Пейзаж С Полифемом Никола Пуссен

«пейзаж с Полифемом» (Никола Пуссен, 1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Никола Пуссен : пейзаж с полифемом / Вера Герц.

Пейзаж с Полифемом, Никола Пуссен, 1649

Пуссен изобразил всех семерых нисейских нимф, поместив их перед пещерой Ахелоя. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Он важен для её понимания. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира.

На полотне «Спящая Венера» (ок. Источником мифологического пейзажа явилась X песнь «Метаморфоз» Овидия. Цельный и возвышенный образ природы у Пуссена неразрывно связан с человеком. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

ПЕЙЗАЖ С ПОЛИФЕМОМ 
Никола Пуссен

ПЕЙЗАЖ С ПОЛИФЕМОМ Никола Пуссен

Высказывалось предположение, что одним из источников Пуссена была гравюра Джованни Баттиста Фонтана «Диана, преследующая Ориона». Таким образом, стиль и манера, по Пуссену, должны быть адекватны природе сюжета180. В «Аркадских пастухах» символы смерти волновали героев, в «Рождении Вакха» поющие нимфы не замечают ни гибели Нарцисса, ни трагедии Эхо. Холст, масло.

По завещанию, душу свою Пуссен препоручал Пресвятой Деве, апостолам Петру и Павлу и ангелу-хранителю шурину Луи Дюге оставлял 800 скуди, второму шурину Жану Дюге— 1000 скуди, племяннице (дочери сестры жены) 20 скуди и дом со всей обстановкой другой племяннице— 1000 скуди их отцу Леонардо Керабито— 300 скуди и так далее155. Небо заволакивают тёмные облака их тень ложится на гору, озеро и деревья135. 14 января 1639 года Сюбле де Нойе гарантировал принятие этих условий, но выставлял встречное: Пуссен будет исполнять исключительно королевские заказы, а прочие будут проходить только через посредничество сюринтенданта и снабжаться его визой. Пуссен делал выписки из сочинений Цакколини (приспосабливая его музыкальную доктрину к живописи) и Витело иногда теоретизировал в письмах.

Рим-Париж, 1580—1660». После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н. э. ), а потом Римом (30-е годы до н. э. ) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Картина «Рождение Вакха» известна по описанию Беллори, который подчеркнул, что сюжет её двойной— «Рождение Вакха и смерть Нарцисса».

Описание картины 
«Пейзаж с Полифемом»

Описание картины «Пейзаж с Полифемом»

Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Аллегории Пуссена адресовались напрямую властям как эталоны надлежащего поведения и справедливого правления и их символическое восприятие иногда не имело ничего общего с замыслом самого автора118. В эрмитажной картине группа трёх воинов на переднем плане слева воплощает энергию и решимость, ей соответствуют обнажённый воин с мечом и фигуры, движущиеся от центра вправо на московском полотне. По-видимому, Пуссен был обычным для того времени клиентом, обязанным своему патрону «личным служением»37. Издание писем художника, выпущенное Дидо в 1824 году, биограф Пуссена— Поль Дежарден— именовал «фальсифицированным»3.

Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Он покинул Пуату и чтобы выплатить неустойку по контракту исполнил несколько пейзажей для замка Клиссон в Нижней Луаре изображения святых Франциска и Карла Борромео для церкви капуцинов в Блуа, а также «Вакханалию» для графа Шиверни в том же городе. По Ю. Золотову, романтизированная версия биографии сглаживала «острые углы» парижской жизни Пуссена17.

С конца 1640-ых годов главное место в творчестве Пуссена начинает занимать пейзаж. Возможно, что это одна из «Вакханалий», в которых совершенствовался художник. Тем не менее, нельзя отрицать, что выбор как минимум трёх сюжетов тесно связан с христологией: Он— новый Адам («Весна»), Сын человеческий, сын Иессея, внук Руфи («Лето»), а равно сын Давида, владыки Ханаанского («Осень»).

Пуссен, Никола – 
Пейзаж с Полифемом

Пуссен, Никола – Пейзаж с Полифемом

Исследователи XXI века в большей степени склонны проводить христианскую интерпретацию творчества Пуссена, особенно его философских пейзажей, созданных на склоне лет «для себя», вне всякого влияния вкусов и требований заказчиков. У Никола Пуссена было двойственное отношение к теории искусства и он неоднократно заявлял, что его дело не нуждается в словах. Сила подъёма и земного тяготения уравновешены, группа, парящая в воздухе, геометрически кажется абсолютно устойчивой.

Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). Иными словами, невозможно говорить об упадке творчества Пуссена.

Зрелый Пуссен назвал этот метод «алфавитом живописца»39. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Зачем это понадобилось художнику. В собрании Даль Поццо было около пятидесяти картин Пуссена87. Художник переносит все событие в мир аллегории, отражает идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать ибо Рубенс — это бог») в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Муза, стоящая рядом с Аполлоном — живое олицетворение прекрасного. Это главные герои произведения. Многие иностранцы специально приезжали в город, чтобы только увидеть эту картину и приходили от нее в немое восхищение.

Очевидно, что если бы Пуссен делал простую иллюстрацию к библейскому тексту, за «Весной» должна была сразу следовать «Зима», а «Осень» предшествовать «Лету». Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов. На берлинском автопортрете Пуссен явил себя в образе академика, на что указывает чёрная мантия, в руке он держит книгу, подписанную по-латыни «О свете и цвете» (лат. De lumine et colore).

Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». За их широко раскинувшимися ветвями расстилается простор далекого моря. Оно должно быть благородным, ни одно из его качеств не может быть получено от мастера. В 1640-х годах существенно поменялось жанровое соотношение в живописи Пуссена. Скончался и похоронен в Риме. Латинское название— буквально: «И в Аркадии я»— допускает множественное толкование.

Тогда же в мае он обучал молодых художников, как обмерять античные статуи149. После кончины Пуссена эти картины видел Бернини. В этом он близок к мироощущению эллинов. Это позволяет понять соответствующие пассажи в переписке. Также именно Лебрен пытался найти античные иконографические прототипы персонажам полотен Пуссена, заложив традицию академической «подгонки неабсолютной натуры».

Пространство в картине решено сложно: Орион движется от гор к морскому берегу и как раз находится у начала крутого спуска (его масштаб передан фигурами двух путников, виднеющихся только наполовину). На следующий день Пуссену было отправлено личное королевское послание, в котором об условиях не говорилось, художнику предоставлялось лишь звание Ординарного живописца, а об обязанностях неопределённо утверждалось, что он должен «способствовать украшению королевских резиденций». Ещё ранее, в 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук197. Центральный персонаж— ослеплённый Орион— движется на ощупь, хотя им руководит поводырь. Цветовое решение «Вдохновения» вообще ближе всего «Триумфу Флоры», особенно эффектом золотистых бликов.

В 1626 году в его мастерской квартировали Пьер Меллен, братья Франсуа и Жером Дюкенуа. Беллори утверждал, что в Вечном городе француз обосновался весной 1624 года.

Никола Пуссен Пейзаж 
с Полифемом

Никола Пуссен Пейзаж с Полифемом

Первые биографии Пуссена опубликовали его римский друг Джованни Пьетро Беллори, который занимал пост библиотекаря королевы Христины Шведской и Андре Фелибьен, познакомившийся с художником в Риме, в период пребывания в должности секретаря французского посольства (1647 год), а далее— на посту королевского историографа. Эвридика же отпрянула от змеи, отбросив кувшин, в позе её выражен страх. На другом холсте изображена женская фигура, о смысле которой ведутся споры. Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. Ю. Золотов отмечал, что диспуты о живописи Пуссена во французской Академии живописи зачастую сводились к оценке, насколько сюжет картины точно передаёт литературный первоисточник, что именовалось «правдоподобием»4.

К наследию Микеланджело и Тинторетто Пуссен остался абсолютно равнодушен55. Картина «Парнас» явно исполнена под влиянием фресок Станцы делла Сеньятура. Пуссену в ней посвящены 136 страниц in-quarto.

В некоторых листах из Виндзора явно проявились мотивы второй школы Фонтенбло— резкие смещения плана и фигуративная перенасыщенность41. Хотя изначально она замышляла убийство рыцаря, волшебницей овладевает страсть.

Э. Блант также предлагал и символику четырёх времён суток, но она крайне неочевидна. Столичные художники не слишком терпимо относились к «чужакам», борясь с ними, в том числе путём штрафов и судебных исков. Жрец в белых одеждах показывает на обломки ложного бога, а живые торопятся убрать мёртвых. Похожим образом было исполнено и «Вознесение Богородицы» 1650 года.

Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Именно в это время Пуссен пишет свою знаменитую картину «Великодушие Сципиона» (1640, Москва, ГМИИ им. Центральное действо обрамляют слева и справа группы из трёх дев, беседующих между собою. А. С. Пушкина). Секретарь и брат жены Жан Дюге получал вдвое меньше.

Искания Пуссена прошли сложный путь. В то же время в «Битвах» сильно барельефное начало, что, по-видимому, не случайно: Пуссена привлекла возможность продемонстрировать анатомические познания. 1630 год ознаменовался для Пуссена серьёзными переменами как в творческой, так и личной жизни.

Описание картины 
Николы Пуссена «Пейзаж 
с Полифемом»

Описание картины Николы Пуссена «Пейзаж с Полифемом»

И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. Многие уже давно привыкли видеть в этой картине «Марсельезу французской живописи».

Вместе они в 1616 году вновь прибыли в Париж. Ю. Золотов отмечал, что «Битвы» характерны ещё и главенством декоративного принципа. Сюжет картины «Армида и Ринальдо» извлечён из XIV песни поэмы Тассо: Армида находит Ринальдо спящим на берегу Оронта. Цветовая гамма насыщенная, но сдержанная, её определяют тёплые золотистые тона. В 1632 году Пуссен был избран членом Академии Святого Луки74.

Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Его сопровождал Кассиано даль Поццо, впоследствии— один из главных покровителей художника. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Оба автопортрета снабжены пространными латинскими надписями.

Пейзаж строился по определенной схеме: три плана акцентировались цветом. Это позволило художнику придать фигурам выразительность. Сюжет «Пейзажа с Полифемом», по-видимому, также восходит к «Метаморфозам» Овидия— их XIII песне, в которой Галатея рассказывает о влюблённом в неё Полифеме.

Решение сюжета было целиком авторское, античных атрибутов здесь представлено немного66. Важной составляющей отношений Даль Поццо и Пуссена была возможность для художника пользоваться «Музеем-картотекой»— собранием документов, памятников и свидетельств, освещавших все стороны жизни, быта, культуры и политики античного Рима86. Отмечаемая всеми без исключения «сдержанность» манеры Пуссена коренилась в его личности и выражалась на практике в отстранённости как от вкусов французского королевского двора, так и контрреформационного Ватикана причём отстранённость с течением времени только возрастала181. Окончательным центром композиции стал сам Германик, к которому обращены все остальные фигуры их жесты и движения (у изголовья— жена и дети, слева— воины). В таком случае следует допустить, что Пуссен глубоко изучал экзегезу Августина Блаженного. «Пейзаж с Полифемом» относится к так называемым классическим пейзажам.

Каждый пейзаж имеет символическое значение. О детстве и юности будущего художника почти не осталось сведений. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629—1630, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). Пуссен получил возможность работать в больнице и изучать анатомию. Всю свою жизнь Пуссен писал очень медленно исключительно в одиночку19. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.

По этой причине чрезвычайно сложно судить о мировоззрении Пуссена. По замечанию Т. Каптеревой, «художественная жизнь французской столицы отличалась в то время большой пестротой и отсутствием крупных и своеобразных живописцев»18. 5 ноября президент Академии прочитал пространную речь о картине Пуссена «Сбор манны», которая окончательно ввела римского затворника в академическую традицию, связав его с Рафаэлем в преемственности. Собственно королевские заказы были чрезвычайно неопределёнными. Тема смерти господствует на картине: камни руин ассоциируются с надгробиями, дерево с обрубленными ветвями символизируется насильственную смерть, а монумент в центре композиции напоминает гробницу.

Никола Пуссен и 
живопись Классицизма

Никола Пуссен и живопись Классицизма

Она не сохранилась, но в 1638 году мастер повторил полотно, хранящееся ныне в Вене. Это открывало простор для самых фантастических интерпретаций: так, в сложном символизме картины «Et in Arcadia ego» различные авторы усматривают близость Пуссена к хранителям тайны крестной смерти Христа, которую он зашифровал или что он являлся посвящённым, которому было известно местонахождение Ковчега Завета193. Шесть картин по заказу Даль Поццо Пуссен исполнил в Риме, а седьмую— «Крещение»— увёз в Париж и передал заказчику только в 1642 году. Ныне они интерпретируются как эскизы для овидиевых «Метаморфоз»— это самые ранние сохранившиеся произведения Пуссена. Полифем – воплощение природной стихии.

В сохранившихся работах, примыкающих к «Битвам», композиции Пуссена точно так же лишены глубины, а передний план их перегружен фигурами. Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые была отрефлексирована и реализована в СССР в 1955—1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем). Ю. Золотов отмечал, что сам момент чуда для современного зрителя отодвинут на второй план.

100 великих картин 
 (с репродукциями)

100 великих картин (с репродукциями)

Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. Пуссен редко изображал страдания Христа. Неопределённое положение Пуссена продолжалось до 1655 года121.

На портрете исполненном для Пуантеля (ныне в Берлинской картинной галерее, воспроизведён в начале статьи), Пуссен именует себя «римским академиком и первым ординарным живописцем короля Галлии». Латинские надписи явно подчёркивают торжественность самого изображения. Её главной целью был новый взгляд на религиозную живопись французского классика200. Очевидной чертой творческого процесса Пуссена была его осмысленность. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка — маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем. Как и обычно, это не мифологическая иллюстрация, а самостоятельная поэтическая структура.

По-видимому, выбор «Метаморфоз» имел глубокое мировоззренческое значение. По Ю. Золотову, это заметно при созерцании картины «Моисей источающий воду из скалы», поздний вариант которой 1649 года был описан Беллори (с гравюры) и ныне хранится в Эрмитаже.

В диссертации Тодда Олсона (Мичиганский университет, 1994) доказывалось, что парижские неудачи Пуссена и его конфликт с кругом Вуэ имели не эстетическую, а политическую природу. Около 1610 года Никола Пуссен стал его учеником и последующее его творчество демонстрирует определённое влияние Варена, в частности, внимание к сюжету, точной передаче выражения на лице, тонкость драпировок и стремление использовать тонкие и одновременно насыщенные цветовые сочетания. Обстоятельства его жизни после возвращения из Франции неизвестны, неизвестно и по какой причине, ещё не достигнув 50-летия, он составил завещание (30 апреля 1643 года).

Она хорошо документирована в переписке и потому сюжетные особенности и даты создания каждой картины известны очень хорошо. Однако первые биографы не упоминали об ученичестве у Варена. Действительно, сюжет полотна весьма многоплановый. Пуссен гордился тем, что по сравнению с первой серией очень оригинально решил «Покаяние», в частности описывал оригинальный сигмовидный триклиний. Первым было написано «Вознесение святого апостола Павла», второй вариант того же сюжета на увеличенном холсте был написан в 1649—1650 годах для Лувра.

Влюбившись в морскую нимфу Галатею, он слагает в ее честь песни, моля нимфу о любви. Безмятежна и природа.

Природа выступает у Пуссена как носительница глубоких философских идей. Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. В то же время критики-классицисты считали этот цикл «трудным» и даже «недостаточно законченным», в чём видели творческий упадок художника на закате его дней.

«Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» не упоминается в биографических источниках. По описанию Беллори, Пуссен вёл в Риме почти аскетический образ жизни. Его покровительство позволило 30-летнему художнику спокойно работать и развиваться3435. По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии».

По Беллори, поэт приютил художника в своём доме, «деятельно помогая ему в сочинении сюжетов и передаче эмоций» статус его при этом не определялся. По-видимому, это намёк на текст Овидия— факел Гименея чадил, предвещая несчастье. Фелибьен также подчёркивал уважение Пуссена к цветовым решениям венецианского классика. Зима изображает потоп, гибель жизни.

С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией — увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии.

У Н. Пуссена центральное место занимает могучая фигура Полифема. Имеющиеся между ними параллели слишком общи и случайны, чтобы иметь решающее значение. Рыбак с удочкой, услышав крик Эвридики, оглядывается на неё. Это соотносится с его постоянным мотивом жизни по природе и разуму143. Микаэль Санто— куратор выставки «Пуссен и Бог» (Лувр, 2015) — замечал, что Пуссен в образе Христа на вечере представил не только Церковь, которая христианами понимается как Его тело, но и человека— первого священника и мученика, Спасителя всего человечества. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции.

Художник расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве, расчленив его на ряд планов. Художнику были заказаны две картины для его парадного кабинета, в том числе аллегория «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора».

Высказывалось предположение, что сюжет был навязан художнику заказчиком. По содержанию, как уже указывалось выше, они мало разнятся друг от друга: красивая девушка в белом одеянии и синем плаще, сложив молитвенно руки (или скрестив их на груди), стоит на облаках на земном шаре (или лунном серпе). Пуссен верен идее гармонии: не нарушая перспективного строя и соблюдая условия, заданные темой (Полифем должен намного превышать всех размерами), художник связывает персонажи отношением соизмеримости, «рифмует» их в пространстве. О настроении Пуссена свидетельствовало письмо Ж. Стелла сюринтенданту Сюбле: встретившись в Лионе, первый художник короля резко заявил, что не вернётся в Париж ни под каким видом116.

«Рождение Адониса» демонстрирует все ведущие черты стиля Пуссена вообще. Пейзаж с Полифемом 1649. В последние годы жизни излюбленным жанром Н. Пуссена стал пейзаж. Естественно, что эта работы вызвала нападки.

По-видимому, следующий шаг великана направит его прямо в пропасть, неуверенный жест Ориона подчёркивает это. П. Мариетт отмечал, что идей у художника всегда было великое множество и один сюжет рождал «бесчисленное количество замыслов» беглых эскизов было для него достаточно, чтобы закрепить то или иное решение.

Пуссен оказывался в ситуации цейтнота, когда, вынужденный зарабатывать на жизнь, не мог себе позволить неторопливо осмысливать новые художественные впечатления49. Наклон головы возвращает движение вниз, Мария заглядывает туда, будто боясь высоты.

Перечисленное не исключало мистических и даже оккультных мотивов. Как правило, дружеские визиты привязывались к утренним часам. Мать— Мари де Лезман (Marie de Laisement) — была вдовой вернонского прокурора, у неё была дочь Маргарита. Все фигуры составлены в тесную группу, занимающую практически всю композицию полотна.

В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.

В античной образной системе, творчески воспринятой Пуссеном, образность «Вдохновения» можно воспринимать как дифирамбическую. Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Писанием копий полотен Пуссена занимался некто Кароселли73. Важнейшим следствием второго явления в столицу для Пуссена стало знакомство с Александром Куртуа (Alexandre Courtois), камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки.

Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Кураторы выставки «Пуссен и Бог» (2015)— Николя Милованович и Микаэль Санто— поставили вопрос о глубинной вере и побудительных импульсах живописи художника. Вдобавок итальянец стремился доказать влияние на Пуссена итальянской академической школы5. Можно сказать, что главным героем картины является сама природа, проникнутая гармонией.

Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. Это полотно стало настоящим украшением Толедо.

По другой версии, знакомство с Куртуа произошло ещё в 1612 году21. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. Второй автопортрет датирован юбилейным 1650-м годом, художник охарактеризовал себя просто «живописцем из Андели». Оригиналы писем хранятся во Французской национальной библиотеке2. Мы должны обходиться в картинах без моделей.

Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине. В частности, ранняя картина Пуссена «Венера и Адонис» известна в трёх вариантах, ни один из которых не считался оригиналом. В письме Шантелу от 20 ноября 1662 года он заявил, что посылаемое ему полотно «Христос и самарянка» является последним.

Сочетание же языческих и христианских сюжетов было абсолютно обычным для искусства XVII столетия и нет оснований делать некие глубокие выводы без прямых свидетельств самого Пуссена. Поскольку ведущим элементом стиля Пуссена всегда была композиция, Ю. Золотов отмечал, что в «Царстве Флоры» много перемен по сравнению с римскими работами предшествующего десятилетия. Одной из главных целей кураторов выставки было оспаривание традиционных неостоических интерпретаций его творчества201. Очертания фигур и групп переднего плана находят отражения в очертаниях горных массивов. Все детали рождают чувство глубокого драматизма, что, видимо и имел в виду Беллори125.

При этом копирование идеальной модели осуществляется красками. Жан Дюге описал и художественные произведения, оставшиеся от Пуссена. Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Недаром итальянский скульптор Л. Бернини заметил однажды, указав на лоб: «Синьор Пуссен — художник, который работает отсюда».

Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. Среди них выделялся приапический идол, найденный у Порта Пиа. Ещё ранее, в 1630 году, благодаря старшим патронам и покровителям— Кассиано даль Поццо и Джулио Роспильози— Пуссен обрёл могущественного покровителя в лице кардинала Камилло Массимо.

На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа. Однако на «Похищении сабинянок» обнаружены следы перспективной разметки свинцовым карандашом. В последние годы жизни излюбленным жанром Н. Пуссена стал пейзаж.

Основой послужило Второе послание к коринфянам (2Кор. 12:2), но при этом решение сюжета было нехарактерным для Пуссена, зато имело множество параллелей в искусстве барокко, для храмовой архитектуры которого мотив прорыва в иную— высшую реальность— позволял достигать множества эффектов. Об аналогичных трудностях писал и сам Пуссен, обращаясь к Шантелу. Однако и Беллори и Фелибьен были апологетами академического классицизма. Образы объединены общими строем чувств.

М. В. Алпатов, пытаясь расшифровать смыслы полотна, заметил, что Пуссен не был иллюстратором античных мифов и, превосходно зная первоисточники и умея с ними работать, создал собственный миф137. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление.

В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. В 1624 году, будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Рим и, с помощью друга, кавалера Марино, стал вхож во дворы папского племянника, кардинала Барберини и папского советника Марчелло Саккетти (Marcello Sacchetti). Людовик XIII при встрече откровенно заявил, что Пуссен составит конкуренцию Вуэ (дословно он сказал: фр. Voil, Vouet est bien attrap, «Ну вот, теперь Вуэ попался»101), что вновь вызвало опасения художника.

С точки зрения И. Е. Прусс, в парижских работах Пуссен «мучительно преодолевал собственные устремления» и это приводило к явным творческим неудачам109. Марк Фумароли также не сомневался в искренности религиозных чувств художника, тогда как Тюилье полагал, что в собственно религиозных полотнах Пуссена отсутствует «благодать»189. Пуссен поместил Христа и апостолов в тёмную комнату, освещённую единственной лампой, символизирующей Солнце и главным персонажем картины явился Свет Невечерний. В одной композиции были объединены два источника: «Метаморфозы» Овидия и «Картины» Филострата, причём в овидиевой поэме данные мифологические события последовательно следуют один из другим и позволяют художнику построить сюжетный мотив на контрасте141.

По мнению Т. Каптеревой, картина «Вдохновение поэта» (написанная между 1635—1638 годами)— пример того, как отвлечённая идея реализовывалась Пуссеном в глубоких, обладающих силой эмоционального воздействия образах. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. Луврский автопортрет лучше освещён в литературе и более известен, так как содержит множество малопонятных символов. Художник изобразил четырех женщин, олицетворяющих наслаждение, богатство, бедность и труд. Тяжёлая работа привела к болезни, от которой Пуссен оправлялся почти год. Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста.

Равным образом, он отвергал перенапряжение форм и их конфликт впоследствии это легло в основу противостояния «пуссенистов» и «рубенсистов». Новизна «Чумы в Азоте» заключалась в том, что художник впервые включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство. Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. По мнению П. Дежардена, это «настоящая агиография».

Однако Беллори утверждал, что «Я» в сочетании с черепом означает Смерть, которая властвует повсюду, даже в блаженной Аркадии. Их полемика началась в связи с анализом картины «Аркадские пастухи».

Дата создания: 1649 г. Автор: Пуссен Никола Государственный Эрмитаж Холст, масло Пейзаж с Полифемом – это философская поэма, строго построенная и проникнутая основополагающей идеей о глубоком и одухотворенном единстве природы и всего живущего. Беллори утверждал, что Пуссен сам признавал, что являлся «студентом» Даль Поццо и музея и даже исполнял для собрания зарисовки античных памятников. Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира.

Аббат Фуке— брат сюринтенданта финансов — для украшения Во-ле-Виконта обратился к Пуссену. На полотне трижды повторён мотив спасения ребёнка. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем — представители вполне определенных слоев общества. Если верить Шантелу, он долго рассматривал полотна, а затем указав на лоб, сообщил, что «сеньор Пуссино работает отсюда».

В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). Пуссен воплотил этот жанр как эпический, а Лоррен— как идиллический130. Сразу после пассажа о покровительстве Даль Поццо в биографии Беллори идёт описание цикла «Семь таинств». Однако после захвата власти «буржуазной монархией» экспозиция этого полотна была запрещена.

Это грозная и прекрасная богиня и в то же время она дерзкая парижанка. По-видимому, в 1634—1637 годах Пуссен участвовал в дискуссии о барокко в Академии Св. Эти решения, описанные в письме 1642 года Сюбле де Нойе, Ю. Золотов предлагал называть пуссеновским «конструктивизмом».

Даже в тех случаях, когда главным в произведении является пейзаж, Н. Пуссен вводит в них небольшие фигуры, чтобы создать определенное настроение. В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Беллори описывал её как аллегорию Живописи (на что указывает диадема), а обнимающие её руки символизировали дружбу и любовь к живописи. Однако, далекое и близкое здесь не противопоставлены, а крепко связаны. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но «Пейзаж с Полифемом» — это не передача античного мифа, не иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо — во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Линии сходятся в центре, где находится голова воина на фоне базы правой колонны. В этом контексте было зачитано письмо Пуссена о «модусах», хотя сам художник не пытался приспособить теорию музыкальных ладов для иерархии произведений изобразительного искусства.

Окончательное завещание было заверено 21 сентября 1665 года, оно аннулировало предыдущее, от 16 ноября 1664 года, составленное после смерти жены и заменившее волю 1643 года (там всё имущество переводилось на Анн-Мари Пуссен). Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе. Причины, по которым между 1648—1651 годами Пуссен обратился к пейзажному жанру, неизвестны однако количество и качество исполненных работ таково, что используется термин «пейзажный взрыв». Когда в 1782 году Пуссену был установлен бюст в Риме, на постаменте была помещена латинская надпись— «художнику-философу»195. Точная дата прибытия Пуссена в Италию неизвестна.

Нигде нет спасения. Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало «выглядеть мелким» и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий. О. Граутоф также решительно выступил против суждений о несамостоятельности Пуссена-живописца. Более жизнерадостным является «Пейзаж с Диогеном», основанный на стаффажном эпизоде из трактата Диогена Лаэртского: увидев, как мальчик черпает воду горстью, философ-киник оценил согласие этого способа с природой и отбросил свою чашу как явное излишество133.

Цикл «Четыре времени года» рассматривается как своего рода живописное завещание Пуссена. Взор зрителя неудержимо устремляется ввысь, пока не достигает вытянутых в молитвенном жесте рук, прекрасной головы, обрамленной развеваемыми ветром волосами. Своеобразие живописи Пуссена, несомненно, отчасти граничит с тем, что в ней сохраняются следы двух противоположных движений (в сторону идеальности и в сторону натуралистической имитации) и того материала, в котором движение к идеальности осуществляется и для которого он не предназначен, — воска54. 17 декабря все благополучно прибыли в Париж99100. Нет сомнений, однако, что в «Четырёх сезонах» подчёркнутая необычность ландшафта раскрывает Христа, присутствующего во всём мироздании и каждой его детали.

Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно. Прижизненные воспоминания о Пуссене оставили также римский художник Джованни Баттиста Пассери (опубликованы лишь в 1772 году) и Бонавентюр дАргонн. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. В последние годы жизни излюбленным жанром Н. Пуссена стал пейзаж. Композиция строго продуманная, симметрична и ритмически уравновешена.

Оно оказало огромное влияние на творчество многих мастеров. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. После этого французский художник решительно отказался от монументального жанра и полностью перешёл к так называемой «кабинетной живописи», рассчитанной на частных заказчиков. Вся эстетика Пуссена прямо противостояла барокко, он не скрывал негодования от вошедших в моду плафонов, пространство которых «прорывало» свод.

На картине Орфей перебирает струны лиры, его слушают две наяды, а фигура в мантии, вероятно, Гименей, явившийся на зов. Зато известно, что в течение первых 4 месяцев пребывания во французской столице начинающий художник постигал азы профессии сразу в 2 мастерских – у модного в то время живописца Жоржа Лаллемана (ок. 1575-1636) и известного фламандского портретиста Фердинанда ван Элле (ок. 1580-1649). Далее он перешёл к Жоржу Лаллеману, но также не сошёлся с ним характерами. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа.

К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена «Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа» или полотно О. Верне «Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль». Все предметы в картине объединяет и колорит, построенный на спокойных, неярких синих, зеленых, коричневых тонах. Из сопоставления следует, что описание Беллори неточно. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Чуть выше густой пелены облаков открывается молочной белизны сфера.

«Царство Флоры» сам автор именовал «Садом» богини Беллори называл картину «Превращением цветов». Он воскликнул: «Если я погибну, запомните, что меня зовут дАрколь». Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Тем не менее, лебреновская трактовка осталась на века и была использована ещё в 1914 году в монографии В. Фридлендера, в которой отдельная глава была посвящена «модусам» Пуссена4.

Сюбле имел прямое отношение к Фронде, с кругом либертенов (включая Нодэ и Гассенди) общался в Париже и Пуссен. В самом конце 1640-х годов Пуссен исполнил два автопортрета.

Подобно Пуссену, в «обетованной стране искусств», Италии, много лет провел французский жпвопнсец-класспцпст Клод Желле (1600 – 16S2), специализировавшийся на пейзажах с тонко разработанными световыми эффектами, с передачей воздушного пространства, с четкой перспективой. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. И она издававшая до сих пор лишь дикие, пугающие звуки, запела пленительную песнь любви. Послание кардинала Пуссену не сохранилось, но во фрагменте ответного письма Пуссен излагал свои условия: 1000 экю годового жалованья, столько же на переезд в Париж, сдельный гонорар за каждую законченную работу, обеспечение «подобающего жилища», гарантия, что художника не привлекут к росписям плафонов и сводов, контракт на 5 лет.

Фреар де Шамбре в 1650 году опубликовал трактат «Параллели между древней и современной архитектурой», в котором буквально превозносил Пуссена. Петра— главного храма католической церкви. Также выделяются благодарные старцы, приникшие к воде. Работая с фигурой Полифема, Пуссен чрезвычайно свободно обращался с перспективой, смягчая контрасты и умеряя интенсивность цвета.

Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения. У ног ее, под пятой извивается змий — символ попранного греха, вокруг Девы порхают ангелы, сверху на нее льется небесный свет, глаза ее в блаженном упоении подняты к небу (или с безграничной жалостью смотрят вниз на смертных). Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Эпитафию на надгробии составил Беллори153. В 1626 года в расчётных книгах кардинала Франческо Барберини впервые фиксируется имя Пуссена в связи с получением гонорара за картину «Разрушение Иерусалима». Именно этот момент и запечатлел художник.

Первым важным заказом этого периода стало «Мученичество св. Кавалер дАженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне194.

Об отношениях сына с родителями не осталось никаких свидетельств во всяком случае, уехав в Италию, он полностью порвал всякую связь с малой родиной, а родных именовал «грубыми и невежественными»13. Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Пуссен, по-видимому, демонстрировал, что слава Христова просветлит всё человечество92. В «Соборовании» персонажи представлены в древнеримских одеяниях, как и в «Крещении». Героическая смерть дАрколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши.

Пуссен же представил себя с атрибутами ремесла, но в процессе творческого раздумья. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. Все действующие лица расположены подобно рельефу. Это свидетельствует, по Ю. Золотову, не об эклектизме, а о крайней широте художественных интересов и гибкости мышления. Живопись была для него средством пленять людей, делать их лучше. По данным А. Фелибьена, Пуссен во второй половине 1630-х годов посылал в Париж довольно много картин, адресатом был Жак Стелла.

Бородатый пастух указывает пальцем на высеченную на надгробии надпись «Et in Arcadia ego», его юный спутник в смятении, а пастушка— зрелая женщина— задумчива и серьёзна. «Мое естество, — отмечал он, — влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Уже в Париже он на сходный мотив исполнил фронтисписы к сочинениям Вергилия и Горация.

За их широко раскинувшимися ветвями расстилается простор далекого моря. Образ Христа, который современники сочли едва ли не языческим, на самом деле был попыткой решить в классических формах традиционный (византийский, а не католический) образ Христа Пантократора и напрямую продолжал концептуальные эксперименты Пуссена, начатые в «Смерти Германика»105. Примечательно, что все детали (включая мраморную колонну) имеют соответствие в тексте поэмы93.

Много позднее Кассиано даль Поццо даже призывал Пуссена «оставить в покое мраморы»50. Тон Пуссена в последующих апрельских письмах 1642 года становился всё резче. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.

В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. Все эти картины утрачены2324. Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу.

По сравнению с ранними вариантами Пуссен увеличил формат картин и расширил их по горизонтали (соотношение длины к ширине 6:4 против 5:4 первой серии), что позволило сделать композиции более монументальными. Для археологических изысканий Пуссен обратился к трактату А. Бозио «Подземный Рим» (1632).

В 1658 году для Пассара был исполнен «Пейзаж с Орионом». С точки зрения Ю. Золотова, качество этой картины не слишком высоко.

Сюжеты «Семи таинств» относятся к самой консервативной части католической иконографии. Эпикурейские мотивы почти исчезли из тематики его полотен, выбор античных сюжетов диктовался интересом к трагедии, влиянию Рока на судьбы людей. Постепенно сюжет сложился. Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ). Люди – второстепенные персонажи им отведено соответствующее место на полотне. Вскоре был написан еще один вариант этой картины — «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр).

Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Смилака представлена с вьюнком, а Клития— с гелиотропом. Высокие изрезанные уступами скалы окружены густым кустарником и могучими деревьями.

Основным парижским заказчиком Пуссена, в конечном итоге, оказался кардинал Ришельё.

Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. После разметки делался первый подмалёвок жёсткой круглой кистью. Пуссен мог читать на латинском языке (в том числе сочинения по философии и свободным искусствам), но не говорил на нём, однако, по утверждению Беллори итальянским языком владел так, «словно родился в Италии»123. Если под «Я» понимать усопшего, главный смысл картины переносится в конфессиональную плоскость и она напоминает о вечном счастье в царствии Небесном. В письме от 8 августа, адресованном Кассиано даль Поццо, Пуссен не скрывал радости: он испросил разрешения вернуться в Рим, чтобы забрать жену и был отпущен «до следующей весны»115.

В королевской коллекции Пуссен впервые мог познакомиться и с античным искусством22. Сюжет вновь был ветхозаветным (1Цар. 5:1-6): филистимляне, захватив Ковчег Завета, поставили его в своей столице в капище Дагона, за что Господь Бог наслал на них чуму. В итоге он вернулся в родительский дом и, видимо, вновь поступил к Варену. «Весна»— это Эдемский сад с Адамом и Евой, «Лето»— моавитянка Руфь на поле Вооза, «Осень»— посланцы Моисея возвращаются из земли Ханаанской (Чис. 13:24), «Зима»— всемирный потоп. Фабулы как таковой у картины нет, в неё главенствует мотив созерцания. Венчание прошло 1 сентября 1630 года в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

Тогда цикл виден в правильной последовательности: «Весна»— Воздух, дыхание Бога, давшее жизнь Адаму «Лето»— Огонь, солнечное тепло, дарующее урожай «Осень»— Земля, чудесное плодородие земли Ханаанской Зима— Вода и всемирный потоп. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Цветовая гамма построена на зелёных и серых тонах и «отличается вялостью».

«Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, — говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Пологу вторит строгость архитектурного фона, но показательно, что Пуссен не вполне справился с перспективным построением: правая стена как бы вывернута (по Ю. Золотову) на плоскость, а капители пилястров размещены несообразно замковому камню арки. Он хотел говорить о душе, а блеск колорита считал препятствием к достижению этой цели, боясь, чтобы удовольствие для глаз не подавило нравственное чувство. Свет на этой картине льётся от центра и Орион направляется навстречу нему. Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры.

По-видимому, не меньше, чем Писание, Пуссена вдохновляли «Метаморфозы» Овидия, в которых также сильны аллегории годичного цикла. Затем, в 1647 году он исполнил вторую серию по мотивам первой90. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле — наивысшей точке всей композиции произведения. Этот круг объединяло тяготение к классической античности45.

Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. По мнению К. Богемской, во французской живописи XVII века возник жанр «идеального пейзажа», который представлял эстетический и этический ценный образ бытия и человека в их гармонии. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце.

Пейзаж на заднем плане, скорее, фон, нежели окружающая среда94. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим.

Костелло187188. Картина относится к зрелому периоду творчества мастера, где четко выражены принципы классицизма. Этот подход был представлен именами Э. Панофского и Э. Гомбриха. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. В процессе написания картины Пуссен пользовался услугами натурщиков158.

Пуссена также представили маркизу Саккетти, но он не проявил интереса. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (1660—1664, Париж, Лувр). Картина была благосклонно принята не только заказчиками, но и простыми римлянами62. Первым серьёзным заказом от Сюбле де Нойе было «Чудо святого Франциска Ксаверия» для новициата иезуитского коллежа. Это, по-видимому, свидетельствует, что Пуссена не интересовала теологическая символика.

Они увидели в нем своего героя — непризнанного гения, скитальца и отшельника. Герои произведения заимствованы из «Метаморфоз» Овидия. Одновременно его биограф Беллори разъяснял, что художник стремился написать книгу, в которой обобщил бы свой опыт, но откладывал это намерение к моменту, «когда не сможет больше работать кистью». Первые два года Пуссен был лишён покровителей— кавалер Марино рекомендовал француза кардиналу Франческо Барберини, но в 1624 году первый патрон отправился в Неаполь, где скончался, а кардинал в 1625-м был направлен легатом в Испанию. Конфликт Вуэ и Пуссена был и конфликтом официозного барокко, которое символизировало мощь совершенной монархии и камерного интеллектуального стиля, востребованного в среде «Республики учёных», чьи неформальные кружки и культурные интересы восходили к эпохе Ренессанса103. Ту же идею выражает и композиция пейзажа — простая, логичная, упорядоченная.

Документы также свидетельствуют, что Пуссен хорошо зарабатывал: за «Мученичество св. Судя по сообщениям Зандрарта, Пуссен особенно близко дружил с Клодом Лорреном. Трагическая «Зима» — последнее произведение художника. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на третьем — холодные и прежде всего голубой.

Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. Контрастом стало увлечение Пуссена «Вакханалиями» Тициана, которые он видел в Венеции и несколько образцов которых хранились в Риме. Действие дилогии происходило, соответственно, в Афинах и в Мегаре. В этом же издании Ж. Тюилье поместил полный свод документов XVII века, в которых упоминалось о Пуссене198. Подход Пуссена к библейским сюжетам, несомненно, был вдохновлён христианской экзегезой. Основой сюжета вновь послужили овидиевы «Метаморфозы»: герои, погибая, обращаются в цветы. «Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) — это цветение мира, детство человечества.

Для своих образованных заказчиков в 1630-х годах Пуссен исполнил значительное число полотен на античные мифологические и литературные темы, такие как «Нарцисс и Эхо» (Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Институт искусств) и цикл картин по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобождённый Иерусалим»: «Армида и Ринальдо» (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Переписка прервалась до 8 мая 1640 года, когда Шантелу был отправлен в Рим, чтобы привезти Пуссена в Париж.

Аполлон дарует поэту указующий жест, а сам поэт демонстративно поднимает очи горе и заносит перо над тетрадью. Кавалер, как и Пуссен, недосягаемым образцом искусства считал творчество Рафаэля36. Выходец из Лотарингии, художник больше известен под именем Лоррена (что означает «лотарингец»). В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.

Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу «Хочется писать на сюжеты революции». Сфинкс олицетворяет «неясность вещей загадочных». Идея картины — служение долгу. Никола Пуссен родился на хуторе Вийер (Villers) в двух с половиной милях от Лез-Андели в Нормандии8.

В «Пейзаже с Полифемом» изображен мир пепельно-зеленых лесов, в которых скрываются дриады неподвижных скал, где прячутся пугливые ореады мир кристально чистых ручьев, где на берегах резвятся наяды, тела и одежда которых переливаются голубоватыми отблесками водных струй. Центральный эпизод здесь типологически близок картине «Пейзаж с человеком, убитым змеёй». 23 января 1628 года датирована первая сохранившаяся расписка самого Пуссена за «картину с разными фигурами». В 1627 году Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Упрекали Пуссена и в «недостаточном богатстве» оформления175176. Луки (её ректором был Пьетро да Кортона) и, вероятно, был одним из лидеров антибарочного движения в Риме, в которое входили и болонские академисты89.

Существует также версия, что на ритмическое построение композиции сильно повлиял так называемый «Саркофаг Мелеагра», который Пуссен мог видеть на Римском Капитолии68. «Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе. В их числе— Никола Фуке, кардинал Мазарини, писатель Поль Скаррон, парижские и лионские банкиры120.

Петра и Марцелла, где пять персонажей сидят за дуговидным столом рисунок подписан «Трапеза первых христиан». Действительно, на этой гравюре охотник также показан на возвышении и окружён облаком. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. «Чума» стала во многих отношениях новаторской для Пуссена.

Хотя ещё Беллори отметил влияние на Пуссена «Чумы по Фригии» Маркантонио Раймонди, к которому восходят и глубинная композиция с лестницей и жесты отчаяния изображённых персонажей, объяснения требует мотив такого обращения. Крупнейшим представителем классицизма во французской живописи XVII века был Никола Пуссен. Явно из Овидия появилась символика цветов, колосьев, винограда и льда, привязанная к соответствующим библейским сюжетам.

Беллори утверждал, что Пуссен исполнил несколько иллюстраций для поэмы Марино «Адонис», сохранившихся в римской библиотеке кардинала Массими38. Если античные одежды в таких картинах, как «Танкред и Эрминия», лишь средство героизации, то мифологические образы в пейзажах Пуссена служат раскрытию идейного содержания. Некоторые из них требуют пристального внимания, осмысления, определенной подготовки и знаний.

«Причастие» трактовано как изображение Тайной вечери, причём апостолов Пуссен расположил на ложах, как и было принято в те времена. Беллори Историю именовал ангелом, хотя и уточнял, что он оглядывается назад, то есть в прошлое задрапированную фигуру он именовал Религией107. От переписки с коллегами-художниками также почти ничего не осталось170.

Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Однако М. Алпатов и Ю. Золотов критиковали иконологический подход, как восходящий к традиционной академической трактовке Пуссена как «послушного иллюстратора»186. Огромную сумму в 2000 скуди он завещал наследнику семейству Даль Поццо— Фердинандо. Сама площадка действия обрамлена перголой, типичным атрибутом сада того времени. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной.

Впрочем их общение не было близким и ограничилось всего тремя визитами. А. С. Пушкина). На пересечении диагоналей помещён некий монумент, смысл которого неясен исследователям. Теперь они разбросаны по музеям всего мира (Лувр, Эрмитаж, Мадрид, Берлин, Лондон и т. д. ). Из Филострата был заимствован образ Пана играющего на флейте в роще наверху. Пуссен стремился в Италию изучать античное и ренессансное искусство.

В представленном полотне заключена идея величия и мощи природы, ее связи с человеком. Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Таким образом, это тип автопортрета для потомков, выражающий формулу non omnis moriar («нет, весь я не умру»)139.

Впрочем, в окончательный вариант эти детали не вошли. Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». Однако, несмотря на трагическое содержание, художник повествует о столкновении жизни и смерти спокойно. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным. К нему обращены движения наяд, составляющие ритмическое взаимодействие. Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует — она ободряет и возглавляет восставших.

Предположительно, Никола получил образование в латинской школе иезуитов в Руане. Но ее изображение у художника всегда граничит с мифологическими (чаще всего античными) образами. Картина построена так, что зритель постепенно втягивается в нее. Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю.

С его точки зрения, главный мотив картины не в показе Гнева Господня, а в том, что люди, даже испытывая отвращение к смерти и умиранию, не спасаются бегством, а движимы человечностью и состраданием. «Пейзаж с Полифемом» был исполнен для Пуантеля в 1649 году. Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть дАрколя».

С их точки зрения, Пуссен— «художник-художник, сила души которого проявлялась в споре аскетичной манеры и творческой свободы гения кисти»189. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита «Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630—1635 (Прадо, Мадрид). Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешён исследователями. На луврской картине сюжет решён весьма торжественно, что легко объяснимо: путто держит в руках «Одиссею», а у его ног лежат «Энеида» и «Илиада» муза, таким образом, — это Каллиопа. Пуссен подошёл к работе как истинный новатор, построив изображение чуда диалектически. Политика мало интересовала его, вот таким образом он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть дАрколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события.

Даже Ноев ковчег («Зима») может интерпретироваться как Церковь, то есть Тело Христово147. Натурализм и «вещественность» Караваджо отталкивали Пуссена, Фелибьен цитировал фразу «он явился, чтобы погубить живопись». 1627).

Один из этих рисунков, а именно «Рождение Адониса», был описан Беллори и послужил основой для идентификации этой серии. Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin в Италии его именовали Никколо Пуссино (итал. Niccol Pussino) 1594, Лез-Андели, Нормандия— 19 ноября 1665, Рим)— французский художник, один из основоположников живописи классицизма. Одним из наиболее загадочных для потомков и исследователей Пуссена полотен были «Аркадские пастухи» исполненные по заказу кардинала Джулио Роспильози— будущего нунция в Испании и Папы Римского79.

Дата рождения Никола Пуссена в точности не известна. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. «Чума в Азоте» была одной из заметных удач Пуссена того времени: в Риме с картины была снята копия, а Беллори включил её описание в биографию художника.

Однако круг общения Пуссена был иным— более «эзотерическая» культурная среда, наследники классических гуманистов. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Сам Пуссен держит руку на папке, по-видимому, с рисунками— атрибуте его ремесла.

Неторопливостью работы художник гордился, в среднем тратил на одну картину по полугоду или более165. «Битвы» настолько отличались от прочих римских произведений Пуссена, что выдвигались теории, что он исполнил их ещё во Франции. По Ю. Золотову, данный сюжет был вообще чрезвычайно редким в живописи XVII столетия, но Пуссен явно им дорожил исполнив два варианта этой картины, сходное по сюжету полотно «Парнас» и ряд зарисовок.

Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нём представлял М. В. Алпатов), материалы которого были изданы в двух томах. Мечта художника о гармоничном, разумно устроенном мире воплощена в прекрасном «Пейзаже с Полифемом». Как часто бывает в исследованиях творчества Пуссена, сюжет его сложен и граничит с аллегорией: поэта увенчивают венком в присутствии Аполлона и музы18. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Известности «Четырёх сезонов» способствовало то, что «Лето» и «Зима» были избраны для лекций в Королевской академии живописи в 1668 и 1671 году как наглядные образцы для обучения молодых художников.

Достаточно сопоставить для этого фигурки людей у подножия скалы с фигурой Полифема. Фигуры на холсте как бы выводятся на плоскость силуэтами, создавая причудливый узор. 1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом.

Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята. Одним из первых исключений был Эжен Делакруа, который охарактеризовал Пуссена как великого новатора, что было недооценено современными ему историками искусства.

Прозрачный воздух в его пейзажах сообщает объему каждого предмета кристальную чистоту, массы строго уравновешены. Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог». Судя по описанию, сделанному в мае 1665 года художником А. Брейгелем, Пуссен в последний год своей жизни не занимался живописью, но продолжал общаться с людьми искусства, прежде всего, К. Лорреном, с которым мог и «выпить стакан доброго вина».

Vita di Pussino из книги Беллори была издана на французском языке только в 1903 году. Ангела, над ним поднимаются клубы дыма. Композиция картины очень динамична. Именно Лебрен первым заявил, что Пуссен соединил графическое мастерство и «естественное выражение страстей» Рафаэля с гармонией красок Тициана и лёгкостью кисти Веронезе.

очарования картины.

В «Пейзаже с Полифемом» изображен мир пепельно-зеленых лесов, в которых скрываются дриады неподвижных скал, где прячутся пугливые ореады мир кристально чистых ручьев, где на берегах резвятся наяды, тела и одежда которых переливаются голубоватыми отблесками водных струй. Распродажей домашнего собрания Дюге занимался ещё в 1678 году149.

Впрочем, в счёт неустойки от контракта у Пуссена отобрали дом в Тюильри. 1630-е годы в наследии Пуссена были чрезвычайно плодотворными, однако недостаточно документированными: сохранившийся корпус переписки мастера начинается с 1639 года. Отныне художник работает с форматами только среднего размера, заказываемыми большими любителями живописи — даль-Поццо, Шантлу (Freart de Chantelou), Пуантелем (Jean Pointel) или Серизье (Serizier). Марино считал очевидным глубокое внутреннее сродство между живописью и поэзией и опубликованный в Париже в 1623 году «Адонис» в какой-то степени реализовывал эти постулаты.

«Весна»— земной Рай, время перед Грехопадением и дарованием Закона «Осень»— Земля Ханаанская, живущая по Божественному Закону «Лето»— время отпадения от Закона «Зима»— конец времён и Страшный суд. «Смерть Германика» демонстрировала необычайно интенсивную эволюцию Пуссена как художника и мастера70. Беллори считал главным достоинством этой картины «размышление над естественными действиями (итал. azione)». Пейзаж отличается широтой замысла, в композиции скалы, деревья, поля и рощи с поселянами, озеро и дальний морской залив создают многогранный образ природы в пору своего расцвета. В коллекции Виндзорского замка сохранились 11 графических листов (9 горизонтальных и 2 вертикальных) и 4 батальные сцены. Ренессансные интересы Пуссена были сосредоточены на творчестве Рафаэля и Тициана.

Картиной «Свобода на баррикадах» заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. В тот момент в Риме находилось множество французских художников, в том числе Клод Лоррен. Гравировал их Клод Меллан. В последний период творчества (1650—1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им.

Среди обычных для Пуссена символических деталей на многих картинах появляется змея— олицетворение зла, наносящее неожиданный удар124. Наверху— на небесах— чудо по молитве святого совершает Христос. В 1640-х годах Пуссен стал брать заметно больше церковных заказов, что могло быть граничит с его мировоззренческими исканиями (о которых ничего не известно), так и с конкретной ситуацией на рынке искусства. В 1648 году по заказу Серизье Пуссен исполнил два пейзажа с Фокионом: «Перенесение тела Фокиона» и «Пейзаж со вдовой Фокиона».

Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. воск оказывается в слое идеальности, которому он культурно не принадлежит. Именно в этом и заключается философское содержание «Пейзажа с Полифемом», Н. Пуссен и хотел показать Природу, в которой разумное начало заступило на место хаоса и бурного разгула стихийных сил природы.

Общение с Даль Поццо не прошло даром: разрабатывая сюжет, Пуссен стремился отыскать исторические корни каждого из таинств, работая как учёный вполне возможно, что ему помогали и римские гуманисты. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова».

Она соразмерна фигурам первого плана. Нельзя, однако, отрицать и мощнейшего античного мифологического пласта смыслов, обычного для Пуссена и круга его заказчиков. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Чем дальше уход взгляд, тем шире и свободнее становится живопись Пуссена. Действительно, некоторые позы и фигуры исполнены очень похоже на некоторые из виндзорских рисунков.

Беллори именовал композицию «Счастье, подвластное смерти» и классифицировал сюжет как «моральную поэзию» не исключено, что такие интерпретации исходили от самого Пуссена. Когда Бернини увидел эту картину (во Франции в 1665 году), она напомнила ему колористику и композиции Тициана. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок.

В этот период Пуссен исполняет рисунки и полотна на мифологические темы. Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита. Теория модусов предполагала определённые правила изображения для каждого типа сюжетов. Только в середине XX века выяснилось, что «Замечания о живописи», то есть так называемые «модусы» Пуссена, — не что иное, как выписки из античных и ренессансных трактатов4.

Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Эразма» для Собора св. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.

Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками. Друзьям он откровенно писал, что, кажется, совершил безрассудство98. Он носил с собой записную книжку и в момент появления замысла делал первичный набросок. Каждая картина Н. Пуссена есть дань обожаемому им искусству.

В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты». Пуссен не был педантом и доверял глазомеру, не применяя точной разметки полотна. По-видимому, это должно означать, что обнажённый Юпитер в венке (но с дубинкой на плече) и мучители— язычники и варвары.

Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Приём, оказанный ему, он описал в письме от 6 января 1641 года, адресатом был Карло Антонио даль Поццо. Для Пуссена это бы отвлекало зрителя от основной темы картины.

Первоначальный графический набросок с этим решением сохранился в Берлине. Мари происходила из разбогатевшей крестьянской семьи и была неграмотна. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы — то любопытные, то озадаченные, то грустные. В данном каталоге была сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился ещё в 1630-е годы199.

Примечательны строения на горизонте, одно из них явно напоминает римский Замок св. Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь. По мнению Ю. Золотова, данная композиция развивала один из мотивов «Аркадских пастухов». В собрании Эрмитажа сохранился и набросок Пуссена с росписи из Катакомб св. На нем останавливали свое внимание как предшественники Н. Пуссена, так и его современники, выбирая из него различные эпизоды для своих произведений.

Согласно К. Кларку, композиция «Аполлон, коронующий Вергилия», предписанная заказчиком изначально была такова, что даже талант Пуссена-рисовальщика «не мог сделать этот тип тела интересным»106. Для «Рукоположения» был избран эпизод вручения ключей апостолу Петру, а таинство брака было обручением Иосифа и Марии. Царлина, перенести на живопись177.

Но «Пейзаж с Полифемом» — это не передача античного мифа, не иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия. Небо и море, горы и деревья, мифологические существа и люди становятся частями этой поэмы.

На грунт наносились углем или мелом общие контуры фигур, групп и архитектурных деталей. Около 1618 года он отправился в Рим, но добрался лишь до Флоренции.

В этих акцентах находят выражение внутренние переживания героев. Судя по описанию, у Пуссена был собственный домашний музей, включавший более 1300 гравюр, а также мраморные и бронзовые античные статуи и бюсты156, шурин оценил стоимость всего этого в 60 000 французских экю157. Сюжет заимствован у римского историка Тита Ливия. Эразма» он получил гонорар в 400 скуди, «Смерть Германика»— 60, «Царство Флоры»— 100 и за «Чуму в Азоте»— 110 скуди (за «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона получил 200 скудо). Но прежде всего— о содержании.

Первоначально Пуссен был обласкан властями предержащими. При этом в живописи Рафаэля господствовали пластические формы и линия. Фигуры размещены свободно, а интервалы между ними ритмически выразительны. Крупнейшей работой 1640-х годов для Пуссена стала вторая серия «Семи таинств», написанная по заказу того же Шантелу. Происходило это потому, что Делакруа считал «.

1640-х — начало 1650-х — один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Луврский упоминался в письме Шантелу от 29 мая 1650 года, поскольку был исполнен по его заказу. Художник не был революционером и сам признавал это: «Я мятежник, но не революционер». Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее.

В списке упоминаются около 400 графических произведений и эскизов. Его картины стали цениться и многие желали иметь у себя хотя бы повторение. По сообщению Роже де Пиля (1699), около трёх месяцев молодой Пуссен провёл в мастерской фламандца Фердинанда ван Элле, но расстался с ним, поскольку ван Элле специализировался на портретах— жанре, который и впоследствии мало интересовал художника. Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека — «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св.

Судя по размерам и композиции, пару ему составляет «Пейзаж с Гераклом» (хранящийся в ГМИИ), но о последнем не упоминается в источниках. Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) — программное произведение классицизма. Жесты воинов (один сдерживает плач) создают общую атмосферу суровой скорби. следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. У фонтана помещена герма Приапа, отсылающая к овидиевым «Фастам», где, собственно и описан сад Флоры77.

С кардиналом они сотрудничали до самого отъезда художника в Париж в 1640 году75. В письме 2 августа 1655 года упоминается, что в Риме нет художников, равных Пуссену, несмотря на «ошеломительную» стоимость его полотен. Сюжет картины «Смерть Германика» основан на второй книге «Анналов» Тацита: славный полководец пал в Сирии от яда завистливого императора Тиберия. «Действие разума» лежит и в основе сюжетных решений художника.

Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. Датировки всех этих полотен и их повторений чрезвычайно различны. Идол же при этом был чудесным образом разбит на куски. Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Марино был связан с неортодоксальными мыслителями Италии, в том числе Джордано Бруно и Джулио Ванини идеи последнего в какой-то степени повлияли на образный строй и содержание поэмы «Адонис». Он жил и работал в основном в Риме.

Илер Падер в 1654 году посвятил Пуссену панегирик в поэме «Говорящая живопись» и в том же году Пуссен вошёл в число тех 14 академиков Святого Луки из числа которых выбирался глава Академии122. Этим он принципиально отличался от ренессансных живописцев, веривших в реальное всемогущество человека140. В композиции можно найти известные параллели «Царству Флоры», а техническое решение уравновешивание сцен, с расположением их на дополнительных оптических осях, аналогично142. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года и «три славных дня» предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного.

Предметом его первостепенного интереса были античные руины и скульптуры. Курьёзный случай произошёл с картиной «Ревекка у колодца», которую критик упрекнул в том, что на полотне отсутствуют верблюды из канонического первоисточника при этом на данном обсуждении присутствовал лично основатель Академии Кольбер. «Соборование» было начато в 1644 году, а в марте 1648 года был закончен «Брак», на котором завершилась и серия. Развитие мастера очевидно: несколько «Вакханалий» демонстрируют тонкость цветовых решений— явное влияние венецианской школы61. Эти последние части— от художника и им нельзя научиться.

Веласкес в «Менинах» изобразил себя непосредственно во время творческого акта.