Пикассо Танцовщицы

«Пикассо Хохлова» : история любви испанского художника и русской танцовщицы

Почти всю свою жизнь прожив во Франции, Пабло Пикассо всегда оставался испанцем. «Герника» – это Апокалипсис XX века, в страшных сумерках которого высвечивается растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, мать с убитым ребенком и женщина, которая держит в руке светильник. Портреты Ольги конца 1920-х – скажем, «Большая обнаженная в красном кресле» с гнущимися ногами-сосисками, отвислой раскиданной грудью, оскаленными акульими зубами и угловато-наглой вагиной или «Сидящая в кресле», разъятая на части, как сгнивший труп, – полны такой телораздирающей ненависти-страсти, что впору испугаться. Сам Пикассо выставлялся в Лондоне, Берлине (1911, Сецессион), Москве («Бубновый валет»), Мюнхене (1912, «Синий всадник») и Нью-Йорке (1913, Армори-шоу). Пабло увлеченно рисует танцующих балерин.

Главная героиня выставки – первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова. Образы «Герники» напоминают вневременные фантомы, галлюцинации. Убийцы.

Черная повязка на голове и Croix Guerre («Военный крест») требовали к себе уважения. Пабло Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 года. Более того – себе понравиться. В виде бонуса Пикассо написал специальный занавес из всего любимого: там был шар из «Девочки на шаре», Арлекин, Коломбина, тореадор, арап, белый Пегас, на его спине – балеринка, тоже с крыльями.

Свиньи. В первом случае пуля пролетела мимо и дама через некоторое время стала женой Рамона Пишо. По инициативе критиков затевается процесс о «преднамеренной клевете», но почему «о клевете». В ней он хранил бесчисленное множество предметов, приобретенных специально или случайно подвернувшихся под руку. Лето 1909 года художник провел в Каталонии, где исполнил серию кубистических пейзажей («Завод», 1909).

Сегодня экспозицию принимает ГМИИ им. Именно этим предложением объяснялся энтузиазм, с которым он принялся за работу в Риме. 12 июля 1918 года Пикассо женился на Ольге Хохловой. Здесь он создает пейзажи с видом на памятник Колумбу, воздвигнутый в конце улицы Рамблас. Его хрупкие Арлекины изображали жизнь за сценой.

Многие Друзья отговаривали его от брака с Ольгой, считая, что он будет неудачным. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где еелечили электрошоками. По замыслу автора, зритель сам должен проделать определенную аналитическую работу по воссозданию образа музыкального инструмента. Среди самых красивых ранних натюрмортов художника – небольшая овальная картина «Музыкальные инструменты».

На картинах пляшут вакханки, кентавры и фавны. – Нет, это вы, -последовал ответ. Этим элегантным талантливым поэтом был Жан Кокто, ставший известным в те годы благодаря своей работе в «Русском балете».

Но эта форма отношений не устраивала ни Ольгу, ни Пикассо. «Парад» — так назывался спектакль — объединял сцены цирка и мюзик-холла с их великолепием иллюзиями и грубовато-яркими представлениями. «Выменя компрометируете», — говорила она испанскому мачо. Каждый портрет Хохловой втовремя воплощал образ идеальной красоты античной богини. Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы. В1917 году вРиме, танцуя вкордебалетеу Дягилева, она познакомилась сПикассо.

В столице Каталонии труппа была принята с восторгом. Когда «Русский балет» покинул Барселону и отправился в турне по Южной Америке, Ольга Хохлова осталась с Пикассо. Буржуазное счастье рухнуло в одночасье, когда стреноженный размеренной жизнью Пикассо вдруг пресытился благопристойной рутиной и ринулся в новый роман – с 17-летней девушкой-спортсменкой, которую подцепил у «Галери Лафайет». «Женщина-цветок», написанная в1946 году— это ода женственности инежности.

«Яхочу узнавать свое лицо», — сказала ему молодая жена. Следующим шагом стало для него создание кубистических конструкций или ассамбляжей. Летом 1912 года Пикассо создает серию изображений музыкальных инструментов. Пикассо не мог жить без общения с женщиной он пережил несколько романов после смерти Евы. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, создавало монстров, неких разорванных на части существ, раздутых до абсурда и бесформенных или воплощающих агрессивно-эротические образы. Гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия и Аристофану свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.

В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химической жидкостью. В те годы темой большинства его работ стали неживые предметы. Подхватив первое «произведение» – сына Поля, Ольга сбежала из Парижа на Лазурный берег.

Описание работы 
«Три танцовщицы»

Описание работы «Три танцовщицы»

А Кокто получил взыскание за то, что угрожал тростью адвокату пострадавшего. «Вы меня компрометируете», – шипела она. Он простодушно радовался семейной жизни, наслаждаясь ролью мужа и отца (в 1921-м Ольга родила ему сына, Поля), честно заработанным богатством и блеском светской жизни. Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь. Он продолжал много работать, обычно по ночам. Наиболее драматичное выражение эта тема найдет почти двадцать лет спустя в «Гернике».

Она радикально изменила не только быт художника, но и его творчество. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример горения во имя искусства. Ссору удалось уладить после того, как художник согласился оформить, как того хотел Дягилев, «Пульчинеллу» в стиле итальянской комедии дель арте. Часть экспозиции под названием «Смена декораций» расскажет о светских салонах, апартаментах и замках, где проводила время семья Пикассо.

  • Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах
  • Пикассо и Хохлова: роман живописи с балетом
  • Танец, Пабло Пикассо – описание картины
  • Фотоархив: Пикассо — друг русского балета
  • Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова
  • Пикассо и Хохлова: живопись и балет

Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) – самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира» статуя «Человек с ягненком» (1943 – 1944) живописные панно «Война» и «Мир» (1952) панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 – 1957) ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velzquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (douard Manet) и др. В 1955 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Это преображение совпало по времени с появлением в жизни художника Марии-Терезы Вальтер. Замысел Кокто, желавшего за веселой мешаниной (в балетике сплелись пантомима, цирк, кино и варьете) обнажить горькую экзистенциальную правду жизни, жизнелюбивый Пикассо отмел: цирк так цирк. Касагемос – неожиданный герой из-за его безвременной кончины 20 лет назад Пикассо немало выстрадал, что положило началу его «голубого периода».

Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Пикассо впервые встретился с Маринетти в 1909 году. Когда Русский балет отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться. На художника посыпались обвинения в измене со стороны кубистов дадаисты называли его «мертвым художником». Сам Пабло написал на нем: «Посвящается Дягилеву. Он остановился в отеле неподалеку от моря. Премьера «Парада» состоялась 17 мая 1917 года в театре «Шателе», где «Русский балет», несмотря на военное время, открывал свой сезон.

  • История любви: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
  • Танец с покрывалами (Обнаженная с драпировкой) картина Пикассо
  • Развлекательно-познавательный блог Коктейль
  • Новая выставка в Париже исследует брак Пикассо с балериной Ольгой Хохловой
  • Пабло Пикассо и семь его главных женщин
  • Ольга Хохлова – муза и жена Пабло Пикассо (7 фото)

Впоследствии, в течение десятилетия (1917 – 1927) Пикассо оформил ещё пять постановок Русского балета («Треуголка», «Пульчинелла», «Квадро Фламенко», «Голубой экспресс» и «Меркурий»), однако именно «Парад» стал для художника судьбоносным: во время его постановки он познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой. Несмотря на то, что Пабло никогда раньше не работал для балета, он согласился написать декорации и создать костюмы для дягилевского спектакля «Парад» на музыку Эрика Сати. Свидетелями при регистрации брака выступали Аполлинер, Макс Жакоб и Кокто. Пикассо сопровождал труппу в этой поездке. Именно этот балет положил начало авангардизму в танце.

Студия Пикассо находилась этажом выше. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом. Дягилев не разочаровался в бывшей «любительнице» и год за годом продлевал ей контракт. Между «менеджерами» приплясывала лошадь, составленная из двух артистов, кубиков и конусов. Кроме того, «Парад» с огромным успехом прошел в Лондоне, Мадриде, Барселоне, а потом в нескольких парижских театрах.

Он покупал квартиры и дома, завел лакея и шофера, одевался у лучших портных, со смаком вытягивал из кармана золотые часы на толстой цепочке, охотно посещал светские приемы и сам принимал гостей, гордясь манерами жены, ее аристократической невозмутимостью, ее вкусом, любовью к чтению и непостижимой русской душой. Он завелся всерьез, придумав трехметровых «менеджеров» – ожившие кубистические фигуры: на «американце» громоздились ступенчатые небоскребы, «француз» дымил исполинской трубкой так, что за спиной у него стояло облако. Ольга отдавала сыну все свое внимание Для отца Поль стал предметом гордости.

Поль открыл собственную галерею на той же улице Боэси рядом с квартирой Пикассо. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. В Париже труппа Дягилева репетировала балет «Парад», музыку к которому написал Эрик Сати, либретто – Жан Кокто, а Пабло Пикассо впервые попробовал свои силы в качестве сценографа и художника по костюмам, нарядив танцовщиков в «кубические» костюмы, сделанные из картона. Молодожены обосновались в двухэтажной квартире неподалеку от галереи, где выставлялись картины Пикассо. Во время первого сезона «Русского балета» Дягилева в Париже в 1909 году труппа предстала перед зрителями в пышных азиатских костюмах и на фоне декораций, созданных Бакстом, тяга которого к подчеркиванию сладострастной неги сочетались с элементами романтизма 90-х годов прошлого столетия.

Художнику, который пользовался в Париже шумной и порой скандальной известностью, было тогда 36 лет. Покинув негостеприимный Париж, труппа отправилась на гастроли в Южную Америку, а художник и балерина, понимавшая, что карьера окончена, а в охваченную революцией Россию дочери полковника царской армии лучше не возвращаться, буквально сбежали на родину Пикассо, в Барселону. Новые увлечения в жизни и в искусстве усложнили отношения Пабло и Ольги. «Русские балеты» превратились в балет европейский: все создатели «Парада» (кроме игравшего служебную роль Мясина) были родом не из России.

К тому же Монруж мог служить лишь как временное прибежище. Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. Как ни странно, причина была не столько эстетического, сколько этического свойства. Различия в точках зрения нисколько не мешали его дружбе с итальянскими коллегами. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Любовь Егорова, Юлия Седова, Вера Трефилова – все будущие знаменитости прошли через ее руки. В нем был исключительно сильно развит инстинкт разрушения.

Возможно, что пресыщенному в любви и не слишком разборчивому в связях живописцу именно определенная ординарность, обыденность Ольги казались экзотикой. Одной из вершин кубистической живописи этого времени стал «Портрет Амбруаза Воллара» (1910). Сложно сделать это, если не любишь. Сдержанность Ольги тает на глазах. Основное отличие кубизма от футуризма состояло в том, что футуризм придавал важное значение движению и роли машины. В мрачном военном 1916-м основную часть своей труппы Сергей Павлович отправил на заработки в Северную Америку, а сам осел в тихом Риме с маленькой группой избранных солистов.

Музыка, танцы, а особенно декорации и костюмы, возмутили зрителей. Зато «Парад» с энтузиазмом приветствовали Игорь Стравинский, Лев Бакст, Жан Кокто и Гийом Аполлинер, который назвал его «союзом живописи и танца, пластики и мимики». Управители скорее выполняли функцию декораций. Когда же настала очередь «Пульчинеллы» (на музыку Стравинского), между художником и Дягилевым вспыхнул нешуточный конфликт.

  • Как Пикассо разлюбил свою украинскую жену
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  • Ольга Хохлова – первая законная жена
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Пикассо и Русский балет- история одного костюма, придуманного геометрическим мазилой и пачкуном

С самого детства, как и все испанцы, Пикассо ходил смотреть тавромахию (бой быков). А. С. Пушкина совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже и Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) представляют выставку «Пикассо Хохлова». Пикассо не пренебрегал движением, но предпочитаемые им методы передачи его на полотне являлись более тонкими и подспудными. Пикассо совершил три поездки в Париж и обосновался там в 1904 году. Стили французских художников-импрессионистов, особенно Дега и Тулуз-Лотрека оказали влияние на формирование творческой манеры Пикассо в этот период. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену и детей – лишь бы не угас в ней огонь. Они познакомились в парижской мастерской живописца весной 1916 года.

Пикассо словно расширяет параметры этого спора. Так начался «голубой» период творчества художника (1901 – 1904). Пикассо дал себя уговорить и в феврале 1917-го приятели прибыли к Дягилеву в Рим.

  • Ольга Хохлова17 июня 1891 года — 11 февраля 1955 года
  • Жаклин Рок24 февраля 1927 – 15 октября 1986
  • Гениальный человек, всегда загадка
  • Коллекция Художники Пабло Руис Пикассо
  • Пабло Пикассо и Фернанда Оливье
  • Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)
  • Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

Досталось и Пикассо, которого называли не иначе, как «геометрическим мазилой». Паблито, внук его и Ольги, умолял отца разрешить ему присутствовать на похоронах деда. Во время работы над «Тремя танцорами» Пикассо получил известие о смерти Пишо. «На русских девушках приходится жениться», — предупреждал любвеобильного гения Сергей Павлович, однако затем сам содействовал тому, чтобы Пикассо обвенчался с Хохловой в главном русском соборе Александра Невского в Париже.

Вместе с танцорами мы совершали прогулки при Луне, побывали в Неаполе и Помпее. Дягилев представляет ему Пикассо. Ольга, зримо присутствующая в портретах «неоклассического» периода, сохраняет заметное место в его творчестве и после 1925 года, хотя узнать ее на картинах становится нелегко.

Началась вторая мировая война. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. «Я стремлюсь к сходству, превосходящему по глубине саму реальность», – утверждал Пикассо, которого сюрреалисты провозгласили «великим начинателем». Даже разбогатев, художник сохранил простые вкусы. У Кокто был свой резон: он уже уговорил Эрика Сати написать музыку, вставив в партитуру звуки автомобильных клаксонов и пишущих машинок и теперь мечтал стать автором первого сюрреалистического балета на собственное – весьма лапидарное – либретто (зазывалы дают уличное представление перед убогим балаганчиком, на цирковом языке это называется «парад»).

  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

В «розовых» работах Пикассо чаще изображает не просто одного или двух людей, а целые семьи, людей, связанных не только кровными, но и духовными узами. Кубизм. Франсуаз Жилло на протяжении десяти лет была женой Пикассо и потом написала книгу «Жизнь с Пикассо». Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес. » В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера— становилась на колени, танцевала, раскланивалась».

«Герника» – пророческая картина, но в ней есть не только предчувствие страшных катастроф, но и светоч веры. Кокто создал сюжет, как ничто лучше отвечавший внутреннему миру Пикассо. А полнозвучие земных красок заменил строгой гаммой черного, серого и белого. «У меня 60 танцовщиц. Стремясь создать нечто ультрасовременное, он познакомился с Эриком Сати, обещавшим ему написать музыку к балету, который удивит весь мир своей оригинальностью.

  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении

Картина «Бойня» – последнее трагическое произведение Пикассо. Осенью 1944 года он вступает в коммунистическую партию. Сексом он занимался со многими, но по-настоящему желал лишь одну: благовоспитанную, недоступную, девственную (в свои 26 лет) Ольгу, которую очень сердили публичные пылкости андалузца.

Когда Пикассо работал над картиной ему пришло известие о смерти Рамона. Вместо солнца Пикассо изобразил электрическую лампочку. В 1901 году покончил жизнь самоубийством близкий друг художника Карлос Касахемас.

«Синяя Комната» Пикассо отражает влияние этих художников и показывает эволюцию творчества Пикассо в «голубой период», который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение нескольких лет. Триумфальная премьера «Треуголки» прошла в Парижской опере в январе 1920 года. Спустя полгода после знакомства ихотношения переросли вроман. Художник представил её своей семье. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен.

(Mapшан Поль Розенберг искал им квартиру в самом Париже). Для художника же уметь распознать человека очень важно. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду».

Теперь ему предлагали вступить в труппу и работать в ней. Ее перенес на занавес бывший декоратор Мариинского и Александринского театров князь Александр Шервашидзе. Первый, «Голубой бог», поставил создатель труппы и ее импресарио Дягилев в Париже в 1912 году, а затем, спустя год, в Лондоне.

В апреле они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. При этом мэтр, отмечают кураторы нынешней экспозиции, часто заимствовал «идеи» у таких классиков, как Никола Пуссен и Жан Огюст Доминик Энгр, которые интерпретировал в соответствии со своими поисками. Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. В Барселоне сын представляет ей избранницу – единственную из всех своих женщин. В 1932 году в Париже и Цюрихе прошли крупные ретроспективы Пикассо.

Прошло пять лет с тех пор, как Пикассо побывал в Барселоне в последний раз. Уже для «Голубого экспресса» художник предложил использовать свою готовую картину «Две женщины, бегущие по пляжу».

А также длинный список европейских композиторов. Споявлением вжизни Пикассо Франсуазы вего картины возвращается лирика. Глядя на это панно, вспоминаются слова Поля Элюара: «Отчаяние раздувает огонь надежды». Пикассо».

  1. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  2. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  3. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  4. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  5. : музыка, которую можно увидеть

Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. На этом закончилось их сотрудничество. Но в 1904-м случилась «перемена курса» – уволили Мариуса Петипа, а заодно и его репетиторов. 1918год.

Нобыло время, когда они жили врозь (лето иосень 1907года). Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости – как свидетельствуют о том картины «розового периода» – он отождествлял себя сам. Перспектива исчезает, картины Пикассо зачастую сводятся к ребусам. Раздел «Материнство» и «Поль» раскроют домашний мир Ольги, который был полностью посвящен сыну Пауло, родившемуся 4 февраля 1921 года.

  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • Женщины Пабло Пикассо в жизни и творчестве
  • О знаменитости:русская балерина, жена Пабло Пикассо

Но все это произойдет потом, в 1920-е, когда в труппе уже не будет Ольги Хохловой. С 1927 года отношения супругов начали стремительно ухудшаться. Так завязался первый судьбоносный узел. Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии.

Ей нравились обеды в дорогих ресторанах, приемы, балы, которые устраивала парижская знать. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Искусствоведы до сих пор ведут споры по поводу этой знаменитой картины.

Художник и балерина: 
история любви Пабло 
Пикассо и Ольги

Даисам Пикассо почти поверил вэто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». Образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет тему картины «Герника», самого знаменитого его произведения, которое он пишет вскоре после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков.

Художник использует кубистические приемы до 1923 года («Женщины, бегущие по берегу»). Пуэй вскоре получил от Сати открытку с такой формулировкой: «Месье и дорогой друг, вы всего лишь задница, но задница без музыки». Она пошла в балет вопреки запретам родителей. Пикассо создает собственную мифологию, смешав такие разнородные темы, как коррида, распятие и минотавр, в знаменитую «Минотавромахию» – трагическую притчу, в которой выкристаллизовывается кризис, мучивший его. Этот, наиболее насыщенный этап отношений Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, будет представлен в Белом зале музея.

Оно напоминало чем-то плакат, объявлявший о гастролях цирка. Нечего и говорить, что вслед за труппой отправился и Пикассо. По адресу актеров раздавались выкрики «Продажные боши. » (самое грязное из всех возможных оскорблений в тогдашней атмосфере военного времени, царившей в Париже).

Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901). Его двое детей, Марина и Бернар, последняя жена Жаклин и еще трое внебрачных детей Пикассо, Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило), были признаны наследниками художника. Ольга чувствовала, как ее муж постепенно возвращается в свой внутренний мир, мир искусства, куда она не имела доступа. Лишь в 1965 году художник объяснил, что полотно, наполненное изломанными фигурами, правильнее было бы назвать «Пляской смерти», поскольку навеяно оно воспоминаниями о гибели двух его друзей-художников: Карлоса Касагемаса в 1901 году и Рамона Пишо в 1925 году (вовлеченных в любовный треугольник с роковой женщиной по имени Жермен Гаргалло). Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Тема быков возникла в творчестве Пикассо во время двух поездок в Испанию: образ Минотавра возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году («Минотавромахия»).

Однако это пророчество – единственная ложка дегтя в предсвадебные месяцы. После «Парада» Дягилев заказал художнику оформить новый балет «Треуголка» на музыку Мануэля де Фалья в постановке Мясина. Дочь Пикассо и Вальтер родилась в 1935 году. Однако Жаклин, жена художника, ответила отказом. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. После произведений «голубого периода», картины «розового периода» представляют мир циркачей и бродяг («Семья акробатов с обезьяной», «Девочка на шаре», «Семейство комедиантов»).

Вообще-то это была революция, отчасти действительно сюрреалистическая. Восемнадцатого мая 1917 года любовно выпестованный в Риме «Парад» с треском провалился в Париже. Его занимала чувственная, эротическая сторона зрелища.

Американский управитель, чью голову венчал на манер короны лоснящийся цилиндр, нес в руках мегафон и афишу с написанным на ней словом «Парад». А. С. Пушкина известный своими масштабными выставками Пикассо. Отношения не были простыми: художник был постоянен лишь в любви к музе, тем не менее, на этот раз не он ушел, а его бросили.

Ровно 100 лет назад, в марте 1917-го, в Риме, работая над балетом «Парад» для дягилевской антрепризы, Пабло Пикассо страстно влюбился в танцовщицу «Русских балетов» Ольгу Хохлову. На одной из своих первых фотографий пара изображена как раз на фоне афиши к балету «Парад», сделанной Пикассо. Тем не менее Пикассо какое-то время продолжал сотрудничать с «Русскими сезонами» и в 1924 году оформил балет-дивертисмент «Меркурий» на музыку Эрика Сати. Касагемос – неожиданный герой из-за его безвременной кончины 20 лет назад Пикассо немало выстрадал, что положило началу его «голубого периода». Другим стал и образ жены в работах художника.

В середине 1920-х годов отношение Пикассо к семье изменилось. Величайший художник XX века Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года. Отсюда пролегал прямой путь к искусству коллажа, широко используемого Пикассо в последующие периоды творчества. Эта картина — первая работа в русле сюрреализма, где художник «поверяет алгеброй гармонию», разбирая человеческие тела на составные части и складывая их заново по одному ему ведомым принципам. «Авиньонские девицы» произвели сенсацию, картина положила начало многим экспериментам. Друзья организовали вЛондоне выставку ееработ, ноона прошла незамеченной. Во время оккупации один из немецких офицеров в мастерской художника, увидя репродукцию Герники, поинтересовался: Это вы сделали.

Дягилев посмеивался: «Осторожно, на русских девушках надо жениться. » Пикассо самонадеянно ухмылялся, но скоро понял, что иначе и впрямь никак. Это кубизм, сюрреализм, неоклассицизм. Позади прорезь шатра приоткрывает вид на романтический пейзаж с разрушенными арками. Авторы балета отнеслись к этому философски, за исключением Эрика Сати, о котором журналист Жан Пуэй написал, что Сати недостает одновременно «изобретательности, ума и искусства композитора». Позднее они вернулись в Париж и начали совместную жизнь в доме на улице Бёти. Из первых работ Пикассо сохранились портреты отца, на которых он похож на Дон Кихота.

Постановка не принадлежала к числу выдающихся и не имела успеха. В начале июня панно, выставленное в Париже, получило мировую славу. Выставкой «Ольга Пикассо» в парижском Музее Пикассо, занявшей там два этажа и 760 кв. Проект организован при поддержке Mastercard.

Ольге даже удалось на какое-то время отдалить от художника его богемных друзей. В составе московской выставки «Пикассо Хохлова» более 200 экспонатов – от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Она изображена на нем с величайшей нежностью.

Ложусь спать поздно. (В данном случае Ольга, его первая официальная жена, была в числе редкостных исключений). Апримерно через год еепортрет «Рыдающая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков. Ольгу Пикассо отметил в балете с говорящим названием «Женщины в хорошем настроении» : сдержанная грация и роскошная грива темно-рыжих волос не оставили его равнодушным.

Реализм ее воплощения превосходит сделанные им карандашные рисунки Макса Жакоба и Воллара. Второй, столь же неожиданный, сплелся в Париже: Жан Кокто, молодой друг Пабло Пикассо, уломал богемного авангардиста связаться с такой буржуазной игрушкой, как балет, точнее, с «Русскими балетами» Дягилева. В Риме мы общались с жизнерадостными футуристами», — вспоминал позднее Кокто. Впрочем, скорее, в корифейках.

Художник не внял их советам. Кубистические формы натюрморта напоминают мандолину, лютню или гитару.

В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра. В 1907 году Пикассо создает большое панно «Авиньонские девицы», персонажи которого, девицы публичного дома в барселонском квартале Авиньон, предстают бесполыми существами, некими устрашающими идолами. И Соколова открыла частную школу.

Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. Ольга Хохлова родилась 17июня 1891 года вНежине.

И если раньше, при мирискусниках, дягилевские спектакли были ожившими картинами, то «Парад» стал ходячей декорацией. Вот так в феврале 1911 года 19-летняя Ольга Хохлова, ни разу не бывавшая за границей и никогда не ступавшая на профессиональную сцену, оказалась в Монте-Карло в ранге артистки «Русских балетов» Сергея Дягилева. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даромхудожник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Некоторое время она позировала художнику ибрала унего уроки.

В самом начале нынешнего столетия картины тогда неизвестного художника стали приобретать Сергей Щукин и Иван Морозов, - это полотна, которые сейчас находятся в Эрмитаже и в Пушкинском музее. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). С этого момента Пикассо резко изменил свой художественный язык.

Иунего иунее были романы сдругими. Начало оживления жизни. Они в свою очередь тоже оказались не в состоянии завлечь мнимую зрительскую аудиторию внутрь театра, где якобы должен состояться настоящий спектакль. Панно вытянуто в длину и построено как триптих.

Еще двух волонтерок Дягилев высмотрел у Соколовой. Во время первого вояжа Пикассо в Париж Касагемас был его спутником. Задолго до балетных экзерсисов Пикассо интересовался Терпсихорой во всех ее ипостасях.

Героями картин Пикассо были нищие, цирковые артисты, проститутки из тюремной больницы («Две сестры», 1902 «Жизнь», 1903, Кливлендский музей искусств «Старый еврей и нищий», 1903). Еежизнь остановилась, быть может в1944году, когда произошел разрыв сПикассо. Когда Пикассо работал над картиной ему пришло известие о смерти Рамона. Здесь можно будет увидеть портреты Ольги, объединенные двумя темами – «Муза и модель» и «Меланхолия». Все вокруг счастливы, даже Дягилев из труппы которого Ольга Хохлова уволилась после испанского турне: теряя второстепенную танцовщицу, он приобретал гениального «зятя» – величайшего художника Европы.

Но совсем скоро Пикассо, демонстрируя неисчерпаемость своего пластического лексикона, перешел от неоклассицизма и декоративного кубизма к сюрреалистическим, полноцветным, чувственным композиции с биоморфными фигурами («Танец», 1925, Галерея Тейт, Лондон). Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине «Танец» (галерея Тейт Модерн, Лондон). Другой ключевой участник – фонд FABA, глава которого – Бернар Руис-Пикассо, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, – впервые в России покажет семейное собрание неизвестных работ мастера, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы. Труппу опекает король Испании Альфонс XIII, не пропускающий ни одного представления. Так проявил художник своё видение людей, задавленных семейными проблемами именно такое обстоятельство большинство специалистов выдвигают в качестве основной причины, которую использовал автор для создания картины.

Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Его жена, напротив, стремилась к жизни светской. Но она терпела, пока в 1935-м на пороге ее квартиры не возникла соперница с младенцем на руках: «Вот еще одно произведение Пикассо». Вот такой вот роковой и трагический танцевальный треугольник получился у великого мастера.

Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив, - сказал однажды Пикассо. Это трагическое событие сильно потрясло художника. Впервые танцовщицы появляются в его работах в 90-е годы XIX века. Это сгусток боли и страданий. В середине 1930-х годов художник на время оставил занятия живописью и начал писать стихи.

В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ. Вацлав Нижинский, например, ставя «Послеполуденный отдых фавна», выбрал ее в числе шести нимф – за старательность и маленький рост.

Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Яркий, выразительный образ корриды в будущем не раз появлялся в его произведениях, как и в произведениях других всемирно известных испанцев – Гойи, Хемингуэя. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 лет он написал свои первые картины, а в 15 блестяще сдал приемный экзамен в барселонскую Школу Изящных Искусств (за день нарисовав обнаженного натурщика это было задание, на которое отводился месяц). «Вершиной балетного авангардизма» «Парад» назовут только через три года, а пока бродячая дягилевская труппа сбежала из ожесточенного Парижа в романтичную, не тронутую войной Испанию, где спектакль приняли с простодушной веселостью. Обуреваемый страстью к Жермен, он выстрелил в нее, а потом в себя.

К 1910 году Пикассо пришел к почти абстрактным композициям, сохраняющим лишь наиболее существенные детали объекта – «атрибуты», как называл их сам мастер. Любовь, видимо, была. Он озабочен только собой». Несмотря на тяготы военного периода, талант Кокто получил быстрое развитие. Хорошо воспитанная Ольга в обществе известных людей, которые окружали её на тот момент уже признанного гения-мужа, чувствовала себя, как рыба в воде.

В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. Ковыляя по сцене, они жаловались друг другу на каком-то странном и грозном языке на то, что зрители ошиблись, приняв предварительный парад актеров за настоящее представление, которое на самом деле должно было состояться где-то внутри театра, но туда никто не явился. Однако ситуацию спасло присутствие Аполлинера.

Сергей Павлович отверг новации Пикассо. Художник был приглашен для создания костюмов идекораций кбалету «Парад». Его предъязвенное состояние. Спасти Паблито не удалось. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»).

Большинство критиков разнесли спектакль в пух и прах. В результате Сати был осужден на восемь дней тюрьмы и штраф в тысячу франков. — Публика пришла изысканная, как говорят французы, — «весь Париж», то есть богатые люди, желающие быть причисленными к ценителям искусства. Ему был 91 год. Отныне своих зрителей Дягилев завоевывал не русской экзотикой, а европейским авангардом.

Интерес художника к балету связан и с тем, что он увлекся танцовщицей «Русских сезонов» Ольгой Хохловой. Так и произошло. Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей.

«Нарусских надобно только жениться», — советовал обольстителю Дягилев. Его похоронили в той же могиле на кладбище Каин, где покоится прах Ольги. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже. Замечу, что автопортреты он не любил, рисовал их редко и даже зеркало считал глупым изобретением.

Следующие десять лет любимая жена была главной моделью Пикассо. Ольга относилась к ребенку почти с болезненной страстью и обожанием. Аонвстречал Хохлову напороге мастерской водних трусах. «Портрет Амбруаза Воллара» (владельца галереи, коллекционера) выполнен в формах аналитического кубизма. С 1926 года она хранится в Чикаго.

Полотном, в котором он выразил весь свой накал страстей, был портрет Ольги в мантилье. В его антрепризе случился великий перелом. В этом балете нельзя было танцевать: не позволяли ни диковинные костюмы, ни жесткие рамки либретто.

Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году. ГМИИ им. В 1937 году бомбардировка немецкой авиацией баскского города Герника побудила Пикассо всего за месяц написать для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже колоссальную черно-белую композицию «Герника» (Музей королевы Софии, Мадрид), вызвавшую огромный резонанс в Европе. Пикассо к этому времени был знаменитым на всю Европу художником.

Я знаю всех женщин Рима», – хвастался он в письме Гертруде Стайн. Когда его доставили в больницу, врачи констатировали, что он сжег себе все внутренности. Любвеобильный художник терял голову. Цвета, главным образом зеленых и красных тонов, словно напоминают о нежном меланхолическом освещении, в котором лет десять назад являлись зрителю комедианты.

Отношения между ней и ее испанским поклонником очень быстро переросли в глубокое чувство любви. Иони расстались— Пикассо иФернанда. В музыкальных натюрмортах Пикассо заметно влияние Поля Сезанна. Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году.

Он изображал канкан испанские и восточные танцы. Она была истинной русской барышней XIX века— любила балы, «чай икру ипирожные».

По мнению некоторых критиков на полотне изображён любовный треугольник: Карлос Касагемос, Жермен Гаргалло (слева) и Рамон Пишо (справа). Он сразу же познакомился с Дягилевым и окружавшими его людьми. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Реализация этого замысла шла уже полным ходом.

К тому же в те годы французы почему-то считали кубизм порождением немецкого искусства, а потому на премьере «Парада» яростно вопили: «Русские – боши. Это лето оставило посебе дурные воспоминания. Пришедший к власти Франко отменил ее. Спустя 40 лет Пикассо пояснил, что на холсте показаны «Пляски смерти» и связаны они с гибелью двух его друзей из-за девушки, которая не принесла счастья в браке ни одному из них. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ.

Как и при виде занавеса во время представления балета «Парад», публика вновь была обескуражена: наряду с работами, которые она не могла понять, было выставлено несколько полотен, свидетельствующих о возвращении Пикассо к реализму. Ольга Хохлова стала первой официальной женой художника и главной моделью нового, «классического» периода его творчества. Пабло Пикассо и Ольга Хохлова встретились в 1917 году в Риме, во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» Сергея Дягилева. Картины Руссо, Матисса, Ренуара, Сезанна и других художников в беспорядке висели на стенах или были прислонены к ним, придавая беспорядку своеобразную привлекательность.

В центре его треугольник, вершиной которого является светильник. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. В Испании она исполняет едва ли не единственную свою сольную партию – придворную даму в новом балете «Менины» по картине Веласкеса и чувствует себя в центре всеобщего внимания. Дягилев пришел в восторг. К 100-летию знакомства художника и его первой жены музей представил проект «Ольга Пикассо», рассказывающий о периоде жизни, проведенном супругами вместе, а также о влиянии Ольги и русской культуры на творчество мастера.

Загадочная «Коклова», как называл балерину Пикассо, была воплощением кроткой женской красоты. И почему-то корифейку Хохлову тоже оставил при себе.

После премьеры в Парижской опере в мае 1920 года Стравинский заявил, что Пикассо оказался на высоте: «Мне очень трудно сказать, что очаровало и восхитило меня больше всего — его колорит, выразительная пластическая экспрессия или поразительное театральное чутье этого абсолютно необыкновенного человека». Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков. В 1925 году Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу. Скоро с мучительных американских гастролей вернулась и основная часть труппы.

Эта поездка имела самые глубокие последствия для него и для будущего балетной труппы. Предаваясь этой безумной страсти, художник пытался забыть Ольгу, вычеркнуть ее из жизни. Л. Бакст, бывший до того самым популярным оформителем спектаклей «Русского балета», написал очень лестную статью о «Параде». Появляется «кубистическая тайнопись» : зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо, который досконально знал принципы изобразительных систем использовал в «Гернике» и элементы линейной перспективы и принятые в кубизме наложения прозрачных плоскостей и расчлененность объемов, которую любили сюрреалисты.

Пикассо считал – «кто грустен, тот искренен». Завсегдатай цирка и корриды рисовал наездниц, которых называл «танцовщицами на лошадях». К тому же он устал от бесконечных творческих терзаний, от внутреннего одиночества. Восемь лет длилось это изматывающее сосуществование. Начав с обращения к Доминику Энгру и Огюсту Ренуару («Ольга в задумчивости», 1923, Музей Пикассо, Париж), Пикассо пришел к «колоссальному» стилю с мощными, близкими греческой архаике формами и экспрессивными деформациями («Две женщины, бегущие по пляжу», 1922, музей Пикассо, Париж). На свадьбе присутствовали в основном его друзья.

Поль занимался главным образом старыми мастерами. С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). м площади, Франция отпраздновала вековой юбилей главного романа живописи с балетом. Вслед за Пикассо, оформившим в антрепризе в общей сложности шесть спектаклей, в «Русские балеты» потянулись виднейшие художники эпохи: Жорж Брак, Хуан Грис, Андре Дерен, Мари Лорансен, Анри Матисс, Жорж Руо, Морис Утрилло.

Продажу своих картин художник с 1910 года доверил Даниэлю-Анри Канвейлеру. В этом выполненном в общепринятом стиле портрете, первом из многочисленных полотен изображавших Ольгу, воплощено его преклонение перед красотой его молодой возлюбленной. В 1927 году Пикассо начал встречаться с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. И вся его жизнь прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. Быстро взбегая по ступенькам лестницы дома, где жил Пабло, он закрывал глаза, чтобы не видеть украшавших лестничную клетку огромных, как на Парфеноне, фриз, сделанных из алебастра.

Он тут же взял холст и написал автопортрет. Авангардный ритм работ Пикассо был усмирен всеобщим «возвращением к порядку» в искусстве и жизни. «Мы подготовили Парад в одном из римских подвалов, где труппа репетировала балет. Правда, такие эксперименты, как «Парад», считавшиеся слишком современными для провинциальной испанской публики, не были включены в репертуар.

Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах, но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химическойжидкостью. Сдругимиже срабатывало. Патриотизм и сентиментальные чувства в конце концов возобладали над убежденностью аудитории, что ее здесь оскорбили. Его произведения пользуются огромным успехом.

Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. 18 мая 1917 года она танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Пабло Пикассо – не просто один из самых известных художников XX столетия. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклини еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследствоМарина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которомувсе ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошиминадеревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот. Голубь, который стал символом движения за мир (изображен на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Вскоре после того, как они познакомились, группа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону.