Покорение Сибири Ермаком Описание

Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения.

Краткий рассказ о покорении Сибири Ермаком

Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. Один спасся и принес в Сибирь ужасную весть об избиении отряда, а другой – сам Ермак, услышав стоны, вскочил, успел своей саблей отбить убийц, кинувшихся на него, бросился с берега в Иртыш, думая спастись вплавь, но утонул от тяжести своих железных доспехов (5 августа 1584 г. ). Но наконец, ночью, тартары напали на него.

Давит серое небо на уже бегущих всадников. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». Так как он не был свидетелем и очевидцем тех событий, которые описывает. У каждого героя свое выражение лица, которое передает определенные эмоции.

Плен этого храброго и ретивого татарского витязя был ударом для Кучума. Оно определило дальнейший путь развития страны, расширило ее территорию и её богатства. Репин писал: Впечатление от картины так неожиданно могуче. Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника. Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани». Скоро затем погиб и сам Ермак. Начался страшный рукопашный бой.

Анализ легенды о 
покорении Сибири 
Ермаком

Анализ легенды о покорении Сибири Ермаком

Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Холодно, сыро. Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби. В ночь на 6 августа 1585 года Ермак погиб вместе с небольшим отрядом в устье Вагая.

Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска. Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски.

Начало покорения 
Сибири Ермаком

Начало покорения Сибири Ермаком

Георгию на казачьей хоругви. Нос ладьи Ермака врезается в плотную татарскую массу, подчёркивая, что она уже в смятении и готова обратиться в бегство. Родившийся в Сибири, Суриков всегда проявлял страстный интерес к ее прошлому. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по берегу убегают всадники. Чаще всего называют цифру «540». Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой.

Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства.

  • Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
  • Картина Покорение Сибири Ермаком, Суриков, 1895
  • Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком
  • Картина Покорение Сибири Ермаком Сурикова
  • Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова
  • Описание картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
  • Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша.

И. Е. Кузнецова отправился в Петербург. И так до рукопашного боя, который, кстати и происходит на заднем плане. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый.

  • Покорение Сибири Ермаком – История картины
  • Описание картины «Покорение Сибири Ермаком»
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири
  • Описание настроения картины Покорение Сибири Ермаком

На Тагильском перевале бойцы сами прорубали дорогу топором. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Ермак обошелся с ним очень приветливо. Казаки плыли вниз по Тоболу и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. О них Суриков не забывал никогда.

Люди Ермака отбили и это нападение, но у них было уже несколько убитых и почти все были переранены стрелами. На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет. Это случилось уже по смерти Грозного. Вот таким образом я уверена, что по крайней мере их работа произведена честно и качественно. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. «Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. Спать не пришлось: проговорили мы до утра.

На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме». В юности писал иконы по заказам. Это вот и есть то, что греки дали — сущность красоты. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше. Казаки передвигались по реке Чусовой до Уральских гор. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела.

  1. Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком 8 класс
  2. Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком
  3. Снаряжение похода Ермака: купцы Строгановы
  4. Комментарии – Покорение Сибири Ермаком

Шамшина, П. П. Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. Ошибки, конечно, могут быть у самого Витсена. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным.

О нраве и характере можно узнать из достоверных источников. Стучу в дощатую дверь. — «Войдите». Собрал он все свое войско. Истомленные казаки расположились отдохнуть на берегу и скоро заснули как убитые. Они помогли одному разбойнику, по имени Ермак Тимофеевич, оружием и припасами.

  • Гибель Ермака и окончание похода
  • Покорение Сибири Ермаком картина Сурикова
  • Васко да Гама: путешествие длиною в жизнь
  • Картина Покорение Сибири Ермаком (1891-1895)
  • Заказ паспарту в багетной мастерской
  • Заказ стекла в багетной мастерской
  • Заказ подрамников в багетной мастерской
  • Пластиковые рамки для фотографий
  • Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской

Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. Эту версию отверг уже Н. М. Карамзин, который, не отрицая происхождение Строгановых изЗолотой Орды, посчитал басней факт строгания. В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками. В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех. Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки.

Казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. В этом же году художник отправился на север Сибири— снова делать зарисовки остяков в 1894 году состоялась новая поездка в Тобольск и по Иртышу. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2.

  • Работа над этюдами и композицией
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Но мало, наверное, кто знает, что по этому поводу написано в книге Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария». Стучусь к ней.

Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины (размерами 10359 см). Казаки, видимо, его не ожидали.

Покорение Сибири 
Ермаком Тимофеевичем

Ему удалось покорить неприступную Сибирь. Нашел тип для Ермака». Весной они сплавились по реке Тагил. Вслед за казаками был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов.

Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Только благодаря бесстрашию и умению вести бой, Ермак побеждает в этой битве. Эта семья носит еще название мужик, то есть, крестьянин, преимущественно как почетное имя.

Одни стали говорить, что надо вернуться другие и сам Ермак иначе рассуждали. Ночь была бурная. Автор портретов и пейзажей.

Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. Городок Епанчи был разорен казаками.

Спокойно, без всякой суеты и торопливости казаки делают свое дело. Это костяные бусинки, нанизанные на железные прутики. Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления. В многоликой толпе выделяются казаки, с резко очерченным профилем, со сверкающими глазами.

Зато точно известна дата смерти – 6 августа 1585 года. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Но такие фантастические факты, как правило историки во внимание не принимают. Татары оказывали яростное сопротивление.

Царь России выдал за него собственную дочь. Дела Кучума были совсем плохи. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут».

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Царь был очень добр и щедро принял посольство, отправив с ними отряд из 500 стрельцов и 40 добровольных людей, но добрались они к Ермаку только лишь к концу 1584 года. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно.

Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. В Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. И хранился (хранится все еще возможно) в ленинградской библиотеке. Татары защищаются щитами и стреляют из луков, может быть, вот таким образом они и проигрывают. Он с ними наравне, в центре событий.

В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика. Царь позволил. Особое внимание уделяет Суриков разработке образов. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Знамена едва намечены. Казацкий отряд во главе с Ермаком теснит полка Кучума. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (1895). В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия.

Нашел тип для Ермака». Но, как гласит история, царь не отдавал приказы на завоевательный поход, однако отнесся к покорению Сибири казаками с большим воодушевлением: «Ермак же заочно своим государевым жалованным словом пожаловал и похвалил, так же и всех его товарищей атаманов и казаков И послал государь Ермаку с товарищами большое свое государево жалованье, сукна и золотые» (Есиповская летопись). Отдав должное мужеству и выдержке дружинников Ермака, показав суровую красоту их богатырских фигур и лиц, Суриков не скрыл от зрителя картины исторической правды. Оттуда, вверх по реке на расстоянии 25 верст стоит городок под названием Камассина.

Мощным клином врезается он во вражеские ряды. Тела его не могли найти.

В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем.

По реке Туре пошло люднее. Греческую красоту можно и в остяке найти. коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения. У историков вызывает сомнения, что поход организовывался с одобрения центральных властей. Строгановы уведомили об этом Ивана Грозного и челом ему били позволить им укрепиться за Уралом, держать для обороны и там огненный наряд (артиллерию) и на свой счет набирать добровольцев для борьбы с ханами Сибири.

Ветер бушевал на реке. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение. Татарские лучники оказали упорное сопротивление.

Под наконец тартарары, видимо уставшие убегать от грозного атамана, быстро разбили всю его дружину в количество 500 человек (жалко не сообщается о количестве жителей тех городов, которые так быстро захватил Ермак) и убили его самого. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде.

На вершине перевала казаки построили Кокуй-город и перезимовали там. Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра. Этот старый Строганов привез в Россию, как говорят, счеты или арифметику, которые они еще употребляют до сего дня. Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака.

Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. И каждый образ на переднем плане картины — будь то казак или вогул, эвенк, татарин — наделен глубоким индивидуальным своеобразием внешних и внутренних, психологических, черт. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Чистякова, Б. П.

На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Предположительно родился он или в 1531 или в 1534 или даже в 1542 году. Его люди мужественны и отважны, как и он сам. Оттуда примерно в 20 верстах, на левом берегу, стоит упомянутая Ермакова гора. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак. Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника.

Осенью 1582 г. после упорного штурма, во время которого блестяще проявилась вся военная хитрость казаков, небольшому войску Ермака удалось взять главное укрепление хана Кучума – Кашлык на реке Тобол. Много, конечно, уже написано на эту тему. Ремезовская летопись говорит о 5000 человек, которые отправились покорять Сибирь. Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре.

Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. В истории русского государства одно из важнейших событий – присоединение Сибири. Сурикову и здесь не изменила высокая объективность художника.

В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. «Далее, эти Строгановы были первыми, открывшими Сибирь. На общем фоне то здесь, то там «мерцают» яркие контрастные оттенки: блестят ружейные стволы, розовым облачком проступают вспышки выстрелов, алеет кровавое пятно на кафтане одного из казаковГлядя на картину «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, зритель не просто видит кровопролитную битву, а ощущает, что перед ним разворачивается событие, определяющее весь ход дальнейшей русской истории. Тут же, на расстоянии 30–40 верст, живут вогуличи или вогулы имеющие дома и жилища.

Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Лица его людей полны решимости и смелости. Почти вся земля на обеих сторонах реки принадлежит им. Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя. Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами, которые на двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей потом дано право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народцев (остяков, черемисы, ногаев и др. ).

Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Как всплеснет она руками. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Русским воинам плохо пришлось в Сибири: они терпели часто недостатки в жизненных припасах распространились между ними болезни случалось, что татарские князьки, притворившись сначала верными данниками и союзниками, губили потом отряды Ермака, доверившиеся им.

Живу за тысячи верст от центров, от жизни». В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. Работа велась на Оби и в Хакассии. Они дали залп из ружей. «Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». Написал порядочное количество.

Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. Они тащили суда в гору «на себе» иначе говоря, на руках.

Суриков использовал его ля одной из тем своего творчества. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Всю обстановку нагнетает мрачный пейзаж. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык).

Проснувшись, он намеревался бежать к своим судам на реке. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. После гибели Спиридона, произошедшей в 1395 году, родился у него сын, названный Кузьмой (Козьмой), который получил в память об обстоятельствах смерти отца фамилию Строганов (Строгонов).

«Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете». Они еще живут в этих краях. Лист подклеен с трех сторон. Так погиб Иван Кольцо с несколькими товарищами. Неудивительно, что В. И. Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо.

Во второй половине 1581 Ермак сформировал отряд в 540 воинов.

Дождь лил ливмя. Тартары случайно захватили его в плен и исстрогали его тело и так умертвили его ибо Строганов значит по-русски «строганный». Зритель ошеломлен этой невидальщиной. Утром подошел пароход.

У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча. Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много и всеми силами налегли на них.

Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. В истории Ермак представляется, как загадочная личность, которая во все времена интересовала историков, вот таким образом при изучении данной личности исследователи часто прибегают к использованию вводных слов: «видимо», «возможно» и т. п. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Так получилось, что я лично знакома с ее дочерью, которая оцифровала эту книгу с рукописей своей матери. Люди Ермака стреляют из огнестрельного оружия, вот таким образом они окутаны клубами дыма. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»).

Таких-то людей, готовых на все и надо было Строгановым. Кольцо). Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. Суриков увидел его в Оружейной палате.

Деревушка — несколько изб. Это было в 1574 году. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске. Иван Грозный милостиво одарил вестников, среди даров были две дорогие кольчуги для атамана. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком».

Голова Ермака, его указующая рука и хоругвь над ним разрушают композиционную диагональ, выступая за пределы пространства, отведенного казачьему воинству3. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. «Боярыня, говорит, Морозова.

Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул. На лицах нет и следа заботы о себе, тем менее — боязни но нет и показного героизма.

Воевода, присланный царем, умер от болезни.

Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар. Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири.

Гребнева. На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков. Он сделан на бумаге карандашом и акварелью. Вот таким образом людям пришлось нести струги по склону вверх. Книга была написана им в 17 веке. Татары из-за своей ограды пускали тучи стрел, но мало вреда причиняли русским удальцам наконец сами проломали свою засеку в трех местах и ударили на казаков.

Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Превратилось государство в величайшую державу по географическим меркам. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2. Цель посла была рассказать государю о полном разгроме хана.

Вот как выглядел первоначально пустынный берег. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. В ночь, когда Ермак был вынужден пристать к берегу на ночлег, на его отряд напало войско Кучума.

Дело становилось горячим. Длительная война со Швецией, Великим княжеством Литовским и Польшей, которая шла 25 лет и не выгодное подписанное перемирие со странами-соперницами совсем не радовала Грозного царя. По их выражению видно, что они ни за что не сдадутся и будут идти до победного конца. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. На данный момент историки не могут определить точную дату рождения.

Вдалеке виднеется город именно туда наверно держит путь Ермак со своим войском. Оказалось, что люди Ермака и здесь себя показали богатырями: несмотря на то что враги были в двадцать раз многочисленнее, казаки сломили их. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты.

Перед зрителем на полотне представлены две враждующие стороны готовые биться на смерть, картина насыщена движением масс враждующего народа, С левого фланга картины разношерстно разодетые донские казаки с христианскими православными флагами и регалиями. Великий историк Карамзин назвал этот отряд «малочисленной шайкой бродяг». В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Композиция вытянута по диагонали.

Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков— для образа есаула Ивана Кольца5. Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме. Тогда Строгановы решили нанять людей действительно искусных в ратном деле, которые могли бы не только оборонять границу, но и предпринять поход в Сибирь для захвата новых территорий. Но здесь движение еще сложнее и труднее для изображения, чем в «Морозовой». Издана еще при его жизни. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения.

Григория и Якова Строгановых уже не было в живых. Это совсем другой характер и темперамент. Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их.

С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке». Сражение в самом разгаре, однако результат предрешен. Ермак, казаки и служилые люди добрались вплоть до Тихого океана и закрепились на Камчатке. Греческую красоту можно и в остяке найти».

При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Слева представлен казачий авангард, который композиционно четко выделяется в картине. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Что-то явно не стыкуется в этом рассказе. Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой.

И Суриков очень тонко живописными средствами показал это. Учился в Академии художеств у П. М. Они хотели не только оборонить свои владения от набегов сибирского царя, но дать ему острастку, чтобы надолго отвадить от нападений.

Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума». Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели. Как почетный титул им позволено подписываться, когда они подают царю челобитные именем Сирота твой, что значит, как бы вассал, сирота, между тем как другие дворяне подписываются «холоп твой», что значит раб. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука.

Дым летает в воздухе и мы слышим шум выстрелов ружья. Все костюмы и образы прорисованы до мельчайших деталей. Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю.

Георгию на казачьей хоругви. Один экземпляр этой книги был подарен Петру 1. Проведал он, что Кучум собирается перехватить на пути бухарский караван, шедший в Сибирь. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу. Не выдержав проверку сибирской зимы, большое количество стрельцов погибло. Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье.

И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины. Как и в «Боярыне Морозовой», существо композиции «Ермака» — в движении. Мужчины в меховых одеждах, на головах меховые шапки. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться.

Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Понятно, как обрадовался этому Кучум, как торжествовали гибель Ермака все враги его. Кратное изложение сказанного: некий казак Ермак со своей дружиной, спасаясь от преследования царского правосудия, вышел на Строгонова и потребовал помочь ему спрятаться от преследования в Сибири. Наступила самое тяжелое время – зима 1584-1585 годов. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Дело продолжали их младший брат Семен и дети: Максим, сын Якова и Никита, сын Григория.

Ермак в 1582 отправил послов к царю во главе с доверенным лицом (И. Картина была посвящена событию, которое является одной из славных страниц Отечественной истории. Понял и я ее и тоже вначале молчал.

А потом за чаем как разговорились, как начала она расспрашивать, просит: «Говорите все: и какие дома в Петербурге и в Москве и как улицы называются и кто жив и кто умер. Раньше сибирские ханы искали покровительства московского царя, одно время платили ему даже ясак (дань) мехами, но последний хан Кучум выказал вражду к Москве, бил и брал в плен остяков, плативших ей дань а царевич сибирский Махмет-Кул ходил с войском на реку Чусовую проведывать пути к строгановским городкам, причем побил здесь много московских данников, жен и детей их забрал в плен. Этот Спиридон женился на родственнице московского князя Дмитрия Донского, но в дальнейшем попал в плен к татарам и за свое нежелание вернуться в прежнюю веру подвергся мученической кончине— хан приказал «привязать его к столбу, тело на нем изстрогать, а потом, всего на части изрубя, разбросать», что и «делом было тотчас исполнено». В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия. Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра.

Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. А неприятель был очень близок: с другой стороны реки подстерегал казаков. Увы, ничего хорошего это не принесло. Над головами русских реют христианские знамена с изображением на них Нерукотворного Спаса. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Царь послал самого Строганова с войском против этих тартар.

Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Воображение его потрясено. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином. Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу».