Пленники Микеланджело
«Рабы» («пленники») () – цикл скульптур Микеланджело
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
И это приводит к трагической разобщенности образов. Даже «Моисею», наиболее рассматриваемой изего статуй, потребовались реставрация ианализ, чтобы выявитьто, что могбы увидеть глаз, менее ослепленный предубеждениями иочем указывалось водном важном документе, аименно, что Микеланджело полностью переделал статую назавершающем этапе работы над ней исвоей жизни. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески.
ок. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
Ниодин изэтих дворцов, ниодна изэтих улиц ненаходились близ дома Микеланджело. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Все это придает его архитектуре величественный характер. Прежде всего он ставит себе задачей вытянуть по вертикали всю архитектурную композицию интерьера, чтобы он казался более стройным и высоким. 92, 93, 94.
- Восставший раб и Умирающий раб Микеланджело
- Раб восставший и раб умирающий Микеланджело Буонаротти
- Творчество Микеланджело Буонарроти
- Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины
- Идущий через века (о Микеланджело Буонарроти)
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. Фигура погружается в сон. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
- Самые известные работы Микеланджело
- Реферат: Творчество Микеланджело Буонарроти
- Скульптурные шедевры Микеланджело
- Микеланджело «Битва кентавров» или «Бой Геркулеса с кентаврами») (около 1492)
- Микеланджело «Умирающий раб» (около 1513)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Рабы Микеланджело
- Отрывок, характеризующий Рабы Микеланджело
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. В рельефе Мадонна у лестницы он вкладывает совсем новое содержание в традиционный образ Марии. Статуя осталась незаконченной. "ПОБЕДА"Микеланджело оставил дом на площади Сан Лоренцо со всеми сделанными тамрисунками и глиняными моделями, засел в мастерской на Виа Моцца и отдался работе над едва начатым блоком "Победы", который входил в его первоначальный замысел гробницы Юлия. Илл.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Здесь все построено на контрастах. Илл. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Илл.
Илл. 166, 167.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
Недаром его любимым материалом была бронза. По рисункам и указаниям мастера его ученик Тиберио Кальканьи сделал подробные чертежи и модель, которая воспроизведена на гравюре Мерсье от 1607 года.
- Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Предложения наших партнеров по Парижу
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Микеланджело и Леонардо да Винчи
Он победил. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. 81-84. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Илл. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
- Микеланджело картины и скульптуры
- Общая характеристика творчества
Смерть Микеланджело унесла одного изпоследних представителей «спиритуалов», группы, которая впредыдущие годы пыталась провести рискованное примирение спротестантской реформой. То, что стремится к освобождению и то, что мешает, сливается воедино и явление предстает зрителю как бы внезапно остановившимся в то великое мгновение, когда решающие силы жизни подымаются друг на друга. 33, 34. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Храм имеет форму центрально-купольного сооружения, с четырьмя сложной конфигурации капеллами. Илл. 1503/1504. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.
Илл. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Начиная работу, Микеланджело после долгих раздумий остановился на одном из героев Библии — Давиде — победителе Голиафа. Особенно выразительна правая фигура. Илл.
Известно, что, работая над росписью, Микеланджело лепил из глины фигурки и, поворачивая их в разные стороны, выбирал ту точку зрения, которая представлялась ему наиболее интересной для изображения на плоскости. Статуя апостола Матфея, оставшаяся незаконченной мастером, представляет совсем особый интерес, так как она бросает свет на метод работы Микеланджело. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
21, 22. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. 89-91.
Инекарандашом, арезцом идолотом. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. 5, 6.
Мрамор. Огромное множество документов, скопившихся уже ссередины XIXстолетия, было подвергнуто систематизации Джованни Поджи изатем Паолой Барокки, анедавно еще пополнилось благодаря фундаментальной работе Рэба Хартфилда, посвященной текущим счетам художника. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
146-148. Все обнаженные фигуры безжалостно изгнаны, женские гермы заменены мужскими и притом тщательно облаченными в одеяния. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. 110, 112. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи).
Вместо героизированной человеческой индивидуальности, сама обособленность которой выступала в ренессансной статуе как свидетельство ее силы, Микеланджело воплощает в своих группах новую тему, тему взаимной человеческой общности в различных ее аспектах — от нерасторжимой кровной близости матери и сына до чувства глубокой духовной солидарности, объединяющего спутников Христа». Илл. 161. Высота: 127 см. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Когда сын племянника Леонардо, Микеланджеломладший (1568 – 1647), публиковал его сонеты, тоонизменил мужской род наженский, чтобы отдалить отдяди тревожную тень питавшей его гомосексуальной страсти.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Он должен думать о смерти.
184. Его гений искал более широкого поля деятельности. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
Постепенно этот недуг прошел. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Это были тяжелые годы.
150. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Илл. Илл. Илл. Прошло уже неменьше столетия стех пор, как папская власть направила урбанистическое «возрождение» Рима впротивоположную сторону, визлучину, образованную Тибром между замком Св.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Илл. Католическая церковь, напуганная широкими реформационными движениями, понимала неотвратимость пересмотра своих старых позиций. Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий.
Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Илл. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Петра (Музео Петриано).
80. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Если раньше художник рассматривал человеческую фигуру как сосредоточие имманентных ей сил, то в Капелле Медичи фигура все чаще выступает орудием сверхличных, вне ее находящихся сил. Нацерковном дворе его узнал испочтением приветствовал еще один флорентиец, Миньято Питти, впоследствии описавший старого мастера как человека, который «ходит сгорбленный иструдом поднимает голову».
Илл. Но Микеланджело и в эту Фреску внес дух непокорности, дух борьбы. В сильных, мощных телах чувствуется прямое воздействие античной пластики, которую Микеланджело никогда не переставал внимательно изучать. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Илл. Илл.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Чтобы сделать эти проекты еще более действенными, погребальная месса была поручена Бенедетто Варки, республиканскому изгнаннику сбольшим авторитетом ипрестижем, вернувшемуся воФлоренцию задвадцать лет дотого под давлением Козимо, который сэтого поступка начал политику восстановления связей имирных отношений среспубликанской оппозицией (покрайней мере, стеми еепредставителями, которых оннеуничтожил руками своих наемных убийц).
это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. 140, 141. В этом он предвосхищает последующие столетия.
Сделал он это для того, чтобы нейтрализовать перспективное сокращение боковых дворцов: размещенные под косым углом, они воспринимаются в перспективе как стоящие параллельно друг другу. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. В борьбу включился и Микеланджело.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. 171. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Посути этого ждали. Результаты поразительны. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Это, конечно, не так. Если не считать статуи апостола Матфея, то все произведения первого периода, при ярко выраженном драматизме их замысла, связаны с той фазой эпохи Возрождения, когда вера в безграничные возможности человека еще не была поколеблена. Илл.
Слева – обрамляющий фигуру Адама холм и лишенное листвы дерево, как бы высеченное из мрамора, в глубине – бесконечный морской горизонт. Содной стороны, сам мастер рассеивает миф онем.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Илл. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам.
Открытие архивов Святой палаты (инквизиции. В их облике, в характере их чувств и поступков обнаружились черты простой человечности. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Тогда приняли решение заново отстроить Капитолийский холм, сделав его центром городской планировки. Старик ислышать нехотел отом, чтобы остановиться передохнуть.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. 155, 156.
Вера, которую Микеланджело «иллюстрировал» спомощью мрамора икистей всамом сердце христианского мира, была переполнена еретическим духом, нотеперь, сего кончиной, официальная Церковь могла начать свою ретуширующую миссию. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Именно вот таким образом он вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции. Иобстоятельства его смерти были характерны для изгнанника, несмотря навсеобщее признание. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Илл. Этот конфликт между заполнением и обрамлением, эта перенасыщенность стены декором сознательно используются мастером для того, чтобы вызвать у вступившего в вестибюль чувство сдавленности.
За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника. 159. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека.
То, что у Микеланджело обладало большой внутренней выразительностью, в руках маньеристов превратилось в голый формальный прием, виртуозный, бездушный и холодный. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Карниз Микеланджело трактует не как прикрывающую здание крышку, а как органическую составную часть стены.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. 169. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Илл. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Как нипытались впоследствии висториографической литературе создать миф оМикеланджело Буонарроти, будтобы «прирученного» величием князей, которым онслужил, обстоятельства его смерти, педантично описанные свидетелями, повествуют ожестком инепримиримом конфликте художника совсем остальным миром.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Новоявленный Брут прославлялся на все лады, в связи с чем друг Микеланджело Донато Джаннотти обратился к скульптору с просьбой создать бюст Брута для кардинала Ридольфи.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. 13, 14, 15.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Он даже не дотрагивается до нее. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Онжил подобно нищему икопил деньги вдеревянном сундуке.
Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Илл.
75-78. Таков, несомненно, был его основной замысел. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
32. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
2. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. 116-119.
Илл. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Его узнали, нонеосмелились окликнуть. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Петра.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Оннедоверял никому, даже банкам, всегда боялся обмана, преследования, мошенничества.
Но все усилия напрасны. Статуя Моисея была предназначена для второго этажа гробницы, где она должна была быть размещена над правой нижней нишей. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Один из них, собрав все свои богатырские силы из пут, а другой, побежденный, умирает. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Илл. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Илл.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Этот жест символизирует молчание.
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Петра в Риме. Илл.
97, 98. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
И тогда впечатление от «Моисея» Делается еще полнее и богаче. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Продолжал жить в мире, который радикально изменил свое лицо и который с каждым годом становился ему все более далеким и чуждым. Сгодами его достаток возрос иположение вобществе упрочилось. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Боли, говорилон, недают ему покоя. Илл. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.
122-125. Тысячи людей вслезах тихо проходили, одетые втеже черные поношенные накидки, теже потертые кафтаны, которые, согласно скрупулезной описи, были обнаружены ивплатяном шкафу Микеланджело. Именно Даниэле даВольтерра было поручено закрасить наиболее «непристойные» части обнаженных тел в«Страшном Суде». По-видимому, это была статуя Вакха.
Илл. И тут происходит непонятная история, возможно спровоцированная Малатеста Бальоне, сыгравшим в дальнейшем предательскую роль. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Микеланджело полностью подчиняет его форме. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Три года скульптор работал над статуей. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Симптоматично, что перед нами уже не отдельные статуи, а скульптурные группы. В 1534 – 1541 гг. Илл.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Ионнезахотел уезжать изРима, даже когда избрание Павла IVКарафы стало угрожать его жизни.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Илл. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Между 1524 и 1526 годами были выполнены модели статуй, а между 1525 и 1533 годами и сами статуи.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
Илл. Но как раз этого не произошло. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Власть теперь могла свободно распоряжаться его останками илегендой. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Но школярская учеба не привлекала мальчика. Слова, которые Микеланджело вложил в уста своей Ночи, раскрывают отношение великого мастера к действительности:О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать – удел завидный. Таковы были мысли побежденных флорентийцев. Илл. Илл.
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Внезапно раздался крик: мы пропали. Действительность не оправдала их надежд.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Скоротечная болезнь, сразившая его, обрушилась внезапно. Петра, с чем папа был полностью согласен. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. 174.
109-112, 116-119. 126. Это помогало ему сохранять чувство целого. Илл. Новсе было напрасно.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 145. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Илл. Ивсеже онтак инепереехал изэтого убогого жилища вдали отцентра папского двора.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Пестрые украшения кваттрочентистов были бы здесь неуместными, в то время как повторяющаяся беловато-серая краска, в сочетании с лаконичными архитектурными формами, помогла живописцу организовать огромную плоскость потолка и расчленить ее на такие отрезки и ячейки, которые диктовала тематика росписи.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Илл. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
В XIV-XV веках образ пьяного Ноя обычно трактовался как символ греха, а надругательство Хама теологи рассматривали как ветхозаветный прототип надругательства над Христом. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Илл. На самом же деле между ними лежала бездна. Илл.
79, 142. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства. Илл.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. "Богоматерь у Лестницы" и "Битва кентавров", которых он высекал для Бертольдо и Великолепного, – платоновский кружок тогда смеялся над ним, так как работа его казалась ученым "чисто греческой" "Святой Прокл" и "Святой Петроний" изваянные в Болонье для Альдовранди деревянное распятие для настоятеля Бикьеллини "Спящий Купидон", которым он хотел одурачить торговца в Риме "Вакх", которого он изваял в саду Якопо Галли"Оплакивание" исполненное по заказу кардинала Сен Дени – для храма Святого Петра гигант "Давид", созданный для гонфалоньера Содерини во Флоренции "Святое Семейство", которое выпросил у него Аньоло Дони картон для картины Битва при Кашине, прозванный "Купальщиками", – он был написан из чувства соперничества с Леонардо да Винчи "Богоматерь с Младенцем" изваянная по заказу купцов из Брюгге в первой его собственной мастерской злосчастная бронзовая статуя – портрет папы Юлия Второго "Книга Бытия", написанная для Юлия Второго на плафоне Систины фреска "Страшного Суда" исполненная по желанию папы Павла Третьего для того, чтобы закончить украшение капеллы "Моисей" для гробницы Юлия четыре незавершенных "Гиганта", оставшихся во Флоренции, "Утро" и "Вечер", "Ночь" и "День" в часовне Медичи "Обращение Павла" и "Распятие Петра" в часовне Паулине Капитолий, Пиевы ворота, три статуи "Оплакивания", высеченные ради собственного удовольствия. 86-91. 7, 8.
Этот проект существовал в нескольких вариантах. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Илл. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
В расчете опять-таки на специфику зрительного восприятия Микеланджело дал в центре площади повышающийся к середине трехступенчатый овал, служащий своеобразным подиумом для конного монумента. 149.
Как пишет А. Губер: «Первое впечатление от «Моисея» — внешнее спокойствие при громадном внутреннем напряжении. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. 155.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Илл. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
Илл. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. е. уважением классической традиции).
Илл. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Тем самым ей отводится центральное место. Вазари прямо пишет:. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
119, 111. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Свидетельством беспощадной ненависти кгерцогу ипапе явилось уничтожение эскизов икартонов, окотором онраспорядился насмертном одре.
Художник охотно принял это предложение. 99, 101, 102. Илл.
135, 139. 17, 18, 19, 20. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными.
106, 113. К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Он поражает Голиафа в лоб камнем из пращи, затем, наступив ногой на тело, отсекает голову. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Если несчитать всего этого, квартал Воронья Бойня был, мягко говоря, довольно скромным. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Петра, которую онвоспринимал как обет, данный непосредственно Богу. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. В 1513 году был заключен новый договор, предоставлявший Микеланджело возможность расширения первого варианта. 130. Слева мы видим райский сад.
158, 159. Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. 174. 86-88. По-прежнему он изображает мощные фигуры, с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями.
Илл. Практическую работу по перестройке собора мастер начал с укрепления оставшихся в наследство от Браманте четырех подкупольных столбов. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Так при небольшом обходе оживает мраморная фигура». Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Илл. Илл.
А называется роман «Муки и радости».
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Илл.
Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Илл. Илл. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). 3, 4.
Онждал смерти несколько десятков лет, акогда она подступила, вместе сэтим ледяным дождем, ониспугался, как пугаются все люди, дажете, кто прожили долгую жизнь.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Илл. Илл.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Циничный дон Винченцио Боргини сразу догадался, как только узнал обагонии, что смерть мастера предоставит прекрасную возможность, чтобы улучшитьто, что мысегодня назвалибы «имиджем» флорентийского академического сообщества иего покровителя Козимо I. «Примите вовнимание, что явам скажу: порой злопыхательство завистников чужой добродетели порождает вещи, приносящие более славы тем, кто ихделает, чем тем, для кого они сделаны.
Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. 183. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
175, 176. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Последняя была предназначена для хора старого собора св. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Ангела иостровом Тиберин. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Но роспись обладает и другим аспектом. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях.
В результате побеждает грубая сила палачей, хотя представители мира униженных и оскорбленных мало чем уступают по своему атлетическому телосложению поборникам насилия. 136. 56-71). Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Эту постыдную работу продолжали и позднее. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Почти девяностолетний Микеланджело все еще продолжал работать. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Он стал уже высекать статую св.
Илл. Они утратили волю. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах: Вечер, Ночь, Утро и День – как бы символизировали быстро текущее время. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Для этого он вводит дополнительную среднюю зону, которой нет в старой сакристии, суживает кверху обрамление окон в люнетах третьей зоны, чтобы подчеркнуть устремленность движения вверх, наконец, дает кессоны купола в перспективном сокращении, усиливая тем самым его глубину. Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Однако погороду сразуже распространился слух оприбытии останков мастера. Другой крайностью была утрированная грубость комической поэзии, с присущей ей тягой к непристойностям.
Ее раздирали непрерывные войны, вторгшиеся в нее испанские и французские войска поколебали веру народа в возможность национального объединения, целые области и многие города становились жертвами насилия и грабежа. Однако и здесь царит дух отчужденности. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Микеланджело прикрывался необходимостью завершить работу над собором Св.
Апостол Павел. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Но Микеланджело, не терпевший плохого обращения с людьми, так был задет безобразным поведением папы и чувствовал себя столь униженным, что без колебаний решился на бегство из Рима. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. 134. 37.
Ева послушно следует слову творца. Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа. Илл. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
В действительности оно так и получилось. Его левая нога отставлена назад, как будто он готов стремительно вскочить. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Отпроизведений, нескольких рисунков итрех начатых скульптур, неосталось иследа. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Илл. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Если бы в согласии с замыслом Микеланджело были осуществлены фигуры морских божеств, призванные украсить постамент саркофагов, то они еще сильнее выступали бы за пределы обрамления. Он задумал ее как классический «монумент» христианства, как синтез архитектуры и скульптуры, как сплав античной «героики» и христианской «духовности», как выражение светской власти и сублимации души, обращенной к Богу. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Илл.
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. В 1517 году были сделаны глиняная и деревянная модели, а четыре года спустя контракт был разорван и проект остался неосуществленным. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
1 января 1547 г. он был назначен главным архитектором этого собора. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля.
36. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Возможно, всилу подлинного почитания этого человека иего «тосканского» духа, но, несомненно, для того, чтобы угодить герцогу, Вазари потратил много сил. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Карло Борромео немедленно издал приказ прикрыть нарисованными уродливыми набедренными повязками обнаженные тела из«Страшного Суда» ив1565 году эта работа была выполнена.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Он избегает детализированной характеристики места.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Илл. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Тут столкнулись два сильных характера. Микеланджело стал ее осуществлять не по проекту Браманте, а согласно своему собственному замыслу. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Великан был страшен, сорок дней никто не решался сразиться с ним.
167. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Посетив Рим в 1570 году, он предлагал сбить со стены фреску Микеланджело и написать на ее месте новую композицию на ту же тему, но гораздо более глубоко интерпретированную. Ему пришлось вступить в жестокую борьбу с последователями Антонио да Сангалло и с ворами, которые нагревали себе руки на этой крупнейшей по тому времени постройке. 47.
Смелый юноша выходит без вооружения, а так, как привык ходить в полях и горах. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками. 177, 178.
Как можно обвинить втирании подобного человека. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Его рука сгибается к плечу. 185, 186. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Среди его архитектурных свершений — проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Мастер изобразил убийцу Юлия Цезаря с резко повернутой вправо головой, придав облаченной в античную тогу полуфигуре юрдую осанку.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Кроме того, Юлий II скоро охладел к проекту, ему сказали, что это дурная примета – готовить себе при жизни гробницу. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Илл.
Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Однако следовало действовать быстро ирешительно. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. 160. Онвелел сжечь бумаги, закоторые Козимо Iзаплатилбы любую цену. Нотеперь, когда старый упрямец Микеланджело был мертв, никто более немог сдерживать требования ипроекты сильных мира сего, которые несумели сломить его при жизни. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело.
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Илл. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Илл. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. 38.
Петра со стороны апсид. Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники. Колоссальная картина, по мысли церковников, должна была показать слабость человека, его покорность божественной воли. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. 163.
Квартал Воронья Бойня был расположен между форумами исклонами Квиринала. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Он побежден. Недаром они украшали пилястры.
Этот план подсказали податливому племяннику Леонардо сразуже после кончины мастера идаже отказ сына Бандини отдать статую «Пьеты» незаставил Вазари отступиться отсвоих намерений. Вофлорентийском доме оставались пробные варианты «Пленников» истатуя «Победы» для гробницы Юлия II. 16. 170.
Но какой ценой. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. И этой же цели служит цвет. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Один из них (2-й) включал статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе. Например, деревянная модель собора св. Моисей восседает в торжественной позе.
«Рабы», высеченные прославленным итальянским скульптором Микеланджело — цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы, предназначавшихся для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Проект надгробия Папы Юлия II существовал в нескольких вариантах. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. В сцене Сотворение светил и растений фигура Саваофа дана дважды: справа летящей на зрителя, слева устремляющейся вглубь. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. В 1546 г. Микеланджело подарил 2 готовые статуи Роберто Строцци в благодарность за оказанное гостеприимство, а тот преподнес их французскому королю Франциску I. В 1578 года они хранились в замке Экуан, после этого — в замке Пуату у кардинала Ришелье, в 1793 году были сняты с продажи как национальное достояние и попали в Лувр. 4 незаконченные статуи находятся во Флоренции (галерея Академии) – они остались во флорентийской мастерской Микеланджело, в 1564 г. Леонардо, его племянник, подарил их герцогу Козимо I: скульптуры находились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), а в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции. Две законченные луврские статуи являются противопоставлением прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них. В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные Папой и подчиненные апостольской церкви другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал». В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры, а в «Умирающем» — живописи, так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae («Искусство – обезьяна природы»). После росписи Сикстинской капеллы изменился пластический стиль мастера: статуя уже не исчерпывается восприятием с одной, главной точки зрения. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Илл.
Даже царственный герцог несдержался ипроизнес резкую фразу, узнав оподобной решимости: «Нас удручает танеприятность, что оннеоставил ниодного изсвоих рисунков: сожжение ихпоказалось нам поступком, недостойным его». Не доверяя своим преемникам, папа Юлий II решил при жизни создать себе достойную гробницу. И когда в 1537 г. был убит тиран Флоренции Алессандро Медичи, художник задумал и позднее создал бюст Брута – тираноборца, убившего римского императора Цезаря. Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека, – говорил Микеланджело. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Петра. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Он превосходно связывает друг с другом обе фигуры и умело заключает их в пределы замкнутой контурной линии, мягкой и волнистой.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
Илл. Но Давид, пригнавший стада в стан царя Саула, решается на битву. 107, 108. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Но Флоренция по-прежнему стонет под властью Медичи и Микеланджело живет в Риме.
И результаты были самыми плачевными. в той же Сикстинской капелле, где он расписывал потолок, художник создает фреску Страшный суд. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Он действует только словом.
Корпус сидящего старца обращен прямо к зрителю, но руки и ноги расположены асимметрично, голова повернута в сторону. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Упорно шлифуя свое мастерство, Микеланджело, как все большие художники, широко черпал творческие импульсы из тех источников, которые были ему близки и которые облегчали решение новых задач.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Его мировоззрение приобретает трагический характер. ИвРиме многие вздохнули соблегчением. Я не забочусь пишет он в одном письме, ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений. Она напоминает мощную лавину. Илл.
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. 10, 11, 12. С необычайной остротой ощущает он разлад между жизнерадостным ренессансным сенсуализмом и новыми аскетическими религиозными идеалами, сложившимися не без воздействия контрреформационного католицизма. Илл.
К тому же принадлежавшие Микеланджело земли были расположены вокруг Флоренции, а секвестр на собственность был в те времена широко распространенным орудием политической борьбы. Он создал гениальные, произведения. При этом движение лишено всякой скованности.
25, 26. Миф оМикеланджело продолжал развиваться иподвергаться манипуляциям впоследующие годы истолетия. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Христос и окружающие его бескрылые ангелы представлены в сильнейшем движении и в головокружительных ракурсах. Учитывая необычайную мощь рельефа в постройках Микеланджело, становится понятным, почему его архитектурные решения не получили отклика в северных странах Европы. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. 39.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 109, 111. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
30), довольно точно передающая ее общий вид. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Прежде чем приступить к выполнению статуи, Микеланджело делал ряд набросков пером, в которых фиксировал общую композицию, различные ее аспекты с разных точек зрения и, наконец, форму и размер блока, чтобы каменотесу было легче ориентироваться. Илл.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Пейзаж пустынен и гол. Даже архитектуру Микеланджело воспринимал как отражение красоты человека. Абсолютно несомненно, что архитектурные части подобны частям человеческого тела, – говорил он. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Илл. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Но в конце концов отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять все, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров».
Как только стало известно окончине великого мастера именно они немедленно принялись задело, чтобы преобразить его смерть, очистив ееотвсякого рода шероховатостей истраданий, «скормить» старого маэстро зарождающейся флорентийской мифологии, вподдержку политического замысла, отличающегося большим размахом идальновидностью. Статуи и рельефы Бертольдо во многом перекликаются с тем, что мы находим в картинах и фресках братьев Поллайоло, Боттичелли, Филиппино Липпи. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. 151. Илл. Их платоническая дружба продолжалась свыше тридцати лет и Кавальери Микеланджело посвятил многие сонеты, каждая строка которых дышит высоким, чистым чувством. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Илл. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
114, 115. 182, 187, 188, 189. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Зато вид группы справа мало удачен. Этому его научила скульптура. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Он занимался там в течение одного года. Мы видим теперь голову «Моисея» в фас, но резко повернутой, как будто он увидел или услышал что-то такое, что требует его немедленного и грозного вмешательства. По библейской легенде, противники израильтян филистимляне во главе с гигантом Голиафом казались непобедимыми.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. 173. 46. Илл.
И эти членения воплощают те героические силы, которые имманентны массе, а не привносятся в нее извне и которые упорядочивают ее и формуют. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. В поздних «Пьета» микеланджеловские герои уже перешли грань такого рода конфликтов они оказались также вне сферы прежней титанической масштабности. Однако судьба Италии в целом была столь горестной, что лучшие ее умы не могли не думать с тревогой о том, что творилось в стране и что ожидало ее в будущем.
Илл. В то же время она должна была представлять собой завершение исторического цикла, начатого святым Петром во времена Римской империи и утвердить авторитет «духовной империи» в лице папства под властью Юлия II. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Илл.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Илл. Илл.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Это человек действия (vir activus).
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Илл. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Особенно сильное впечатление оставляют рисунки с изображениями распятого Христа, в которых трагический финал евангельского повествования перерастает в символ человеческого страдания и горя.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. 48-55. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Таким представил его и Микеланджело.
И здесь бог изображен в активном действии. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). 23, 24. Илл. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Посчастью, зима оказалась крайне суровой ипрах хорошо сохранился. Это искусство, отмеченное печатью большой изысканности, было тесно граничит с двором Лоренцо Великолепного. По-видимому, сам Микеланджело понимал, что подражание его позднему творчеству было гибельно для художников.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. 164. Он подобен ваятелю извлекающему фигуру из хаотической глыбы камня в непрестанной борьбе с тем, что мешает ему обрести нужную форму. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Но он строил величайший в мире собор св. В этом разрыве с идеалами молодых и зрелых лет, с идеалами Ренессанса и проявился во всей своей трагической обнаженности тот глубочайший кризис, которым отмечены последние десятилетия жизни Микеланджело. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Уже современникам Микеланджело было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую главу в истории итальянского зодчества.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). 41. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Петра. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
И здесь его постигает страшный удар. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). 162. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Вместо этого в1508г. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Здесь парень получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. 131, 132. Петра полукруглым куполом, тяжелым и массивным, который, по его мысли, призван был дать предельно монументальное завершение самой крупной из построек XVI века. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.