Поцелуй Украдкой Жан Оноре Фрагонар

«поцелуй украдкой» — картина французского художника Жана-Оноре Фрагонара из собрания Государственного Эрмитажа.

«Поцелуй украдкой» картина, художник Жан-Оноре Фрагонар

Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) — великий французский художник. Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Сама девушка выглядит будто бы растерянно и смотрит на дверь, опасаясь, что кто-нибудь может войти и увидеть пикантную сцену. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности.

Сухие и поверхностные по живописи, полотна Грёза назойливо дидактичны и слезливы, а в его хорошеньких женских головках, в свое время необыкновенно популярных, слишком много желания нравиться и того, что позже стали называть мещанской красивостью. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. К достоянию, полученному им непосредственно от предшественников, он прибавил еще изумительное владение светотенью, приобретенное им в изучении Корреджо и Рембрандта. Это обессиленное искусство, это искусство все еще блестящей, но умиравшей культуры. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу.

Все изображение полно движения и непосредственного чувства. За свою жизнь художник создал большое число замечательных произведений (более 550 картин), однако среди них есть такие, которые заслуживают особого внимания, так как именно они являются теми самыми произведениями, которые делают лицо художника для ценителей прекрасного всех стран и даже всех времён. Стиль рококо подразумевает сентиментальность. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Шардена и Ф. Буше в Париже.

Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.

В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Последнюю версию подтверждает и прежнее название картины, которое звучит как «Тайная страсть». Сперва ученик Ж. -Б. И все же в общем Фрагонар упадочник среди упадочников.

Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». Но все под его кистью приобретало несколько утрированный, почти болезненный характер.

В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Характерной стилистикой для Фрагонара был стиль Рококо. Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. Он бывал поэтичен и романтичен, как Ватто (особенно в пейзажах), он любил передавать жизнь счастливых поселян, подобно Ланкре, он не брезгал самыми рискованными эротическими сюжетами, следуя в этом своему учителю Буше. Характерно уже одно то, что здесь представлены как бы чертоги самого сладкого аромата, са мого женственного цветка.

Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Этот поворот был стремителен и резок. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской.

В живописи он достиг потрясающих результатов и стал одним из самых заметных художников XVIII-XIX вв. Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры. Шардена, а потом Франсуа Буше. Одной из самых замечательных картин Жана-Оноре Фрагонара является «Поцелуй украдкой».

Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана.

Описание картины 
«Поцелуй украдкой»

Описание картины «Поцелуй украдкой»

К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Через полуоткрытую дверь видна общая зала, где собрались гости.

В тихой, полутёмной комнате юноша украдкой целует девушку. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Всё происходящее на полотне происходит в маленькой комнате.

Картина Поцелуй украдкой – Фрагонар

Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график. Искусство последнего гения французской живописи XVIII века Фрагонара (1732 — 1806) ведет свое начало от всех этих предшественников.

Он перестал писать, зато стал хранителем Лувра. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние.

Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Учился у Ж. Б. С.