Питер Де Хох Хозяйка И Служанка
Хозяйка и служанка, Питер де Хох
Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Судьба художника сложилась трагически – свои дни он окончил в амстердамском сумасшедшем доме. Питер де Хох родился в Роттердаме в 1629 году в семье каменщика. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Главные достоинства Вермера-художника заключаются в передаче света и воздуха. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Здесь царят ассоциации и философские рассуждения.
Хозяйка и служанка во внутреннем дворике
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Неизвестно, когда в точности была написана картина. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». С каждым объемом связана своя цветовая гамма и своя система светотени. 53 x 42 см.
Государственный Эрмитаж. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Главные достоинства Вермера-художника заключаются в передаче света и воздуха. Хозяйка с корзиной на коленях чистит фрукты.
Простые архитектурные членения скрыты густыми тенями. Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком («Чулан», 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу («Служанка с ребенком во дворике», 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери («Игра в карты», 1658, Лондон, Бекингемский дворец). О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ). На вторую половину 1650-х и начало 1660-х годов падает расцвет творчества де Хоха.
Происходя из самых низов голландского общества (он родился в семье каменщика и повитухи в Роттердаме), в своих ранних произведениях худлжник обращался к грубоватым жанровым сценкам, зачастую это были изображения солдат в конюшнях или тавернах. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала.
Питер де Хох (1629 — после 1684) – голландский художник
Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. Но де Хох далек от того и другого.
«Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Холст, масло. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Круг тем Хоха очень узок.
Описание картины «Хозяйка и служанка»
Пространство не растворяет в себе фигуры и они не господствуют над ним. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника.
О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Главные героини — женщины, хлопотливые хозяйки, заботливые матери и аккуратные исполнительные служанки. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Верх платья – по скромному черный.
Несколько не в меру ярких бликов повышают драматизм светотени.
Под кронами растущих на набережной канала деревьев царствует полутень. Жизнь голландцев протекала именно в доме. Но эти несложные по действию картины — «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и другие полны душевной незамутненности, тишины и покоя. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет.
Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. В картине «Хозяйка и служанка»Питера де Хоох (Pieter de Hooch, Hoogh, 1661-63, 5342, х. м., Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) композиция держится на четком ритме вертикальных прямых: калитка, детали ограждения, устремившийся вверх цветок в вазоне, вертикаль дома на заднем плане, ставни, окна, дверной проем. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле». Все окружающее пространство сияет строгой чистотой и порядком.
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. Переезд Питера де Хоха (вероятно, в 1663 г. ) из тихого провинциального Делфта в Амстердам – шумную столицу тогдашнего торгового и культурного мира – пагубно сказался на его искусстве. Молодая служанка, которую офицер угощает рюмкой вина и мальчик-нищий в дверях дома, протягивающий руку за подаянием, - сюжет, который мог бы лечь в основу трогательного рассказа или нравоучительной новеллы.
Рядом стоит соломенная колыбель, возле которой остановилась собака. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте.
Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. «Хозяйка и служанка» уже полностью выражает это новое мироощущение де Хоха.
Картина «Уличка» (около 1658 г. ) изображает вид из окон его дома: обветшалую кирпичную постройку — приют для престарелых. Его натюрморты делятся на два вида: обычные (завтраки, банкеты, обеденные столы) и Ванитас (Vanitas). В обстановке царит благополучие и чистота. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью.
Питер де Хох: жизнь и творчество художника
Барокко. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Показывая обыденные хлопоты по дому двух женщин, художник в то же время наполняет ее словно особым смыслом. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется. Но в каждом жёлтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различных оттенков. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен.
В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. В центре изображена прикрепленная к потолку клетка с птицей.
Хох, Питер де – Хозяйка и служанка
Мирок этот беден, но опрятен, во всём видны следы трудолюбивых рук. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену.
И люди и природа боятся шевельнуться, боятся быть потревоженными, чтобы не стряхнуть с себя сладостного оцепенения, не развеять поэзию тихого уюта. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика.
Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации. В очаге с высоким дымоходом подвешен над огнем котел.
Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство. О развитии художественных способностей речи не шло. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду.
картина Интерьер с хозяйкой и служанкой
На картине «Хозяйка и служанка» мы видим типичную сцену из жизни почтенной бюргерши. Она призвана дать понять человеку, что многое, за чем он стремится каждый день, на самом деле вовсе не важно. Служанка с металлическим ведром в руке показывает ей только что купленную рыбу.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Каждый из них пришел к своему решению. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им.
Vanitas – это натюрморт, который наполовину смешан с символизмом и аллегорией. Чистый уютный дворик. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия.
И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Мало того, он считается одним из основателей знаменитой харлемской школы натюрморта. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Он учился у пейзажиста Николаса Берхема в Харлеме. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей.
Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Несчастья пошатнули здоровье художника. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Перед ними, в тени от простенка между окон, стоит служанка.
Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. В картине «Военный и служанка» он не высвободился еще окончательно из плена монохромной живописи. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Так и сейчас, с улицы пришли и туда же уйдут и мальчик-нищий и офицер-кутила.
Хох Питер де «Хозяйка и служанка»
Открытая калитка ведет в маленький сад и далее на улицу, на берег канала с прогуливающейся парой. Небольшой капитал, скопленный им за годы службы у де ла Гранже, он употребил на то, чтобы перевезти семью на новое место и обзавестись новым хозяйством. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса.
«Хозяйка и служанка» (около 1657) дает принципиально новое решение. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер.
е в з – питер де хох хозяйка и служанка, 12:01
Светотень выявляет объемы и локальный цвет предметов. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Но это мало что меняет.
Методы, техника: холст, масло 53 х 42см. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Вермер создал несколько удивительных пейзажей. В 1653 поступает на службу камердинером к купцу Юстуск Делагранжу.
Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. Испытавший в разной степени их влияние Питер де Хох стал одним из главных представителей делфтской живописной школы. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Картина относится ко времени полного расцвета таланта художника. В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде.
Рассказы о живописи и художниках – Бытовая живопись
Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. В большой, погруженной в сумерки комнате молодая белокурая дама в белом атласном платье, сидящая у покрытого ковровой скатертью стола играет на лютне кавалер в парике и кружевном жабо поет. Работу отличают цельность и ценность деталей. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок.
Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Помимо очевидных геометрических вертикалей можно еще учесть и ряд менее заметных: деревья, устремившиеся в небо, осанка хозяйки, плетеная корзина, стоящая рядом служанка. В работах мастера нет торжества материального мира. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей.
Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. У самого потолка, над тарелками и мисками, украшающими каминную полку, висит пейзаж в раме. Питер Клас знаменит своими натюрмортами. Это почти библейская и мифологическая живопись. Цвета у Вермера сильные, насыщенные на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. В своем полотне Хозяйка и служанка художник запечатлел типичную для Голландии сцену.
«Хозяйка и служанка» Питер де Хох
Вермер писал тонкой кистью, густыми, но мягкими красками. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Справа в открытую дверь виден входящий в комнату мужчина с тростью. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы.
Рассудок его начал мутиться. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги.
Нидерланды (Голландия). Он живет в эти годы в Делфте, в городе, где в это время проблемы света и цвета волновали Эмануэля де Витте и Яна Вермеера Делфтского (1632-1675). Санкт-Петербург. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. В этот период он пишет семейные портреты, домашние интерьеры зажиточных семейств.
Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. На 1655-63 годы приходится расцвет его творчества, когда он женился, осел в Дельфте, был принят в местную гильдию художников Святого Луки (числился в ней с 1654 по 1657). Окно в верхней части стены позволяет рассмотреть кусочек другого помещения. Годы создания: после 1660. Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам.
Пространство картины строится из четких объемов дворика, садика, набережной канала. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь».