Пикассо Арлекин И Его Подружка

Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты), Пикассо, 1901

«Портрет Абруаза Воллара» недаром всегда называли шедевром психологического реализма. К концу 1908 года настроение «скорби последних дней» сменяется ясной созерцательностью. Его живописные портреты начала 1920-х годов изящны и напоминают о графичности Энгра. Смерть тореро» (1933, Музей Пикассо, Париж). В этом году словно произошло перерождение Пикассо.

Вершиной аналитического кубизма считается «Портрет Амбруаза Воллара» (1909–1910, ГМИИ, Москва). Здесь зритель видит наклеенный в центре кусок бумаги, который изображает фарфоровую компотницу с виноградной гроздью и грушей снизу приклеена выкройка из серой бумаги с мраморной текстурой. Пабло Пикассо (Pablo Picasso) – шедевральный великий и значимый художник Испании, основоположник кубизма, который оставил необъятное творческое наследие, да такое, что всех его работ не знает никто, даже его профессиональные биографы.

Перед нами пара уличных артистов за столиком кафе. Таковы картины «Две обнаженные» (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Сидящая обнаженная» (1906, Национальная галерея, Прага), «Гертруда Стайн» (1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Художник никогда не имел заранее намеченного плана.

Известно, что мастер часто посещал это парижское заведение, служившее одновременно биржей для многочисленных акробатов, мимов и жонглеров, которые приходили сюда в надежде получить хоть какую-то работу. Его подружка, напротив, рассеянна и печальна. Образ мифической Дафны характеризует ее спокойную личность и естественную красоту. Третий элемент – растение филодендрона. Яков Тугенхольд так сказал об одном из натюрмортов Пикассо: «Бутылка на столе так же значительна, как религиозная картина». Интересны импровизации художника на темы старых мастеров и картин, ставших классикой мирового изобразительного искусства: «Алжирские женщины» (по Делакруа, 1954–1955), «Менины» (по Веласкесу, 1957), «Завтрак на траве» (по Мане, 1959–1961), «Похищение сабинянок» (по Давиду, 1961–1962), «Турецкая баня» (по Энгру, 1968).

Все в этих композициях символично. Голубоватый мрамор столешницы перекликается с цветом стены и одежды самого Арлекина. Эти образы сами по себе являются протестом против безжалостной агрессии. Работоспособности Пикассо, можно только позавидовать: примерно, 80 тысяч работ, а по другим подсчетам (не включая рисунков, эскизов, керамических произведений и незавершенных работ) – около 20 000 экземпляров. Создавая «Гернику», Пикассо писал множество отдельных мотивов и сюжетов этой композиции в виде небольших рисунков и картин. Лица героев повернуты вразные стороны, наних лежит печать равнодушия, новместе стем сильный, гибкий контур, очерчивая фигуры иизолируя ихотреального окружения, создает своеобразное единство разобщенных всвоем одиночестве персонажей.

Типичным образцом подобных композиций можно назвать полотна «Ольга Хохлова» (1917, Музей Пикассо, Париж), «Сидящий Арлекин» (1923, Национальный музей современного искусства, Париж). Подобные приемы уже говорят о переходе художника к кубизму. Он следит за постояльцами, в надежде разглядеть своего будущего работодателя.

Арлекин и его подружка 
 (Странствующие гимнасты)

Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)

Пишет Пикассо и свои излюбленные натюрморты с гипсовыми античными слепками, которые кажутся героями классических драм в модернизированных постановках («Натюрморт с античной головой», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Мастерская с гипсовой головой», 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Оно словно является откликом на стихотворение Бодлера: «Я воспеваю грязного пса пса-комедианта». Их челюсти злобно оскалены, а острые конечности угрожающе вскинуты вверх. Каждая полоса следует по своему курсу – та что справа формирует большую английскую «P», поскольку она создает петлю вокруг каменного изваяния левая полоса кружится у закинутых рук и головы Марии-Терезы, создавая вторую «P».

В 1906 году лирический «Розовый период» сменяется монументальностью и обобщенностью мощных форм. Обращение к данной теме несло для Пикассо глубокий общечеловеческий смысл: странствующие гимнасты олицетворяли для него не столько искусство цирка, сколько искусство вообще, а сам шут сделался символом непонятого художника (недаром в дальнейшем Пикассо не раз изображал себя Арлекином). В это время Пикассо увлекается натюрмортами и наделяет их глубоким философским значением.

Не оставлял художник и манеры кубизма. Пикассо очерчивает фигуры сильным, подчеркнуто резким контуром, создавая с помощью этого художественного приема образ «одиночества вдвоем».

Становится ясно, что Пикассо воспринимает процесс создания полотна как некую бесконечность, протяженную в пространстве и во времени. Теме корриды был близок образ чудовищного Минотавра, в котором Пикассо видел воплощение подсознательных инстинктов человека и стихийных разрушительных природных сил (офорт «Минотавромахия», 1935, Музей Пикассо, Париж рисунки и гуаши с изображением Минотавра (1935–1936). Зритель видит сильных, молодых людей, утомленных тяжелой жизнью уличных артистов. На лицах персонажей усталое безразличие их головы повернуты в разные стороны. Кажется, будто об этой картине Аполлинер писал в одной из своих поэм: «Маленький дух без признаков плоти — каждый подумал». В это время самыми крупными его работами являются «Мастерская в Калифорнии» (1956, Музей Пикассо, Париж), «Весна» (1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Бухта в Канне» (1958, Музей Пикассо, Париж), «Утренняя серенада» (1965, Малый дворец, Женева), «Кавалер с трубкой» (1970, Музей Пикассо, Париж).

Оно расположено на заднем плане. Ранняя форма кубизма (1908–1912) называется аналитической. К тринадцати годам он уже освоил академическую программу. Абсолютно другим художник предстает после написания «Авиньонских девушек» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Пикассо вслед за Бодлером хочет «воспеть славных псов которых всякий гонит от себя, как заразу, кроме бедняка, цыгана и уличного акробата, которому они сотоварищи и поэта, который смотрит на них взглядом собрата». Он наблюдает за своей возлюбленной и защищает ее, одновременно подвергая необходимым жертвенным обрядам живописца – стремлению обладать и преобразовывать ее в искусство. Это — каминная полка, где расположена сама компотница и визитная карточка художника.

Описание картины 
«Арлекин и его подружка 
 (Странствующие гимнасты)»

Описание картины «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)»

Это на самом деле поразительно. В самом деле современники считали подобные произведения некими «черными иконами», которые, хотя и составлялись из обычных хозяйственных предметов, но существовали исключительно для потребности художника в самовыражении.

Замечателен натюрморт Пикассо «Букет цветов в сером кувшине и рюмка с ложкой», где пышный букет напоминает о полотнах Руссо Таможенника: такая же вызывающая экзотичность и таинственность. Осталось лишь представление очень уязвимого и попросту смертного человека, полностью осведомленного в краткости человеческой – но больше всего в своей – жизни. Классические мотивы претерпевают под кистью художника экспрессивные деформации.

Пикассо использует колорит, основанный на теплых, почти солнечных оттенках. Голубоватый мрамор столешницы перекликается с цветом стены и одежды самого Арлекина.

Арлекин и его подружка 
картина Пабло Пикассо

Арлекин и его подружка картина Пабло Пикассо

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Цветовая гамма в основном серая, зеленая, охристая. Художник уравновешивает их крупными красными, желтыми и небольшим зеленым полем.

Так возникает атмосфера уютной, наполненной светом комнаты. Это «Коррида» (1934, частное собрание), «Коррида. Замечательно полотно «Мальчик с собакой» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Интересны композиции «Три музыканта» (1921, Музей современного искусства, Филадельфия) и «Танец» (1925, Галерея Тейт, Лондон), где накладываются одна на другую цветные плоскости.

Персонажи этих полотен изображены за столиком в кафе. Так, осенью 1901 года Пикассо исполнил два знаменитых полотна — «Арлекин и его подружка» и «Любительница абсента».

00161 Арлекин 
и его подружка Пикассо 
Этюд

00161 Арлекин и его подружка Пикассо Этюд

Мир балета не мог не оказать влияния на дальнейшее творчество художника.

Тоской и одиночеством веет от этой пары, сидящей в дешевом кафе. По сей день на разных аукционах «всплывают» неизвестные, преимущественно небольшие работы Пикассо. Такова «Компотница с виноградной гроздью и грушей» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художника привлекает женская нагота, простая, как само понятие «женщина».

Коллекция Пабло Руис Пикассо Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)

И. А. Одинаково показан поворот голов человека и животного, ритмы композиции синхронны. Вкартине Пикассо «Странствующие гимнасты» застолом сидят два цирковых актера: Арлекин снабеленным лицом трагика Пьеро иего подружка, лицо которой похоже наяпонскую маску. В картине «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)» Пикассо изображает двух сидящих за столом цирковых актеров – Арлекина с набеленным лицом трагика Пьеро и его подружку, лицо которой похоже на японскую маску.

Натюрморты этого времени легки и образуют несложную композицию («Горшок, рюмка, книги», Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1950–1960-е годы мастер продолжал активно работать. Он свободно меняет пропорции и ракурсы, в результате чего большие фигуры оказываются расчлененными на отдельные фрагменты («Женщины, бегущие по пляжу», 1922 «Флейта Пана», 1923, обе — Музей Пикассо, Париж).

В этом произведении сочетается аскетизм Сурбарана и условность византийской иконописи. Вся работа наполнена печалью и даже некоторой тоской. Арлекин сосредоточен и внимателен.

Картина открывает голубой период творчества великого художника. В глазах коломбины тоска и усталость. Например, каждое из 58 полотен «Менин» (все — Музей Пикассо, Барселона) представляет собой моментальный снимок, остановившийся на миг в непрерывно меняющемся сознании кадр, а также каждый раз новое прочтение художником великого Веласкеса.

Описание картины 
Пабло Пикассо «Арлекин 
и его подружка»

Описание картины Пабло Пикассо «Арлекин и его подружка»

Издали фигура серым пятном выделяется на темном фоне, только голубоватый фартук и красноватые блики на плече и у ног несколько оживляют и освещают полотно. Колорит работы создает сложное настроение работы, атмосферу легкой грусти, печали, апатии. Пикассо, как и прежде, предпочитал работать сериями: «Жаклин в профиль» (1959), «Художник и модель» (1963–1965), «Художник» (1964), «Мушкетер с трубкой» (1968). Руки героини и, возможно, чересчур длинные хрупкие пальцы не нарушают гармонии облика.

Таковы «Сидящая купальщица» (1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Фигуры на берегу моря» (1931, Музей Пикассо, Париж). Период этот наполнен грустью, печалью и философским пессимизмом. Он подходил к холсту или листу бумаги и немедленно начинал на нем импровизировать.

В «Авиньонских девушках» Пикассо смело использует резкие деформации и жесткие изломы. Это произведение «Голубого периода» передает испытываемое человеком острое одиночество во враждебном мире, где на искреннюю любовь способны только матери, дети и животные.