Плот Медузы Описание Картины
Описание картины Плот «Медузы» : Среди работ французского художника Теодора Жерико, которого считают родоначальником романтизма во Франции, особо выделяется картина «Плот Медузы».
Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. А плотник с фрегата сделал для него уменьшенную копию плота.
147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Ощущение драматизма усиливает бурное небо, освещенное вспышками выстрелов. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость».
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Жерико позировал Эжен Делакруа, который также имел возможность наблюдать работу художника над картиной, ломающей все привычные представления о живописи. «Мане – провокатор. Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен).
На борту было около 400 человек. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы.
Сюжет произведения основывается на реальных трагических событиях.
Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Как ни странно, картина «Плот Медузы», над которой в 1818 году работал Жерико, положила начало французскому романтизмуВеликий художник Теодор Жерико под впечатлением страшной катастрофы создал свое знаменитое полотно «Плот Медузы», где по-своему передал атмосферу бедствия. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20.
Эта картина потрясающе проста.
Осенью 1817 года во Франции вышла книга «Гибель фрегата Медуза», которая рассказывала реальную историю о трагическом происшествии в океане. Выжили всего лишь пятнадцать человек. Старик держит три меча. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады.
Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). 147 людей оказались обречены на смерть.
Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Картина обращается скорее к телу и чувствам, нежели к разуму. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия.
Плот скитался в море в течении 12 дней. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
«Плот Медузы» картина Теодора Жерико
И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Человек на переднем плане – это его конечное бытие. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
После смерти художника в 1824 году картина, вместе с другими произведениями и коллекциями Жерико, была выставлена на аукцион. Бокал с розами увиден не под тем углом, под каким увидены все остальные предметы, стоящие на столике. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
помогите с описанием картины Жерико Плот Медузы
Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». В техническом плане произведение выполнено превосходно.
А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Религиозная живопись патронировалась по особой программе и легко обошла доселе популярные мифологические сюжеты. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.
Книга Гибель фрегата Медуза взбудоражила все французское общество, которое было просто потрясено столь ужасающей драмой. Да и некоторые отклики сильно задевали самолюбие художника, так как много говорили о политических тенденциях картины и очень мало о ее художественных достоинствах. Известным фактом является и то, что каждую фигуру художник писал отдельно и с реальных людей. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.
Описание картины Теодора Жерико «Плот медузы»
Таковы пять эпизодов, над которыми работал Жерико. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. Жерико был всецело поглощён работой.
Так. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Так ли уж опрометчиво капитан отдал приказ обрезать веревки, обрекая 147 человек на гибель. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих.
Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине— признание его произведения зрителями и критиками. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма.
Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Как ты можешь увидеть свободу. Всех охватила паника.
Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
Мане историй не рассказывает. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». В настоящее время полотно находится в Лувре. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы».
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. В 1825 году де Форбену удалось найти нужную сумму и главное произведение Жерико заняло своё место в Лувре. В чем сущность романтического мировосприятия.
Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Жерико не только знакомится с авторами, он разыскивает и других уцелевших участников трагедии, расспрашивает оставшихся в живых свидетелей. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Эпизод каннибализма исчез, как будто его следы смыло морем. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Все, кто был на лодках, спаслись. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. Есть жертвы и есть убийцы. Напомним, что в классицизме присутствует строгость форм и выверенность линий, строгое подчинение каноном этого жанра, что находит свое отражение в произведениях, созданных в традициях этого жанра. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии.
Ее герой – толпа в пестрых нарядах, которая занимает практически четыре пятых картины из-за этого кажется, что картина поразительно неорганизованная. Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. посвященной крушению фрегата «Медуза», произошедшему в 1816 году. Навеян он был вчерашним разговором с banshee про различные изображения смерти. Картина была закончена в июле 1819 года.
«Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Прежде он вёл интенсивную светскую жизнь, но теперь не выходил из дома и даже обрезал волосы, чтобы и не пытаться вернуться к прежнему времяпровождению1. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Всего за время подготовки к созданию полотна, Жерико сделал более ста этюдов и зарисовок.
Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинён слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю16. В живых осталось лишь 15 человек. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм.
Человеческая трагедия целиком захватила его, он стремится создать ее страстный, правдивый образ и вот таким образом картина его постепенно вырастала в гигантскую поэму человеческих бедствий, борьбы горстки людей с неумолимой стихией океана. Живые и мертвые. Никаких ран на мертвых телах: напротив, они молоды и прекрасны.
По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно. И такой мифологической войной для испанского народа была Реконкиста, отвоевание Пиренейского полуострова у мусульманских королевств. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).
Теодор Жерико картина Плот Медузы
По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Жерико был всецело поглощён работой. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.
Случилось это в 1816 году. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.
Глава Департамента изящных искусств виконт де Ларошфуко, к которому обратился директор Лувра де Форбен, с просьбой приобрести полотно, предлагал за неё 4—5 тысяч франков, хотя она оценивалась в 6000. Это команда. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Да, бледны, но их кожа не засохла, они не разлагаются. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Разумеется, не только это полотно повлияло на формирование стиля, но оно, безусловно, является одним из самых выдающихся в нем.
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Но нужно было правдиво передать и еще одно действующее лицо трагедии – бушующую стихию океана. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто.
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Но модус изображения был общепринятым. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Сам плот почти упирается в раму картины. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами.
Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной.
Описание картины Теодора Жерико «Плот Медузы»
В 1825 году де Форбену удалось найти нужную сумму и главное произведение Жерико заняло своё место в Лувре3233. Девушка, которую мы видим, продавщица, она должна своей физической привлекательностью заставлять посетителей останавливаться, кокетничать с ней и заказывать еще выпивку. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Вскоре композиция была выбрана, большой подготовительный материал накоплен и Жерико приступает непосредственно к написанию картины. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.
Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Как бы то ни было, если видимые следы были и вытерты, но все же картина пронизана скрытой болезненностью, которую можно даже почувствовать (что и вызвало комментарий журналиста) в молчаливых тонах и жутком освещении. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне.
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- Самое интересное в виде мозаики
- ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
- Общееколичествопросмотровстраницы
Двигателем становится народ. 147 людей оказались обречены на смерть. текст отсюда без измененийВ середине 1810-х годов художника не покидала мысль о создании монументального полотна, он уже два года находился в поисках достаточно значительной темы для задуманного. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Холст, масло. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Франция.
Эти корабли везли колониальных служащих, а также нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). Политическое развитие начиная с XVIII века поставило перед художниками необходимость визуализировать то, чего нельзя увидеть. Да и видно ли его. 2 июля 1816 года вблизи островов Зеленого Мыса в результате навигационной ошибки попал на мель фрегат Медуза.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
решила запостить историю создания одной картины. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Он назвал картины такого рода хоровыми. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Само создание этой картины является исторически важным.
Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Никто из художников до него не решался с таким откровенным любопытством заглянуть в лица мертвецов. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.
Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи.
Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Давид словно услышал то, что говорил Дидро, который не успел увидеть это полотно: Писать надо так, как говорили в Спарте». Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. 27 июля 1816 года бриг Аргус подобрал уцелевших людей на плоту.
Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Художник родился в Руане в 1791 году.
Продуктов у них не было. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы.
Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Но ветер относит плот от корабля спасения. Гибель Медузы овладела и воображением Жерико, стала тем толчком, который возбудил колоссальную энергию живописца Он отлично представлял, как будет восприниматься его картина и какую общественную роль она может сыграть. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
Лувр. В самую первую ночь погибли двадцать человек.
«Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков. Однако, что же осталось из этих предварительных исследований на законченной картине. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627.
Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Жерико встретился с участниками трагедии, которые остались в живых, общался с авторами «Гибели фрегата Медуза». К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34.
В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». За это время большая часть людей погибла. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико.
Что соединяет эти две неравные части композиции. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания.
Романтизм. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Здесь и началась ужасная одиссея. Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы. Романтизм был полностью ориентирован на современность. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал.
И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см.
После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Некоторое время спустя полотно с переменным успехом демонстрировалось в Великобритании— выставку одной картины организовал предприниматель Уильям Буллок. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Восприимчивость к человеческим несчастьям, чувство глубокой симпатии к угнетенным и страдающим всегда отличали натуру Жерико. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность.
В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Сюжет картины основан на реальной трагедии.
Выжило лишь десять человек. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Здесь прослеживаются традиции барокко. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Картина была закончена в июле 1819 года. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Париж. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Кораблекрушение, разрушающее расовую или социальную иерархию, объединяет человечество в совместном страдании. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.
Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.
По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Это был взгляд несколько сверху. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
292 x 194 см. Сенегала, людьми познавшими "сободу". Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Здесь нет никакой идеализации, а лишь полновесная аутентичность.
Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Капитан корабля вместе с другими важными персонами уплыли на шлюпках. А на плоту положение стало ужасным. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Именно это придает картине полную эмоциональную силу.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Его должны были вести на буксире лодки. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. В этом смысле европейскую историческую живопись XIX века страшно интересно изучать, хотя, на мой взгляд, она не оставила, почти не оставила понастоящему великих произведений.