Пименов Юрий Иванович Новая Москва

«новая Москва» – картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы.

История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова

А такое нехитрое занятие, как мытье окон, превращается в полноценный жизнеутверждающий акт («Воздух весны», 1957). Произведения Ю. И. Угол дома справа (на нём большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина старом доме. Это – психология Пименова, смысл его художнической судьбы. Он показывает нам жизнь искренне, такой, какой видит и ощущает ее.

Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы. Будущее сконцентрировано на близком плане. Картина получила название «Москва 1960 года» (Национальный музей Таджикистана, Душанбе, холст, масло, 140 170см).

Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит. К нему пришло признание. «Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции – все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени». Возможно, только недавно прошел летний проливной дождь, а, может, дорогу намочила поливочная машина. Художник освобождает пространство перед машиной, открывая от края до края широкий простор.

«Новая Москва» Юрия 
Пименова: Госпропаганда 
или вера в светлое

«Новая Москва» Юрия Пименова: Госпропаганда или вера в светлое будущее

Когда же лицо не видно зрителю, то происходит универсализация образа Женщины29. Главный хранитель Третьяковской галереи Т. Городкова считает, что изображение женщины со спины даёт основание считать её с полным правом «Незнакомкой» советского периода. Думаю, многие оборачивались, чтобы посмотреть на это явление.

В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки». Иванников сопоставляет картину с идеей Л. Д. Троцкого о «высшем классе» в СССР как «новой буржуазии» и считает, что на картине Пименова представительница этого класса и является «культурным» героем — потребление роскоши является актом демонстрации и самоутверждения30. Москва 50-х-60-х: прелесть осеннего утра, убранного каплями росы, шелест новых платьев, цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи, пение ветра в лесах новостроек и смех девушек – штукатуров и маляров («Район завтрашнего дня» (1957).

Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта. Женщина кокетливо смотрит на зрителя через зеркало заднего вида39. Реализм изображает настоящее. Картина создавалась летом 1937 года для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и к окончанию II пятилетки.

Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. Елена Воронович видит в картине сочетание модерна (использование средств кинематографии в композиции — камера словно закреплена на заднем сидении автомобиля) импрессионизма (образ беспечной радости бытия) и социалистического реализма (изображение действительности в её революционном развитии)35. Меньшинство лишь слегка опережает время. Позднее Пименов очень увлекся темой женщин и детей. После этого художник получал аванс и начинал работать.

Но есть в «Новой Москве» «подтекст», который заключает в себе патриотизм Ю. Пименова — старого москвича — и гордость его за дела и свершения своей страны. Однако номенклатурный мир в 1930-х годах — мужской. Художник использовал в построении композиции пропорции золотого сечения. Утро. И если идеология говорит, что настоящего нет, оно растворено в грядущем будущем, то реализм это настоящее демонстрирует непосредственно реалистическое изображение само по себе есть изображение ситуации, развёртывающейся в режиме «здесь и сейчас». Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания.

Художник Юрий Пименов 
иего картина «Новая 
Москва»

Художник Юрий Пименов иего картина «Новая Москва»

О. М. Бескин считал, что художник изобразил на этой картине ту же женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва». В первый раз Пименов обратился к изображению причёски жены со спины в этюде «Золотое платье» (1936, холст, масло, 55 45см, собрание М. Г. Пименова)24. Пименов решает проблему композиции картины новаторски. Среди возможных вариантов она называла Лилю Брик, которая получила первой из советских женщин водительские права в 1929 году32, но её автомобилем был «Рено», Любовь Орлову или одну из балерин Большого театра (автомобиль проезжает как раз мимо него)4.

Сергей Иванников попытался определить социальную принадлежность героини картины. Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, что заставляет зрителя, не задерживаясь на переднем плане взглядом, перевести его на второй план — на постройки новой Москвы. Формально соответствуя ряду идеологических постулатов, «Новая Москва» убеждает зрителя в том, что роскошь, недоступная социальному большинству сегодня, станет ему доступной завтра и в то же время происходит скрытая легитимация реального неравенства возможностей: то, что сегодня доступно немногим, – это лишь (малая) часть того, что завтра будет доступно всем. Невидимость женского лица оборачивается в «Новой Москве» универсализацией образа Женщины как таковой. Этот образ будущего на картине Ю. Пименова оказывается «идеологически правильным» и ещё по ряду параметров: дорога к нему оказывается открытой и прямой, что позволяет интерпретировать её как результат РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА в данном случае такая рациональность оказывается своеобразным «гарантом надёжности» – «мы знаем, как это будущее строить», – а красный, революционный цвет плакатов указывает и на силу, разрабатывающую этот проект. Если была необходимость, то художники выезжали на место действия картины, на что также выделялись средства. Женщина изображена со спины, но легко узнаваема.

Пименов Юрий (Георгий) 
Иванович

Пименов Юрий (Георгий) Иванович

Будущее для неё уже наступило («Новая Москва», правда, убеждает массового зрителя, что роскошь, доступная пока только номенклатуре, станет доступной и ему в будущем). Он всегда увлекался всем новым, нет — новейшим и наисовременным. Впереди них — окраины городка с развалинами костёла39. После первого плана, мы переключаемся на второй план и вот он для автора важнее, ведь и название картины не девушка в кабриолете, а «Новая Москва».

Быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства – картина источает оптимизм и надежду на светлое будущее. «Размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным (образ коммунизма в советской идеологии также не был конкретен)29. В этом сила настоящего искусства. В 1931 году здесь был открыт кинотеатр «Востоккино». По-видимому и в этой теме для него своеобразно воплотилось стремление понять будущее (ведь женщина и ребенок — это действительно будущее особенно ребенок — все в нем неизведанно, все — обещание и надежда) это будущее художник всегда видит радостным, светлым, надежным.

Юрий Пименов: картина 
«Новая Москва»

Юрий Пименов: картина «Новая Москва»

И хотя впоследствии к этому художественному направлению относились неоднозначно, как и к самому прошедшему времени. Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. С идейными стратегиями соцреализма его объединяет, пожалуй, установка на фиксацию нового.

Они пронизывают цветовую поверхность картины, создавая ощущение единой атмосферы. Сам мастер сформулировал свою главную художественную идею как показ «необыкновенности обыкновенного»: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем. Метафоричность языка Пименова – это цепь открытий длиной в полвека. Вторая половина 1930-х. «Движение в будущее — естественно и даже в чём-то обыденно».

В «Новой Москве» (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. Тем самым импульс индивидуальной, эротической чувственности вступает в игру символических соответствий с миром «идеологического долженствования» и эротизм индивидуального инвестирует себя – благодаря такой игре – в сферу социально значимого, усиливая тем самым чувственную притягательность этой сферы. «Новая Москва» поступила в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех представлена в постоянной экспозиции.

Пименов Юрий Иванович 
 (Новая Москва)

Пименов Юрий Иванович (Новая Москва)

Лето. Новое, впрочем, бывает разным.

Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки. В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет. Художникам предоставлялся список тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки. Волосы женщины отливают «золотой рыжиной», дополняются бледно-лиловым цветом платья2. В 1944 году художник снова запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» (Государственный Русский музей).

Но, с другой стороны, эту картину хочется рассматривать долго и пристально. За счёт своей композиционной близости к «точке наблюдения» эта мысль обладает мобилизационным потенциалом. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни. Сюжет картины – женщина за рулём автомобиля – довольно редкое явление для тех лет. Художник почти всегда писал именно её, а не профессиональных натурщиц. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Советская идеология 30-50-х имела дело с ПРАВИЛЬНЫМ НОВЫМ: с тем, что меняло жизнь людей в соответствии с идейными установками и, в то же время, было символом-обещанием «новой жизни» – предвестником грядущего абсолютного общества.

Мастер рекламного киноплаката, в котором использовал элементы станкового искусства. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов – непреходящее в преходящем. Это – комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество. Слева — гостиница «Москва» (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев, 1933—1935). Это автомобиль ГАЗ-А, производившийся по лицензии американской компании «Ford» с января 1932 года по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе4.

Репродукция картины 
"Новая Москва (Юрий 
Иванович Пименов)"

Репродукция картины "Новая Москва (Юрий Иванович Пименов)"

Героиня – за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А. Широкая улица, мокрая дорога. Может сегодня никого и не удивит женщина за рулем, но в то время это был настоящий фурор. Что, собственно, особенного, в сюжете «Новой Москвы».

И это не только красивые слова. И эта искренность дала егоработам долгую жизнь. Но его полотна, посвященные Москве, особенные. Это художественное кредо Ю. И.

Сочинение-описание 
картины Новая Москва 
Юрия Пименова

Сочинение-описание картины Новая Москва Юрия Пименова

Множество хорошо различимых мазков кисти создают впечатление вибрации воздуха11. Одной из главных особенностей этого образа является отсутствие изображения лица героини. Пестрит людская толпа. Инвентарный номер в коллекции Третьяковской галереи— 277071.

Этот приём даёт возможность создать атмосферу беспрерывного движения на столичной улице. Он серьезен, скрестил руки за спиной. Пименов располагает «новое» (современные высотные здания) за зданиями старыми — но «помеченными» революционной атрибутикой. С заднего сиденья нам виден только задний силуэт девушки, одетой в голубое платье. Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель – Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон».

Однажды он прочел мне отрывок из Блока: «Писатель – растение многолетнее. Она с надеждой оперлась на его плечо. Пименова далеко от эпатажных манифестов и вычурной экзотики, оно утверждает ценность и высокий смысл каждого отдельного будничного мгновения. Художник-плакатист и литератор Н. Н. Ватолина отмечала, что в 1930-е годы жизнь в СССР несколько отступает от аскетических идеалов «бытия без быта».

Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны. Героиня сидит за рулём открытой машины типа «Фаэтон». Особенно страшно равнодушие, рождающее серость. В определённый срок комиссии представлялась картина. Одной из главных особенностей этого образа оказывается невидимость лица. Третий раз Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Рисунок, цвет, композиция ясны.

Юрий Иванович Пименов 
Новая Москва, 1937

Юрий Иванович Пименов Новая Москва, 1937

Молодая девушка едет по своим делам. Машина наполовину срезана нижним краем холста, она стремительно «въезжает» в картину. Для партийной номенклатуры «прыжок в «завтра» уже состоялся. Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни. С одной стороны, ничего особенного на картине нет. В глубине в центре — Дом Совнаркома СССР (1932—1935, архитектор А. Я. Лангман, некоторое время там располагался Совет труда и обороны)28. А это нелегко.

Среди машин едут автобусы. Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне предстаёт зимняя дорога. Техника исполнения картины масляная живопись по холсту.

Работал в театрально-декорационном искусстве. но большое видится на расстоянии. Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами. На первом плане картины сиденье и ветровое стекло автомобиля, на котором проецируется силуэт женщины-водителя.

Справа расположился Большой театр, Дом Союзов, слева – гостиница «Москва». Родной город художника переживает настоящее обновление. Она сравнивает её с натюрмортами Ильи Машкова, которые представляют предметы на «обозрение» зрителя. В такой связи «настоящее – будущее», в которой настоящее, по сути, не имеет собственного содержания, – содержится (содержался) тот мобилизационный потенциал, который выгодно отличает советскую утопию от утопии неолиберального типа с её темой Конца истории и замыкании реальности на настоящем.

Рост мощи Китая спровоцирует создание новых союзов

Охотный ряд уже не старый, он обновленный. Однако Иванников замечает, что это демонстрирует зрителю, что общество раскалывается на две принципиально неравные группы: на тех, кто ходит пешком и ездит в общественном транспорте и тех, кто имеет возможность пользоваться личным автотранспортом, неравенство в распределении благ на картине Пименова — факт, зафиксированный средствами живописи. Или же просто приходит весна и вместе с природой оживает все вокруг — и дома и люди. Героиня предстаёт перед зрителями «во всём цветении уверенной молодости», «более лёгкой, женственной, нарядной», чем в работах художника более раннего периода, но при этом сохраняет спортивность33. Вот таким образом картина написана счастливым человеком, который влюблён в жизнь4. В ранний период Пименов испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его картин этих лет: «Инвалиды войны» (1926, Государственный Русский музей), «Даёшь тяжёлую индустрию. » (1927) «Солдаты переходят на сторону революции» (1932 обе— в Третьяковской галерее).

Особое восхищение вызывали у него «мягкие каштановые волосы». Многозначительным и характерным явлением «Новой Москвы» (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем. И абсолютно необязательно это восприятие будет граничит с пробуждением «позитивного» чувственного импульса: отнюдь не каждое лицо порождает Желание. Идея выставки была продемонстрировать триумф социалистического строя и успехи индустриализации.

Сама улица говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. Социалистический реализм был яркой страницей в истории русской живописи. А монументальность, высота новых зданий соответствует монументальности и высоте этих задач. На выставке «Искусство и техника в современном мире» (1937) в Париже Юрий Пименов получил Золотую медаль7.

Картины художника 
Юрия Ивановича Пименова

Картины художника Юрия Ивановича Пименова

Сам Иванников отмечает, что героиня «Новой Москвы» вряд ли доживёт до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий31. Она еще больше усиливается благодаря контрасту размытого дальнего плана с достаточно точным воспроизведением мельчайших деталей первого плана, которые даже кажутся находящимися перед картиной. Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. П. Белоярцевым она была снесена в конце 1960-х — начале 1970-х). А вот стоит около доски с объявлениями о работе молодая пара («Широкие пути», 1951). На переднем плане автор изобразил кабриолет, за рулем которого сидит молодая женщина.

Мне он казались настоящей поэзией времени. Художник писал о своём желании передавать «большие события жизни в обыкновенных прозаических положениях», «расширять границы поэтического, улавливая то новое, что приносит время и что долго остаётся неосознанным и незамеченным»10. Реальный факт размывается в идеологической конструкции. Женщина за рулём машины — это есть по сути центральный образ картины. Общество ориентировано на удовлетворение по сути простейших жизненных потребностей соответственно и «потребительская корзина» этого общества ограничена набором весьма простых продуктов потребления.

Размер— 140 170см. По мнению О. М. Бескина, поэтичность атмосферы в картине достигается теплотой игры соломенно-жёлтых, золотистых тонов, кое-где переходящих в голубоватые, что было характерно для творчества Пименова в этот период. Вот, казалось бы и все.

Лицо конкретизирует образ, сфера Желания оказывается зависимой от случайных обстоятельств. Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу «право-троцкистского блока». То разверзаются над ним хляби небесные («Проливной дождь», 1957), то предстает столица свежей и чистой.

Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас. Пименов ищет именно новые явления советской жизни, а кто ищет – тот, как правило, находит. Изображение воспринимается словно сквозь влажное и прозрачное стекло, а поверхность холста становится серебристой и струящейся36. Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего. Она осуществляет связь между миром Будущего и сферой Желания в подсознании зрителя. Пространство в этой картине лишено непрерывности.

1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств15. Галина Кириллова отмечает, что для картины характерна демонстративность, словно художник «широким жестом гостеприимного хозяина решил показать нам город». Как-то один зритель на выставке спросил меня: «Вот вы изображаете всяких девчонок, в комбинезонах замазанных, дороги со следами шин, с колеями такими прорытыми, какие-то трубы, еще вот такие вот вещи А что вы пишете для себя. » И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось иногда по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги – вот это я делал для себя. К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы.

Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. По его мнению, художник оказывается инструментом этого самоутверждения. Именно по направлению к ней с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль. Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вынесенное в название картины. Перебегают улицу звонкие трамваи и манит глаз алая буква «М».

Краткое описание 
картины Новая Москва 
Юрия Пименова

Краткое описание картины Новая Москва Юрия Пименова

Героиня ведёт машину, пассажир (он на голову выше её) полностью полагается на её мастерство шофёра. Автор картины Пименов Юрий Иванович в работе «Новая Москва» изобразил и соединил в одно целое бытовой жанр с городским пейзажем. Личный автомобиль в 1930-е годы — привилегия верхушки партийной и советской номенклатуры. Натурщицей для художника стала его супруга Наталья Константиновна.

В «Новой Москве» линии горизонта нет. А на заднем плане кипит новая жизнь: дымят заводские трубы, бегут по рельсам тяжело груженные составы. Он делает машину и сидящую за рулём молодую женщину смысловым центром полотна. Его работа своеобразна. Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего. Воронович отмечала сходство композиции картины с кадром из фильма «Светлый путь» Григория Александрова (1940) — советская Золушка в исполнении Любови Орловой на автомобиле взмывает в небеса и парит над Москвой14.

В картине «Новая Москва» он вводит героиню в атмосферу новых нарядов, автолюбительства, жилищного строительства, где ей теперь принадлежат самые разнообразные роли. Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований. С годами он перешёл к обновлённому импрессионизму исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления. Количество жертв за 19371938 годы составило около 1 млн человек.

Вдалеке мерцают огоньки («Огни университета», 1951), школьница, склонив голову, делает уроки в желтом круге лампы. Красный цвет плакатов указывает силу, разрабатывающую этот проект. Но это сложная простота. Элемент жертвенности и трагичности в картине отсутствует.

" Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. На заднем плане высятся новые здания гостиницы «Москва» и Дома Совнаркома СССР27. Когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка.

Ссылки на Пименов, 
Юрий Иванович

Ссылки на Пименов, Юрий Иванович

Доказательства этого он видел в «московской повадке» героини и в том, «как чуть-чуть набок надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как складно сидит на ней военный полушубок»40. В совмещении эстетики реализма (в широком смысле) и принципов идеологической (коммунистический) утопии присутствует скрытое противоречие: если утопия требует отказа от настоящего, то реализм изначально есть свидетельство именно о настоящем. Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров слева — гостиница «Москва». Словом, как это ни грустно, такова логика жизни.

У Пименова мы не чувствуем напряженностиитайной тревоги. Неоднократно картина демонстрировалась на крупных международных выставках, в частности на XXVIII биеннале в Венеции в 1956 году14, на выставках «Коммунизм— фабрика мечты», которая проходила во Франкфурте и «Россия», в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке4, на выставке «Warszawa— Moskwa / Москва— Варшава. Атмосфера картины «лирична» — жизнь уже комфортна для представителей номенклатурного меньшинства.

При этом плавные ритмы полотна сообщают ему покой и уверенность25. После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. Тема ВКП (б) здесь лишена эффекта «избыточного присутствия» – улица, на которой ПРОСТО РАЗМЕЩЕНЫ плакаты красного цвета САМА свидетельствует о «руководящей и направляющей» силе советского общества. Она уверенно держит руль и с профессионализмом управляет машиной.

Масштабная перестройка охватила центр города: улицы расширялись, дома передвигались, на месте ветхих зданий вырастали могучие исполины.