Пикассо Дама С Абсентом

История одного шедевра: «Любительница абсента» Пикассо

С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). Перед ней стоит, видимо, не первый бокал с мутновато-зеленоватым абсентом. В своих грезах героиня чувствует себя комфортно. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre dabssinthe).

Во-первых, сюжет полностью обнажает психологию женщины. Он проклинал мутно-зелёную жидкость и называл абсент зелёной ведьмой, требовал наложить запрет на этот источник безумия и преступлений идиотизма и позора. Его произведения пользуются огромным успехом. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество.

Новая композиция, несомненно, была связана с «Кафе в Арле» Поля Гогена, находившемся тогда в галерее Амбруаза Воллара. Их уединенность подчеркнута композиционным построением. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). «Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». С 1926 года она хранится в Чикаго.

На них газеты, спички, пустая бутылка. Их объединяет одно – потеря надежды. Картина «Абсент» просто преисполнена безнадежностью, которую в немалой степени усиливает блеклый колорит. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. В 1887 году появляется картина Ван Гога «Натюрморт с абсентом».

Любительница абсента 
картина Пикассо

Любительница абсента картина Пикассо

По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Он активно занимается скульптурой изготовлением статуэток животных, декоративных блюд и тарелок, кувшинов и пр.

Образ мифической Дафны характеризует ее спокойную личность и естественную красоту. Это дань моде. Весной 1914 годаПикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента.

Коническое основание бокала — шея. На лице написано слабое подобие улыбки, сарказм, обреченность и усталость. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Кроме того, пара занимает только правый угол картины, остальные две трети – это полупустые столы.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо, 1901

Любительница абсента, Пабло Пикассо, 1901

Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Во второй половине XIX века ее можно найти в работах Дега и Тулуз-Лотрека. Он сам охотно употреблял этот напиток, который вызывает в том числе и нарушения зрения. Во-вторых, колорит.

Этот напиток применялся, чтобы снять похмелье. Он предоставлял зрителю вглядеться в те реалии, которые его окружали. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния. Для картины «Любительница абсента» Пабло Пикассо нуждался в холсте, которого у него тогда, по бедности, не было.

Он взял свою прежнюю работу, относившуюся к 1900 году и, по-видимому изображавшую канкан (аналогией может служить – «Французский канкан», Пикассо, частное собрание) и замазал ее так, что случайно осталась только головка рыжеволосой танцовщицы. 73 x 54 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека. Об этом свидетельствуют картины Жана Беро. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).

В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Темно-синий тон создает ночное окружение, в котором бюст набирает волшебных качеств парящего яркого лунного шара, а Мария-Тереза возникает словно дремлющая лунная дева. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Увлечение абсентом привело и к помрачению сознания в 1888 году, когда он отрезал себе ухо. Даже при полном одиночестве вдвоем все же сохраняется внутренняя близость этих людей. Во Франции предполагают, что впервые работа была выставлена на второй выставке импрессионистов под названием «Абсент».

Описание картины 
«Любительница абсента»

Описание картины «Любительница абсента»

Оно расположено на заднем плане. По Мане» (1960). Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Лучшие ювелиры продавали «феминам» изысканные серебряные и позолоченные шприцы. В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». Пабло Пикассо подчеркнул эту особенность размытым окружением.

Показать жизнь «красиво» художник не стремился. Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков. Женщина загнанна в угол буквально и метафорически. Абсент напиток горький, вот таким образом традиционно в него добавляли сладкую воду.

Люди были уверены — в случившемся виноват абсент. Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив. В богемном Париже двое страдают от одиночества, даже находясь рядом. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара.

Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. Таким образом рюмка абсента на переднем фоне становится ключом к пониманию сюжета. Кафе бедное: она сидит не на стуле (иначе была бы видна спинка), а на табурете.

Столешница мраморная – это практично. Образ трагичен и одновременно чрезвычайно напряжён. Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая. Но в картине молодого испанца эта тема звучит с неведомым для его предшественников драматизмом, выраженным в емкой, лаконичной форме. Коническое основание бокала — шея. Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Жест правой руки, обхватывающей плечо, Пикассо, по всей вероятности, позаимствовал у своего испанского современника Сантьяго Русиньоля, который воспроизвел подобный жест в «Морфинистке» (1894, музей Кау Феррат, Ситхес), показывая страдания женщины, сходяшей с ума.

Здесь она отсутствует. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950).

Совет 1: О чем думает 
«девушка с абсентом» 
на картине Пикассо

Совет 1: О чем думает «девушка с абсентом» на картине Пикассо

На архивных фото, сделанных в парижском кафе, он вечно сидит за фужером абсента. Картина находится в музее Ван Гога в Амстердаме, Нидерланды. Но здесь не найдется даже намека на страх, раболепие или элементарное желание уклониться от истины – как всегда Пикассо точно знал кем он был и что противопоставлено ему.

Физиономически она не походит на двух прежних «любительниц». Во взгляде отсутствует мысль, размышление, разум. В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). В кафе «Четыре кота», где собирались молодые испанские авангардисты, часто обсуждались очень популярные во французском искусстве сюжеты, в частности, присутствие женщин в кафе («Интерьер кафе Четыре кота», Пабло Пикассо, 1899, частное собрание).

Место действия на картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» обрисовано с исключительным лаконизмом. Средством послужила картина «Абсент». Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии. Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. Работоспособности Пикассо, можно только позавидовать: примерно, 80 тысяч работ, а по другим подсчетам (не включая рисунков, эскизов, керамических произведений и незавершенных работ) – около 20 000 экземпляров. Пабло Пикассо (Pablo Picasso) – шедевральный великий и значимый художник Испании, основоположник кубизма, который оставил необъятное творческое наследие, да такое, что всех его работ не знает никто, даже его профессиональные биографы.

После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили. Сразу видно, что мыслями женщина находится где-то далеко.

Пикассо пока не переехал в Париж. Единственное украшение скудного интерьера – округлое зеркало в черной резной раме. Модель его разводит водой из бутылки, стоящей на соседнем столике. Картина написана осенью 1901 года в Париже и находится в Эрмитаже. Присутствие женских образов на многих его картинах, запечатлевших парижские кафе, не случайно. Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены.

В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Но интереснее другое.

Дега поместил пару на наклонную плоскость. Третий элемент – растение филодендрона. Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. Непосредственной предшественницей «Любительницы абсента» послужила картина тогдашней звезды барселонского авангарда Рамона Касаса «Мадлен», привезенная им из Парижа (1892, музей Монтсеррат).

Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Над этим Пикассо просит поразмышлять самих зрителей. Сколоченный из легких планок, «непрофессионально» сделанный подрамник снова пошел в дело. Он лаконичен.

Модным десертом была клубника в эфире. Одна рука «Любительницы абсента» поддерживает подбородок – эта деталь перенесена из предыдущей пастели, а другая судорожно обхватывает плечо, так что вся фигура кажется сжавшейся в комок. Проблема алкоголизма, которая встала перед самим художником. Застывшее тело женщины только усиливает это впечатление.

Это вы утратили нравственность». С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910).

Совет 2: Как употреблять 
абсент

Совет 2: Как употреблять абсент

Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) – самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира» статуя «Человек с ягненком» (1943 – 1944) живописные панно «Война» и «Мир» (1952) панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 – 1957) ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velzquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (douard Manet) и др. В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ. Она вся съежилась.

Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. Они стали встречаться на пляс Пигаль в кафе «Нью-Афины».

5 великих полотен, посвященных абсенту

Она за ними не следит и они расставлены враскорячку. По Делакруа» (1955) «Менины. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. Используя мотив Тулуз-Лотрека и Дега, Пикассо достигает в отличие от своих предшественников особой символической обобщенности и «знаковости» образа.

По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. Он не смотрит на свою спутницу, его лицо одутловато от того, что он регулярно пьет.

В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Начало оживления жизни. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру. В 22 года его привлекает популярный сюжет, связанный с всеобщим увлечением абсентом. Простая, но изобретательная технология позволила добиться очень редкого живописного эффекта – особой матовости холста и сохранения его «зерна».

После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. Они имеет вид людей, отрешенных от действительности. Тема одиночества изоляции и пустоты в кафе не нова.

Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Пабло Пикассо Любительница абсента (1901).

Около мужчины высокий бокал с мазарганом. На столе стоит бутылка с водой и бокал с абсентом. Но в картинах молодого испанского художника еще пока не было чувства драмы. Иллюстрация: «Абсент — это смерть». Эдгар Дега, автор картины «Абсент» изобразил своих друзей – актрису Эллен Андре (которая в жизни была вполне ухоженной женщиной, служила моделью и Ренуару и Жерве, танцевала в Фоли-Бержер) и художника Марселена Дебутена. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903).

Картина «Абсент» 
– дорога в никуда

Картина «Абсент» – дорога в никуда

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Александр Дюма сокрушался, что морфин быстро становится «женским абсентом». Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а самбокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Возможно именно он сидел за этим столом. Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Их лица угрюмы.

Особое внимание может привлечь положение рук женщины. С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты.

Весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Холст, масло. Она стала также моделью для нескольких безмятежных и величественных скульптурных бюстов исполненных в 1932 году в замке Буажелу, который он приобрёл в 1930 году.

Она задумчива и закрыта. Залог нескорого возвращения в реальность – полупустой бокал Напитка фей. По сей день на разных аукционах «всплывают» неизвестные, преимущественно небольшие работы Пикассо. Зачем рисовать такие мерзости. Это трагическое событие сильно потрясло художника. В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения.

В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Произведение иллюстрирует нравы парижской жизни, поднимает проблему алкоголизма, которую описывали и другие художники, в том числе и писатель Э. Золя. Вторая рука, которая на картине непропорционально большая, обхватывает плечо. Через окно виден уходящий человек. Доктор Ординер умер в 1821 году — к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка.

Но настоящим «женским наркотиком» был все-таки абсент. Картина «Любительница абсента» Пабло Пикассо имеет очень сильное эмоциональное воздействие. Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901). Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. В 1876 году часть импрессионистов отказались от посещения любимого кафе Курбе «Гербуа», где было слишком шумно.

Его друг Поль Верлен – богемный поэт Парижа, воспевавший этот напиток во времена своей молодости, напишет в своей автобиографической Исповеди (1895): Что за идиот окрестил его волшебным, зеленой Музой. В ее лице читается жесткость и упрямство. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).

Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра. Он бывает здесь наездами из Барселоны. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым».

Пабло Пикассо и 
его любительницы 
абсента

Пабло Пикассо и его любительницы абсента

Это приводит к тому, что весь мир предстает в желтых тонах. Это классический французский способ употребления абсента. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Полотно лишено всего избыточного, лишнего. В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914).

Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца— Руис и матери— Пикассо. Еще в Барселоне в последние годы XIX века Пабло Пикассо испытал влияние живописи французских импрессионистов. Оба одеты неряшливо, в особенности мужчина.

Любительница абсента 
картина пикассо

Любительница абсента картина пикассо

Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Она никому не нужна, только абсент ее друг и утешитель. Картина необыкновенна по жестикуляции. За спиной Любительницы стена, крашенная в два грязноватых цвета. Каждая полоса следует по своему курсу – та что справа формирует большую английскую «P», поскольку она создает петлю вокруг каменного изваяния левая полоса кружится у закинутых рук и головы Марии-Терезы, создавая вторую «P».

В палитре мастера преобладают голубые оттенки. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день.

Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920.

Картина до сих пор находится на этой исторической основе. Какое-то тесное кафе на Монмартре. Ноги безобразно вытянуты вперед. Однако эта композиция не вполне удовлетворила художника. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932).