Под Плевной Верещагин
Картина Верещагина «Под Плевной» является частью Балканской серии полотен, которые Верещагин создавал с 1878 по 1881 год. Под Плевной художника Василия Верещагина на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене. Полотно Верещагина дает нам осознание и память значимого боя под Плевной.
Сражение под Плевной глазами русских художников
Но содержание этой картины далеко не сразу раскрывается зрителю. Смотрю, уж тащат назад под руки Куропаткина, бледного как полотно. На следующий день, 31 августа, турки, по словам Верещагина, «всеми силами навалились на белого генерала и прогнали его». Налево видна гора Святого Николая. Однако художественный язык Верещагина, мечтавшего «написать Священную историю в земной правде», некоторым современникам показался святотатством и выставленная в 1885 году в Вене, эта серия произвела шокирующее впечатление на публику, а в России ее показ даже был запрещен. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка».
Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Одному Богу известно, что пришлось пережить солдатам в то знаменательное время. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Или здесь еще прольется не раз кровь в жестоких сражениях.
- Верещагин: послание человечеству
- Верещагин «Под Плевной» Описание
- Описание картины Василия Верещагина «Под Плевной»
- Балканская серия в творчестве легендарного Верещагина
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Памяти воина и живописца Василия Верещагина
Так бывало и раньше на выставках Верещагина, на которых художник показывал не только картины, привезенные из поездок в чужие страны и малознакомые области России, но и богатейшие коллекции одежды, оружия, предметов обихода и народного творчества. Мать художника звали Анна Николаевна. Она была хорошо образованной женщиной, с детства приучавшая сына к чтению книг, особенно исторических. Верещагин рано стал интересоваться искусством. В местечке Шипка-Шейново 28 декабря 1877 года «белый генерал» дал бой туркам.
Там такое было, что они и сами едва ноги унесли». Но стоит перевести взгляд – и навстречу вам бежит смертельно раненный в атаке солдат, а с другой стороны – зловещая груда черепов «Апофеоза войны», центральной картины серии и самого известного полотна Верещагина. Ведь их несут на носилках. 850 вольнонаемных повозок и большое количество другого транспорта. Французы отступали по разоренной местности.
В то время как французская армия расположилась в Москве и ее окрестностях, русская сосредоточилась в лагере при Тарутине в Калужской губернии, отстоящем от Москвы на 166 верст. У дверей мечети (Дервиши) В 9 лет Василий поступил в морской кадетский корпус. Под «чепухой» он разумел искусство условное, основанное на мифологических представлениях, не отвечающее нынешнему уровню научных знаний, трезвому взгляду на жизнь. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Присев на свой складной стульчик, Верещагин начал зарисовывать вид горы с батареей, но «огонь был так силен, что, каюсь, я поминутно кивал и отклонялся головою от свистевших пуль, гранат, а временем и бомб, летавших с турецких батарей из-за горы». Причина этого лежит в ее построении.
Из известных батальных полотен, где турки изображены с одновременно с винтовками и карабинами является картина А. Н. Попова «Защита «Орлиного гнезда» орловцами и брянцами 12 августа 1877 года (события на Шипкинском перевале) — аналогичным был облик турецких солдат и под Плевной. Врата Тамерлана Помню, что выставка Верещагина, которого автор этих строк по глупости молодых лет считал «простым» баталистом, году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, буквально взорвала русскую общественность. Тысячи французов избивались или забирались в плен. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце.
Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. В одном из селений он повстречал знакомого американского корреспондента Мак-Гахана. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
- Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
- Турецкий гамбит художника Верещагина
- Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
- Глава четырнадцатая ПОСЛЕ ГОСПИТАЛЯ
В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. Не то, как люди воюют, а то, как они ведут себя на войне, как проявляют себя в тяжелых испытаниях, какие стороны их души раскрываются. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены».
Нет числа картинам и портретам, начиная с больших масляных полотен и кончая гравюрами изображающими Наполеона в разнообразнейшие моменты его полной грандиозных событий жизни, от самых счастливых и до самых несчастных. Столько дворцов. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект.
К числу лучших картин Верещагина этой серии бесспорно относятся две: «Перед атакой. Самым капитальным произведением Верещагина туркестанского периода явился цикл картин, объединенных под общим названием «Варвары» (художник называл этот цикл поэмой).
Еще в июле 1877 г. английский флот был введен в Дарданеллы. Наибольшую популярность среди них получили «Шипка-Шейново», более известное как «Скобелев под Шипкой», а также триптих «На Шипке все спокойно». В его творчестве нет торжественных маршей и красоты мундиров. Задний план занят палатками, где принимались все раненые.
- Верещагин – путешественник и воин
- Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
- Арт-уикенд в Москве: война и мир Василия Верещагина в Новой Третьяковке
- 10 самых страшных картин художника
- Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки
Вооружились чем попало. В тот момент измученые герои и сами еще не знали, последний ли это бой.
Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. Василий Васильевич Верещагин Не следует путать В. В. Верещагина с художником Василием Петровичем Верещагиным, немало потрудившимся на ниве исторической и религиозной живописи, но, как его брат Петр Петрович Верещагин, тоже художник (оба происходили из рода иконописцев, да еще и брат у них был художником, Митрофан), не достигших высот и славы баталиста Верещагина, о котором в траурной речи знаменитый художник Репин сказал: «Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. Все ужасы войны и бессмысленность происходящего виртуозно описаны в работах мастера. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. После падения Плевны Василий Васильевич, узнав, что отряд М. Д. Скобелева собирается идти через Балканы, решил присоединиться к «белому генералу», как называли Скобелева-младшего в войсках за любовь к белому цвету, проявлявшуюся не только в одежде — он и лошадь себе подбирал соответствующей масти.
Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Этого было мало. Картины Верещагина были суперпопулярными и скандальными уже при жизни мастера.
Выручил князь Суворов, обнявший меня и потащивший меня к себе: Земляк, земляк. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Русско-турецкая война и осада Плевны были отмечены огромными трудностями военного снабжения, которое при весьма темных обстоятельствах было возложено на «Товарищество Грегер-Гервиц-Коган». А Наполеон был такою личностью. Но по первоначальному замыслу она должна была называться «Торжество Тамерлана».
«До поздних сумерек, — с горечью вспоминал Верещагин, — бродил я по полю битвы, присматриваясь к физиономиям и позам убитых Некоторые еще держат ружья, а руки, по большей части у всех, так и остаются застывшими в том положении, как застала смерть, причем глаза открыты, зубы стиснуты». Только не видно того, молодого, смотрящего широко открытыми глазами в небо. На мой взгляд, Верещагин пытался наиболее точно и реалистично передать точность произошедших событий. Даже когда был успех. Однако Академию он не закончил.
Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Обучение Верещагина в Академии шло весьма успешно. Но разве генералам было до этого дело. Две картины – «Победители» и «Побежденные.
Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. Его, как и прочих «воздушных» эстетов, любивших рисовать «аполлонов и арлекинов», такая правда искусства, такие «тяжелые кошмары горячки» не могли не шокировать.
Упомянул о своих воюющих братьях: «Брат мой Сергей пишет мне, что контужен в голову и ранен пулею в руку Александру я, перед отправлением его в поле, прочитал приятельское наставление и потребовал, чтобы бравее и исправнее его не было казака в армии.
Участвовал в некоторых сражениях. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Эти призраки были солдаты Великой армии. В 1862 году им был представлен в Совет Академии эскиз на тему: «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получена вторая серебряная медаль.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Четыре работы из этой серии куплены в 1896 г. П. М. За время осады потери русских войск составили более 40 тысяч человек убитыми и ранеными.
Картина эта изображает солдата, раненного в грудь. Однако весной 1877-го, узнав о начале русско-турецкой войны, тотчас отправился в действующую армию, оставив свою парижскую мастерскую. После атаки. Десять полотен рассказывают о зимнем периоде войны, завершившимся победой на Шипке. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. В процессе работы над поэмой «Варвары» в мировоззрении Верещагина произошел существенный сдвиг.
Однако в Японии он не успел написать ни одной батальной картины, погибнув при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» в Порт-Артуре 31 марта (13 апреля) 1904 года спустя месяц службы. Как и другие корреспонденты больших английских и американских газет, Мак-Гахан ездил по позициям русских войск, по оценке Верещагина, «с большим комфортом»: «Кроме верховых лошадей для него, его помощника и прислуги, у него всегда была изящно устроенная повозка, на колесах летом, на полозьях зимой, заключавшая в себе решительно всё, от кладовой для провизии и вина до удобно раскладывающегося ложа для спанья».
Его палатки не вмещают огромного количества раненых искалеченных людей. Под Плевной» (1877–1878) и «После атаки. В конце войны был представлен к «Золотой шпаге», но от награды отказался, поскольку «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой». Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. После этой поездки им были написаны картины на евангельские сюжеты. Каждое цветовое пятнышко словно отражает часть имперского тамерлановского космоса, частицу построенного им и подчиненного ему мира, со своими красотой и ужасом.
Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Увеличивались заболевания и возникла угроза голода. Особенно тяжело приходилось во время ночлегов в горах на жестоком морозе. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург.
Земля вокруг сожжена и пропитана кровью. Кроме того, была развернута активная деятельность по организации коллективного международного посредничества (вмешательства) для заключения мира. Показав в картине «Перед атакой» поле боя перед началом сражения, в картине «После атаки» Верещагин изобразил последствия состоявшегося боя. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий.
Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, – эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки». С аналогичным недостатком в композиционных и колористических решениях мы встретимся и в других картинах Верещагина.
Это скифы. ». Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.
Вспоминая этот день, Немирович-Данченко писал: «28-го Скобелев повел войска на штурм Несколько редутов взяли штыками Кругом люди падали как мухи и посреди этого ада В. В. Верещагин, сидя на своей складной табуретке, набрасывал в походный альбом общую картину атаки Много истинного мужества и спокойствия нужно было для этого. » Бой завершился победой русских войск, но далась она очень нелегко. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Импрессионистические этюды еще мирной жизни японцев – это абсолютно иной Верещагин: по-восточному созерцательный, лиричный, медитативный. В план поэмы с самого начала входила картина известная в настоящее время под названием «Апофеоз войны» (1871).
Что за люди. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Солдаты, чтобы согреться, разводили костры. Осада и взятие Плевны русскими войсками стало одним из ключевых событий войны 1877-78 гг. Это, бесспорно, одна из лучших картин художника о Русско-турецкой войне.
А между тем давно ли. Лучшей из этих картин является «Торжествуют». Теперь он черпал вдохновение и творческие силы в величии и суровой красоте русского Севера. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара.
Новый Прометей, он слишком многого хотел. «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим» – значится на ее раме. Печально это безмолвное поле сражения и величавые белоснежные горы словно застыли в минуте молчания, которой чтут память погибших.
Сергей был ординарцем при Скобелеве-сыне. Верещагин: «Спуск был едва ли не труднее подъема местами лошадь уходила в снег по шею и я был искренне благодарен моему рыжему иноходцу за отчаянные усилия, с которыми он меня уносил из сугробов, ни разу не ткнувши меня носом в них». Так, центральная вещь туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделена текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Ведь казацкий конвой был рядом. » — ему хмуро ответили: «Да как же выносить. В одном из летних номеров журнала «Пчела» публиковались горестные репортажи о бесчинствах турок над телами противников, погибших в Шипкинском проходе 7 июля.
Вот тут-то и понадобились ему деньги. Это они сами. Интереснейшего человека, потрясающего живописца, отличного писателя, храбреца, награжденного Георгиевским крестом за то, что он, художник, водил солдат в атаки и спасал положение в осажденном Самарканде, за что солдаперы его, штафирку, Выручагиным прозвали. Немало повидал он на своем веку.
На основе материалов военных наблюдений, собранных художником в труднейших условиях и с постоянным риском для своей жизни им было создано большое количество картин изображающих различные эпизоды войны на Балканах. Везде валяется оружие.
К концу осады Плевны в ноябре в подвозе участвовало 26 тыс. Но неожиданно для всех Верещагин разрезал и сжег этот картон для того, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе», – как объяснял он свой поступок. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам. В них художник попытался передать характер «большой войны». Особняком стоит последняя, «Японская серия», созданная в 1903 – 1904 годах накануне Русско-японской войны, в которой художник и погиб. На обочине пыльной дороги расположился перевязочный пункт.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Во первых, Скобелев перевооружил свою дивизию винтовками «Пибоди-Мартини», которые были взяты в огромном количестве в арсеналах Плевны. Свидетельствам тому должны были явиться отрубленные головы русских воинов, водруженные на шесты. Этот замысел состоял в том, чтобы показать жестокость и изуверство феодальных обычаев.
«Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел.
Видно, что все ранение не помещаются в эти палатки, но им всем нужна помощь после битвы. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Это были его собственные слова. В 1863 году он сделал по этому эскизу большой картон сепией, удостоенный «похвалы Совета Академии».
Смертельно раненный. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя». К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. Вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и «высокое». Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин.
Ведь именно он приказывал обезглавливать всех поверженных и оставлять на месте брани такие победные «курганы». Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878). А затем, когда армия Наполеона стала отступать, народная война разыгралась здесь во всю ширь, показав в качестве наглядного урока всем будущим завоевателям мира, что значит вести войну, находясь в самой сердцевине враждебно настроенного народа. «Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем.
На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Интересно, чтобы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами – «После удачи» или «Торжествуют», но побывав на азиатских войнах. В письме художник упоминал, что незадолго до смерти Сергей был удостоен императором за храбрость Георгиевского солдатского креста, но не успел получить его.
Верещагин – художник легендарной судьбы и славы. Люди лежат под знойным солнцем и ждут, когда им смогут оказать помощь. В июне 1877 года получил тяжелое ранение, едва не скончался в госпитале, но отказался от отправки в тыл.
Некоторые крупные художники этого периода организационно не входили в Товарищество. На земле валялись письма с родины. Показывая войну с самой страшной, беспощадной стороны.
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. И вот началось поддержание в Москве порядка. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий художник И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее».
В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. «Мне, — писал художник, — он казался скромным, правдивым человеком и хорошим товарищем. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Он не мог совладать с необычайным охватившим его волнешем, не мог ничем заняться, ни на чем сосредоточиться, то принимался за работу, то вдруг бросал ее, нервно переходил из одной комнаты в другую и, не будучи в силах оторвать взор от страшной картины, восклицал: «Какое ужасное зрелище. Ты готов схватить одно из брошенных оружий и идти защищать свой народ. Зной солнца дополнительно приносит страдания и без того измученным солдатам. В полотнах, связанных с русской стариной, Православием, Верещагин не уступает Васнецову.
Картина так и называется «У гробницы святого. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля». Мало того, вынести с поля боя тело Сергея, чтобы похоронить его честь по чести, по христианскому обычаю, не представлялось возможным: место, где он погиб, уже было занято турками. Третьяковым – это было последнее его приобретение у Верещагина. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены.
Искусствоведы утверждают, что знаменитый Тамерлан – «автор» такого четкого и ясного символа изнанки войны. Знаменитым символом балканской серии стала картина «Апофеоз войны» (1870 – 1871) изображающая груду черепов в пустыне на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». И вот все растаяло исчезло, как дым. Полотно, показывающее бой под Плевной, четко дает нам осознать всю тяжесть тех дней. А после падения Плевны премьер-министр Англии Дизраэли даже решился объявить России войну, однако поддержки в кабинете министров не получил.
Небольшой героический русский отряд был перебит. Большинство лежат на улице и ждут своей очереди. По одной из версий, Верещагин написал картину под впечатлением от рассказа о казни правителем Кашгара европейского путешественника, отрубленная голова которого была водружена на вершину такой пирамиды. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые.
Штурм не удался. Так появляется серия этюдов изображающих деревянные церкви Севера. Он дал картине название «Апофеоз войны» и, по-видимому, передвинул ее с предпоследнего места, которое она должна была занять в серии, на последнее. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».
Он распадается на части – первая из них состоит из трех картин: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872). Если сейчас спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен, пожалуй, такой ответ: с героем фильма «Белое солнце пустыни» (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся зрителю поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: «Мне за державу обидно. », «Посмотрим, какой он, твой Сухов», «Таможня дает добро» и «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам. » Однако для людей, более сведущих и образованных, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной «Апофеоз войны», выставленной, как и некоторые другие шедевры художника, в Третьяковской галерее. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Кто-то из раненых сам в состоянии дойти до госпиталя, а кого-то приносят на носилках.
Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. «Я укрылся всем, что у меня было, — воскрешал в памяти эту ночь Василий Васильевич, — полушубком, буркою и одеялом, лег около самого костра и все-таки чувствовал, что медленно замерзаю как ни корчился, ни свертывался кренделем, ничего не помогало — пришлось оставить надежду на сон и, закуря сигару, ждать у костра рассвета, болтая с товарищами».
Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. У некоторых руки распластаны в стороны, у других — подняты вверх, так и окоченели. «Я подобрал все эти письма, заглянул в них и узнал, что это юноша из дворянской семьи с юга России, собиравшийся было служить в акцизном ведомстве, но, по объявлении войны, возгоревший желанием послужить родине на поле брани. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя.
Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом иначе картины мои будут не то».
На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. В этом смысле чрезвычайно характерной является картина «Смертельно раненный» (1873). Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре» и многие другие.
(Надо сказать, что сам Верещагин, при всей нелюбви к самодержавию, не одобрял террористических методов «Народной воли», но был возмущен жестокостью расправы. ) Однако, несмотря на масштабность полотна, оно не несет эмоциональной силы «Апофеоза войны» – отчасти потому, что толпа изображена со спины, что лишает картину определенного драматичного напряжения. Уже в серии 1871 – 1873 годов Верещагин поставил перед собой задачу изображения войны без прикрас, во всей ее суровой правде. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны.
Глядя на картину я видел, ровную местность, вокруг которой простираются невысокие горы. Жизнь и творчество Верещагина дают яркое тому доказательство. Именно его репортажи для газеты «Daily News», упоминает Верещагин, проникнутые сочувствием к болгарам, «притеснения и резню которых он так трогательно и живо описал», в известной степени послужили толчком к началу войны России с турками «за болгар». Душевное страдание и ужас обессилили его. Результатом этих двух поездок явилось огромное количество превосходных этюдов, рисующих архитектуру, типы людей и природу Индии.
Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Цитадель» – в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Осада Плевны велась в крайне трудных условиях начавшейся осенней распутицы. Изображен двор самаркандской крепости.
И действительно для французов уже наступали черные дни. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин.
Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Назовем несколько картин, входивших в палестинскую серию Верещагина: «Святое семейство», «Воскресение», «Пророчество» и другие. Ведь я Суворов. Выжженная желтая земля, которая покрыта сплошь раненными солдатами.
Смысл картины, задуманной художником как «Торжество Тамерлана», в процессе расширился, обретя вневременное звучание. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. В 1869 году он был в Туркестане вторично. Ужасно.
Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Над телом уже поработали мародеры: сняли сапоги, вывернули карманы. Действие следующей картины, названной художником «Торжествуют» (1871–1872), происходит в Самарканде на площади Регистан перед зданием медресе Шир-Дор. На лицах многих можно разглядеть боль. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.
И об этом тоже — свидетельство Немировича-Данченко: «В. Интерес к ней был огромен. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Верещагин сверххудожник, как и сверхчеловек». Еще одно мгновение.
Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Какое невероятное решение. Но чтобы писать под пулями, требовалось немалое мужество.
Работа над этой серией была прервана начавшейся в 1876 году русско-турецкой войной. К дулу пушек привязаны мятежники.
Но внимание зрителей поневоле обращено к другим — к тем, кто до этой победы не дожил. Василий Васильевич открылся не просто «смысловиком», пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм, к коему относился критично, полагая себя консервативным носителем русской реалистической школы.
Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.
На гневный вопрос художника: «Почему же не вынесли его. Следующие три картины переносят зрителя в стан победителей. Пестрота цвета, обусловленная характером точно передаваемой натуры, рассеивая внимание зрителя, также мешает ему сразу выделить в картине главное. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Наполеон оказался побежденным. Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II великий князь скончался в 1938 году от болезни ног – следствия ранений, полученных в 1904-м). Когда смотришь на эту картину, будто слышишь стон каждого кто еще не добрался до палатки с помощью их боль проходит через тебя и ты чувствуешь каждое пулевое ранение.
«Врата Тамерлана» – картина великой красоты и силы на ней изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Специально к выставке была отреставрирована картина «Казнь заговорщиков в России», которая на протяжении последних сорока лет хранилась в фондах Музея политической истории России.
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Вокруг этих костров, подложив под ноги сырую солому, кое-как прикрытую досками, солдаты и офицеры, покрытые грязью и копотью, сидели в креслах или лежали на шелковых диванах.
Впоследствии «Балканская серия» Верещагина составила около 30-ти картин. Художник изобразил войну без прикрас.
Ежедневно выбывали из строя до 200 человек. Среди них должен быть в первую очередь назван Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Однако далеко не все были способны воспринять трагическую, ничем не приукрашенную реальность верещагинских полотен.
Ведь дым и огонь еще свирепствуют в этих местах. Ваш близкий земляк. Несложно нам понять и то, что места в палатках для раненых всем не хватало. Участвовавший в походе Василий Иванович Немирович-Данченко писал: «Весь путь до Казанлыка мы сделали вместе, деля лишения этого удивительного перехода, который даже Мольтке не считал возможным».
Верещагин часто был в центре скандалов, его картины обливали кислотой, он сам жег некоторые холсты. Продолжают тему огромные полотна исторической «Трилогии казней» (1884 – 1887). Вот где открылось буйство красок, цвета.
В их числе: «Монастырь Хемис в Ладаке», «Посмертные памятники в Ладаке», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Раджпугур. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Дружным Ура.
Но радость победы испытывают не все. Эти палатки являются полевым госпиталем. Очерки Верещагина и Немировича-Данченко в чем-то перекликаются, дополняют друг друга. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Историки рассказывают, что шлюпки, спущенные с русских кораблей, сразу бросились подбирать плававших в воде людей. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.
Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.
Залитые солнцем площади и улочки Самарканда XIX века, бухарские солдаты и калмыцкий лама, дервиши в ярких нарядах – открывающая выставку «Туркестанская серия» (1867 – 1874) захватывает внимание обилием этнографических деталей среднеазиатского быта. Действие картины происходит на недавнем поле боя.
Спасало лишь безветрие. И еще одну любопытную деталь биографии энергичного и талантливого американца упоминает Верещагин: «Лишь немногие знали, что Мак-Гахан женат на русской, Елагиной из Тулы и сам он старательно скрывал это обстоятельство, дабы не подрывать в Европе и Америке веры в свои сообщения». Первая из них – «Представляют трофеи» (1871–1872) – дает понять, чем кончилось сражение, перипетии которого были показаны в трех картинах первой части. Все они были переколоты штыками.
Дети должны расти на родине. Россия оказалась непобедима. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Какого сорта был этот порядок, мы достаточно хорошо знаем по бесчисленным историческим свидетельствам, сохранившимся от того времени. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.
Надо полагать, что поездка на Святую землю мистически-духовным образом повлияла на внутренний мир Верещагина, слывшего личностью эгоцентрической, самодостаточной, однажды назвавшего себя «человеком экспромтов» и утверждавшего: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Вдали панорама дает нам понять, что бой окончен еще совсем недавно.
Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Но вот смерть неожиданно настигла солдата.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Василий Васильевич считал, что он непременно должен видеть и писать на полотнах и это — весь ужас, всю мерзость войны — но конечно же и горы, олицетворявшие для него красоту мира: «Всю дорогу до Балкан В. В. не расставался со своим альбомом, занося в него то особенный колорит снега, залежавшегося в овраге, то эффектные тоны солнечного освещения на вершинах гор, уже в самой Ловчи — точно морские волны — уходивших на юг к Балканам». Во-вторых, Скобелев используя магазины (склады) Плевны, обеспечил своих солдат теплой одеждой, а при движении к Балканам еще и дровами — вот таким образом двигавшаяся по одному из наиболее сложных участков Балкан — Иметлийскому перевалу 16-ая дивизия не потеряла ни одного человека обмороженным. Теперь с нескольких сторон слышу, что парень держит себя молодцом и с лихою сотнею своею посылается всюду, где нужда и опасность (он командует сотнею — прошу не шутить)». Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Результатом этих двух поездок явилось большое количество картин, написанных уже позже (1871–1872) в Париже, Ташкенте, Мюнхене и изображающих быт феодального Востока.
Что это значитъ. Заключительной картиной балканской серии является «Шипка – Шейново» (1877–1878). В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже.
Кто-то еще может сам передвигаться, но кому-то в этом бою повезло меньше. Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать. Немирович: «Поднявшись, утопая в снегах, спали в царстве мороза, спускались под огнем, по таким кручам, по которым пути назад не было». Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Жестокая правда войны выступает в этой картине в своем обнаженном виде.
Это, в первую очередь, полотна, посвященные трагическому третьему штурму Плевны – «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. И наконец, третья картина изображает эмира и его двор у гробницы святого, когда они благодарят «всевышнего» за одержанную победу. Таким образом, темой картины является тема победы, но решена она по-верещагински.
Ему не доложили об удаче атак частей под командой М. Д. Скобелева и А. Н. Куропаткина, продвинувшихся «очень далеко». Какие прихоти пригрезятся ему. Эту трудную экспедицию вспоминал и сам художник в очерке «Переход через Балканы». К сожалению, этому примеру Скобелева не последовали другие русские военачальники. Ваш, новгородский.
В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам.
Обезглавленные трупы, циничное глумление турок над павшими врагами, скорбная панихида на поле битвы, покрытом телами солдат. Пусто и мертво там, где прошла война. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой.
У кого было ружье, хотя бы плохенькое, шел с ружьем, у кого — топор, — с топором, другой брал косу, третий — медвежью рогатину, четвертый — нож иной просто толстую дубину и с таким разнокалиберным, примитивным оружием русские крестьяне, скрываясь по лесам, пробираясь по им одним известным тропам, выслеживали неприятеля. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Плевна.
Благодарят всевышнего». Лишь две одинокие фигуры возвышаются на этом мертвом поле – военный и священник, помахивающий кадилом, совершающий последний обряд над убитыми. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Наступило 6-е сентября. Колориты восточных тюрбанов и халатов, этот «Тадж-Махал», гигантские «Врата Тамерлана» («Двери Тимура»), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана – вызывали буквально стон у позднесоветской публики.
В день штурма Плевны, как установил Верещагин, Сергей, служивший ординарцем при М. Д. Скобелеве, был послан им с опасным заданием — «собрать и соединить один очень пострадавший пехотный полк», при выполнении которого он и был убит. Что принесет очередное его появление пред народом. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок.
В 1867 году Верещагин совершил свою первую поездку в Туркестан. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. В 1860 году он окончил Морской корпус и в том же году поступил в Академию художеств. Панихида» – были навеяны кровопролитными боями под Телишем.
С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Все соединилось, все сплотилось в ней в такую крепость, разрушить которую не хватило бы никаких человеческих сил и никакого таланта. Передовое русское искусство второй половины XIX века не исчерпывалось деятельностью передвижников. Штурм назначили на 30 августа — надо полагать, отнюдь не случайно. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Из них в Третьяковской галерее представлены: «Самаркандский зиндан» (подземная тюрьма), эскиз картины 1873 года, «Политики в опиумной лавочке», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Продажа ребенка-невольника» и другие.
Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло. Нет бога кроме бога».