля 1938 года). Стенографический отчет). «Смерть комиссара» задумывалась к юбилею— 10-летию Рабоче-крестьянской Красной армии181920.
И как бы знал, как (в отличие от авангардистов). Когда «больной организм» есть общество, серьезно страдающее классовой паранойей, другого способа общения с ним трудно придумать. Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие». Мимо Петрова-Водкина трудно было пройти, его не заметив. Сегодня можно сказать: дело было не в непонимании законов композиции, а в непонимании того, что изограф творит образ в Духе Святом, он всеми способами стремится умалить свое «я», явить не свою индивидуальность через знание тех же «законов композиции», а обнаружить через образ церковную истину.
Энциклопедия банальностей. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. С. 205). Заслуженный деятель искусств РСФСР. собр. После окончания городского училища, в 15 лет, Кузьма собрался поступать в железнодорожное училище в Самаре, но провалил экзамены.
Рождение новой планеты – Петров Водкин картина "Смерть комиссара"
Что в данном случае хотел сказать автор. Несомненно, «Смерть Комиссара» является шедевром живописи реализма. тут), ясно. 53/339).
Подобный подход диктует важность деталей произведения. Его фигура – в противоположность фигурам солдат – представляется невесомой. вы можете запросить все в системе с коробкой. С детства мальчик красками выражал свои эмоции.
Примечательная дата: страна готовилась к 10-летию Октября. 8. На картине смерть лишь подразумевается, однако нет трупов. Напомним: значение приставки «анти» переводится не только как «против» (чем активно в своем языке пользовалась новая власть), но и как «вместо». Врага один в другом не увидят – недоверия не будет друг другу» (Петров-Водкин К. С. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Документы.
Я только несколько слов процитирую оттуда: А ведь написаны-то Песни. Но я – наивный и провинциальный. В зеркале видна горка грязной посуды и за столом допивают чай. 4. Мальчик, юный естественник, кормит попугая сахаром, который страшно дорог.
- Русский музей Дополненная реальность
- Описание картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Смерть Комиссара»
- Петров – Водкин Кузьма Сергеевич (1878 – 1939)
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)
- Коллекция Государственного Русского музея
- К 130-летию со дня рождения художника
Мочалова: «В картине После боя красноармейцы вспоминают погибшего товарища и его образ, как проекция их представлений, вырастает над ними». Сосредотачивая внимание на основной группе, данной крупным планом, мастер широко раскрывает пространственную глубину с плавными силуэтами холмов, дальними селениями, синей лентой реки. Его обнажившаяся голова поднята. И, тем не менее, отряд рвется в бой. Троцким этой работы Ленина (подробнее см. : Сахаров В. Подлог завещания вождя // Молния. Трудно поверить в слепые совпадения.
– 1939, Ленинград)Художник, график, теоретик искусства, писатель. Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Герасимова, с героическим пафосом и советской патетикой. С. 197). Малыш уже спит в своей кроватке, а дочь еще только собираются укладывать.
Ед. Надо ли понимать, что старик говорит о причине несчастий. Таким образом начинает развиваться уже анекдот И вот тут я чувствую свою ошибку она заключается в том, что я не по тому пути повел развертывание сюжета – я слишком загрузил картину рассказом и это сбило меня и отвлекло в сторону» (Стенограмма творческого отчета К. С.
– В. К. ). Все перечисленные приемы и атрибуты противоположны иконописным. Пространство Эвклида. Наиболее глубоко воплощение этой темы дано в произведении «Смерть комиссара».
Широкая панорама России видна за спинами солдат идущих в штыковую атаку прямо на зрителя. К. С.
Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». С. 209). Это и есть те, кто еще живы, но по сути мертвы. Тревожен и колорит картины: в многоцветье домашнего мира резко вторгается красный (юбка женщины) и синий (темнота ночи за окном). Приведем определение отцов VII Вселенского Собора: «Если картина изображает гнусного человека или демона, то она мерзка и скверна так как таков и первообраз». 1919 год.
Среди подготовительных рисунков к «Смерти комиссара» особо стоит отметить один эскиз, послуживший основным прообразом композиции, но отличающийся от окончательного варианта картины изображением главного героя, написанного в качестве просто умирающего человека с потухшим взглядом и обессиленным телом, которое поддерживает боец с винтовкой в руке2118. И в результате получился аналог безжалостной «ханской» физиономии испытывающе смотрящей нам прямо в глаза. Ленина» и в «1919 год. Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. И неважно, что замысел картины созрел в эскизе 1926 года, «красный террор» лютовал с 1918, а не с 1934 года, вот таким образом были все основания трактовать данную тему подобным образом. В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы».
По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади. Здесь Петров-Водкин, по собственным словам, затронул «вопросы типажа рабочего»27, берущие исток в групповом портрете «Рабочие» (1926), запечатлевшем довольно механистичных и неприятных, разговаривающих о чём-то приземлённом пролетариях, который он создал, отметив в своего рода оправдание— «для освоения и выяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной.
- «Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»
- За впечатлениями: от Петербурга до Африки
Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. К вопросу о национальностях или Об «автономизации» // Полн. Петровой-Водкиной, от 3 декабря 1902 года // Петров-Водкин К. С. Наглядно такой прием особенно заметен в левой части холста, где за столом изображена «вечеря наоборот» : она не тайная, а явная на привычном месте Иуды спиной к зрителю сидит обычная женщина (возможно, активистка ибо «активистом» был Иуда), а места апостолов занимают персонажи с лицами штатных иуд. Но художник стремится дать в картине приметы современности. Самое значительное произведение Петрова-Водкина позднего периода творчества. И хочет его переделать. Если весна, то в половине одиннадцатого вечера (на картине часы показывают на один час больше) ночь темна.
Ил. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия. Разорвав временную последовательность повествования и соединив два эпизода, происходивших в разное время, Петров-Водкин выразил своё понимание смерти в бою как человеческой утраты, скорбь о которой подвигает на продолжение борьбы, «ибо человек погибает во имя общего дела, во имя мечты, которую продолжают нести его товарищи»5018.
Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). Вернитесь к рассматривавшимся репродукциям. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни. Представляющая собой смесь глины, песка, камней, холмиста, земля изрыта оврагами и взгорьями, покрыта камнями и редкой травой202142. Достаточно взглянуть на холст 1923 года «После боя» (ил.
Я варьировал направление и развитие игры, углубляя работу возбужденной мысли, подсказывал ей выход и замечал ее границы, дальше которых работа взбудораженного воображения не шла: очевидно, это было границей для данного организма, при полной его напряженности дальше чего он идти не мог. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом. То, что было в картине «После бояПосле боя. В настоящее. ) в точку удаления отряда. Ил. 1918г. Примечательно, что «Смерть комиссара» была создана после того, как художник поселился в квартире на втором этаже лицейского здания в Детском Селе, где его творчество обогатилось многими важными работами26.
В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. Он ни слова не говорит о замысле, отделываясь малозначащими фразами: «Оказывается, что за пять лет солдатов нет, а есть красноармейцы, красногвардейцы, что-то другое Он принципиально считал, что великороссы угнетали «большее число наций, чем какой-либо другой народ» (VII (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б). Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа. С автором процитированной монографии Владимиром Костиным нельзя не согласиться.
Герои произведения полны явного волнения за свое будущее. Когда страна была поделена на два противоборствующих лагеря – красных и белых, то при всей «барской» обстановке комната является некой моделью красного мира. С. 69).
Все эти картины через меня проходили»31. Это настолько красноречивый ход мысли, что всякие комментарии излишни. 1997. Письма.
Т. 45. На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу». Сталин произнес свою крылатую фразу: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее»). Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором (ил. Есть смысл, наверное, в том, что человек, захвативший власть в свои руки силой и хитростью, в ультимативной форме настаивавший на подписании Брест-Литовского договора, по которому немцам под контроль отходили западные земли страны, взял для чтения этими же руками «Песни западных славян».
У них нет не только глаз, но и ртов. На линии огня. 3. Кузьма Петров-Водкин великолепно продемонстрировал себя в этом полотне как неординарный мастер-художник, тонко чувствуя каждый цвет этого места и строя, раскрывая глубину пространств деревушек, виднеющихся вдали изгибы и переливы бугров и рек. Возникает намек на пустой оклад иконы.
Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь. Такая «работа мысли» и становится творческим методом художника. Значит, дело здесь не в «правде жизни», а в философском осмыслении художником сюжета. Критики утверждали, что в работах Петрова-Водкина «выпуклая поверхность центра, надвигаясь на зрителя, целиком заполняет поле зрения и вытесняет пространство периферии при этом вытесняемая (вогнутая) поверхность как бы охватывает зрителя со всех сторон», создавая эффект «вхождения» в картину. Смысл ее в том, что смерть разрывает узы товарищества, связывающие гибнущего комиссара с его единомышленниками, с его соратниками.
На картине время к зиме и ночи» (Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин). Одухотворенно преобразившийся отрешённый и утонченный лик прапорщика, будто сошедший с икон, отличается большей живостью на фоне маскообразных лиц остальных солдат, намекая на метафору «живой», преодолённой смерти и перекликаясь со словами Бердяева о том, что «пока царит природа и санкционируется разумом, ужас смерти и умирания властвует над человеческой жизнью. К. С. Значительную роль в образном решении играет колорит картины. Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза.
Это дает художнику возможность более глубоко и многосторонне осознать явление. Впрочем и «сатира на новый быт» представляет собой упомянутую повествовательную иллюстрацию, только под углом критицизма. Именно он новый хозяин всего, в том числе и этой комнаты, которую он дал одному из своих слуг.
Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом. 3). А после работы в саратовском храме молодой человек раздраженно скажет: «Никогда, кажется, в жизни не буду связываться с попами» (Письмо матери, А. П. Подчеркнем последние слова «почему были несчастья на земле русской» Причем мы уже знаем, что «молодой фронтовик» никто иной как комиссар (ВЧК. ) и он на картине не в полувоенной, а в настоящей военной форме. При этом Петров-Водкин предпочитал более художественную формулировку «живая видимость» вместо «сферической перспективы», понятия, не всегда применимого к его пространственным построениям, близким более к перцептивной перспективе64.
Вот таким образом ему важно, чтоб была видна сделанность вещи, а не иллюзорность, как живое. Образ Ленина написан так, как и был задуман. И действие вновь разворачивается на высоком холме. Лица комиссаров схожи с офицерскими, а командир весь списан с «На линии огня»— такая же стриженная голова с такой же падающей с неё фуражкой, за исключением портупеи, заменённой из революционных соображений на пулеметную ленту2758. В основном это были образы советской женщины тех лет.
1. В известной степени их можно даже назвать аллегорией. Смерти нет. По оценкам критиков из-за применения трёхцветия в отдельных работах Петрова-Водкина имеется «некоторая резкость цветовых сочетаний», которая однако не вызывает у зрителя диссонанса, так как соответствует выразительной фиксации особого философического мыслечувствования автора8. К ним я чувствую какую-то внутреннюю нежность»272863.
Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара». Композиционные точки зрения художник перемещает в строгой последовательности как бы по поверхности сферы, что дает ему наибольшую полноту охвата. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары. Мрак зловеще нависает над героями «нового мира», торящими путь в «светлое будущее».
Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. 17 ноября. Ленина», художник создает и композицию «1919 год. 2.
Хлыновск. Лето». Полотно «На линии огня» является первым обращением Петрова-Водкина к исторической тематике, решенной в видении им конкретного события как чего-то отвлеченного1.
Эскиз к картине «Смерть комиссара» В картине же найден иной человеческий образ и соответственно ему – иное лицо и иное положение фигуры. Сталину. Да и с чего бы. Одна из основных для Петрова-Водкина тема жизни, жертвенности и смерти решена была здесь впервые в образах героев революции. Небо за окном холодно-синеватое.
1923 Прежде всего стоит обратить внимание на эволюцию взглядов художника. Заслуженный деятель искусств РСФСР. О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня. Ленина, которого на портрете художник изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе. Прежний хозяин ее, фабрикант или банкир, сбежал, очевидно, за границу. На переднем плане умирающего комиссара поддерживает один из бойцов.
Жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду свободному. Изображенное событие приобретает космическое общечеловеческое звучание. Да и в облике поддерживающего его солдата нет ни стенаний, ни горя, ни гнева, будто так всё и бывает в жестоком бою— драматически правдиво и предельно честно, без наносного пафоса и патриотической патетики20. Его герой надеется спастись, уповая на прочность новых государственных устоев. Андрониковой», «Девочка на пляже.
Это личины слепой в своей жестокости толпы, знакомой художнику по холерному бунту (свидетелем которого он стал в детстве) и описанной им в повести «Хлыновск» : «Этот звук (толпы. Он— типографический рабочий (так я решил где-то внутри) в Питере, он с Волги, а раз это так, то в нём должно быть что-то татарское или мордовское. Все перечисленные приемы и атрибуты противоположны иконописным. Ил. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. Петров-Водкин К. С.
И это в то время, когда остальные герои картины откровенно потрясены и находятся в замешательстве. Оба произведения взаимосвязаны, несмотря на меньшую творческую удачу «Землетрясения». Данное обстоятельство особенно подчеркивается боковыми безглазыми фигурами красноармейцев.
И в Рабочих есть тень на столе от левой руки третьего слева. С. 391). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918 «Голова мальчика-узбека», 1921 «Портрет Анны Ахматовой», 1922 и др. ). (Идея Маркса, что философы лишь различным образом объясняли мир но дело заключается в том, чтобы изменить его, – распространилась повсеместно. ) И Петров-Водкин был одним из сторонников изменения. 2): то же положении правой руки, прижатой к груди та же наголо остриженная голова (почти одинаково падающая с нее фуражка) те же портупея и пояс От офицера царской армии красный командир отличается лишь закрытыми глазами, что уже знаменательно.
С. 214). Кто же он, который сдвинул страну с мертвой точки.
В картине Смерть комиссара фигура умирающего написана прозаически сурово. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе.
Ил. Он пытается взглянуть в сторону уходящих в атаку товарищей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Так же как и на картине «1918 год в Петрограде», мать у Петрова-Водкина — защитница, берегиня. В 1928 году в Москве открылась выставка «X лет Красной Армии» и одновременно 10-я выставка Ассоциации художников революционной России, пользовавшейся покровительством государства.
1923Холст, масло, 154 x 121. 5Центральный музей Вооружённых сил» разобщено, концентрируется в одном – узловом – моменте. Он крупно недоволен чем-то в мире. Замысел весьма очевиден и говорить о неудачности его воплощения будет ошибкой. Мать Кузьмы работала горничной в доме ее сестры.
Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди. Почему Петров-Водкин, прославившийся как замечательный и тонкий рисовальщик, создавший немалую портретную галерею своих известных современников, оказался вдруг «неспособным» написать «похожий» портрет Ленина. Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа. Этот тоталитарный мир ограничен с двух сторон решетками окон (они специально изображены тонкими, чтобы напоминать темницу одни решетки видны непосредственно в окнах, а другие – отражаются в стеклах). Здесь, как и в полотне «На линии огня», также зримо доминирует трагический момент боя.
Документы. Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно «смерть», звучащее, как возмездие, как наказание свыше. Один из них художник уклончиво объясняет: «В правом углу картины разговор молодого фронтовика со стариком, который прожил долгую жизнь и знает, где раки зимуют и почему были несчастья на земле русской. ». Тревога».
Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. XX век: картинки с выставки // Знамя. Вне сомнений – сама советская действительность. Это «заведенность» войны из которой нет выхода, кроме смерти.
Выступления. Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает. Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот – выжил другой комиссар). С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира.
Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения). С 1908 участник выставок «Золотого руна». «Барскую» обстановку художник вводит, разумеется, специально. Что он. Необычное у него имело образ сферической перспективы, а обычное – прямой. Если день – время действия светлых, добрых сил, то ночь – время тьмы, насилия, зла.
Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию.
Ил. Но лицо его уже стало ико-нописно-отрешенным и совсем мальчишеским. Человек, добрая форма, ещё не довершила развития»61. С. 21 – 23).
И то, что испытывает герой испытывает и сам художник. «Воспоминания» – всего лишь занавес, укрывший истинный замысел автора. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Не вышло.
Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет. Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою Двенадцати Блока». Примечательно, что дочь Петрова-Водкина, Елена, вспоминала: «Когда я вглядывалась в эту картину, я разревелась.
Сравнение этих двух работ напрашивается само собой и даже проводилось сами Петровым-Водкиным, так как они посвящены смерти в бою, при этом «Смерть комиссара» является также прямым продолжением картины «После боя» (1923), тоже наполненной темами жизни, жертвенности и погибели, решёнными впервые для художника в образах революционеров5045203227. С помощью товарища он еще силится привстать. Отсюда стены – красного цвета: не первородного красного времен Красной Пресни, а успевшего «зачахнуть» и превратиться в приторно-бордовый. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной. Если руководствоваться «правдой жизни», то такое состояние неба, как на картине, бывает в полночь только в июне, но не осенью.
В отличие от «После боя», в «Смерти комиссара» временная разорванность повествования преодолевается и сюжет концентрируется в одном узловом моменте50. Профессор. По причине названного противоречия художник и «продолжает разрабатывать ту же тему в ином варианте – в картине Смерть комиссара», где он разрешает подобную проблему в пользу семантической цельности произведения. Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. На ней были показаны работы и не входивших в АХРР художников, в том числе и Петрова-Водкина как члена объединения «Четыре искусства», представившего там картину «Смерть комиссара»646566.
Картина стала воплощением идей «сферической перспективы» и «трёхцветия», результатов творческих исканий Петрова-Водкина, впервые затронутых в работе «На линии огня» (1916). Как писал художник, «это мой первый политический ответ на историю того момента, которым был захвачен мир»17. Стенографический отчет.
Благодаря приёму «сферической перспективы», позволяющему зрителю поставить себя на место центрального персонажа картины, частная трагедия— последнее мгновение жизни комиссара, переданное очень спокойно и без катастрофических восклицаний, — приобретает воистину планетарное, общечеловеческое значение, достигая философского, символического звучания героической жертвенности, утверждающей революцию322920364337. Сейчас, правда, появились и другие взгляды, рассматривающие «Новоселье» с одной стороны чуть ли не как «макабрическое» произведение, с другой – в ракурсе «уплотнения бывших буржуев – как сатиру на новый быт». Умирая, он обретает ореол святости. Плеханов.
К. С. Руководит всеми этот основной иуда. Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск.
Есть сумма энергий ищущих формы для проявления. Хлыновск. Два образа этих военных противопоставляет и Лев Мочалов. Исходя из понятия «планетарности», заключающегося в том, что все предметы, включая человека испытывают на себе влияние окружающей среды, Петров-Водкин приходил к вопросам о целях и задачах искусства, восприятии художественного произведения, примыкая к представителям «русского космизма», таким как Бердяев, Вернадский, Фёдоров, Циолковский.
Рабочие. Уже в третий раз художник собирался изобразить умирающего человека с подобной типологической характеристикой. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Объяснение художника своего замысла в газетной публикации приходит в противоречие с его собственными словами, произнесенными на творческом отчете в ЛОСХе: «Кругом светлая белая ночь, примерно десять с половиной вечера» (Стенограмма творческого отчета К. С. Сочетание папиросы и грудного младенца симптоматично.
На дальнем же плане изображен взвод солдат, который продолжает свой путь, несмотря ни на что, преследуя своего врага из «белого монархического племени» и только один солдат из него оглянулся с любопытством назад, с неподдельным интересом наблюдая за сценой гибели комиссара. И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное. Выше: что вы искали. 906. Начнем со знаменитого «Купания красного коня» – картины, которая стала зримым предвестием «грядущих перемен в жизни общества. Дьепп», «Фантазия», «В Шувалове», «Девушка в саду» и др. ).
Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» С. В. Самаркандия. То есть художник, тонко знавший особенности иконописи, сознательно создавал антиикону.
В картине ничто не указывает на время гражданской войны напротив, заголовок газеты, брошенной в левом нижнем углу, недвусмысленно подчеркивает то настроение, которое поселилось в обществе еще со времен «красного террора» и привело к разоблачению так называемого «Ленинградского центра» : «Враг убит». Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической», которая играет роль художественной метафоры, выражающей в поэтической форме мировосприятие автора. Драматизм положения Петрова-Водкина, равно и всей русской интеллигенции начала ХХ века, состоит в том, что многие яркие личности того времени иногда позволяли себе, подобно героям картины «Смерть комиссара», уходить из храма в «поисках Бога» и даже заниматься пресловутым «богостроительством», не говоря о самоочевидных увлечениях атеизмом. Ленин в 1895 году признался ему, что «очень любил играть со своими сверстниками в солдатики, но, в отличие от них, никогда не имел желания быть русским генералом, а находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бить русских» – своих противников (Валентинов В. Недорисованный портрет.
Это последняя «антиикона» мастера. Протоколы. После созерцания личин красноармейцев можно ли вести речь о каких-либо воспоминаниях. Такие мысли, конечно, раньше в голову не приходили и здесь самое трудное найти типаж», ведь «комиссар— это, в сущности, просто красивый милый юноша, который умирает»2. «Трёхцветие» же по Петрову-Водкину или «трёхцветка», что он сам считал «дурным» названием, есть гармония трёх основных цветов— красного, синего и жёлтого, подобранных по принципу «контраста и сходства» и развивающих «художественную традицию философского подхода к цвету в живописи», а именно то, что он пришёл «к теории, которую пережил довольно скоро» — «к монохрому на том основании, что если я опрощаю форму, то я вынужден также опростить и цвет»894. Самый хладнокровный человек здесь – мать, прижимающая к себе грудного ребенка. Статьи.
Возникает намек на пустой оклад иконы. Весна. Письма.
С. 208). Из-за смерти Бурова пришлось вернуться через год в родной Хвалынск. Так почему не мог до этого же дожить и Петров-Водкин.
Коль художник хотел подчеркнуть любовь вождя к творчеству Пушкина, то по какой причине избрал именно «Песни западных славян», а не «Евгения Онегина» или сборник стихов поэта. Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). М., 1991. Но мы не видим ничего похожего. Планетарно-космическое миропонимание открылось Петрову-Водкину житейским образом, во время реального падения, когда он, по собственным словам, «увидел землю как планету», что и сподвигло его на открытие сферической перспективы7. СПб., 2008. Секулярное общество середины ХХ века стало заинтересованно оглядываться на прошлое.
А между означенными датами у Кузьмы Сергеевича можно найти еще несколько ностальгирующих по дореволюционной России произведений («Портрет С. Н. В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. С. 464). Красная повязка на рукаве черной кожанки комиссара придает его образу траурную скорбность.
Красный цвет, пунктирно прочерченный дугой, словно бы огибает землю. Ведь потом последовали росписи в храмах Василия Златоверхого в Овруче (1910), в Морском Никольском соборе Кронштадта (1913), росписи и витраж в Свято-Троицком соборе города Сумы (1915) все они так или иначе получили признание Церкви, хотя сам автор был к ним строг: «Я себя также виню за то, что ни одна из этих работ не доведена до выразительности Джотто или Рублева, а это и доказывает – к стыду моему, – что как я ни изучал древнерусскую иконопись, как ни был влюблен в нее, а ее законов композиции, верно, так и не понял до конца» (Петров-Водкин К. С. Что убедительно подтверждается и «сферической перспективой», для которой помимо глубины теории характерна авторская точка зрения с высоты птичьего полета. Рассуждения Петрова-Водкина о форме и цвете как общем для человечества языке и о живописи, предназначенной быть предметом, а не изображать предмет, выразились в создании им теорий о «сферической перспективе» и «трёхцветии», которые он взял за основу метода преподавания в Академии художеств он также излагал свою концепцию в соответствующих статьях, докладах и лекциях54. Петров-Водкин (как сказано в одном месте) – примитивист. Отсюда берет начало и сам метод работы над произведением. М., 1936.
В основу сюжета картины взят один из эпизодов жестоких боев гражданской войны. Но, что Кутковский не понял художественный смысл Песен западных славян (а о нём см. Их одновременно тянет к земле и влечёт воспарить к небесам, что особенно заметно на примере неестественно легкого «подпрыгивающего» шага уходящих бойцов в «Смерти комиссара»— они как бы борясь с «невесомостью, упорно одолевают отведенное им пространство, осваивая его, скорее, не вдаль, а ввысь», что отсылает к словам самого Петрова-Водкина: «Ощущение преодоления пространства. М., 1999. Простота, доведённая почти до гротеска, — главный художественный приём и в другой работе — «Портрете Г. Б. Якулова» (19Ю г. ). Я переживала. Для недогадливых художник посреди решеток помещает золотую клетку с попугаем (. ).
1928 год оказался непростым для самого художника. С. 333 – 334). Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев». Что называется, подальше от столиц: с глаз долой – из сердца вон.
Мы видим человека, грузно осевшего на землю. Он был за гармонию необычного и обычного. — как бы обретает ореол святости. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку.
хр. Именно вот таким образом ему удалось достичь в своей картине высоты подлинной трагедии. М., 1958. Петров-Водкин. И мастер его успешно находит.
Пространство мира и пространство картины. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876—1956) влияние Сезанна сочеталось с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. Иконным изображением претендует стать сам портретируемый.
М., 1993. Свет для них не льется сверху ибо онтологически имеет лишь горизонтальное измерение. — этот лозунг всех религий осуществится. Посчитав, что «в Смерти комиссара— участвует вся страна, превалирует рабочий класс», Петров-Водкин задал себе самому вопрос— «Кто он.
Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. Сдвинули «страну с мертвой точки» монстры. Правая рука еще сжимает винтовку. Как отмечают критики, «напряженно приподнятая голова комиссара, словно задающая перспективу героического восхождения и хрупко балансирующая поза как бы смиренно клонящегося к земле молодого поручика» объединены моментом «катастрофически» просветляющего духовного преображения и образом «святой смерти»51. Что же они переживают.
Художнику отводилась роль одного из родоначальников социалистического реализма. Он еще не понял, что с ним случилось, он еще продолжает идти. Картина «Смерть комиссара» подвела итог живописным и философским исканиям Петрова-Водкина, заняв самое важное, центральное и значительное место в позднем периоде его творчества и став одним из этапных произведений советского изобразительного искусства322021. Во всём облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее.
Портрет нарисован к 10-летию смерти. Но трудно приписать Петрову-Водкину интерес к приземленному быту. Он сидит в окружении холуев, сложил руки на груди и курит трубку.
Лето», 1917, «Весна», 1935 и др. ). Он ни в коем случае не хочет покидать этот прекрасный и грешный мир. В ней преодолевается временная разорванность повествования. Историк Валентин Сахаров доказывает факт фальсификации Л. Д. Можно ли настаивать на том, что глава семейства выглядывает в окно из любопытства посмотреть на сбор рабочих по сигналу сирены, а не из-за страха, возникшего от подкатившего к дому «черного воронка», когда поневоле станешь посматривать в темноту. Пространство Эвклида.
Тревога» (ил. К. С. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси.
В частности, он взял на себя обязанности профессора живописи Высшего художественного училища, только что созданного после ликвидации Академии художеств летом 1918 года. Гоголя «Портрет». В «Новоселье» автор им лишь как бы прикрывается и маскируется, для подстраховки даже дает второе название: «Рабочий Петроград». Тревога» (1934).
Отрезвление наступило довольно скоро: в новогоднем поздравлении матери 30 – 31 декабря 1917 года он высказывает пожелание: «Чтоб кончилось безделье и хулиганство на земле русской, болтовня свою судьбу вся страна решит, творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом, а дело еще не делается».
Его лицо отмечено интеллектом, тогда как остальные персонажи на одно, примитивное, лицо. Это полотно было признано шедевром выставки64, а художественный критик Яков Тугендхольд даже назвал его просто «гвоздём» всей экспозиции21. Замысел весьма очевиден и говорить о неудачности его воплощения будет ошибкой. Своеобразное пластическое видение возвышенности, холма, горы, развитые Петровым-Водкиным идеи «трёхцветия» и «сферической перспективы» заняли ключевое место в его зрелом творчестве и полностью выразились в картине «Смерть комиссара» (1928)1617. Симптоматична закрытость художника: работая над книгой «Пространство Эвклида» в начале 1930-х годов, он ни словом не обмолвился о Крымском землетрясении, хотя последняя 22 глава посвящена восхождению автора на Везувий и случившемуся тогда извержению вулкана, которое сопровождалось еще и сильным землетрясением.
Здесь художник настолько обнажает свое неприятие «гегемона» в качестве ведущего класса общества, что практически не прибегает ни к каким иносказаниям, хотя опыт существования при тоталитарном режиме заставляет его косноязычно вуалировать задуманное: «Я пишу рабочих (вариантов много). Для «антипьеты» это весьма важно. 1. Ответ на заданный вопрос и внутренняя работа мастера абсолютно очевидны. Но надо признать, что для рисования антииконы и не нужно быть настоящим иконописцем.
Сильная фигура молодой женщины прочно стоит в центре комнаты. Для чего. Как писали газеты того времени, мощный факел вспыхнул в Черном море «первый удар сопровождался весьма яркими звуковыми и световыми эффектами, слышался необычной силы гул и грохот, провода сетей высокого и низкого напряжения, соприкасаясь, производили сильные вспышки и выстрелы наподобие ружейных», люди выбрасывались из окон – картина, явно отмеченная гневом Божиим. Жилищный вопрос в быту у ленинградской партийно-советской номенклатуры.
Путь художника // Советское искусство. Прежде чем выносить приговор о неубедительном воплощении замысла, стоит задуматься: что подвигло художника к передаче «экспрессивного выражения взгляда» и лица Ленина. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала.
И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. Но в целом комиссар и красногвардеец представляют нерасторжимое художественное и идейное единство. 4). По его мнению, бегущих солдат из композиции «На линии огня» «как бы остановило навсегда мгновение смерти поручика. На скуле появился костяной блеск. Петров-Водкин. В зеркале отражаются и часы.
Сначала эту деталь одежды можно было увидеть на молодых работницах и рабфаковках. И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции. Дело – в религиозной философии автора картины. Тревога. В правой части полотна вождю соответствует женщина с грудным ребенком на руках. С. 4 – 5), но суть дела от этого не меняется как бы там ни было, Ленин не изменил своего отношения к великороссам до самой смерти.
Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). С. 206 – 207). Иначе не будет характеристического контраста. «На линии огня» и «Смерть комиссара» сильны обобщающим, символическим началом, наполнены планетарностью, а также тревожным ощущением опасности, связанной с социальными катастрофами и реальными событиями действительности291. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912). Он обретает ореол святости и снова становится человеком, найдя по-видимому свой выход.
Энциклопедия банальностей. Работать хорошо и радостно.
Вместе с тем Петров-Водкин уделял большое внимание философско-теоретическим проблемам искусства, рассуждал о его месте в современном мире, о цвете и форме, о путях взаимоотношения человека и окружающей среды, что вылилось в разработку им в 1917—1920 годах концепции о «науке видеть»34. Вместе с тем новая работа художника качественно отлична от прежней. Равновесие основных цветовых плоскостей определяет цельность и декоративность холста. 5.
Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Белая ночь противопоставляется черным дням. Впоследствии, уже в советское время, опасаясь возможных трагических последствий в ходе нараставшей в то время борьбы с контрреволюцией, Петров-Водкин на творческих диспутах всячески отрицал прямую связь «После боя» и «Смерти комиссара» с картиной «На линии огня», каялся за неё и за «Богоматерь Умиление злых сердец», ещё одну свою работу времён Первой мировой войны такое открещивание художник объяснял тем, что «оказывается, все эти массы серого пушечного мяса не мыслили в тот момент, они перли на линию огня и умирали» и «оказывается, что за пять лет солдатов нет, а есть красноармейцы, красногвардейцы, что-то другое. Но и сегодня некоторые православные исследователи (имена коих не провожу по причине нежелания спорить с ними ибо предмет спора надуман) пытаются упомянутую юношескую неудачу в храме Казанской иконы Божией Матери спроецировать на все наследие мастера (тогда почему только К. С. 2001.
Четко обрисовались его слегка приоткрытые губы. Самаркандия. Чтобы лучше уяснить смысл картины «Смерть комиссара», стоит вспомнить другое произведение Петрова-Водкина Петров-Водкин Кузьма Сергеевич Знаменитый российский и советский художник, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Случайность ли это.
Тяжелеют и словно бы становятся неповоротливыми ноги, обутые в солдатские сапоги. Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям Петрова-Водкина. Образ Ленина написан так, как и был задуман. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге.
Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. С. 359). Ф. 7. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Ноги их едва касаются земли, что Петров-Водкин сам объяснял желанием изобразить людей в момент, когда они пока ещё находятся на пути в духовный мир, собираясь взлететь подобно святым с икон56. Истинно монументальный высокий стиль этих произведений был творчески воспринят художником и помог ему найти путь к выражению в монументальной форме идей и чувств, волновавших многих людей того времени.
Почему б в портрете Ленина ей не быть. Позднее, выступая в 1937 году в Ленинградском отделении Союза советских художников с творческим самоотчётом, Петров-Водкин вспоминал, что писал «Смерть комиссара в двух вариантах: в первом варианте (который находится в Третьяковской галерее), когда комиссар умер и во втором варианте, когда комиссар ещё жив»2. 1926 Поражают раблезианского вида герои из группового портрета «Рабочие» (1926) (ил.
Уносимый вихрем сражения, скатывается с холма отряд красноармейцев. Насколько нам известно, первой заподозрила евангельский контекст этой сцены Анна Генина: «Не тайная ли вечеря нового времени, где каждый может оказаться Иудой. ». Вспоминаются и эскизы 1923 года к трагедии А. С. Единственной фразой, наводящей нас на мысль о картине 1927 года, можно считать следующую: «Встречи с крупными земными явлениями прочищают сознание, стряхивают с него мелочи и дают обобщение» (Петров-Водкин К. С. Картина «Смерть комиссара» занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Такая теплохладность веры, предательство веры всегда наказуемы.
Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». Этому служит и красный платок на плече женщины и детально написанный фон – улица революционного Петрограда, окна домов с разбитыми стеклами, группы людей, обсуждающие расклеенные на стенах первые декреты. В Москве все художники знают и интересуются. Я не знаю, насколько известны были последние работы Ленина (где он писал, что НЭП это надолго). Петров-Водкин и П. В.
Советская повседневность: контуры, символы, знаки. Кроме того, оно стало одним из этапных произведений советского искусства. Ил.
Оставаясь с комиссаром, одновременно красноармеец тянется подхватить свою винтовку и поспеть за удаляющимся отрядом бойцов. Именно к данной фигуре, подчеркивая ее значительность и ее деревенское происхождение, художник выстраивает с помощью домотканого половика «въезд» в композицию. Иконным изображением претендует стать сам портретируемый. Выступила голубизна чисто выбритого подбородка. Социальная тема осмысливается здесь через традиционный образ мадонны.
Я не хочу, чтобы он умирал. 1920 – 1930-х гг. То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли. О. уже довольно поздно, 40 минут до полуночи. После боя. Обобщения в «Землетрясении», действительно, заметны.
Оп. Сандомирский С. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 8). За всю последующую жизнь у будущего «могильщика русского царизма» не произошло даже незначительной эволюции в отношении к государствообразующему народу, который он считал великим не достижениями, а «своими насилиями только так, как велик держиморда» (Ленин В. И. Чему художник находит свое художественное решение.
Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод. С этого начнется новая эра. Л. 3 – 33). С. 65). Здесь стоит отметить высокую степень внутренней страстной религиозности художника, мировоззрение которого было близко к идеологии так называемого «эстетического христианства», почерпнутого у Владимира Соловьёва младосимволистами первых лет советской власти, среди которых был и Андрей Белый62, давний друг Петрова-Водкина28.
5). Но можно ли считать творчество Петрова-Водкина ужасным, страшным, жутким, чудовищным, кошмарным, то есть соответствующим термину «макабрический». То есть художник, тонко знавший особенности иконописи, сознательно создавал «антиикону». Художник знал Азию не понаслышке ибо побывал в самом ее сердце в 1921 году.
В картине «Смерть комиссара» художник не нуждается в подобной поэтизации. Он вполне обдуманно выбрал тему для композиции, работая над ней там же, в Крыму. И если Карл Брюллов в «Гибели Помпеи» трактовал катаклизм как историческое завершение язычества, то Петров-Водкин, очевидно, чаял отобразить конец новоязычества – советского строя. Это произведение подвело итог многим живописным и философским исканиям К. С. Петрова-Водкина. На таких мировоззренческих условиях и позволялось специалистам изучать его творчество. Сейчас он по-хозяйски снял пиджак (единственный из мужчин. ), сидит на почетном месте и принимает подобострастные знаки внимания.
Будет побежден закон тяготения. Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой. Даже винтовка, выроненная упавшим, её отбрасывает. Хлыновск. Причем говорит не с кем-нибудь, а с комиссаром или сотрудником ВЧК. Преодоление смерти, основы всякой трагедии и есть преодоление природы, преображение её»5250. Но жизнь оставляет его.
Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище. Художник, носящий в первой половине своей фамилии имя первоверховного апостола, неслучайно уже в 1919 году создает для журнала «Пламя» графический лист на Евангельскую тему «Отречение Петра». С. 558).
С. 430). Папа испугался: Что с тобой. Загипнотизированные страхом, они идут ему навстречу, сами страшные своей «заведенностью». Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира в его лице явно преувеличены «экзотические» черты. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны. Чего стоит одна буржуйка на фоне такой обстановки. Прямо взахлёб.
Вполне возможно, что данный образ задумывался художником в качестве представителя «аппаратной обслуги». Художнику удалось показать войну со своей, абсолютно особой точки зрения. Что в известной мере мы и наблюдаем в творчестве живописца: церковная живопись у него получалась с примесью «светской», а светская – с налетом «церковности». За год до картины «После боя» Петров-Водкин создает портрет Анны Ахматовой с началом работы над «Смертью комиссара» напишет Максимилиана Волошина через четыре года после окончания работы – портрет Андрея Белого (поэту художник обязан своей литературной школой он был с ним в нечастой переписке). // Вопросы истории. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Рабочая семья получила новую квартиру в центре города. В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда. Она есть даже в Божьей матери. Кузьма Петров-Водкин сразу и безоговорочно принял Октябрьскую революцию. 1916 Присмотримся к фигурам второго плана.
В основе сюжета – эпизод Гражданской войны. "Герои произведения полны явного волнения за свое будущее. Картина «Смерть комиссара» занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР. Эта романтичная затея чуть не стоила жизни молодому искателю приключений.
1916Холст, масло, 196 x 275Государственный Русский музей», написанное в 1915 году. Лично я до 18 лет (до 1956 года) даже и не знал о репрессиях и успел отдать дань шпиономании. «Бубновый валет» — это название выставки, состоявшейся в Москве в марте — апреле 1910 г. и давшей начало одноимённому художественному объединению. Тревога не только на лицах людей. Концепция картины— несомненно христианская, причем— обострённодуалистическая»51.
Впрочем, сегодня, после падения коммунистической идеологии, подобный взгляд на это полотно можно считать привычным. Эта атмосфера «площадного живописного действа» вызывалась общим интересом художников к народному искусству -изображениям с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек. Это «техническая» сила октябрьского бунта, победители в гражданской войне. В «Новоселье» мастер употребил тот же ход оригинальных рассуждений, каким он пользовался в «Смерти комиссара», то есть применил наложение одних смыслов на другие, заменил идеологическое «анти» – против художественным «анти» – вместо. При этом, «Петров-Водкин не расщепляет предмет подобно кубистам или футуристам, но он в какой-то мере расщепляет пространство» используя приём «монтажа впечатлений» для создания трёхмерной реальности6.
От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. К. С. Ее созданию предшествовала такая значительная работа художника, как «После боя» (1923). Доискиваясь внутренней правды, он переживает смерть комиссара вместе с ним. Каждый узнает в себе человека, уважать в себе его будет, а вот таким образом и других будет уважать. М., 1975. Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень.
1), посвященный якобы воспоминанию о смерти командира-красноармейца. Да и сами люди не принадлежат себе, они не думают, они подчинены бою и только ему. Самаркандия. Критики по разному трактуют поведение бойцов: либо они не заметили, либо не осознали смерти того, кто вёл их отряд или вовсе списали комиссара в разряд «безвозвратных потерь». Смерть комиссара.
Вот этот анализ событий и поиски типажа и были моей внутренней глубочайшей работой». И она права. По поводу него С. Сандомирский замечает: «В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке».
Кто же он, который сдвинул страну с мёртвой точки»228. С тенями и Смерть комиссара.
Отсюда подбор и сочетание образов. отходит от внешнего правдоподобия. Дело сделано.
Кожа обтянула побелевшее лицо. Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне. Но они продолжат то дело, которому он – коммунист – отдал свою жизнь. Вспомним впечатления Кузьмы Сергеевича от посещения им храма лютой зимой того же года. Анна Генина недоумевает: «Новоселье справляет рабочий люд, а в квартиру въезжают барскую – дорогие стулья, красивая лампа в углу, богатые оклады икон (вместо иконы – перо жар-птицы)» (Анна Генина. Статьи.
Этим прототипом явился позировавший ему поэт Сергей Спасский. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». С. Сандомирский не поверил признанию Петрова-Водкина относительно весны и выдвинул свою версию: «Время года, скорее всего, осень. Современники свидетельствовали: «Уничтожают религию, а из Ленина сделали бога Уголки Ильича, как божницы, портретам чуть не молятся» (См: Измозик В. С., Лебина Н. Б.
Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной». «Комната демонстративно перечеркнута уродливой черной трубой буржуйки – как отрицание царившей здесь когда-то гармонии Чужеродные предметы вторгаются в пространство и сами люди здесь чужие», – делится своими впечатлениями одна из почитательниц таланта Петрова-Водкина. Вот этот момент мне и хотелось передать. Не совсем удачный первый опыт церковного искусства студента Петрова-Водкина еще не означает, что художник в дальнейшем стал атеистом. Художник объяснял свой замысел так: «Время действия – 1922 год.
Но все это частности, мало сказывающиеся на общем сильномвпечатлении, которое производит картина. На первом плане две фигуры – смертельно раненный комиссар и поддерживающий его боец. Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии.
Пушкина «Борис Годунов», где несколько главных персонажей пьесы нарисованы с явными азиатскими типажными характеристиками. Петров-Водкин. Он— нацмен. Но художник искренен в своих последних словах: он воистину передает «тревогу исторического масштаба, масштаба больших переживаний».
В изображении ребёнка («Наташа на стуле», 1910 г. ) нарочитая упрощённость рисунка, чуть грубоватое сочетание ярких цветовых пятен делает девочку похожей на куклу. соч. Вот таким образом в «Землетрясении» мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» (ил. – «На линии огняНа линии огня. Тяжелеет, набухая смертной усталостью, его тело. Вся живопись выдержана в гармоническом сочетании голубовато-зеленых и охристых тонов.
На балконе дома изображена работница с ребенком в руках. Автопортрет. И если до революционных переворотов церковные художественные опыты Петрова-Водкина, начавшись неудачно, даже скандально, потом получили ярлык «церковного модерна», то в советское время, как признавался сам художник, религиозную живопись ему «ставили на вид» по идеологическим причинам. Увидев серьёзный разлад во взаимоотношениях людей и природы, Петров-Водкин писал, что «человек знает круглоту земли, её движение на оси и по окружности центра— солнца, но он никак не ощущает этого: его глаз не видит, ухо не слышит своей планеты» и так как люди не могут более без специальных приспособлений воспринимать стороны света и положение солнца, произошёл «разлад человека с жизнью планетарной». Важную деталь сообщил Г. В. 1928 Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль.
Свидетелем нагнетания этого культа художник стал «в дни народного прощания с Ильичем», рисуя, по воле комиссии ЦИКа, главного революционного деятеля в гробу. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В. И. Но и Сандомирский ошибается насчет времени года. «Смерть комиссара» (1928) – прямое продолжение картины «После бояПосле боя. Она передается композицией картины (колонна бойцов неудерджимо движется вдаль, за горизонт, хотя еще один раненый упал, но лишь один из бойцов оглянулся), где мы не видим ужасов войны, лишь на горизонте разрывы снарядов скорее напоминают легкие безобидные облачка.