Пластов Аркадий Александрович Весна
Пластов – реалист. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть. По замыслу автора все путается между собой до неразберихи увлекательно. Самым главным было не растерять непосредственности и свежести восприятия при переносе изображения с эскизов на полотно. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»16. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество.
Картина яркая, красочная, завораживающая. Его отец и дед были деревенскими иконописцами.
Это надо уметь видеть, замечать. Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). Словосочетание Ленин в Разливе вообще стало нарицательным. Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекрасна.
Можно ли описать эти сверхъестественные переживания. Но такие мастера, как Пластов поднимают этот стиль до таких высот, какие и не снились многим современным «постмодернистам». Произведения: Фашист пролетел (1942, ГТГ), Сенокос и Жатва (оба – 1945, ГТГ, Государственная премия СССР, 1946) цикл картин Люди колхозной деревни (1951-65, Ленинская премия, 1966 в том числе Ужин трактористов, 1951, Иркутский областной художественный музей, Витя-подпасок, 1951, ГРМ, Весна, 1954 и Мама, 1964, – оба в ГТГ). На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Тяжелая вода в ведре, ярко начищенный медный таз.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Пример – знаменитая картина А. Пластова Сенокос, написанная в победном 1945 году. На ее плечах коромысло, одно ведро уже наполнено, во второе льется хрустально чистая вода.
- Описание картины Аркадия Пластова «Весна»
- Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
- Пластов Аркадий Александрович картины
- Художник: Пластов Аркадий АлександровичВесна в Заречной
Пейзаж в картине поэтичен: серая пелена туч затянула небо, падают крупные снежинки, земля освобождается от снежного покрова. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны22. Октябрьская революция прервала учебу. классика советской живописи Аркадия Пластова. Помню в 80-90-х было принято насмехаться над стилем «соцреализма». Взор ее добрый и спокойный. Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, .
Молодая женщина выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку. Она выполнена в технике масляной живописи на холсте11. И это придаёт многим его картинам лирическое звучание. Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты.
- АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ (1893-1972)
- Колхозник и художник в одном лице
- Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
- Пластов Аркадий Александрович ч 2
- Пластов Аркадий Александрович – художник, биография
- Пластов Аркадий Александрович (1893 – 1972)
- Багетные работы (рама, подрамник)
В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться. Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»15). В бане», однако в настоящее время они не используются1917. К профессиональному художеству он смог вернуться только в конце 1920-хх годов.
В 1946 году за них присуждена Сталинская премия. Картина «Весна» была завершена в 1954 году. Родился будущий художник в деревне Прислониха (сейчас – территория Ульяновской области), в январе 1893 года, в небогатой семье. Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны19. Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер, долго рассматривая ее, сказал: «Как много дает такое искусство Реализм Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить.
Отображая единство людей и природы, догадывался, что это особый мир – мир щедрой земли, труд на которой в радость людям, сильным душой и телом. Ему чужд модернизм, поиски нового и невидимого. Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. Такое решение казалось компромиссным. Многие недолюбливали Пластова за то, что он писал заказные полотна.
Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Совместно с премией в Аукционном дома МакДугалс (MacDougalls) в Лондоне прошла выставка Аркадия Пластова и лауреатов премии изобразительных искусств им. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым2). Аркадий Александрович Пластов родился 31 (по старому стилю 19) января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии (в дальнейшем – Ульяновской области). Беда художника не сломила. Ярким примером таких произведений Аркадия Пластова является его картина Фашист пролетел, написанная в 1942 году. Похоже на жизнь.
Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть. Он жил в мире и любовался красотой мира, которую понимал и чувствовал. На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. На колхозном току, Ужин трактористов (тот самый, так впечатливший Англию) – особый мир щедрой, мирной земли, труд, который в радость.
Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76318. В картине «Весна» живописцу удалось запечатлеть тот идеал женской красоты, телесной и духовной, который живет в представлении каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. В жанровой сценке, в бытовой ситуации, художником представлено такое богатство чувств и переживаний, на какое редко претендуют произведения этого жанра»4. В 20-х – начале 30-х гг.
- 0 Пластов Аркадий Александрович картины
- Картины художника Аркадия Александровича Пластова
- Картины художника Ивана Крамского
- Аркадий Александрович Пластов, советский художник
Были и произведения, посвященные записи в колхоз и крестьянским праздникам. Под березкой расположились грибники и их собака. Фу, черт, скажешь себе, сколько жизни. Вот откуда эти смелые яркие краски — от иконописной школы. работал главным образом над политическими плакатами и книжными иллюстрациями.
Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткое описание Творчества Пластова
- платформа для современного искусства в России и за рубежом
- Главная О сайте От автора Контакты Рекомендую
В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». В этой студии занималась Вера Мухина. Может быть, не будь этого пожара и мир никогда бы не восторгался Пластовым. Но не переставал рисовать. Ситина).
Ярким примером служит картина «Весна» (1954). Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Мне очень нравится эта картина. Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «форма одежды спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну28. Оба занимались церковной архитектурой. Любимые герои художника – дети. Именно это и не дает отвести взор наблюдателя от завораживающего зрелища. Посягательство на священные основы бытия.
И увидел, как артель иконописцев подновляла церковь в Прислонихе. Пластов сказал: «Нет. Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»20. Его отец – деревенский книгочей, а дед – местный иконописец. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше».
Пластов был убеждённым реалистом. Война представлена в своем истинном обличии. Параллельно учился живописи.
На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»12. Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке.
Да и отход этюдов был громадный. В подобных картинах, где герои находятся в непосредственном общении друг с другом, художнику редко удавалось достичь достоверности и выбрать соответствующую интонацию. Художник говорил:,, Я люблю эту жизнь. Это действие напоминало ритуал10. После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром.
И непрестанно трудится почти сорок лет. Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля. Жизнь нелегка, труд тяжел. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Буйство природных красок придает особый лиризм произведению.
Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году). По рассказам его невестки, художницы Елены Холодилиной, к весне Аркадий Пластов относился с большим трепетом.
Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951).
Каждый мазок, каждую чёрточку на полотне А. Пластов многократно проверял в работе с натуры. Яркие лучи солнца падают на листочки и они кажутся золотистыми. Теперь он работает над политическими и сельскохозяйственными плакатами. Всего этого он добьется в советское время.
Старая деревня». Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы1.
Художник воспевает труд человека, чьей духовной красотой он искренне восторгается. Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице1. Картина привлекла яркой красочностью. В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться.
Современники часто называли художника (кто снисходительно-высокомерно, кто искренне, с восторгом) певцом советского крестьянства. В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) вернутся лишь человек 20. Да, вы знаете толк в работе». Художнику почти сорок лет – а он, как выпускник, начинает все с нуля. Ситина).
Проходит еще несколько лет и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех. Старая деревня»1. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев. Сперва юноша поступил в мастерскую И. И. Машкова – одаренного художника, участника объединения Бубновый валет (где был и Кончаловский), награжденного премией Третьякова. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе1).
С 1935 Пластов писал преимущественно портреты и жанровые картины, проникнутые поэтическим восприятием русской природы, жизни советской деревни, воспевающие благородный труд и духовную красоту своих земляков. Сергей Морозов о премии высказывается следующим образом: «Ассамблеи художников «Пластовская осень» является одним из центральных событий Международного культурного форума. Он был из породы героев своих картин – русский богатырь. Вверху картины, над колхозным застольем и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Красивость не есть правда, правду прекраснее любых фантазий. Вольные размашистые движения, небывалый оптимизм, радость жизни.
На полотне мастер изобразил знойный летний день. Интересным фактом является то, что однажды, посещая Третьяковку, Пластов настолько был раздосадован извращением названия полотна, что в сердцах сорвал часть этикетки с названием со словами «Старая деревня», оставив только данное при создании слово «Весна». Отец был иконописец, местный книгочей, дед – иконописец.
Хлопья снега изображённые на картине, Аркадий Пластов мастерил из ваты их он распределял на полотне так, чтобы они не попадали на обнажённое тело женщины1. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Иллюстрирует произведения русских писателей. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины.
Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Очень интересно было прочитать выдержки из книги А. Пластова. Стоит отметить еще и то, что общество с неким предубеждением отнеслось к данной работе Пластова. Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна. С юности Пластов хотел стать живописцем.
Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Надо будет найти и прочитать. Перламутровая кожа женщины изысканно сочетается с рыжеватыми волосами. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно6. А. А.
Неглубокое пространство ограничено стеной избы.
Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Да и отход этюдов был громадный. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. С тех пор он постоянный участник всех больших художественных выставок. Проходит еще несколько лет и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937 – 1938 годах, приносит автору заслуженный успех. В 30-е годы А. А. Тело молодой женщины просто изливает свет чистоты. «Последнее полотно наполнено какойто особой теплотой, покоем мирного бытия.
5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»2. В год Великой Победы Пластов пишет картины Жатва и Сенокос. Из довоенных произведений Пластова Купание коней – самое значительное полотно. Её размер — 210 123см.
Картина наполнена чрезмерной гармонией, которую хочется вдыхать раз за разом. Подобно всем без исключения многим русские художникам-реалистам, А. А. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин и другие портреты односельчан. Некоторые критики требовали переименовать картину678.
Война окончена. Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. У ребят нет отцов и старших братьев, всю работу приходится выполнять детям и старикам.
Среди графических работ: иллюстрации к рассказам А. П. Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова Мороз, красный нос (издание 1949), к рассказу Л. Н. Толстого Холстомер (акварель, гуашь, 1952-54, ГТГ). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году. Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета.
Холст под названием «Весна» был написан известным художником Аркадием Пластовым в конце 1954 года, как раз-таки в периоды той самой «хрущевской оттепели». С точки зрения современного человека, сюжет картин примитивен и неинтересен. Пластов будто волшебник наполняет свое полотно звенящей россыпью летних звуков: с полотна к зрителю словно доносится под мерный ритм косарей тихий шелест листвы берез, гудение мохнатого шмеля и осторожный щебет ранних птиц.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Сохранить в картине непосредственное впечатление от натуры художнику прекрасно удавалось. Толчея, шум-гам, музыка, песни. Число его произведений за неполных четыре десятилетия приближается к 10 000.
Нельзя прекратить и остановить естественное течение жизни. Словно специально для художника, художнику на радость. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Часто бывает в Прислонихе.
Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву. Естественность, полное отсутствие манерности, отличает этого замечательного советского художника. Настоящая слава пришла к художнику в 1942 году. «Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Объектом восхищения оказывается не внешность героини, а гармония в отношениях между женщиной и ребёнком, радость их существования и встречи6. Предбанник открыт. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег».
Он кругами ходил вокруг чудодеев-иконописцев. В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней» : «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться.
Тяга к живописи заставила его бросить семинарию. Да, вы знаете толк в работе». И в 1912 году Аркадий уехал в Москву учиться на художника. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему.
Да и отход этюдов был громадный. Ведь одно касание его кисти заставляло вмиг раскрыться душистым венчиком цветы, зазвенеть прохладные струи родника, зашелестеть березовые ветки. Проходит еще несколько лет и картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» в 1937–1938 годах, приносит автору заслуженный успех.
Маленький Аркадий даже не думает о карьере живописца. Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, песни. Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель. Быт русской деревни, показанный с любовью и поэтичностью. В сорок лет, художнику довелось начинать все сначала.
Пластов Аркадий Александрович (1893-1972), советский художник. Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. Знал о Пластове, как об одном из самых самобытных мастеров цвета.
В 1938 году для выставки 20 лет РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии) художник создал картину Купание коней. Если сами картины не видел никогда. А когда из года в год видишь ее. Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин.
Для картины было создано около 200 этюдов. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Он так пишет о замысле этого полотна: «Шум, толчея, гам, песни.
Родник, где юная девушка набирает воду. Еще страшно болели раны и время не притупило горечь утрат ушедшей войны. Естественна и целомудренна даже обнаженность.
Сгорел его дом в родном селе. Пластова может стать своего рода «Нобелевской премией для живописи». В тихом уголке, где нет и намека на войну, на фоне пышной осенней природы, трагически оборвалась жизнь: маленький пастушок лежит на земле и над ним воет от горя его пес, стадо коров бродит поблизости, а на горизонте исчезает фашистский самолет. Картины и портреты отражают глубокое знание и поэтическое понимание природы, жизни в новой деревне, людей. Аркадий Александрович Пластов – великий художник.
Москва потрясла паренька: он, как во сне, ходил по улицам. Он считал, что главное для художника – увидеть красоту и быть предельно искренним. Но и свят.
Жил и работал на родине, в селе Прислониха (ныне Ульяновской области). Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951). Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос). Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. «Последнее полотно наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия.
В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать. А в 1914 он уехал в Париж и Лондон для участия в антрепризах Дягилева. Напротив, создается ощущение, что девушка покрыта длинными белоснежными одеяниями. Да, вы знаете толк в работе».
Убеждены, что премия им. После смерти И. В. Архангельский. Три года мальчишка проучился в сельской школе. 1931 год, когда закончился период великого перелома, стал переломным и для художника.
Картина привлекла яркой красочностью. В 1908 году он приехал на лето в свое село. В сюжете полностью отсутствует конфликт, особый момент. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины.
После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ. На первом из полотен старик в окружении детишек расположился за скромной трапезой. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Картины Пластова находятся в Третьяковской галерее и во многих музеях России. Ее длинные и густые волосы можно сравнить с величественными волнами океана. Родился Аркадий Пластов 31 Января 1893 года в семье деревенского книгочея.
Одним из первых Пластов возвратил изображение обнажённого женского тела в советскую живопись13. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы. Каждого, кто когда-нибудь видел эту картину, охватывало щемящее чувство боли.
Тема эта, хотя и второстепенная для советского искусства, всё же должна получить художественное отражение, отвечающее этическим и эстетическим представлениям советских людей. Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. «Первый снег» изображает приход зимы. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич1.
Каждая деталь занятна, правдива, жизненна. Очень интересный и искренний человек открывается. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости» (М.
Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность31. думаешь, что надо об этом поведать людям. Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина «Едут на выборы» (1947). Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году11. Во время войны тяжел втройне.
По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 113см инвентарный номер — ж-130429) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости. Ему выделили земельный надел – и восемь лет художник крестьянствовал. Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». У него много замечательных картин, а одна из них: Летом. Красоту и жизненную силу своих героев он раскрывает именно через связь с ней.
Учился в СХПУ (1912-14) и на скульптурном отделении МУЖВЗ (1914-17) у С. М. Болнухина. «Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной.
Пластов назвал работу «Весна» (а не «В старой бане»), подчеркивая тем самым ее метафоричность и вызывая в памяти весь ассоциативный ряд образов мирового искусства, связанный с этим словом. Стоит сказать, что за период его обучения, преподавателями художника были Ф. Ф. Федоровский, А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов и другие. Женщина дремлет. В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Она очень устала, ей жарко. И мечтал – мечтал о своих картинах, о своих выставках.
Да и отход этюдов был громадный. Мальчишки купают в реке своих коней – ну что может быть интересного в этом сюжете. Художник писал: Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Но в картине нет обреченности и тоски – есть лишь чувство надежды и веры. Источник освещения зрителю неизвестен.
По воспоминаниям сына великого художника, отец очень негодовал по поводу такого решения. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица. С выставками картина объехала многие страны мира.
Картина Сенокос – гимн миру и возрождению: в солнечный день слаженно работают косари. Они были созданы во время войны (1942—1943). Ситина).
Картина Сенокос была написана художником летом 1945 года. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём. Тут надо не спорить, надо писать – и так, чтобы было похоже. Сам же художник – лауреат множества наград и премий – прожил всю жизнь в родном селе. Под эгидой «Премии Пластова» на родине мастера собираются его последователи, чтобы подчеркнуть – традиции реалистичного искусства живы и не имеют национальных границ.
Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда. Благодаря Вашему рассказу узнал и полюбил его еще больше. Трагедия. Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову.
Пластов проучился в Строгановке до 1914 года. Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках. Всего, что привыкли считать обычным. Одним из его учителей стал Ф. Ф. Федоровский – одна из легенд русского и советского искусства. Успех огромный. В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году3. Чувство невозвратимой утраты.
Писал этюды: своих земляков и окрестности. Аллегорический характер придаёт картине русская природа25. Весна будто вспоминает об осени». Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки». Пластов вынужден был уйти с третьего курса и вернуться на родину.
Здесь художник с большой поэтичностью и полнотой показал быт русской деревни тридцатых годов. Пластов – чародей.
На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Это настроение и определило содержание новой моей картины Сенокос Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь». Пластов говорил: Есть правда этюдная и есть правда этюда в картине. В 1925 году Аркадий вернулся в Москву.
Глаза девочки опущены. Международная выставка художников «Пластовская осень» и вручение Пластовской премии решают одну из важнейших государственных задач — это сохранение традиций великой русской художественной школы. Продолжает сельскую тему картины «Колхозный ток» (1949) и «Ужин трактористов» (1951). Он просто жил и любовался красотой окружающего его мира. В каждом ее движении – забота и любовь. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос» Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь.
Картина привлекла яркой красочностью. Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье8. Вместе со скульптурой он изучал и живопись. После этого его, десятилетнего, отправили в Симбирское духовное училище.
Пластов учился в духовном училище и семинарии. По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». А. А. А. Пластова.
За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье.